исследовательская деятельность в 5 классе
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Худоярова Марина Усмановна

курс направлен на формирование УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Возрастная категория учащиеся 5 классов. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.   Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  Программа подразумевает работу по трём уровням результатов деятельности школьников:

1-й уровень – школьник  знает и понимает материал;

2-й уровень – школьник ценит приобретенный материал;

3-й уровень – школьник самостоятельно может применить приобретенные знания.

Деятельность направлена на развитие  следующих результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.   

Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

       сложному).

Практически значимые цели и задачи.

Структура проектной  деятельности  включает общие компоненты:

-анализ актуальности проводимого исследования;

- целеполагание,

-формулировку задач, которые следует решить;

-выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;

-планирование, определение последовательности и сроков работ;

-проведение проектных работ или исследования;

-оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;

-представление результатов в соответствующем использованию виде;

2. Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

Данная программа обеспечивает :

-повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

-формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);

-овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

Планируемые результаты:

Выпускник научится:

-планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

-выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

-распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

-использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

-использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

-ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

-отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

-видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

-планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

-выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

-распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

- использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

-ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

-отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

-видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Выпускник получит возможность научиться: 

-самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; 

использовать догадку, озарение, интуицию; 

использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; 

-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; 

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; 

-использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; 

целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; 

-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. 

-самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; 

-использовать догадку, озарение, интуицию; 

-использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; 

-использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; 

-использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов; 

-использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; 

-целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; 

-осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Этапы проектирования

Этапы проектирования

Формируемые УУД

Анализ ситуации, формулирование замысла, цели:

Анализ ситуации

Конкретизация проблемы, формулирование цели,

Выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод ее в задачи.

Целеполагание, анализ, выдвижение гипотезы

Выполнение (реализация) проекта:

Планирование этапов выполнения проекта,

Обсуждения возможных средств и способов решения задач,

Реализация проекта.

Планирование учебного сотрудничества с учителем м сверстниками, способствовать продуктивной кооперации, поиск и обработка информации, моделирование,  осуществлять  логические операции, терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и т.д.

Подготовка итогового продукта:

Обсуждение способов оформления конечных результатов,

Сбор, систематизация, анализ полученных результатов,

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация,

Оценка деятельности и результативности.

Владение монологической речью,  формулировать собственную позицию, убедительно аргументировать свое мнение, соотносить с другими, взаимооценка и самооценка деятельности.

7.Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

8.В состав материалов, представляемых при защите проектов, включается:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту с указанием:

а) исходного замысла, цели и назначения проекта;

б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;

в) списка использованных источников;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта:

а) инициативности и самостоятельности;

б) ответственности;

в) исполнительской дисциплины.

9.Критерии оценки:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

2. Сформированность предметных знаний и способов действий

3. Сформированность регулятивных действий

4. Сформированность коммуникативных действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5 класс

Программа факультативного курса  «Мир вокруг нас» (Технология исследовательской деятельности) 5  класс...

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Организация научо-исследовательской деятельности в классах с углубленным изучением химии

Рассматривается возможность создания условий для развития осознанной научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении химии на уроках и во внеурочной работе....

Организация научно-исследовательской деятельности в классах с углубленным изучением химии

Рассматривается вопрос о создании условий для развития осознанной научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении химии на уроках и во внеурочной работе. Представлена структура организации...

Организация научно-исследовательской деятельности в классах с углубленным изучением химии

Рассматривается вопрос о создании условий для развития осознанной научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении химии на уроках и во внеурочной работе. Представлена структура организации...

рабочая программа по предмету "основы исследовательской деятельности" 5 класс

Представленная рабочая программа включает в себя пояснительную записку к программе и примерный календарно-тематический план из расчета 34 часа в учебном году (т.е. 1 раз в неделю)+19 часов самостоятел...

Организация исследовательской деятельности в классах физико-математического направления лицея.

Из опыта работы  учителя математики МБОУ-лицей города Алейска Алтайского края Марковой Людмилы Константиновны. ...