Подготовка к ЭГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) по теме

Куренкова Валентина Степановна

Материалы части А, Б,С с ответами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partc.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Задания части «С»    

ВАРИАНТ 1

С 1. Какие особенности развития помогли растениям завоевать сушу?

Элементы ответа:

1. Появление органов, выполняющих определенные функции.

2. Появление специализированных тканей.

3. Возникновение цветка и семени.

4. Уменьшение зависимости размножения организма от воды.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

2 балла.                                                                                                         
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1 балл.

Ответ неправильный или отсутствует

0 баллов.   

 Максимальный балл- 2.

С 2.

Прочтите текст. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, и объясните их.

1. Дышат растения только днем, на свету. 
2. В то же самое время происходит и фотосинтез. 
3. Углекислого газа при фотосинтезе растения поглощают гораздо больше, чем выделяют при дыхании.

4. во время фотосинтеза растения используют энергию органических веществ, накопленных ими. 
5. Во время дыхания они используют энергию света. 
6. Так же как и животные, растения погибают при прекращении дыхания.

Элементы ответа:  

 Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 5.

1. Растения дышат круглосуточно. 
4. В процессе фотосинтеза растения используют энергию солнечного света. 
5. В процессе дыхания растения используют энергию органических веществ, созданных в процессе фотосинтеза.

В ответе указаны и исправлены все три ошибки
3 балла

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки, ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них.
2 балла.

В ответе указана и исправлена 1 ошибка, ИЛИ указаны 2 – 3 ошибки, но исправлена 1 из них
1 балл.    

 Ошибки не указаны, ИЛИ указаны 1 – 3 ошибки, но не исправлена ни одна из них.         

Ответ неправильный или отсутствует - 0 баллов  

Максимальный балл-3.

С3.

 Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

Элементы ответа:

1. возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите  от испарения;

2. появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;

3. развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;

4. образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.        

Ответ включает не менее 3-х элементов (особенности и их обоснование), не содержит биологических ошибок
3 балла.

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки
2 балла.

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки 
1 балл.

Ответ неправильный
0 баллов.

Максимальный балл-3.

С 4.

Опишите развитие печеночного сосальщика

Элементы ответа:

Печеночный сосальщик: яйцо — хвостатая личинка — циста — взрослая особь. 
Максимальный балл-3.

С 5. 

В процессе трансляции участвовало 30 молекул т-РНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

Элементы ответа:

1. одна т РНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно,

 30 т-РНК соответствуют 30 аминокислотам, и белок состоит из 30 аминокислот;

2. одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, 30 аминокислот  кодируют 30 триплетов;

Максимальный балл-3.

C6

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

 ответ:

1) оплодотворение у цветковых растений двойное, так как в нем участвуют два спермия: один сливается с яйцеклеткой, а другой с диплоидной центральной клеткой зародышевого мешка (женского гаметофита).

2)  клетки зародыша семени имеют диплоидный набор хромосом – 2 n, так как  зародыш  развивается из зиготы. Зигота – это  яйцеклетока зародышевого мешка   цветкового растения, оплодотворенная спермием (n + n = 2n).

3)  в клетках  эндосперма семени цветкового растения   триплоидный набор хромосом   -3 n  (только у цветковых растений, так как у голосеменных эндосперм семени гаплоидный, то есть  n).  

Триплоидность эндосперма семян цветковых растений связана с тем, что он образуется после оплодотворения (вторым спермием) так называемой центральной клетки зародышевого мешка, образованной от слияния двух женских ядер.

Вариант 2

C1

 

Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами.

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1)     при использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много неподросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство;

2)     травление или глушение взрывчатыми веществами – хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно.

 

Ответ включает 2 названные выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ  включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                          Максимальный балл

2

  

 

C2

 

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними. 2. Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты. 4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы. 5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1)     2 – среди грибов есть и одноклеточные, например, дрожжи;

2)     3 – по типу питания среди грибов отсутствуют автотрофы (так как их клетки не имеют хлорофилла);

3)     4 – клеточные стенки грибов состоят из хитина, а не из целлюлозы.

 

В ответе указаны и исправлены все три ошибки

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки, ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка, ИЛИ указаны 2-3 ошибки, но исправлена 1 из них

1

Ошибки не указаны, ИЛИ указаны 1-3 ошибки, но не исправлена ни одна из них

0

Максимальный балл

3

 

  

 

C3

 

Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1)     возникновение покровной ткани – эпидермиса с устьицами, способствующей защите от испарения;

2)     появление слабо развитой проводящей системы, обеспечивающей транспорт веществ;

3)     развитие механической ткани, выполняющей опорную функцию;

4)     образование ризоидов, с помощью которых они закреплялись в почве.

 

Ответ включает не менее 3-х элементов (особенности и их обоснование), не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                          Максимальный балл

3

 

  

 

C4

 

Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут  уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1)     численность насекомоопыляемых растений резко сократится, так как растительноядные насекомые являются опылителями растений;

2)     резко сократится численность или исчезнут насекомоядные организмы (консументы II порядка) из-за нарушения цепей питания;

3)     часть химических веществ, которыми уничтожали насекомых, попадет в почву, что приведет к нарушению жизнедеятельности растений, гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

 

Ответ включает все названные выше элементы (изменения и их обоснования), не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                          Максимальный балл

3

 

   

C5

 

В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Элементы ответа:

1)     одна тРНК транспортирует одну аминокислоту, следовательно, 30 тРНК соответствуют 30 аминокислотам, и белок состоит из 30 аминокислот;

2)     одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, значит, 30 аминокислот кодируют 30 триплетов;

3)     количество нуклеотидов в гене, кодирующем белок из 30 аминокислот, 30 х 3 = 90.

 

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                          Максимальный балл

3

 

C6

 

При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

 

Ответ:

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

1)     генотипы родителей:
пурпурный стебель, красные плоды – AABb (гаметы: AB иAb); 
зеленый стебель, красные плоды –aaBb (гаметы aB и аb);

2)     генотипы потомства в F1: AaBB, AaBb, Aabb;

3)     соотношение генотипов и фенотипов в  F1
пурпурный стебель, красные плоды – 1 AaBB : 2 AaBb
пурпурный стебель, желтые плоды – 1 Aabb.

 

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

                                                                          Максимальный балл

3

  Вариант 3 

C1.

Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaСl). Поясните, почему.

         

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)        Баллы

Элементы ответа:

1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления;

2) концентрация физиологического раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови.

Ответ включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок.        2

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.        1

Ответ неправильный.        0

Максимальный балл        2

         

C2.

Какие элементы строения наружной клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют?          

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)        Баллы

Элементы ответа:

1) 1 – молекулы белков, они выполняют функции: структурную и транспортную;

2) 2 – бимолекулярный слой липидов, отграничивает внутреннее содержимое клетки и обеспечивает избирательное поступление веществ;

3) 3 – гликокаликс (гликопротеидный комплекс), обеспечивает соединение сходных клеток, выполняет рецепторную (сигнальную) функцию.

Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок.        3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.        2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.        1

Ответ неправильный.        0

Максимальный балл        3

         

C3.

Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?

         

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)        Баллы

Элементы ответа.

Гиподинамия приводит к:

1) понижению уровня обмена веществ, увеличению жировой ткани, избыточной массе тела;

2) ослаблению скелетных и сердечной мышц, увеличению нагрузки на сердце и снижению выносливости организма;

3) застою венозной крови в нижних конечностях, расширению сосудов, нарушению кровообращения.

Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок.        3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.        2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.        1

Ответ неправильный.        0

Максимальный балл        3

         

C4.

В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3-х доказательств.

         

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)        Баллы

Элементы ответа.

Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нём:

1) отсутствуют продуценты;

2) отсутствуют редуценты;

3) отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания.

Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок.        3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.        2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.        1

Ответ неправильный.        0

Максимальный балл        3

         

C5.

Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.

         

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)        Баллы

Схема решения задачи:

1) согласно принципу комплементарности во второй цепи ДНК содержится нуклеотидов: А – 100, Т – 300, Г – 200, Ц – 150; в двух цепях ДНК содержится нуклеотидов: А – 400, Т – 400, Ц – 350, Г – 350;

2) информацию о структуре белка несет одна из двух цепей, число нуклеотидов в одной цепи ДНК равно 300 + 100 + 150 + 200 = 750;

3) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, поэтому в белке должно содержаться 750 : 3 = 250 аминокислот.

Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок.        3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.        2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.        1

Ответ неправильный.        0

Максимальный балл        3

         

C6.

Признаки, определяющие группу крови и резус-фактор, не сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантная аллель IA, третью группу (В) определяет доминантная аллель IB, а четвертую (АВ) – две доминантные аллели IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У отца четвертая группа крови и отрицательный резус, у матери – первая группа и положительный резус (гомозигота). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявится в этом случае?        

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)        Баллы

Схема решения задачи:

1) генотипы родителей: матери – i0i0 RR (гаметы i0R), отца – IAIB rr (гаметы IAr, IBr;);

2) возможные генотипы детей:

вторая группа, положительный резус – IAi0Rr,

третья группа, положительный резус – IBi0Rr ;

3) так как отец моногетерозигота по группе крови, то у него образуется два типа гамет, в данном случае проявляется закон независимого наследования признаков (Менделя).

Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок.        3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки.        2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.        1

Ответ неправильный.        0

Максимальный балл        3

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...