план-конспект урока биологии на тему "Строение корня. виды корней"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Сценарий урока биологии в 6 классе по теме "Строение корня. виды корней и типы корневых систем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_korney_i_zony_kornya.docx33.22 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект  урока  биологии

Тема: Строение  и  многообразие  покрытосеменных  растений

Тема  урока:  Виды  корней  и  типы  корневых  систем. Строение  корня

Цель: изучить особенности  строения  корневых систем однодольных  и  двудольных  растений; выделить особенности  строения клеток  зон  корня в  связи  с выполняемыми  функциями.

Тип:  урок, раскрывающий  содержание  темы

Вид:  комбинированный урок (беседа + лабораторная  работа)

Задачи:

1. Образовательные:

- сформировать понятия «главный, боковые, придаточные  корни», «стержневая  и  мочковая корневые  системы», «корневой  чехлик», «корневой  волосок», «зоны  корня: деления, растяжения, всасывания, проведения».  

- продолжить формировать понятия «виды  тканей»

- сформировать умение распознавать и определять  виды  корней  и  типы  корневых  систем, зоны  корня ;

- продолжить формировать умение работы  с текстом  учебника


2. Воспитательные:

- трудовое  воспитание через работу   с учебником, таблицей,  гербарным  материалом

- нравственное  воспитание через  формирование  устойчивого интереса учащихся к исследованию строения  организмов   на примере  корневых  систем растений.

3. Развивающие

- продолжить развитие любознательности через беседу о функциях  корня;

- продолжить развитие трудолюбия через  работу  с  гербариями;

- продолжить  развитие  умения анализировать  изучаемый  материал, выделять  в нем  главное, делать  выводы через  самостоятельную  познавательную  деятельность при  лабораторном  исследовании.

Методы: словесные (рассказ  с  элементами  беседы)

                наглядные (демонстрация  таблиц, гербарного  материала)

                практические  (выполнение  лабораторной  работы)

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся умеют различать виды корней, типы корневых систем, знают функции корня; учащиеся знают выделяемые на продольном срезе зоны корня, особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией.

Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления её результатов и умение на их основании делать выводы.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

         

Оборудование:  учебник, таблица  «Строение  корня», гербарий  «Типы  корневых  систем»;  корешки  лука, проростки  фасоли, пшеницы, лупы, микроскоп, лабораторное  оборудование.

Литература: 

1. Пасечник  В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: учеб. для общеобразоват. учеб.  Заведений. – М.: Дрофа, 2016.-207с.

2. Ишкина И.Ф. Биология. 6 класс. Поурочные  планы  по  учебнику  В.В. Пасечника. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002.-144.

3. Галушкова  Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные  планы  по  учебнику  В.В. Пасечника. – Волгоград: Учитель, 2007. – 271с.

4. Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6 кл. -8-е изд., стереотип. – м.: Дрофа, 2016. -78 с.: ил.

4. Плахов И.А. Биологические  игры. Растения. Грибы. – М.: ВЛАДОС, 2005. -266 с.

 Ход  урока

  1. Организационный  момент (1-2 мин)

Здравствуйте,  ребята! Мы  продолжаем  знакомство  со  строением  покрытосеменных  растений. На  прошлом  занятии  мы  познакомились  со  строением  семян покрытосеменных  растений, а  сегодня  приступаем  к  изучению  вегетативных  органов  растения, одним  из  которых  является  корень. Но, сначала  мы  проверим, как  вы  усвоили  материал  прошлого  занятия и проверим  домашнее  задание.

  1. Актуализация  знаний: беседа  по  вопросам (5 - 7 мин)

2.1. Фронтальный  опрос.

1. В  чем  преимущества  семени  перед  спорой?

2. Какое  строение  имеет  семя  двудольных  растений?

3. Чем  отличается  семя  однодольного  растения  от  семени  двудольного  растения?

4. Какие  особенности  строения  семени  лежат  в  основе  деления  растений  на однодольные  и  двудольные?

5. Назовите  характерные  особенности  однодольных  растений.

2.2. Индивидуальный  опрос. (Проверка  выполнения  задания  № 61  в  рабочей  тетради  на  печатной  основе).

  1. Изучение  нового  материала  (25-30  мин)

Итак, начинаем  изучение  нового  материала.

Из  чего  развивается  корень  растения?  (из  зародышевого  корешка)

Корень – основной  подземный  орган, нарастающий  в длину  верхушкой, защищенный  чехликом, не  образующий  листьев.

3.1. Функции  корня  (Рассказ  с  элементами  беседы)

      1. Удержание  надземной  части  растения.

      2. Укрепление  растения  на одном  месте.

      3. Поглощение  воды  и  растворенных  в  ней  минеральных  веществ.

      4. Проведение  веществ.

       5. Симбиотическая  связь  растения  с микроорганизмами  и  грибами

           почвы.

       6. Накопление  запасных  веществ.

       7. Вегетативное  размножение.

3.2. Виды  корней  (объяснение  с  использованием  таблиц и  составлением  схемы)

                                                                  Виды  корней

                                       главный                   боковые                                   придаточные

                      (образуется  из  корешка     (образуются  на любых      (образуются  из любой

                             зародыша)                        корнях (главном  или         части стебля, корня

                                                                            придаточных)                   или  листа)

3.3. Типы  корневых  систем  (объяснение  с использованием  гербарного  материала)

Корневая  система – совокупность  корней  растения.

                                                             Корневая  система

                                стержневая                                                мочковатая    

       (система, в  которой сильнее всех развит                   (система, состоящая  из  придаточных

        похожий на  стержень  главный корень)                                и  боковых  корней)                                            

           (двудольные  растения)                                                    (однодольные  растения)

 

3.4. Выполнение  лабораторной  работы «Стержневая  и  мочковатая  корневые  системы» (Оформление  задания  № 9  в  рабочей  тетради  на  печатной  основе).

Лабораторная  работа

«Стержневая  и  мочковатая корневые  системы»

Оборудование: гербарий  «Типы корневых  систем»

Ход  работы

1. Рассмотрите  корневые  системы  предложенных  вам  растений. Чем  они  отличаются?

2. Прочитайте  в  учебнике, какие  корневые  системы  называют  стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите  растения со  стержневой  корневой  системой.

4. Отберите  растения  с  мочковатой  корневой  системой.

5. По  строению  корневой  системы определите, какие  растения  однодольные, какие – двудольные.

6. Заполните  таблицу.

Название  растения

Тип  корневой  системы

Особенности  строения  корневой  системы

3.5. Зоны  корня.( Самостоятельная  работа  с  текстом учебника  на  с. 16 - 19 и  рис. 7  с  последующим  обсуждением  результатов  выполнения  заданий № 11, 12  в  рабочей  тетради  на  печатной  основе).

  • корневой  чехлик
  • зона деления
  • зона растяжения
  • зона  всасывания
  • зона  проведения

 

3.6. Выполнение  лабораторной  работы «Корневой  чехлик  и корневые  волоски» (Оформление  задания  № 12  в  рабочей  тетради  на  печатной  основе).

Лабораторная  работа

«Корневой  чехлик  и корневые  волоски»

Оборудование: корешки  редиса (проростки  пшеницы), лупы, микроскоп, лабораторное  оборудование.

Ход  работы

1. Рассмотрите  корешок  редиса (проросток  пшеницы) невооруженным  глазом, а затем  в лупу. Найдите на  конце  корешка  корневой  чехлик.

2. Обратите  внимание на  часть  корня  выше корневого  чехлика. Найдите  выросты  в виде  пушка – корневые  волоски. Прочтите  в учебнике, какое  они  имеют  строение  и значение.

3. Положите корешок  на  предметное  стекло в  каплю  воды, подкрашенную  чернилами, и  рассмотрите под  микроскопом. Сравните увиденное  под  микроскопом  с  рисунком  учебника, сделайте  соответствующие  надписи  к  рисункам.

4. Что  общего  в  строении корневого  волоска  и  клеток  кожицы  лука? Чем  объясняется  различие  в их  форме?

5. Сделайте  вывод.

 

4. Закрепление  изученного  материала. Беседа  по вопросам  (3-5 мин)

1. Из  каких  видов  корней  состоит  корневая  система?

2. Чем мочковатая  корневая  система  отличается от  стержневой?

3. Где  находится  корневой  чехлик  и  какова  его  роль?

4. Что  происходит  в зоне  деления? В зоне  растяжения?

5. Какие  процессы  протекают  в зоне всасывания?

6. Какие  ткани  образуют  зону  проведения?

5. Домашнее  задание: § 3 - 4, ответить  на  вопросы  в конце § 3 - 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии в 6 классе "Виды корней и типы корневых систем"

нестандартный урок- самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала...

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне  как о  вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...

Урок биологии по теме "Корень. Виды корней"

Данный урок разработан для обучающихся 7 классов  с ограниченными возможностями здоровья...

План-конспект открытого урока биологии:": Строение и многообразие бактерий."

·       Тип урока:·       По ведущей дидактической цели:  урок изучения нового материала;·       По спосо...

План-конспект открытого урока по фортепиано "Освоение основных видов техники на примере изучения гаммы"

В данном материале представлен план-конспект открытого урока по фортепиано с учеником пятого года обучения. В процессе занятия обучающийся совершенствует навыки работы над гаммами и упражнениями, помо...

План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»

Обобщить и расширить знания учащихся о звуке,  механизме его образования ивосприятия         животными         орга...