Урок - зачет по биологии "Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира" 11 класс
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме

Перевалова Наталья Ильинична

Урок - зачет по биологии "Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира". Обобщение материала по теме "Происхождение жизни на Земле. Работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-zachet_11_kl.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                                 МБОУ  ВЕСЕЛЕВСКАЯ  СОШ

                                       УРОК  - ЗАЧЕТ

                                        По биологии

                                         11  класс

«Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира»

                                                                                                            Учитель биологии

                                           

       

                                                                                                             Перевалова Н.И.

Урок - зачет по теме:  Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира

(с использованием дифференцирующего обучения)

Цель урока: 

создание условий для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся.

Задачи урока:

Когнитивные:

-систематизировать и обобщить знания о происхождении жизни;

-сформировать у учащихся представление об иерархии истории Земли и особенностях флоры и фауны разных этапов ее исторического развития;

-углубить знания об эволюционных закономерностях.

Развивающие:

-развитие у школьников  аналитических умений и навыков: анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей;

-формулировка проблемы, предложение путей ее решения.

Воспитательные:

-создать комфортные условия для положительной мотивации учебной деятельности.

Средства обучения: 

учебник, рабочая тетрадь, компьютер, набор ЦОР, карточки задания.

                                                              Ход урока

1.Проведение зачета.

Для проведения зачета выделяется 5-6 столов. Столам присваивается та или иная литера (А,Б,В,Г) и на каждом из них предлагается пять вариантов заданий (базовый и  повышенный уровень). При такой методике зачет одновременно сдают все обучающиеся и все получают по 5-6 оценок (от одной от каждого стола). Перед уроком учитель обеспечивает обучающихся чистым бланком для ответов, на котором указаны номера вариантов и последовательность выполнения работы.

 Ученик на этом бланке рядом с вариантом указывает свою фамилию. Время выполнения задания составляет 5 - 7 мин. Обучающиеся выполняют задания письменно. Кроме этого, возможно выполнение каждого задания на отдельном бланке, на котором указаны фамилия, литера стола и свой вариант.

Стол А (повышенный уровень)

1 вариант

Из перечисленных названий организмов и биологических явлений определите:

1. Чем объясняется сходство личинки насекомого с кольчатыми червями?

2. Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам между растениями и животными?

2 вариант

Из  перечисленных названий организмов и биологических явлений определите:

1. Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам между рыбами и земноводными?

2. Кто из перечисленных организмов относится к ископаемым переходным формам между пресмыкающимися и млекопитающими?

3 вариант

Из  перечисленных названий организмов и биологических явлений определите:

1. Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам между пресмыкающимися и млекопитающими?

2. Кто из перечисленных организмов относится к ископаемым переходным формам между водорослями и папоротниками?

4 вариант

Из  перечисленных названий организмов и биологических явлений определите:

1. Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам между пресмыкающимися и птицами?

2. Чем объясняется сходство головастика с лягушкой?

5 вариант

Из  перечисленных названий организмов и биологических явлений определите:

1. Кто из перечисленных организмов относится к живым переходным формам междупозвоночными и беспозвоночными?

2. Кто из перечисленных организмов относится к ископаемым переходным формам между рыбами и земноводными?

Предлагаемые варианты ответов:

А) Утконос, Б) Археоптерикс, В) Стегоцефал, Г) Латимерия, Д) Ланцетник, Е) Зверозубые ящеры, Ж) Эвглена зеленая, З) Псилофиты, И) Ехидна, К) Биогенетический закон.

Стол Б (повышенный уровень)

1 вариант

Впишите в таблицу буквы соответствующие ароморфозам и раскройте их значение

Организм

Ароморфоз

Значение ароморфоза

Псилофиты

Мхи

Папоротники

Хвойные

Цветковые

А – возникновение цветка и плода

Б – появление покровной, механической, проводящей ткани

В – возникновение семени

Г – появление корневой системы

Д – появление стебля и листьев

 2 вариант

Впишите в таблицу буквы соответствующие ароморфозам и раскройте их значение

А – появление в яйце защитных оболочек и увеличение запаса питательных веществ

Б – возникновение легочного дыхания

В – возникновение хорды

Г – появление роговых покровов

Д – появление костных челюстей

Организмы

Ароморфозы

Значений ароморфоза

ланцетник

рыбы

земноводные

пресмыкающиеся

птицы

3 вариант

Впишите в таблицу  название типа или класса животных, у которых произошли изменения, и укажите значение ароморфозов:

Ароморфозы

Тип или класс

Значений ароморфоза

Хорда

Черепная коробка

Пятипалая конечность

Роговые покровы тела

Перья

4 вариант

Впишите в таблицу  название типа или класса животных, у которых произошли изменения, и укажите значение ароморфозов:

Ароморфозы

Тип или класс

Значений ароморфоза

Двусторонняя симметрия тела

Расчленение тела на сегменты

Хитиновый покров

Внутренний скелет

5 вариант

Впишите в таблицу  название типа или класса животных, у которых произошли изменения, и укажите значение ароморфозов:

Ароморфозы

Тип или класс

Значений ароморфоза

Легочное дыхание

Внутреннее оплодотворение

Два круга кровообращения

живорождение

Стол В (базовый уровень)

1 вариант

 В какой схеме правильно показано место земноводных в эволюции позвоночных?

А)

Млекопитающие                                                                птицы

                Земноводные                            пресмыкающиеся

                                            Рыбы

Б)    

Птицы                                                 Млекопитающие

                            Земноводные

                            Пресмыкающиеся

                             Рыбы

В)

 Птицы                                               Млекопитающие

                          Пресмыкающиеся

                          Земноводные

                          Рыбы

2 вариант

 В какой схеме правильно показано место пресмыкающихся в эволюции позвоночных?

А)                                        Млекопитающие

                                            Птицы

                                            Земноводные

                                            Пресмыкающиеся

                                            Рыбы

Б)                            

 Птицы                                               Млекопитающие

                          Пресмыкающиеся

                          Земноводные

                          Рыбы

В)

Млекопитающие                                              птицы

                           земноводные

                          пресмыкающиеся

                          Рыбы

3 вариант

 В какой схеме правильно показано место птиц в эволюции позвоночных?

А)                                        Млекопитающие

                                            Птицы

                                            Земноводные

                                            Пресмыкающиеся

                                            Рыбы

Б)                            

 Птицы                                               Млекопитающие

                          Пресмыкающиеся

                          Земноводные

                          Рыбы

В)

                                    Птицы

                                    Млекопитающие

                                    Пресмыкающиеся

                                    Земноводные

4 вариант

 В какой схеме правильно показано место млекопитающих в эволюции позвоночных?

А)                                        Млекопитающие

                                            Птицы

                                            пресмыкающиеся

                                            земноводные

                                            Рыбы

Б)                            

 Птицы                                               Млекопитающие

                          Пресмыкающиеся

                          Земноводные

                          Рыбы

В)

                   птицы                                          млекопитающие

                   пресмыкающиеся                       земноводные

                                                   рыбы

5 вариант

Определите правильную последовательность этапов эволюции хордовых?

А)                                        Млекопитающие

                                            Птицы

                                            пресмыкающиеся

                                            земноводные

                                            Рыбы

Б)                            

 Птицы                                               Млекопитающие

                          Пресмыкающиеся

                          Земноводные

                          Рыбы

В)

                   птицы                                          млекопитающие

                   пресмыкающиеся                       земноводные

                                                   рыбы

Стол Г (базовый уровень)

1 вариант

Определите, на какой схеме правильно показано место папоротников в эволюции растительного мира?

А)

Покрытосеменные                                             голосеменные

                                         Папоротники

                                              Мхи

                                              Водоросли

Б)

                                         Голосеменные

                                         Покрытосеменные

                                         Мхи

                                         Папоротники

                                         Водоросли

В)

                Покрытосеменные

                                 Голосеменные

                                               Папоротники                      мхи

                                                                       Водоросли

2 вариант

Определите, на какой схеме правильно показано место мхов в эволюции растительного мира?

А)

Покрытосеменные                                             голосеменные

                                         Папоротники

                                              водоросли

                                              мхи

Б)

                                         Голосеменные          Покрытосеменные  мхи

                                                                Папоротники

                                                                Водоросли

В)

                Покрытосеменные

                                 Голосеменные

                                               Папоротники                      мхи

                                                                       Водоросли

                                                                       Водоросли

3 вариант

Определите, на какой схеме правильно показано место голосеменных в эволюции растительного мира?

А)

Покрытосеменные                                             голосеменные

                                 Папоротники           мхи

                                                       Водоросли

                                                       мхи

                                             

Б)

                                         Голосеменные          

                                        Покрытосеменные  

                                                  мхи

                                           Папоротники

                                           Водоросли

В)

                Покрытосеменные

                                 Голосеменные

                                               Папоротники                      мхи

                                                                       Водоросли

4 вариант

Определите, на какой схеме правильно показано место покрытосеменных в эволюции растительного мира?

А)

Покрытосеменные                                             голосеменные

                                                      Папоротники          

                                                       Водоросли

                                                       мхи

                                             

Б)

                                         Голосеменные          

                                        Покрытосеменные  

                                                   мхи

                                           Папоротники

                                           Водоросли

В)

                Покрытосеменные

                                 Голосеменные

                                               Папоротники                      мхи

                                                                       Водоросли

5 вариант

Определите правильную последовательность этапов эволюции растительного мира?

А)

Покрытосеменные                                             голосеменные

                        Папоротники                      мхи  

                                                       Водоросли

                                             

Б)

                                         Голосеменные          

                                        Покрытосеменные  

                                                   мхи

                                           Папоротники

                                           Водоросли

В)

                Покрытосеменные

                                 Голосеменные

                                               Папоротники                      мхи

                                                                       Водоросли

Стол Д

 1 вариант(повышенный уровень)

Выберите правильный ответ

1. Возраст Земли:

А) 3 млрд. лет, Б) более 4,6 млрд. лет, В) 4,6 млн. лет

2. Какие реакции могли привести к образованию полимеров?

А) конденсации, Б) окислительно – восстановительные, В) нейтрализации

3. Выход растений на сушу произошел в:

А) ордовике, Б) силуре, В) девоне

4. Основным ароморфозом, позволившим растениям освоить сушу, является:

А) дифференциация тканей, Б) появление корня, В) размножение спорами

5.Первые рептилии появились в периоде:

А) в каменноугольном, Б) в юрском, В) в триасовом.

2 вариант(повышенный уровень)

Выберите правильный один ответ

1. Какую форму имели первые прокариоты?

А) амебообразную, Б) палочкообразную, В) шарообразную

2. Какой процесс в ходе эволюции возник раньше?

А) фотосинтез, Б) дыхание, В) брожение

3. Первичными наземными споровыми растениями были:

А) мхи, Б) папоротники, В) псилофиты

4. В какую эру возникла жизнь?

А) протерозойскую Б) архейскую В) кайнозойскую

5. Животными, которые первыми вышли на сушу были:

А) земноводные Б) членистоногие, В) пресмыкающиеся

3 вариант (повышенный уровень)

Выберите правильный один ответ

1. Жизнь на Земле возникла:

А) на суше, Б) в космосе, В) в первичном океане

2. По типу питания первые организмы на Земле были:

А) автотрофами, Б) гетеротрофами, В) миксотрофами

3. Обмен веществ первых организмов на Земле осуществлялся:

А) в бескислородной среде, Б) в кислородной среде, В) как в кислородной так и в бескислородной среде.

4. Появление различных форм и окрасок цветков связано с:

А) биопрогрессом  Б) ароморфозом В) идиоадаптацией.

5. Расцвет папоротников наступил:

А) в карбоне, Б) в силуре, В) в юре.

4 вариант (базовый уровень)

 Выберите правильный ответ

1. жизнь возникла на Земле:

А) 3,5 млрд. лет, Б) 2,5 млрд. лет, В) 3,5 млн. лет

2.первыми биополимерами на Земле  могли стать?

А) белки, Б) нуклеиновые кислоты В) углеводы

3. Представителей какого класса нельзя было «встретить» в палеозое?

А) пресмыкающихся, Б) земноводных, В) птиц

4. В какую эру млекопитающие заняли господствующее положение?

А) мезозой, Б) палеозой В) кайнозой

5. Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира?

А) вирусов, Б) бактерий, В) водорослей.

5 вариант (базовый уровень)

Выберите правильный ответ.

1. Самозарождение жизни в настоящее время на Земле является маловероятным, так как:

А) излучение солнца губительно действует на живые организм,  Б) на Земле мало действующих вулканов, В) ныне существующие организмы использовали бы в качестве пищи вещества, из которых могла бы возникнуть жизнь.

2. Значительную роль в возникновении жизни сыграла способность нуклеотидов:

А) образовывать в водных растворах мембранные структуры;

Б) кодировать информацию

В) обеспечивать синтез органических веществ из неорганических.

3. Впервые семена стали размножаться:

А) голосеменные, Б) семенные папоротники, В) покрытосеменные.

4. Какое время называют «Веком динозавров»?

А) триас, Б) юра, В) карбон

5. Какую эру называют «Веком млекопитающих»?

А) мезозой, Б) палеозой, В) кайнозой.

2. Обсуждение и подведение итогов.

3. Рефлексия

4. Домашнее задание: подготовить презентацию по теме: «История живой природы Московской области»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Гипотезы о возникновении жизни на Земле"

Презентация предназначена для использования на уроке биологии в 11 классе по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле". В работе рассматриваются 6 основных гипотез. Работа с презентацией предполага...

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

в данной разработке урока дана технологическая карта урока в соответствии с требованиям ФГОС...

разработка урока по теме"Среды жизни планеты Земля" 5 класс

урок разработан в соответствии  с требованиями ФГОС...

Условия жизни на Земле Среды жизни на Земле и экологические факторы 9 класс По УМК И.Н. Пономаревой.

Среда обитания  (окружающая среда)•это все то, что окружает живой организм (совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, а также деятельность человека) и прямо или косвенно вли...

Презентация к уроку природоведения Как идёт жизнь на Земле.

Презентация к уроку природоведения в 5 классе по программе И.Н. Пономарёвой Как идёт жизнь на Земле....

Открытый урок по биологии "Происхождение жизни на Земле"

Методическая разработка открытого урока "Происхождение жизни на Земле"...

Урок №29 «Проблема существования жизни вне Земли. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями» курс астрономии 11 класс

В рамках дистанционного обучения составлен план занятий для учащихся на платформе РЭШ по курсу астрономии 11 класс...