Урок биологии "Круглые черви"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;

- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_v_7_klasse_po_teme.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе по теме  «Круглые черви»

 Тип урока: комбинированный.

Цель: Изучить Тип Круглые черви.

Задачи:

1) Образовательные:

- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;

- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

2) Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему организму;

3) Развивающие:

- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Реализация содержательной линии образования «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности».

Задача: выработка основных представлений о здоровом образе жизни, условиях, способах охраны жизнедеятельности и последствиях соблюдения или нарушения утверждаемых современной культурой норм и правил.

Обязательный минимум содержания образования

Требования к уровню образованности учащегося

Предм.-информ. составл.

Деят.-коммун. составл.

Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний

Знать общие и специфические  методы сохранения и постоянного укрепления физического здоровья

Постоянно использовать традиционные для всех регионов  методы сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни

Оборудование:  Таблицы с изображением круглых и плоских червей; магнитная аппликация «Цикл развития аскариды человеческой», учебник.

Основные положения урока:

1. Особенности организации круглых червей как более сложноорганизованной группы животных по сравнению с плоскими червями.

2. Человеческая аскарида – один из представителей типа Круглые черви. Черты организации, связанные с паразитизмом.

3. Размножение, развитие, жизненный цикл человеческой аскариды.

4. Вред, наносимый здоровью человека, и меры предупреждения аскаридоза.

Ход урока:

I.Организационный момент:    Учитель напоминает тему прошлого урока.

                                                                                                                     (2 мин)

II.Проверка знаний:  Самостоятельная работа по индивидуальным

                                        карточкам.                                                          (6 мин)

1. Обязательная (тест)

Выберите верный ответ:

1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она:

а) использует других животных в качестве местообитания;  

б) постоянно или временно использует другое животное в качестве  

     источника питания;

 в) питается растительной пищей;        г) уничтожает других животных.

2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:

 а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;  

 б) сделать предупредительные прививки;

 в) мыть руки перед едой;                     г) бороться с мухами.

3. К ресничным червям относятся:

      а) кошачья двуустка;             б) белая планария;  

      в) свиной цепень;                   г) печеночная двуустка.

4. У плоских червей впервые появились:  

  а) системы органов;                      б) полость тела;

  в) специализированные клетки;   г) многоклеточное строение.

5. Дыхание у плоских червей осуществляется:

  1. всей поверхностью тела;
  2. с помощью лёгких;
  3. жабрами.

2. Дополнительная (оценки выставляется по желанию).

Карточка 1.

Заполните пропуски:  Крупный рогатый скот может проглотить ______ цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические ______ с ______ . С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в ______ , разносятся по всему телу животного и проникают в ______ . здесь личинка превращается в ______ , пузырек величиной с горошину, внутри которого скрыта ______  цепня с шейкой.

Карточка 2.

Верны ли утверждения.

1). К типу плоских червей относятся классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

2). Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

3). Все плоские черви имеют развитые органы чувств.

4). Планарии – хищники.

5). Плоские черви – раздельнополые животные.

6). Стадия финны встречается у ленточных червей.

7). Сосальщики имеют длинное членистое тело.

8). Прудовик малый – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

Карточка 3.

Распределите признаки, присущие:

                      1–ленточным червям;           2–сосальщикам.

     А. Паразитический образ жизни.

Б. Свободноживущие организмы.

В. Всасывание через покровы тела.

Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.

Д. Наличие кожно-мускульного мешка.

Е. Наличие присосок.

Ж. Членистое строение тела.

Распределите признаки, присущие:  

                     1-белой планарии,                 2- печеночному сосальщику.

А. Живет в пресноводных водоемах.

Б. Живет в кишечнике человека.

В. Живет в протоках печени крупного рогатого скота.

Г. Тело с наружи покрыто ресничками, благодаря работе которых животное передвигается.

Д. Тело снаружи одето плотной многослойной оболочкой, на которую не действует пищеварительный сок.

Е. Наличие кожно-мускульного мешка.

Ж. Питается клетками печени и кровью.

З. Питается переваренной пищей.

И. Питается мелкими водными животными.

Карточка 4.

  1. Дайте определение терминам:

Окончательный хозяин –

Гермафродиты –

Промежуточный хозяин –

  1. Перечислите приспособления во внешнем и внутреннем строении червей, помогающие им паразитировать.

 III. Изучение нового материала: 25 минут

 Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе с учащимися цели:

  1. изучить строение круглых червей;
  2. рассмотреть цикл развития круглых червей;
  3. познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они вызывают.

 

  1. Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей, (работа с текстом учебника, с. 122-123). Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.

Учитель отмечает араморфозы:

  • Деление пищеварительной системы на отделы.
  • Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.
  • Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.
  • Внутренние органы «омываются» жидкостью, заполняющей первичную полость тела. Она участвует в процессах обмена веществ и в поддержании формы тела за счет давления на стенки тела изнутри.
  • Разделение полов.

Система органов

Строение

1. Покровы тела

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют кожно-мускульный мешок

2. Пищеварительная система

Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.

3. Выделительная система

Одноклеточные кожные железы.

4.Нервная система.

Органы чувств.

Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад.

Развиты слабо.

- Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта.

- Органы  хим-го чувства: по бокам головного мозга.

- Примитивные глаза (у некоторых): пигментные пятна.

5. Половая система

Раздельнополые. Половой диморфизм (четкие внешние различия).

Представлена яичниками (у самок) и семенником (у самцов).

Откладывают яйца, есть живородящие.

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством диффузии.

Задание на дом: самостоятельно заполнить таблицу (получают разноуровневые заготовки таблиц. Для слабых учеников – форма: «продолжить предложение»).

Для слабых учащихся:

Система органов

Строение

1. Покровы тела

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют …

2. Пищеварительная система

Рот →  ротовая полость  →глотка → … → …→ ... У некоторых кутикулярные выросты – …

3. Выделительная система

Одноклеточные …

4.Нервная система.

Органы чувств.

Окологлоточное …; от кольца отходят нервные …:(6) вперед и (6) назад.

Развиты слабо.

 – Осязания: ...

- Органы  хим-го чувства: ...

- Примитивные глаза (у некоторых): …

5. Половая система

Раздельнополые. …  … (четкие внешние различия).

Представлена … (у самок) и … (у самцов).

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством ….

Для сильных учащихся:

Система органов

Строение

1. Покровы тела

2. Пищеварительная система

3. Выделительная система

4.Нервная система.

Органы чувств.

5. Половая система

6. Дыхательная и кровеносная

  1. Учитель: «Аскарида человеческая: паразитирует в тонком кишечнике, вызывает заболевание – аскаридоз».

Т. к. учащиеся уже знакомы с текстом, учитель задаёт вопрос: «Как проявляется приспособленность аскариды человеческой к паразитическому образу жизни?»

Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни):

  1. тело покрыто плотной кутикулой;
  2. мускулатура состоит из 4-х продольных мышечных лент и позволяет изгибать тело;
  3. особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина;
  4. микроскопические зубчики, окружающие рот, позволяют прикрепляться к слизистой оболочке кишечника;
  5. очень большая плодовитость.

  1. Цикл развития человеческой аскариды. Объяснение учителя с использованием магнитной аппликации.

Почва:

  1. Яйца с фекалиями попадают в почву (одна самка может откладывать за сутки до 200000 яиц).
  2. В яйце развивается личинка первого возраста.
  3. Влажная почва: температура 20˚-30˚С (10-15 дней).
  4. В яйце личинка второго возраста может сохраняться в почве в течении 7 лет.
  5. Проглатывается.

Человек:

  1. В двенадцатиперстной кишке вылупляется личинка; оболочка яйца растворяется при 37˚С, высокой концентрации СО2 и рН7.
  2. Личинка: через слизистую оболочку, вены, печень, сердце попадает в легкие.
  3. Две линьки:  1-ая: на 5-6-й день,   2-ая: на 10-й день.
  4. Проникает через стенку альвеол в бронхи, трахеи, вызывают воспалительные явления, сопровождающиеся кашлем.
  5. С мокротой личинка попадает в ротовую полость и вторично проглатывается.
  6. Проходит через пищевод.
  7. Попадает в подвздошную кишку, в течение 65 дней развивается во взрослую аскариду, которая живет 1-2 года. (Самка откладывает за сутки до 200000 яиц)
  8. Яйца с фекалиями попадают в почву.

Т.О. цикл развития происходит без смены хозяина.

Учитель задаёт вопрос: «Наносят ли аскариды вред человеку?»

Отвечают:

  1. Истощают организм хозяина;
  2. Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;
  3. Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.

4. Работа в группах: класс делится на 3 группы (например, по рядам). На поиск и обсуждение – 4 минуты.

 Учитель: «Найдите в тексте информацию о путях заражения человека аскаридой (с.124) и подумайте о мерах профилактики».

 Слово предоставляется более слабым ученикам. Остальные (в т. ч. учитель) дополняют ответы.

                                         Пути заражения

  • Речная вода    
  • Мухи    
  • Немытые руки  
  •  Плохо промытые фрукты и овощи
  • Домашние животные

                                        Меры профилактики

  • Не пить сырую воду из рек и озер.
  • Вести борьбу с мухами.
  • Выделенных аскарид сжигать.
  • Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты
  • Соблюдать чистоплотность:  

- мыть руки перед едой;  

     - не грызть ногтей и не чистить их зубами;  

- проводить уборку в домах и т.д.

1 вариант: Учитель размещает на доске карточки (Приложение 2).

2 вариант: презентация «Пути заражения и меры профилактики».

     IV. Домашнее задание: 3 мин.

А) общее для всех: прочитать раздел «Тип Круглые черви»;

Б) по выбору (творческое): дополнительные хорошие оценки.

  • подготовить сообщения о других представителях типа;
  • подготовить презентацию;
  • составить буклет: «Осторожно аскариды!» о путях заражения и мерах профилактики.

Дополнительный материал:

Острица: обитает в нижнем отделе тонкого кишечника. Вызывает заболевание энтеробиоз. Иногда вызывает воспаление червеобразного отростка – аппендицит.

Трихинелла: обитает в кишечнике при мышцах.

Филярия: вызывает «слоновую болезнь»

Гельминты – черви-паразиты, глисты.

Записать:

Гельминтология – наука о паразитических червях.

Удаление или изгнание паразита из тела хозяина – дегельминтизация.

Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин.

V. Закрепление материала. Заполнение кроссворда (приложение 1). 8 мин.

1 вариант: кроссворд начерчен на бумаге;

2 вариант: кроссворд – на интерактивной доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Черви-паразиты" в 8 классе специальной (коррекционной) школы

Данный урок дает возможность учащимся получить в доступной форме знания о червях - паразитах и мерах профилактики заболеваний, вызываемых различными паразитами....

Урок "Круглые черви"

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Круглые черви" с дополнительной информацией для учащихся....

Контрольно-обобщающий урок "Плоские Черви"

Данная разработка урока позволит учителю на уроке:Обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей, установить их взаимосвязи со средой обитания;Расширить знания учащ...

Модульный урок "Плоские черви"

Разработка модульного урока. Страницы даны по старому изданию учебника Сонина 7 класс....

Конспект урока" Тип черви"

Урок "Тип черви" является обобщающим повторением, проводится в форме иргы....

Презентация к уроку "Круглые черви" 7 класс

Программа Пасечника В.В. Учебник Латюшин В.В....

Конспект урока "Плоские черви"

-Познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей;-выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;-составить общие призна...