Открытый урок "Внешнее строение корня. Виды корней"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Румянцева Светлана Георгиевна

Открытый урок для учителей. Используются элементы теории критического мишления. Для получения сертификата

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren.docx54.37 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Мостовская СОШ

 им. С. Козлова

Тема урока: «Внешнее строение корня. Виды корней».

(с использованием элементов технологии критического мышления)

Учитель биологии

Румянцева С.Г.

Тема урока: Внешнее строение корня. Виды  корней.

                                                                                                                      Эпиграф урока:

                                                                «Как ни тонок, неприметен под землёю корешок,

                                                                  но не может жить на свете без него любой цветок!»

                                                                                                                                  (В. Жак).

Цель урока: формирование знаний о внешнем строении корней и типах корневых

                           систем.

Тип урока: урок-исследование.

Задачи урока:

             -репродуктивные: сформировать знания о  видах корней и типах корневых

               систем ;

             -продуктивные:  раскрыть  значение корней в жизни растений; научить

              сравнивать  стержневые и мочковатые корневые системы; выработать умение

              составлять «кластер»;

      -творческие: выработать умение распознавать на натуральных объектах типы                                                                                                                    корневых систем; выполнить лабораторную работу №6; прогнозировать

               результаты пикировки, окучивания, моделировать геотропизм;

              -развивающие:  сформировать у учащихся умение разъяснят

               особенности строения  корня и корневых систем; развивать навыки работы с                                                              

               биологическими терминами, учебником; анализировать результаты своей                        

               деятельности и делать выводы; развивать творческое мышление монологическую

               речь.

              -воспитательные: осуществлять сотрудничество в ходе практической работы по    

               изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня  

               проростка; убедить в необходимости бережного отношения к зелёным растениям,    

               к природе.

  Методические приемы: 

- использование методик критического мышления: «Корзина», «Кластер», Инсерт»  

 - логические приемы: анализ, сравнение, синтез, обобщение;

  -организационные: фронтальная работа преподавателя с классом и    самостоятельная  работа учащихся;

 - технические: раздача лабораторного материала и оборудования.

Оборудование: 

           - проростки фасоли с развитыми корнями, луковицы с корнями (на каждый стол);          

            укоренившиеся  черенки тополя; гербарии, влажный препарат

            «клубеньковые бактерии».

           - таблица " Типы корневых систем»;

           - учебник И.Н. Пономарева,  О.А. Корнилова,  В.С. Кучменко Биология 6 кл.

Формируемые понятия: 

        корневая система,

        главный корень,

        боковые корни,

        придаточные корни,

                   Ход урока.

Вызов.  Вводная часть.

1.Анализ ошибок в проверочной работе.

2.Актуализация знаний.

 -Какие растения относятся к  высшим?

 -Дайте определение понятию орган.

 -Назовите главные вегетативные органы растения ( корень, побег ).

3. Записываем тему урока в тетрадь. Задачи урока.

Осмысление.  Изучение новой темы.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!        

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок,

Но не может жить на свет

Без него любой цветок!

1.   «Корзина» идей , понятий, имен…         МКМ*

-Что вам известно о корне?

   

         ( есть у всех растений,   бывает зачаточным,                                  ( В ходе урока эти разрозненные в сознании

некоторые едят, бывают разными, питают растение,                               ребенка факты связываются в логические

длинные, сорняки, нужны растениям, держат в земле )                                  цепи)

 2.Значение корня в жизни растения (беседа).

- почему правильно нужно говорить не корень, а корневая система?

- находим сходство и отличие корневых систем;

- подключаем ассоциативное мышление (ручка, мочка уха), закрепляем новые термины;

- закрепляет растение в почве (якорь);

- поглощает воду с минеральными веществами из почвы -почвенное питание (насос);

- накапливает питательные вещества (кладовая);    

- симбиотические связи, клубеньковые бактерии( демонстрация влажного препарата);

- вегетативное размножение(демонстрация укоренившиеся  черенки тополя);

В ходе беседы учащиеся составляют  «Кластер»                      МКМ*

(с целью структурирования учебного материала)

                     якорь                        запас                     насос

(удерживает растение в почве)        (накопление питательных )       (всасывает из почвы питательные)

                                                                      веществ                                             вещества

                                           

                                             

                                     к о р е н  ь

                                          

                                         

                                          симбиоз

                                                     

                                                       (взаимовыгодное сожительство)

проведение веществ                                          вегетативное размножение

3)Виды корней, корневые системы, их развитие.

(объяснение с использованием наглядного материала, запись схемы)

-что появляется первым при прорастании семян: зародышевый корень или побег?

 (сначала  зародышевый  корень,  он быстро растет и закрепляет молодое растение,

затем начинает расти зародышевый побег);

-как называется корень,  появившийся из зародышевого корня?

(главный корень)

-что происходит с главным корнем?

(он ветвится и образует сеть корней, которую  называют корневой системой)

                       корневая система

                            к о р е н  ь

главный              боковые              придаточные

                     р  а  з  в  и  в  а  ю  т  с  я

из зародышевого            на главном, боковых,                 на стеблевой части

     корня                                 придаточных                           побега

не

р

а

з

в

и

т

мочковатая                                                           стержневая

характерны для однодольных                                           характерны для двудольных

растений: (пшеница, кукуруза,                                              растений:(фасоль, горох, дуб,

лук, лилия)                                                                                    яблоня)

                                   

4)    Внешний вид корня.

Лабораторная работа №6 (стр.50-51)

5)Рост корня (рассказ, беседа).

-нарастание корня  верхушкой за счет деления и растяжения клеток;

-образование боковых корней путем пикировки (удаление верхушки корня)

- геотрапизм, хемотропизм (работа с учебником « Инсерт»   - самостоятельное  чтение стр. 52)                                             МКМ*

(этот прием является  средством , позволяющим  ученику отслеживать свое понимание текста,)

Ученик карандашом делает пометки: галочка ( )-я знаю;  плюс (+)-новая информация; минус(-)-

я так не считаю; вопрос (?)- непонятно.

6)Рефлексия. Закрепление знаний, подведение итогов урока

- Почему после окучивания возрастает урожай томатов и картофеля?

- Какие корневые системы развиваются у однодольных растений и двудольных?

(анализируя схемы, обращаясь к «корзине» делаем выводы и записываем определение корня)

-  Корень - основной подземный  побег, нарастающий в длину верхушкой, защищенный чехликом,  не образующий  листьев. Развивается из зачаточного корешка.

- Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?

- Ребята, мы выполнили задачу урока?
- Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?
- Было ли вам интересно?

7)Домашнее задание.№13 вопр.1-3  Выучить схемы .

(при недостатке времени «инсерт» задается на дом)

*МКМ- методика критического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне  как о  вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...

Методическая разработка урока биологии « Обобщение знаний о строении и жизнедеятельности корней»

Цель урока: обобщение знаний  о строении и жизнедеятельности корней....

урок биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня.Значение корней и их многообразие"

презентация к уроку биологии 6 класс по теме "Корень. Внешнее и внутреннее строение корня"....

Строение и функции корня

Презентация к открытому уроку "Строение и функции корня"...

план-конспект урока биологии на тему "Строение корня. виды корней"

Сценарий урока биологии в 6 классе по теме "Строение корня. виды корней и типы корневых систем"...

Открытый урок "Корень. Виды корней"

Материал о корне, видах корней и их функции, а также строение корневой системы....

Анализ урока по биологии по теме «Клеточное строение корня. Зоны корня»

Анализ урока по биологии по теме «Клеточное строение корня. Зоны корня»...