Урок биологии на тему "Корень. Виды корней и типы корневых систем" в 6 классе
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по биологии в 6 классе на тему: «Корень. Внешнее строение корня»
Тип урока: урок исследование
Главная идея урока: «Как ни тонок, ни приметен под землею корешок, но не может жить на сете без него любой цветок»
Задачи:
Познавательная: в конце урока учащиеся должны формулировать новые понятия – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая и стержневая корневые системы, корневой чехлик, корневые волоски, верхушка корня.
Развивающая: в конце урока учащиеся должны уметь разъяснять особенности строения корня и корневых систем. Сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем. Объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности и делать выводы.
Воспитательная: учащиеся должны демонстрировать навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, осуществлять сотрудничество в ходе практической работы по изучению стержневых и мочковатых корневых систем и строению корня проростка. Продолжать формулировать навыки грамотного выполнения и оформления лабораторных работ, бережного отношения к зелёным растениям, к природе.
Методы и приёмы:
Словесные (беседа, работа с учебником)
Наглядные (таблицы)
Практические (лабораторная работа, использование тестов)
Оборудование:
Таблицы « Строение корневых систем", гербарий
Луковицы с корнями, фасоль с развитыми корнями.
Организационный момент: 1- 2 мин.
Этап актуализации знаний: 5 мин.
Задания для успевающих учащихся:
1. тест по теме «Строение семян»
2. Задания:
1. Терминологический диктант (на доске написаны термины, дать им определения).
∙ эндосперм
∙ микропиле
∙ зерновка
∙ однодольное растение
∙ зародыш.
2. На доске таблица
Отметить основные части семени. К какому классу можно отнести семя данного растения?
3. Во время выполнения задания на доске учитель предлагает классу послушать рассказ и найти в нем ошибки.
Рассказ с биологическими ошибками.
Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о строении семян однодольных, двудольных и трехдольных растений. Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю, например, что любое семя состоит из кожуры и питательных веществ. Все семена имеют эндосперм, из которого развивается новое растение. Еще я узнала, что однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена - у пшеницы, кукурузы.
Как все это интересно! И, главное, я хорошо во всем разобралась, как вы только что услышали!
Этап мотивации – 5 мин.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых,
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается.
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, ни приметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок! (В.Жак)
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему растение не может жить без корня? А ещё, ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?
Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать в руках зонтик? Трудно. Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана. Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корней у каждого растения очень много и идут они далеко вглубь и вширь. Все корни растения образуют корневую систему. Чтобы понять, как работает корень растения, нужно знать об особенностях его строения, роста и типа корней и корневых систем.
Изучение нового материала 15 мин.
Тема урока: «Корень. Внешнее строение корня»
Как ни тонок, ни приметен
Под землею корешок.
Но не может жить на свете
Без него любой цветок.
Задача урока:
Исследовать и уметь разъяснять особенности строения и образования корневых систем, развивать навыки работы с учебником, биологическими терминами и практические умения по распознаванию и определению корней и корневых систем, убедиться в необходимости бережного отношения к зелёным растениям, природе.
План урока (на доске)
Внешнее строение корня и его функции
Виды корней
Виды корневых систем
Рост корня
Лабораторная работа
Объяснение учителя
Лабораторная работа «Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем»
Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.
Оборудование: гербарии, луковицы с корнями, фасоль с корневой системой.
Задания:
Рассмотрите корневые системы растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы. По учебнику прочтите, какие корневые системы называются стержневыми, а какие мочковатыми. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами.
Рассмотрите стержневые корневые системы растений. Зарисуйте стержневую корневую систему тетради. Подпишите все виды корней.
Рассмотрите мочковатые корневые системы растений. Зарисуйте мочковатую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.
Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.
Тестирование: 8 мин.
Вариант- 1
Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
а) у одуванчика корневая система стержневая
б) главный корень развивается из корешка зародыша
в) у лука, тюльпана хорошо заметен главный корень
г) все, что у растения находиться в почве – это корни
д) придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений
е) у пшеницы корневая система мочковатая
Закончите предложения:
а) через корень растение получает из почвы ________ и ____________
б) если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется _____
в) все корни растения составляют его _____________________
г) на главном корне и придаточных корнях развиваются ______________ корни
д) корень растёт в длину своей ______________________
Вариант – 2
Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.
а) боковые корни развиваются на нижней части стебля
б) на черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни
в) боковые корни, в отличие от главного не ветвятся
г) у одуванчика корневая система стержневая
д) придаточные корни образуются только на главном корне
е) главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли
Закончите предложения:
а) в корневой системе одуванчика хорошо выражен __________________ корень
б) кончик корня покрыт ________________________
в) корневая система пшеницы называется __________________________
г) боковые корни развиваются как на ___________ корне, так и на _________________ корнях
д) главный корень развивается из ______________________
Проводится взаимопроверка.
Закрепление – 5 мин.
Работа по вопросам:
Какие функции выполняет корень?
Какой корень называется главным, какие корни называются боковыми и придаточными?
Что такое корневая система?
Какая корневая система называется стержневой, а какая мочковатой?
Соотнесите название растений с типами их корневых систем: стержневой и мочковатой?
Почему многие виды растений стали редкими, а некоторые виды полностью исчезли?
Почему необходимо бережно относиться к зелёным растениям?
Итог урока:
- Ребята, мы выполнили задачу урока?
- Всё ли удалось нам сделать сегодня на уроке?
- Было ли интересно вам на уроке?
Домашнее задание:
Изучить параграф 19, выучить основные термины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок биологии в 6 классе "Виды корней и типы корневых систем"
нестандартный урок- самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала...
Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.
Цель урока: сформировать понятие о корне как о вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...
Технологическая карта урока «Виды корней и типы корневых систем»
Технологическая карта для самостоятельной работы учащихся....
Урок биологии в 6 классе на тему "Виды корней и типы корневых систем"
В уроке представлены описания различных видов корней у растений и типы корневых систем....
презентация к уроку на тему "Виды корней и типы корневых систем"
презентация урока...
Конспект урока 6 класс по теме "Виды корней и типы корневых систем" + лист самооценки+раздаточный материал
На протяжении урока учащиеся погружены в самостоятельную работу, используются различные формы работы, возможны различные варианты замены одного упражнения другим....
Конспект урока на тему: «Виды корней и типы корневых систем»
Технологическая карта урокаТема: «Виды корней и типы корневых систем»...