Главные вкладки

    Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
    материал по химии (8 класс) по теме

    Гаврилова Ольга Геннадьевна

    Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_osnovy_issledovatelskoy_deyatelnosti_.docx27.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА КРУЖКА

    «Основы исследовательской деятельности»

                                          (8 класс)

                                                                                             

    Составил: учитель химии

    Гаврилова Ольга Геннадьевна

                                                     

    Пояснительная записка

        Одной из важнейших задач школы в современном мире является формирование навыков продуктивной деятельности учащихся, развитие творческого мышления школьников, необходимых для успешной социализации личности в будущем. Исследование в современном стремительно меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека.

    В наше время для школы необходимо не просто давать знания, но и обеспечить обретение учащимися умений искать любую информацию, отстаивать свою точку зрения, доказывая ее, публично выступать, преодолевать трудности в обучении. В связи с этим, актуальным становится формирование исследовательской компетентности у школьников, т.е. умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

         Программа кружка «Основы  исследовательской деятельности» предназначена для обучающихся 8 класса.  

         Программа рассчитана на 34 часа.

         Программа кружка «Основы исследовательской деятельности»  в полной мере соответствует положениям концепции  обучения. Она позволяет учащимся осущест вить эвристические пробы, оценить свои потребности и возмож ности, сделать обоснованный выбор профиля обучения в стар шей школе. Знания, полученные при изучении курса, способствуют формированию соци ально активной личности.

    Особенности содержания программы и виды деятельности учащихся в ходе овладения знаниями и умениями, предусмот ренными курсом, дают возможность для использования различ ных методов и форм обучения (индивидуальных, групповых, наглядных, словесных: теоретические исследования, самостоя тельные эвристические пробы).

    Контроль за уровнем овладения материалом осуществляется через исследовательскую деятельность учащихся (по результа там периодической отчетности).

    Цель:   формирование исследовательской компетентности школьников  (обеспечение уровня образованности, достаточного для самостоятельного творческого решения нестандартных задач).

    Задачи:

    1. Изучение основ методологии исследовательской деятельности.
    2. Развитие навыков работы с различными источниками информации.
    3. Совершенствование умений по проведению и оформлению исследовательской работы, подготовке доклада и презентации, выступлению перед аудиторией, рецензированию работ.
    4. Иметь возможность применить свои знания и способности  в учебной и внеурочной деятельности.
    5. расширение научного кругозора учащихся.

    Механизмы реализации

         Исследовательская работа учащихся организуется во внеурочное время.     Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

         В первом полугодии предполагается коллективная форма обучения (лекции и практические занятия), а во втором полугодии – индивидуальное и групповое консультирование учащихся по вопросу подготовки и написания работы (практические занятия).

         Программа основана на использовании уже имеющихся знаний и умений учащихся по химии, биологии и экологии, их конкретизации.

                                 Учебно-тематический план

    Тема

    Основное содержание

    Кол-во часов

    Форма работы

    Самост. работа, виды контроля

    Основы исследовательской деятельности (12 ч)

    1

    Основные понятия исследовательской деятельности

    Аспект, гипотеза, идея, категория, концепция, методология, научное познание, теория, факт

    Алгоритмы исследовательской работы. Выбор темы (цель, задачи, актуальность, объект, предмет, новизна, значимость)

    2

    Лекция,

    практическая работа

    2

    Работа с информацией

    Работа с книгой, научной литературой. Правила работы с картотекой. Приемы хранения информации (тезисы, аннотация, цитирование, конспект, план). Экскурсия в библиотеку.

    2

    Лекция, практическая работа, экскурсия

    Составление мини-катротеки

    3

    Интернет – ресурсы.

    Использование образовательных ресурсов.

    2

    Практическая работа

    Поиск информации сети Интернет по заданной теме

    4

    Методика эксперимента.

     Знакомство с различными методиками эксперимента. Оформление наблюдений.

    2

    Лекция, практическая работа

    Оформление методики эксперимента Составление анкеты (опросника)

    5

    Методические рекомендации по выполнению письменных работ.

    Оформление работы . Знакомство с образцами различных работ

    2

    Практическая работа

    Анализ готовых исследова-тельских работ

    6

    Формы представления исследовательской работы

    Создание презентации, публикации, стенда, альбома.

    2

    проект

    Защита проекта

    Практикум          (22ч)

    7

    Выбор темы исследования. работы.

    Обоснование ее актуальности. Составление плана исследования.

    2

    Практическая работа

    8

    Подбор литературы по теме исследования. Интернет ресурсы.

    Работа с литературными источниками и информацией в сети Интернет.

    6

    Практическая работа. Индивидуаль-ные и групповые консультации

    Работа с литературой и компьютером

         9

    Подбор методик эксперимента.

    Работа с литературными источниками и информацией в сети Интернет.

    Подготовка необходимого лабораторного оборудования

    2

    Практическая работа Индивидуаль-ные и групповые консультации

    Работа с литературой и компьютером

    10

    Выполнение индивидуальных и групповых мини-исследовательских работ.

    Выполнение практической части работы по выбранным методикам.

    7

    Практическая работа Индивидуаль-ные и групповые  консультации

    Отчет о работе

    11

    Оформление работы. Составление презентации.

    Оформление работы . Составление презентации к защите работы.

    3

    Практическая работа Индивидуаль-ные и групповые

    консультации

    Презентация

    12

    Защита работы. Итоговое обобщение по курсу «Основы  исследовательской деятельности»

    Защита исследовательской работы

    2

    Творческая работа, выступление.

    Защита работы

    Темы  исследовательских работ учащихся :

     

    1. Определение физических показателей и химического состава воды с различных источников.

    2.Определение содержания витамина С в продуктах питания и ягодах различных сроков сбора

    3.Изучение состава продуктов питания.

    4. Влияние автомобильного транспорта на растения.

    5.Экологический мониторинг природных объектов.

                                           

                 Ожидаемые результаты и способы их проверки

             В результате работы по программе кружка учащиеся должны знать:

    1. структуру учебно-исследовательской деятельности;
    2. понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
    3. основные источники информации;
    4. правила оформления списка использованной литературы;
    5. способы презентации исследования.

    Учащиеся должны уметь:

    1. выделять объект исследования;
    2. разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
    3. выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
    4. работать в группе;
    5. пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями.

    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной        программы:

    1.  участие в  учебно-исследовательских конференциях, в конкурсах на разных уровнях.

                                  Литература

    1. Астафуров В.И. Основы химического анализа.- М.: Просвещение, 1974.- 134с.

    2. Васильева Т. А. Об эстетическом воспитании / Т. А. Васильева, В. Горбулинская // Биология. – 2004. – № 45. – С. 21 – 23.

    3. Заленская Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время.// Химия в школе.-2009.-№8.-с.55-59.

    4. Курсы по выбору: выбор за вами (часть 1,2)/ Ред.-сост. Л.Г. Пройчева.- М.: Центрхимпресс, 2007.-160с.

    4.Савенков А.А.. Об организации учебно-исследовательской деятельности в современном образовании.// Химия в школе.-2008.-№8.-с.2-7.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

    Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

    Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс

    Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...

    Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс

    Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы медицинских знаний»

       В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Ана...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

    Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности»

    Содержание курса         Личное финансовое планирование. Роль денег в нашей жизни. Потребление или инвестиции.  Активы в трех измерениях. Модель трех капит...

    программа курса внеурочной деятельности «Основы робототехники и легоконструирования»

    Актуальность курса «Основы робототехники и легоконструирования» заключается в том, что он направлен на формирование творческой личности, живущей в современном мире. Технологические наборы ...