Единство процессов в живой и неживой природе
методическая разработка по биологии по теме

Терентьева Валентина Петровна

Интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное общеобразовательное учреждение

                 средняя общеобразовательная школа

                  с. Калинино Малмыжского района

                                 

                                    Тел.: 2-62-04

                                    Факс: (833247) 2-62-05

                                    Эл. почта: Kalinino-43@rambler.ru

20

Региональная экспериментальная площадка

Кировского ИПК и ПРО

«Интеграция дошкольного, общего и дополнительного

образования в условиях муниципалитета»

МОУ СОШ с. Калинино Малмыжского района

Интегрированный урок

/интеграция химии и биологии/

         

Тема: « Единство процессов

в живой и неживой природе»

Разработала:

ТерентьеваВ.П.,учитель

химии,

                                 

                                   2010 год

              Эпиграф урока:  

 

              «Весь мир большой: жара и стужа,

              Планет круженье, свет зари…                          

              Все то, что видим мы снаружи

              Законом связано внутри !»


                  Выводы об эффективности урока

  1.    Установление на основе интеграции содержания химии и биологии общих закономерностей процессов,

происходящих в живой и неживой природе, организация познавательной деятельности через эксперимент дают возможность учащимся наглядно убедиться в познаваемости и единстве мира.

  1. Необычная форма бинарного урока, использование приемов проблемного обучения,  групповой формы познавательной деятельности, включение в познавательный процесс  всех анализаторов  восприятия учебной информации способствуют активизации познавательной  активности , формированию компетентностей учащихся.

  1. Практическая значимость изучаемого материала

     повышает учебную мотивацию учащихся.

                                                                                                       18

                                                                    Содержание

       1. Обоснование актуальности и замысла

               урока

   

       2. Технологическая карта урока

           3. Конспект урока

           4. Приложение. Инструкционная карта

               опыта

           5. Выводы об эффективности урока

3


Обоснование актуальности и замысла урока

       

Формирование единого научного миропонимания школьников является одной из важнейших задач современного образования. Выполнению этой задачи способствует интеграция в изучении химии и биологии, так как сама идея общности и единства законов живой и неживой природы является здесь интегрирующим фактором.

Необходимость интеграции при изучении химии и биологии обусловлена следующими причинами:

-трудность формирования естественнонаучного  миропонимания на отдельных предметах,

-несоответствие объема требуемых знаний количеству времени, предусмотренному для их усвоения, в то время как материал по ряду тем дублируется,

-снижение интереса, к учению у учащихся.

При подготовке к уроку была проведена следующая    работа:

           - согласование программ по предметам,

           - обсуждение и формулировка общих понятий и согласование   времени их изучения,

           - взаимные консультации учителей,

           - разработка общей концепции урока,

           - подготовка инструкционных карт опытов,

           которые выполняют учащиеся на уроке,

        - подготовка дидактического материала,

          списка дополнительной литературы для учащихся

          по изучаемой теме.

                                                                                4

                                                                                                                                              Приложение

Инструкционная карта

Группа_________

Исследование влияния температуры на

скорость химических реакций

Ход работы:

1.  Взять 2 пробирки с оксидом меди (СиО).

2.  В одну пробирку прилить серную кислоту 1 мл.

     Наблюдаются ли признаки химической реакции?

3.  Во вторую пробирку с оксидом меди приливаем  

     раствор серной кислоты и нагреваем.

(Осторожно! Сначала пробирку прогреть, проведя 3-4 раза над пламенем спиртовки, пробирку держать под углом 15-30 градусов)

Ответьте на вопросы:

Что наблюдаете? Прошла ли химическая  реакция? В

какой цвет изменилось содержимое пробирки?

Запишите уравнение реакции.

Сделайте вывод о зависимости между скоростью

реакции и температурой. Чем можно объяснить эту

зависимость?

Приведите примеры влияния температуры на жизнь

растений и животных

17


Ученики заполняют таблицу: «Факторы, влияющие

 на скорость химических процессов в живой и неживой природе и механизм их действия»

      Учитель обращается к ученикам:

     Подтвердилась ли наша гипотеза о том, что скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ и условий протекания реакции? Какую важную закономерность мы установили, сравнивая процессы, происходящие в живой и неживой природе?

Ученики: Мы установили,  что скорость химических реакций в живой и неживой природе зависит от одних и тех же факторов, подчиняется одним и тем же законам. Таким                                                                                                                      образом, все процессы в окружающем мире, живой и неживой природе, находятся в единстве и взаимосвязи.

Учитель: Значит, достигли мы поставленной цели

 урока?

Для чего нам нужен этот материал с практической точки зрения, где он нам может пригодиться? Где мы должны учитывать эти факторы, влияющие на скорость реакций?

Ученики:

 - многократно пережёвывать пищу;

 - употреблять тёплую пищу;

 - употреблять витамины (они используются для образования ферментов)

 -управлять химическими производствами.

                                         16

Выбор темы урока обусловлен общностью понятий, изучаемых в химии и биологии «единство мира»,  «зависимость процессов, происходящих в природе от

факторов окружающей среды» . Интегрирование предметов на общности понятий указывает на средний уровень интеграции.

Форма интегрированного занятия – бинарный урок. Проводится учителями химии и биологии . Сущность его заключается в объединении усилий химии и биологии в решении проблемного вопроса: «существует ли взаимосвязь между процессами, происходящими в живой и неживой природе?»

При разработке данного урока руководствовались следующими положениями:

- не соединять разные уроки, а добавлять материал одного предмета материалом другого,

-обеспечить сравнительно-обобщающее изучение материала по химии и биологии и вырабатывать у учащихся умение сопоставлять явления, устанавливать связи и закономерности,

- соединить полученные знания по предметам в единую систему,

- дать возможность,  подтвердить теоретические знания экспериментально, так как таким образом полученные знания усваиваются прочнее,

- соединить обучение, воспитание и развитие.

На уроке создается и реализуется межпредметная проблемная ситуация, в данном случае - ситуация предположения, то есть ситуация, которая требует доказать

5


справедливость выдвинутого предположения. Поиск доказательств гипотезы решения проблемных вопросов осуществляется через организацию практической работы, проведение экспериментов, что обеспечивает включение в познавательную деятельность всех анализаторов восприятия нового материала.

                                                         

        Интеграция содержания учебного материала осуществляются на каждом этапе урока. Для организации познавательной деятельности  учащихся при изучении нового материала использованы групповая форма работы, частично-поисковый метод ,  приемы технологии проблемного обучения . Структура интеграции содержания химии и биологии. - взаимопроникающая, пластообразная. Она направлена на достижение цели урока.

 

Дидактическая цель:

      Создание условий для осознания учащимися единства живой и неживой природы, для формирования научного мировоззрения посредством интеграции содержания химии и биологии.

Образовательный аспект:

    Рассмотреть факторы, влияющие на скорость химических процессов в живой и неживой природе, и на основе их общих закономерностей установить единство процессов в живой и неживой природе.

Развивающий аспект:

      Продолжить

- формирование представление о единстве мира,

6

Подобным примером влияния площади соприкосновения веществ на скорость процессов в живых организмах является и взаимосвязь строения лёгких у позвоночных с выполняемыми функциями.

Химик: Одним из важных факторов, влияющих на скорость химических реакций, являются катализаторы, которые увеличивают скорость реакций, оставаясь при этом химически неизменными.

Учитель объясняет роль катализаторов с использованием слайда. Учитель предлагает проделать опыт с перекисью водорода, разложение которой идет в присутствии катализатора оксида марганца.

Ученики выполняют опыт.

Биолог: Катализаторы есть и в живой природе. Катализаторы, действующие в живых организмах, называются ферментами. Давайте посмотрим их действие на примере фермента каталазы.

        Опыты: пробирки с 1)варёный картофель     2)сырой картофель       3)варёное мясо               4)сырое мясо

Суть опыта: ферменты – это белковые молекулы, которые при нагревании разрушаются. Поэтому в варёных продуктах фермент разрушен и не действует.

Учитель предлагает ученикам заполнить таблицу с указанием факторов и их действия на скорость химических реакций.

Химик: Итак, мы проследили основные факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Учитель предлагает ученикам заполнить таблицу с указанием факторов и их действия на скорость химических реакций.

15

1 группа:  « Изучение влияния природы веществ на скорость химических процессов»

 2 группа : « Изучение влияния температуры на скорость химических реакций»

 Биолог. Мы знаем, что процессы в живой природе, основанные на реакциях обмена  также зависят от температуры. Давайте подтвердим это примерами .

 Ученики рассказывают

-об анабиозе,

-о годовых кольцах на деревьях (  спил дерева),

- рассказ ученицы о спячке животных (стенд с изображением животных, впадающих в спячку)

 3 группа : «Изучение влияния на скорость химических реакций площади соприкосновения реагирующих веществ».

 Биолог: Подобные закономерности происходят и в живой природе. Давайте вспомним:

  1. Какие форменные элементы участвуют в переносе кислорода?
  2. Молекулы какого вещества связывают кислород в лёгких?

Обратите внимание на форму эритроцитов – она двояковогнутая. Как вы думаете, с чем это связано? Действительно, благодаря такой форме увеличивается площадь соприкосновения молекул гемоглобина с молекулами кислорода (1 эритроцит содержит 280 молекул гемоглобина).                                                                 

14

- развитие общеучебных умений и навыков: сравнивать, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы,  выполнять опыты,

 - развитие логического мышления.

Воспитательный аспект:

      Воспитывать

- любовь к окружающему миру ,

- трудолюбие, коммуникативность.

Девиз урока: Опыт – основа познания

Цель для учеников:

        На примере факторов, влияющих на скорость химических реакций, осознать взаимосвязь всех процессов, происходящих в окружающем мире, живой и неживой природе.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая

Метод: частично-поисковый

Методические приемы: лабораторные опыты, создание проблемной ситуации, организация самостоятельной групповой работы, представление результатов работы групп.

Технология: элементы технологии проблемного обучения

7


Оборудование и реактивы:

        Спиртовка, растворы соляной и серной кислот, железо, алюминий, цинк, оксид меди, оксид марганца, перекись водорода, картофель, почки в сыром и вареном виде; инструкционные карты;

 спил дерева, слайды с изображением объектов живой природы.

Планируемые результаты:

        В ходе урока учащиеся

- на основе понимания общности факторов, влияющих на скорость химических реакций в живой и неживой природе получают подтверждение представления об единстве мира,

- учатся экспериментально подтверждать факторы, влияющие на скорость химических реакций,

- приобретают положительные сдвиги в формировании личностных качеств.

8

Учитель:

А теперь сформулируем предположение (гипотезу) решения этого вопроса на основании опытов:

 1) 2 колбы с воронками:

      через одну пропускаем Н2О,  

       через другую - мёд.

    а) где скорость протекания больше?

    б) в чём причина?

   - разная природа веществ.

  2) 2 колбы с воронками:

      воронка обычная

      воронка с мелкопористым фильтром

      а) где скорость протекания больше?

      б) в чём причина?

   - разные условия процесса.

        

        Ученики на основании опытов формулируют гипотезу:

        Гипотеза: скорость процесса зависит от природы веществ и условий ее протекания

        Учитель:

        Переходим к подтверждению нашей гипотезы .

Учитель организует групповую работу, проводит

инструктажи по выполнению заданий в группах и по технике безопасности.

Каждая группа исследует один из факторов, влияющих на скорость химических процессов, используя инструкционные карточки, записывает уравнения реакции, делает краткое сообщение и выводы по проделанной работе.

13


Конспект  урока

                                                           

        Тема: «Единство процессов в живой и неживой природе»

Химик:

        Сегодня мы продолжаем изучение раздела «Химические реакции»

1.Что такое химические реакции?

2.Какими особенностями должны обладать вещества, чтобы произошла химическая реакция.

3.Приведите примеры химических реакций в живой и неживой природе.

      Цель нашего урока - задуматься о взаимосвязи всех процессов, происходящих в окружающем мире, живой и неживой природе, о единстве мира. Неслучайно эпиграфом к уроку являются слова:

    Весь мир большой: жара и стужа,

    Планет круженье, свет зари

    Всё то, что видим мы снаружи

    Законом связано внутри.

     А поможет нам в этом изучение факторов, влияющих на скорость химических реакций».

     Над какими проблемными вопросом, исходя из темы и эпиграфа урока, мы должны сегодня задуматься?

     Ученики:

     Какие факторы и как влияют на скорость химических

процессов в живой и неживой природе? Можно ли на примере этих факторов доказать единство живой и неживой природы?

                     

12

Технологическая карта урока

Структурные элементы урока

  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на урок.

Проверяют готовность рабочего места и наличие материалов, необходимых для урока

2. Мотивация и целеполагание

Предлагает привести примеры реакций в живой и неживой природе и задуматься об единстве процессов, происходящих в природе. Побуждает учащихся к формулировке цели урока.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют с помощью учителя цель урока.

9


3. Актуализация знаний

Выполняет демонстрационные опыты , отражающие зависимость скорости

процессов от условий их протекания и природы веществ .

Предлагает ученикам, исходя из результатов опытов, сформулировать проблемные вопросы  и гипотезу их решения.

Наблюдают за демонстрационными опытами, делают выводы по ним.

На основании результатов опытов формулируют проблемные вопросы и гипотезу их решения.

4.Первичное усвоение учебного материала.

Организует практическую работу учащихся в группах по инструкционным картам.

Выполняют практическую  работу в

группах, готовятся к презентации результатов.  

5. Осознание и осмысление учебного материала.

Учителя биологии и химии

организуют совместное обсуждение результатов работы учащихся.  

Представляют результаты своей работы, делают сообщения.

6.Первичное закрепление нового материала.

Контролирует составление

сводной таблицы по теме урока.

Составляют таблицу.

7.Рефлексия.Подведение итогов урока.

 Создают условия

для понимания значимости изученного материала в повседневной жизни.

Создает условия для осознания и оценки деятельности учащихся на уроке.

Приводят примеры ситуаций использования изученного материала.

Проводят оценивание достижения цели,

осознание и оценивание своей работы. Группа оценивает работу каждого ученика

8. Домашнее задание.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

Осмысливают и записывают домашнее задание.

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения по теме "Живая и неживая природа"

Урок  природоведения по теме  "Живая и неживая природа " разработан по технологии развития критического мышления, предназначен для обучающихся 5 класса....

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы."

Урок природоведения по теме "Единство живой и неживой природы" разработан для учащихся 5 класса по технологии развития критического мышления....

Развёрнутый план открытого урока "Массы тел в живой и неживой природе"

Взаимодействие разных тележек (опыт). Различные скорости таких тележек после взаимодействия. Большая скорость после взаимодействия у тележки с меньшей массой и наоборот....

Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе"

Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе" к учебнику Н.Д. Угриновича...

Световые явления в живой и неживой природе

презентация -сопровождение урока природоведения 5 класс по учебнику Сухова т.А., Строганов В.И....

единство живой и неживой природы

презентация предназначена для урока природоведения в 5 классе по теме "Единство живой и не живой природы"...

Экскурсия: «Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами»

Экскурсия: "Живая и неживая природа. Наблюдение за живыми объектами"Обучающая цель: создать условия для закрепления представлений о признаках живых организмов и тел неживой природы, явлениях...