Контрольно-обобщающий урок "Плоские Черви"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Сергиенко Наталья Владимировна

Данная разработка урока позволит учителю на уроке:

  • Обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей, установить их взаимосвязи со средой обитания;
  • Расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека ; 
  • Формировать познавательный интерес учеников к биологии; делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;
  • Формирование критического мышления; 
  • Совершенствовать умения сравнивать, устанавливать связи теории с практикой, умения пользоваться языком биологии;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;
  • Ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сергиенко Наталья Владимировна

Учитель биологии МБОУ СОШ №7 г.Выборга

Контрольно-обобщающий урок по теме

«Плоские, Круглые и Кольчатые черви» (Слайд 1)

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  1. Обобщить знания о строении и жизнедеятельности плоских, круглых и кольчатых червей, установить их взаимосвязи со средой обитания;
  2. Расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека (слайд 2);
  1. Развивающие:
  1. Формировать познавательный интерес к биологии; делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;
  2. Формирование критического мышления;
  1. Воспитательная:
  1. Совершенствовать умения сравнивать, устанавливать связи теории с практикой, умения пользоваться языком биологии;
  2. Воспитывать бережное отношение к природе;
  3. Ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Оборудование: компьютер класса Pentium III, мультимедиапроектор, презентация.

Тип урока – комбинированный

Методы:

  1. Методы формирования интереса к учению (рассказ, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования);
  2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций (рассказ, демонстрации, выполнение заданий и упражнений, анализ и сопоставление учебного материала);
  3. Методы самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с текстом, опорными конспектами);
  4. Методы контроля и самоконтроля (опрос по ходу урока, тестирование, решение биологических задач, анаграмм и т.д.).

Междисциплинарные связи: информатика и ИКТ, экология и история.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие учащихся, отметка отсутствующих);

II. Актуализация знаний (комбинированный опрос)

   Ребята! Сейчас вы сидите по группам (3). Я приглашаю по одному представителю от каждой группы, чтобы вытащить из мешочка 1жетон, на котором будет написано, какому типу червей вы будете давать общую характеристику. Жеребьевка. На повторение 1 – 2  минуты. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчены таблица. Вы ее заполняете коллективно, т.к. вы работаете по группам, и затем мы все вместе проверяем.

  1. Общая характеристика плоских червей;
  2. Общая характеристика круглых червей;
  3. Общая характеристика кольчатых червей.

   В итоге мы с вами дадим сравнительную характеристику всем трем типам червей (найдем черты сходства и черты отличия, а также проследит усложнение в развитии при переходе от плоских к кольчатым червям).

Задание 1

 Заполнение таблицы:

Общая характеристика червей (Слайд 3)

Характеристика

Тип Плоские Черви

Тип Круглые Черви

Тип Кольчатые Черви

1. Представители

2. Симметрия

3. Численность

4. Кожно-мускульный мешок

5. Пищеварительная система

6. Кровеносная и дыхательная системы

7. Нервная система

8. Выделительная система

9. Половая система

10. Среда обитания

Правильное заполнение таблицы (ответ)

Характеристика

Тип Плоские Черви

Тип Круглые Черви

Тип Кольчатые Черви

1. Представители

Белая планария, бычий цепень, печеночный сосальщик

Человеческая аскарида, острица

Дождевой червь, нереида

2. Симметрия

Двусторонняя

Двусторонняя

Двусторонняя

3. Численность

12500 видов

1 млн. видов

9 тыс. видов

4. Кожно-мускульный мешок

Продольные, кольцевые и косые  мышцы

Продольные мышцы

Продольные и кольцевые мышцы

5. Пищеварительная система

Рот-глотка-кишечник

Рот – глотка –кишечник -анальное отверстие

Рот - глотка-пищевод – зоб –желудок –кишечник -анальное отверстие

6. Кровеносная и дыхательная системы

Отсутствуют

Отсутствует

Замкнутая, 2 сосуда, “5 сердец”

7. Нервная система

Головные нервные узлы и продольные нервными стволы, соединенные поперечными перемычками

Отсутствует

Нервная цепочка и окологлоточное кольцо

8. Выделительная система

Разветвленные трубочки, пламенные клетки, продольные каналы

Через жидкости тела

Через трубочки в члениках

9. Половая система

Гермафродит

Семенники, семяпроводы, совокупительный орган.

Парные яичники, яйцеводы, совокупительная сумка

Раздельнополые, до 200 тыс. яиц в день

Гермафродит

10. Среда обитания

Водная, паразиты

Паразиты

Водная, почвенная

   Время для повторения вышло, давайте послушаем общую характеристику для типа плоских червей, которую готовил группа №1(ответ учащегося).

   Следующий тип – круглые черви. И опять общая характеристика, которую готовили ребята группы №2 (ответ учащегося).

   И последний тип – кольчатые черви. Сначала послушаем общую характеристику ребят группы №3 (характеристика дается учеником).

Задание 2

   А сейчас мы с вами выполним несколько интересных заданий в той последовательности, в которой мы проходили червей. И начнем мы с типа «Плоские черви»

Слайд 4

Кроссворд по теме «Плоские черви

Вопросы (задаются учителем устно):

По горизонтали: 6. Вид паразитического червя: широкий...  7. Стрекательную жидкость содержит стрекательная...  8. Женская гамета.  11. Животное, поедающее других животных.  13. У стрекательной клетки чувствительный...  14. Передний отдел тела бычьего цепня. 16. Остров из скелетов коралловых полипов.  17. Червь – белая...

По вертикали: 1. Слияние мужской и женской гамет. 2. Пузырчатая стадия бычьего цепня.  3. Скопление нервных клеток – нервный...  4. Печеночный...  5. Рыхлая соединительная ткань плоских червей.  9. Упаковка яиц свободноживущего плоского червя. 10. Часть тела гидры, которой она прикрепляется к субстрату. 12. Кишечнополостное, имеющее твердый скелет. 15. Наружный слой кожно-мускульного мешка.

Ответы:

По горизонтали: 6. Лентец. 7. Капсула. 8. Яйцеклетка. 11. Хищник. 13. Волосок. 14. Головка. 16. Атолл. 17. Планария.

По вертикали: 1. Оплодотворение. 2. Финна. 3. Узел. 4. Сосальщик.  5. Паренхима.  9. Кокон. 10. Подошва. 12. Коралл. 15. Кожа.

Задание 3

Рисунки перепутаны. Нужно расставить их в правильном порядке.

1-ый ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития печеночного сосальщика”.

Слайд 5 (на интерактивной доске)        

Рис. 1. Взрослый паразит в теле коровы

Рис. 2. Яйца печеночного сосальщика

Рис. 3. Свободноплавающая личинка

Рис. 4. Развитие личинки в теле малого прудовика

Рис. 5. Личинка с хвостиком

Рис. 6. Циста

Слайд 6 (на интерактивной доске)        

2-й ученик: Составить из иллюстраций схему “Цикл развития бычьего цепня”.

Рис. 7. Взрослый паразит в теле человека

Рис. 8. Членики с яйцами бычьего цепня

Рис. 9. Корова с личинками

Рис. 10. Личинка с хитиновыми крючьями

Рис. 11. Финна в мышцах коровы

Задание 4

Слайд 7

Укажите правильные утверждения знаком “+”:

1. Плоским червям присуща радиальная симметрия.
2. Паренхима в теле плоских червей служит для запаса питательных веществ.
3. Для плоских червей характерна дыхательная система.
4. Органы чувств характерны для паразитических плоских червей.
5. Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.
6. У паразитических плоских червей не развита пищеварительная система.
7. Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям.
8. Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой.

Ответы: 8

Задание 5

А сейчас мы решим несколько биологических задач:

Слайд 8

  1. Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?
  2. Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита?
  3. В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?
  4. Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

Переходим к выполнению заданий по типу «Круглые черви»

Задание 6

Биологическое лото (вопросы и ответы).  Если все сделано верно, с обратной стороны получается картинка

Слайд 9

Название класса круглых червей?

Слой зернистых эпителиальных клеток, залегающих под плотной кутикулой?

Что окружает ротовое отверстие у круглых червей?

Органы осязания и обоняния круглых червей?

Круглый червь, паразитирующий в тонком кишечнике человека?

Отверстие на заднем конце тела круглых червей?

Слайд 10

Ответы

Нематоды

Гиподерма

Губы

Щетинки

Человеческая аскарида

Анальное отверстие

Задание 7

«Немой рисунок»

На доске показаны различные представители круглых червей. Ваша задача определить, кто есть кто?

Слайд 11      

Рисунки                                                                  

Аскарида                     морская нематода (стейтория)                       острица

Слайд 12

Физкультминутка

Слайд 13

Ч. Дарвин

Задание 8

Слайд 14

«Кто есть кто?»

    Специальная группа готовит инсценировку, где главные действующие лица – черви кольчатые (или другие черви). Все команды должны определить кто есть кто и написать ответы на листе бумаги.

Действие – 1. (Действующие лица засекречены)

     Звенит телефон. Трубочник  снимает трубку.

Пескожил. Алло! Алло! Плохо слышно! Это Тихое? Тихое? Кто на проводе?

Трубочник. Алло! Кто говорит? Мурманск? Баренцево море? На проводе Лиманодрил невский.

Пескожил. Здравствуй, родственник кольчатый! Ну как поживаешь, малощетинковый, все фильтруешь?

Трубочник. Фильтрую потихонечку, а что поделаешь? Люди реки все больше засоряют, кому – то и чистить надо. Ну а как у тебя дела с жильем обстоят?

Пескожил. Да сейчас нормально. Хотя хлопот, конечно было… И место надо подобрать свободное, да не голый песок, а с илом. И от конкурентов избавиться – всяк норовит на твою территорию залезть. Да и трудов положишь, пока новую нору выкопаешь – ого-го! У нас ведь нужно, чтобы обязательно с двумя выходами, да внутри укрепленная, да один выход песком засыпать для маскировки.

Трубочник. Да, у меня с этим попроще. Зарылся с головой в ил, задний конец наружу выставил, чтобы было чем дышать, - и живи себе, воду очищай.

Пескожил. Как это головой зарылся? А дышать чем же?

Трубочник. Ну, у меня кровь как у людей – с гемоглобином, красная, поэтому я и в грязной воде проживу, а дышу, как и  большинство червей, - всей поверхностью тела, т.е. задней частью, которая над грунтом возвышается. Вот только из-за этого одни неприятности…

Пескожил. А что такое?

Трубочник. Представляешь, кому не лень, все за этот конец цепляются, да ладно бы просто откусили( все равно снова вырастет), так все больше норовят целиком меня из норки вытащить. А уж если рыбак или аквариумист какой нас заметит, так непременно с сачком примчится и давай нас из грунта тягать, рыбам на обед.

Пескожил. И меня этим допекли. Все время нужно начеку быть. Чуть зазеваешься, кончик тела из норки покажешь – тут же оттяпают. Хорошо хоть регенерирую еще, час попереживаю и давай снова восстанавливаться.

Трубочник. Да, этим чудом нас природа не обидела.

Пескожил. Да, я у тебя на прощание спросить хочу: а почему тебя так назвали? Ну я – то, понятно. А ты?

Трубочник. Да все из-за конца этого, который наружу торчит. Мне его защитить чем-то нужно? Ну вот и укрепляю – прочный становится, как трубка. Слушай, родственник. Хорошо, что позвонил. Дело у меня к тебе.

Пескожил. Какое?

Трубочник. Да наскучила мне эта наша жизнь пресная, хочется к тебе в гости приехать. Можно?

Пескожил. Да ты что, куда? Где ты жить – то будешь? Я тебе все про свою нору объяснил, она у меня, как и у всех нас, одноместная. Нас в Баренцевом море и так знаешь сколько на каждом квадратном метре роживает! Каждый сантиметр на счету. А тут еще ты собираешься мне на голову свалиться. И не думай!

Трубочник. (грустно) Так значит, нельзя? Мне-то места совсем немного надо. Ну ладно. Звони, если что.

Действие – 2

Пиявка (развязано). Привет, парнишка. Ты кто такой?

Трубочник. Я Лимнодрил невский.

Пиявка (приглядываясь). Тоже червяк, что ли?

Трубочник. Точно так-с, кольчатый.

Пиявка. Родственник, значит, а я то думала… Хочешь, я тебе о себе расскажу. Я – паразит! Да, да, паразит! Что поделаешь? Жить-то надо! Но я не просто паразит, я – полезная. Люди мне многим обязаны, и, возможно, в скором времени мне воздвигнут памятник, так же как собаке и лягушке, с торжественной надписью: «От благодарного человека».

Живу примерно я лет шесть

В спокойных тихих водоемах,

Глаза, присоски, все при мне

И службу служат мне вполне.

(Но самое главное – челюсти. Целых три пары!)

Трубочник. Насчет памятника это чересчур.

Пиявка (пренебрежительно). Думаешь, много прошу? Ничего подобного! А кто спасал в течение веков людей от повышенного давления? От тромбов? Да мало ли еще от чего? До сих пор меня изучают! Поверишь, иной раз по два года ни единой капли крови во рту не бывает.

Трубочник. Так и умереть не долго.

Пиявка. Ничего, мы привычные. Зато уж если обедаю, то за раз столько крови могу выпить, что еще год можно не есть.

Трубочник. Как это?

Пиявка. А так. Кровь у меня в желудке долго может храниться, бактерии там специальные живут. А еще, заметили люди, что кровь после моего укуса еще долго из ранки вытекает, не свертываясь. Заинтересовались они этим и обнаружили у меня в слюне вещество, гирудином назвали, в честь меня, значит. Так вот, оказалось, что вещество это помогает людям тромбоз лечить, так болезнь называется, когда кровь слишком сильно свертывается и человек может даже умереть от закупорки сосудов. И тут мы на помощь приходим.

Трубочник. Да, какая ты, оказывается, знаменитость!

Пиявка. Ну, еще бы! Ладно, задержалась я тут с тобой. Поплыла я дальше.

Задание 9

«Жил на свете  Червячок»…

Учитель зачитывает стихотворение. Необходимо определить о каком кольчатом черве идет речь в этом стихотворении и аргументировать свой ответ.                          

Слайд 15

     Жил на свете Червячок,

Был он страшно одинок,

Круглый год один скитался,

Только раз в году питался…

Червячок – пловец удалый,

Несмотря, что ростом малый.

Цвет умел менять не раз –

Для защиты, без прикрас.

Нет щетинок для движенья,

Только жертвам нет спасенья –

Есть присоски, гирудин.

Кто он, этот господин?

Слайд 16

  1. Они живут в тиши подземной,

     Тихонько двигаясь, шурша.

Едят листву, опад бесплодный,

Ее глотают не спеша.

Они коричневого цвета,

Кровь гонят несколько «сердец».

Их тело состоит из многих

Сцепленных меж собой колец.

Все, что съедают, скоро станет

Питаньем будущим цветам.

Они – друзья для урожая

И корм и птицам, и кротам.

Их любят рыбы и цыплята,

Им рад садовник, рыболов,

А ну, скажите-ка, ребята, кто стал

Героем сих стихов?

Слайд 17

3.На дне морей, где ила много,

Зарывшись в грунт, живут друзья.

Их тело – длинное немного,

В норе сидит, наверх – « труба»

В трудах проходят жизни годы

«Подушки» красные на дне.

В крови носитель кислорода –

Гемоглобин, как в тебе.

Они глотают ил природный,

Спасая воду от гнилья.

Скажите, знатоки, природы,

Что за полезные «друзья»?

Задание 10

Слайд 18

Кто спрятался…?

Слайд 19

Перед вами прямоугольник. Ваша задача найти в нем названия различных представителей червей (на интерактивной доске).

П

Л

А

Н

А

Р

И

Я

П

Р

П

А

М

Ц

С

А

Х

Х

О

Л

Х

Е

Е

И

К

Н

Е

И

С

Х

Х

С

И

Х

С

М

Я

В

О

П

Е

К

Х

Х

Т

Ж

О

К

Н

Е

Ц

Г

Е

Р

А

Х

Х

Р

И

Ц

А

Х

Х

Х

О

Н

Е

Р

И

Д

А

А

А

К

З

А

Л

Г

Ь

Н

Х

Х

К

И

Н

Ч

О

Б

У

Р

Т

Ответы:

  1. планария (тип плоские черви, класс ресничные),
  2. цепень (тип плоские черви, класс ленточные или цестоды),
  3. аскарида (тип круглые черви, класс нематоды),
  4. острица (тип круглые черви, класс нематоды),
  5. пескожил (тип кольчатые черви, класс малощетинковые),
  6. трубочник (тип кольчатые черви, класс малощетинковые),
  7. многоглазка (тип плоские черви, класс ресничные).
  8. ремнец (тип плоские черви, класс ленточные),
  9. пиявка (тип кольчатые черви, класс малощетинковые),
  10. нереис (тип кольчатые черви, класс многощетинковые).

Задание  11

Тест по теме “Плоские, круглые и кольчатые черви” (в каждом задании только 1 ответ правильный):

Слайд 20

1. Двустороннюю симметрию тела имеет:

А) медуза
Б) актиния
В) белая планария
Г) гидра.

Слайд 21

2. Пищеварительную систему у планарии образуют:

А) тонкие разветвленные канальцы
Б) семенники и яичники
В) нервные стволы
Г) рот, глотка, кишечник.

Слайд 22

3. Планария – гермафродит, т.к.

А) у одной особи образуются женские и мужские половые клетки
Б) у одной особи женские, а у другой – мужские половые клетки
В) она не размножается половым путем
Г) она размножается вегетативно.

Слайд 23

4. Приспособление к паразитизму у плоских червей:

А) сплющенное тело
Б) присоски
В) развитая пищеварительная система
Г) развитые органы чувств.

Слайд 24

5. Круглый паразитический червь:

А) дождевой червь
Б) бычий цепень
В) печеночный сосальщик
Г) человеческая аскарида.

Слайд 25

6. У всех круглых червей:

А) вытянутое цилиндрическое тело
Б) сплюснутое тело
В) полость тела заполнена жидкостью
Г) нет пищеварительной системы.

Слайд 26

7. Все круглые черви:

А) паразиты
Б) гермафродиты
В) имеют кожно-мускульный мешок
Г) не имеют нервной системы

Слайд 27

8. Чтобы избежать заражения паразитическими червями:

А) нужно соблюдать правила личной гигиены
Б) нельзя работать с землей
В) нельзя пить кипяченую воду
Г) нужно есть меньше овощей и фруктов.

Слайд 28

9. К кольчатым червям относится:

А) белая планария
Б) дождевой червь
В) аскарида
Г) бычий цепень

Слайд 29

10. Слизь, покрывающая тело дождевого червя:

А) способствует поглощению питат. веществ
Б) защищает червя от хищников
В) облегчает передвижение в почве
Г) позволяет изгибать тело.

Слайд 30

11. Кровеносная система дождевого червя обеспечивает:

А) удаление вредных веществ
Б) переваривание пищи
В) перенос кислорода и питательных веществ
Г) взаимосвязь с окружающей средой

Слайд 31

12. Дождевой червь размножается:

А) откладыванием яиц
Б) спорами
В) почкованием
Г) вегетативно.

Слайд 31

13. Роль дождевых червей в почвообразовании состоит в том, что они

А) растворяют горные породы
Б) измельчают растительные остатки, перемешивают почву
В) поглощают из почвы минеральные соли
Г) уплотняют почву.

ОТВЕТЫ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

в

г

а

б

г

а

в

а

б

в

в

а

б

Задание 12

Восстановить правильный порядок букв так, чтобы получилось название животного (червя).

Разгадывание анаграмм (работа с классом).

Слайд 33            

  1. а) езомдраем
  2. б) оцемл
  3. в) адирпаопи
  4. г) ингруид
  5. д) ыместгне
  6. е) архпенмиа

Ответы: мезодерма, целом, параподии, гирудин, сегменты, паренхима.

Задание 13

Исключить лишнего…

Работа с классом по систематики червей (по группам)

   Сейчас на доске появятся названия представителей различных типов червей. Ваша задача  определить какое из перечисленных животных лишнее и почему, т.е. сказать, а к какому типу относится исключенный вами червь? Работать будем по группам. Если группа не знает ответ на вопрос, ход переходит к другой группе.

Задание для группы №1

Слайд 34

  1. Белая планария
  2. Аскарида
  3. Печеночный сосальщик
  4. Бычий цепень
  5. Свиной цепень

Задание для группы №2

Слайд 35

  1. Стейтория
  2. Кошачья двуустка
  3. Свайник
  4. Острица
  5. Аскарида

Задание для группы №3

Слайд 36

  1. Трубочник
  2. Дождевой червь
  3. Пескожил
  4. Аскарида
  5. Пиявка

Задание 14

Слайд 37

 «Верю - не верю»

   На этом этапе вы должны показать свои знания об общих признаках кольчатых червей. Я читаю предложения, которые одновременно отражены на мониторе компьютера, вы должны посоветоваться в группе и решить, можно или нельзя верить тому или иному суждению.

  1. У кольчатых червей кожно-мускульный мешок. (Да).
  2. Все кольчатые черви живут в почве. (Нет).
  3. Среди кольчатых червей нет паразитических форм. (Нет).
  4. Органы выделения кольчатых червей – метанефридии. (Да).
  5. Все кольчатые черви – гермафродиты. (Нет).
  6. Нервная система кольчатых червей цепочечного типа. (Да).
  7. У кольчатых червей есть кровеносная система. (Да).
  8. Большинство кольчатых червей дышат всей поверхностью тела, но у некоторых на параподиях имеются специальные кожные выросты – жабры. (Да).
  9. Для кольчатых червей характерна регенерация. (Да).

Задание 15

Слайд 38

Рассказать о роли дождевых червей в природе и жизни человека.

Роль дождевых червей в природе:

  1. Круговорот веществ в природе,
  2. Образуют перегной - гумус (органическая часть почвы, богатая питательными веществами) – «хлеб» для растений (98% почвенного азота, 60% фосфора, 80% калия и др. минеральные элементы для роста растений),
  3. Звено в цепи питания,
  4. Образуют дренаж почвы,
  5. Обеззараживают почву,
  6. Рыхлят почву,
  7. Создают вентиляцию почвы,
  8. Подготавливают земли для роста растений.

Слайд 39

Роль дождевых червей в жизни человека:

1. Гумусное (органическое) удобрение.

2. БАВ (биологически активные вещества - незаменимые аминокислоты, ферменты, витамины) используются в:

  1. ветеринарии,
  2. фармакологии,
  3. косметологии,
  4. сельском хозяйстве,
  5. биотехнологических отраслях.

3. Корм для рыб, домашних животных.

4. Белковая мука, консервы.

5. Переработка навоза, отходов.

6. Изучение процессов регенерации.

Задание 16

Конкурс «Эрудитов»

Решить задачу:

Слайд 40

Задача № 1

Важный продукт питания человека – мясо, однако употребляют его только после специальной кулинарной обработки. Почему необходима такая обработка мяса?

Ответ: (при кулинарной обработке улучшается вкус мяса, оно легче переваривается, уничтожаются личинки и яйца паразитических червей, которые могут находиться в нем, например, финны бычьего и свиного цепней).

Слайд 41

Задача № 2

Ученые установили, что существует связь между численностью некоторых видов моллюсков в водоемах, около пастбищ и глистными заболеваниями пасущегося там крупного рогатого скота.

Объясните эту зависимость.          

Ответ: (цикл развития ряда паразитических червей, в частности печеночного сосальщика связан с моллюсками, поэтому существует связь между численностью моллюсков в водоемах около пастбищ и частотой заболеваний крупного рогатого скота).

Слайд 42

Задача № 3

Дождевые черви живут в норках, которые они роют во влажной почве, в сухой же почве они сплетаются в клубок.

Какое значение имеет в жизни дождевых червей это явление?

Ответ: (образование клубка из дождевых червей в сухой почве имеет защитное значение; при этом сохраняется влажность их кожи, поддерживание влажности кожи необходимо для дождевых червей, поскольку дышат они через поверхность только влажной кожи).

Задание 17      

Дополни утверждение « Строение и жизнедеятельность червей»

 Вместо точек подберите соответствующие слова, т. е. дополни утверждения.

Слайд 43

  1. Тело планарии покрыто снаружи…
  2. Сосальщики удерживаются внутри протоков печени при помощи…
  3. Тело ленточных червей состоит из большого числа…
  4. Мускулатура ресничных червей образована кольцевыми продольными и… слоями мышц.
  5. Цепни питаются готовой переваренной хозяином пищей, всасывая ее через…
  6. Кишечник крупных червей начинается ротовым отверстием и заканчивается…
  7. Дыхание у паразитических червей…
  8. Нервная система плоских червей состоит из головного узла, нервных ответвлений и…
  9. Сперматозоиды червей развиваются в…
  10. Яйцеклетки червей развиваются в…
  11. Организмы, в которых развиваются личинки паразитических червей, называют…
  12. Организмы, в которых живут взрослые черви, называют…
  13. При передвижении дождевого червя в почве огромное значение имеют…
  14. Движение крови по кровеносным сосудам кольчатых червей происходит благодаря сокращению и расслаблению…
  15. Нервная система кольчатых червей состоит из окологлоточного нервного кольца и…

    Задание проверяется всем классом. Представители каждой группы по очереди проговаривают завершенные предложения.

Задание 18

 «Выдай паспорт»

     Проводится жеребьевка. Три жетона: плоские черви, круглые черви, кольчатые черви. В соответствии с жеребьевкой команды выполняют задание «Чей признак» (необходимо из перечня выбрать только те, которые характеризуют данных червей).

Лист с заданием «Чей признак»

  1. Двусторонняя симметрия                
  2. Кожно – мускульный мешок            
  3. Эктодерма                                          
  4. Энтодерма                                          
  5. Кровеносная система                        
  6. Семенники                                        
  7. Звездчатые клетки с ресничками    
  8. Дыхательная система                      
  9. Финна                                                
  10. Вторичная полость                            
  11. Анальное отверстие
  12. Яичники
  13. Членики
  14.  Сегменты
  15.  Нервная цепочка    
  16.  Окологлоточное нервное кольцо  
  17.   Кольцевые мышцы
  18.  Продольные мышцы

    Ответ: Плоские черви: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 13, 14, 18

                Круглые черви: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 12, 13, 17

                Кольчатые черви: 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18

Слайд 44

И как итог послушайте стихотворение.

На камнях среди коряг
Живет ленточный червяк.
В животе коров, собак
Бычий Цепень и лентец
Мелкая бяка – хищник, однако.
Ну а в теле человека
Может круглый жить червяк –
Аскариды и острицы.
Можно тут же заразиться,
Лишь сырой воды напиться,
Иль немытых фруктов съесть!
Мойте с мылом руки, люди,
Червяков тогда не будет.
Червяки из этой свиты –
Это черви – паразиты!
А в земле, на дне реки
Есть другие червяки.
Этот кольчатый червяк
Существо не просто так.
Землю роет, кормит рыб,
Хоть на вид безликий –
Но труженик великий!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-обобщающий урок (игра) по истории России "Путешествие по Смутному времени" 7 класс

Конспект урока по истории Россиив 7 классе. Можно использовать при закреплении и проверке изученного материала по тем "Смутное время". Часто дети без интереса реагируют на контрольные работы по истори...

Контрольно-обобщающий урок по темам "Сечения" и "Разрезы"

Цель урока: проверить и закрепить на практике теоретические знания, практические умения и навыки по темам "Разрезы" и "Сечения", а также подготовить учащихся к итоговой графической работе....

Контрольно - обобщающий урок по теме " Клетка"

Урок разработан для обучающихся 10 - 11 классов. Тип урока: комбинированный. Цель урока: обобщить, закрепить, проконтролировать знания  обучающихся по данной теме. В этапы урока включены: беседа,...

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип Плоские, Круглые и Кольчатые черви"

1. Общая характеристика червей (таблица) 2. Кроссворд по теме: "Плоские черви" 3. Составить из иллюстраций схему "Цикл развития печеночного сосальщика" 4. Составить из иллюстраций схему "Цикл разви...

Контрольно-обобщающий урок по теме "Рыбы"

Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать и применить свои знания по теме, смекалку и эрудицию. Задания взяты из разных литературных...

Контрольно-обобщающий урок "Вещества"

Урок повторения, обобщения и подготовки к контрольной работе в 8 классе. Урок проходит с использованием КТ....

контрольно-обобщающий урок по теме "Первобытное общество" В 5 классе.

Контрольно-обобщающий урок используется при закреплении темы "Первобытность" . Урок- игра где учащиеся могут проверить свои знания исрользуя презентацию к уроку....