Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Сидоренко Елена Григорьевна

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx55.31 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москву

Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1591

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель школьного отделения корпус №2

__________________________

(В.А. Гольдберг)

26 августа 2016

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

_____________________

(Петрова Л.Н.)

26 августа 2016

РАССМОТРЕНО

На заседании методического объединения

Протокол №1 от 26 августа 2016 года, председатель

________________________

(Е.Ю. Андрианова)

26 августа 2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курс внеурочной деятельности

«Основы исследовательской и проектной деятельности»

Учебный год

2016-2017

Класс

6

Количество часов в год

34

Количество часов в неделю

1

Учитель:      Сидоренко Елена Григорьевна

                                            2016/2017учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена  в соответствии с:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, МО  РФ от 05.03.2004  №1089
  • Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования;
  • Фундаментальным ядром содержания общего образования;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 03.03.2011 №19993);
  • Авторской программой Г.Б. Голуб, Е.А Перелыгиной, О.В.Чураковой «Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования»: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий учащихся основной ступени образования.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Актуальность данной программы также обусловлена ее методологической значимостью. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применяемых к широкому кругу объектов воздействия (например, анализ, организация командного взаимодействия), в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, и техникумах.

Программа позволяет реализовать актуальные в наше время личностно-ориентированный, деятельностный подход к ученику.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

1. Непрерывность дополнительного образования         как механизма полноты и целостности образования;

2. Развитие индивидуальности каждого ребенка         в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;

4. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Программу планируется реализовывать в  6 классах. Изучение данного курса рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.  Продолжительность учебного занятия 45 минут.

Цель программы: развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей к саморазвитию.

Задачи:

Образовательные:

  • развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность;

Развивающие:

  • развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения;
  • развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
  • развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Мотивационные

  • создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха.

Социально-педагогические

  • формирование общественной активности, реализация в социуме;

Обучающие

  • познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;
  • сформировать представление о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;
  • научить определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта,  пользоваться различными источниками информации, ресурсами, представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
  • познакомить с  критериями оценивания проекта;
  • научить проводить рефлексию своей деятельности.

Для успешной реализации внеурочной программы необходимо определить принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  • принцип природосообразности;
  • принцип прогностичности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации;
  • принцип рефлексивности;
  • принцип культуросообразности.

Ожидаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Основы исследовательской и проектной деятельности»:

Прогнозируемый воспитательный результат:

  • мотивационная основа проектной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные ценностные отношения школьника к науке; сотрудничеству; человеку; людям;
  • развитие морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • умение преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности проектной деятельности;
  • умение видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации; фиксации информации с помощью инструментов ИКТ;
  • приобретение обучающимися опыта проектной деятельности; работы в команде; разрешении конфликтных ситуаций; публичного выступления по проблемным вопросам; общения с другими представителями социальных групп;

Прогнозируемый воспитательный эффект:

  • внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости проектной деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
  • в перспективе - профессиональное самоопределение;
  • проявление познавательной инициативы;
  • возможность вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • участие в научных конференциях, в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению;
  • использование исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • активная жизненная позиция.

    Достижению поставленных целей и задач будут способствовать различные формы организации деятельности обучающихся:

  • лекция;
  • беседа;
  • дискуссия;
  • игра;
  • практическая работа;
  • экспресс – исследование;
  • презентация предмета, факта, явления, события;
  • проектная деятельность.

Используемые технологии и методики:  

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- моделирующая деятельность;

- поисковая деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

1.Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

2. Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

  3. Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении проекта;
  • поведение детей на занятиях: активность, заинтересованность обеспечивающие положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • умение оценивать промежуточные и конечные результаты;
  • умение осуществить анализ результатов;
  • умение выделить проблему,  поставить цель проекта или исследования, определить предполагаемы продукт проекта;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по разным школьным дисциплинам.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 50-79% - средний уровень;

меньше 50% - низкий уровень.

Планируемые результаты:        

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

        - основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

        - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

          -внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости

проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

          - выраженной познавательной мотивации;

          -устойчивого интереса к новым способам познания;

          -адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

          -морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

                -преобразовывать практическую задачу в познавательную;

                     -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-подводить под понятие;

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

      В основе формирования  исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

           Важнейшим приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.Развитие личностных качеств и способностей  школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Основы исследовательской и проектной деятельности»  состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.

Курс «Основы исследовательской и проектной деятельности» носит развивающий характер. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Содержание курса составляют сведения о различных видах проектов и проектных продуктах, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. Работа над проектом позволяет учащемуся осознать ситуации, проблемы, процессы, происходящие в окружающем его мире. В курсе достаточно подробно рассматривается алгоритм проведения проекта, его основополагающие моменты, что позволяет применить его в проектах различных типов и направлений. Для создания положительной мотивации к обучению приводится занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся, а для проектов отобраны знакомые для школьников объекты окружающие их.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть и практические задания.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                            

   

п/п

Название

темы

Кол-во

часов

по теме

Время

прохожде-ния

Формы контроля,

класс, дата

проведения

Тема 1. Как работать вместе

2 часа

1.

Роль конфликта в общении. Практическая работа «Способы разрешения конфликтов».

1

05.09

2.

Деловая игра. Стратегия группового взаимодействия.

1

12.09

Тема 1. Научное исследование – от  замысла до окончательного оформления.           

    3 часа

3.

 Знакомство с понятием проекта. Чтение текста с маркированием. Практическая работа «Маркировка текста».

1

19.09

4.

 Особенности исследовательского проекта. Практическая работа «Работа с терминами и понятиями»

1

26.09

5.

Определение и  выбор темы, аргументация.

1

10.10

Тема 2. Постановка целей и задач. Планирование.

3 часа

6.

Умение видеть проблему. Сортировка и отбор проблем в ходе исследования (актуальность, значимость, доступность).

1

17.10

7.

Что такое гипотеза? Выдвижение гипотезы.

Постановка целей и задач.

1

24.10

 

8.

Как планировать работу над проектом? Практическая работа «Составление плана работы над проектом» Отбор инструментов, приборов и материалов.

1

31.10

Оценка плана работы

Тема 3. Источники информации и способы работы с ними.

 7 часов

9.

Знакомство с источниками информации. Экскурсия в школьную библиотеку.

1

07.11

10.

Основные способы получения первичной информации. Интервьюирование, анкетирование, тестирование, анализ текста.

1

21.11

11.

 Что такое наблюдение? Практическая работа «Практическая работа «Обработка результатов статических наблюдений».

1

28.11

12.

Что такое эксперимент, исследование? Практическая работа « Развитие умения проведения  краткосрочного эксперимента и исследования».

1

05.12

13.

Проведения кабинетного исследования. Использование Интернет для поиска информации по проекту.  

1

12.12

14.

Обработка информации для теоретической части проекта. Развитие умения классифицировать.

1

19.12

15.

Способы анализа собранной информации.

Практическая работа «Составление таблиц, схем, диаграмм»

     1

26.12

Оценка практической работы

Тема 4. Организация и проведение  кабинетного исследования.

    5 часов

16.

Методы проведения исследований. Выбор методов исследований. Планирование кабинетного исследования.

     1

09.01

17.

Способы фиксации достоверности  исследования: протокол наблюдений и измерений, фото и видеосъемка.

     1

16.01

18.

Способы проверки достоверности полученных результатов исследования.

     1

23.01

19.

Практическая деятельность учащихся:

цифровая съемка и обработка изображений.

     1

30.01

20.

Составление схемы анализа информации.

     1

06.02

Оценка схемы

Тема 5. Обработка результатов.

    4 часа

21.

Требования к оформлению проекта. Практическая работа «Оформление паспорта проекта» 

     1

13.02

22.

Композиция проекта. Распределение материала по главам и рубрикам.

     1

27.02

23.

Практическая работа «Компьютерная вёрстка проекта»

     1

06.03

Оценка практической работы

24.

Уточнение рабочей гипотезы с учетом полученных данных.

     1

13.03

Тема 6. Подготовка отчета и презентация.

    9 часов

25.

Анализ полученных данных и соотнесение их с первоначальной гипотезой. Выявление закономерностей и формулировка выводов.

1

20.03

26.

Подготовка текста отчета по проведенному исследованию. Правила оформления отчета.

1

27.03

27.

Стендовый доклад. Требования к стендовому докладу. Критерии оценки стендового доклада.

1

03.04

28.

Подготовка презентации в MS PowerPoint. Принцип отбора информации для размещения. Основные принципы дизайна.

1

17.04

29.

Подготовка устного выступления. Взаимодействие с аудиторией. Практическая работа «Как увлечь аудиторию». Отбор материалов для устного выступления.

1

24.04

30.

Невербальные средства. Наглядные материалы. Практическая работа «Языковой паспорт говорящего».

1

08.05

31.

Публичная защита проекта. Взаимооценка выступлений 

1

15.05

Оценка презентаций

32.

Собственная оценка жизненной позиции.  Сильные и слабые стороны и их причины. Способы преодоления трудностей. Оценка продвижения в рамках проекта.

1

22.05

33.

Итоговая выставка лучших проектов.

1

29.05

                                                              ИТОГО:

   33

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Условия проведения

Средства технического оснащения

актовый зал,

кабинет на 30 посадочных мест

Компьютер, мультимедиа, экран, колонки, лабораторное оборудование.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, пособие для учителя – М.: Просвещение,2010
  2. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. с.108-115.
  3. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. с. 21-27.
  4. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997.
  5. Развитие научно-исследовательской деятельности учащихся: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 2001.
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
  7. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
  8. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
  9. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
  10.  Справочное пособие по организации поисково-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений / сост.: Н.В. Карпова, С.В. Кускова, Л.Е. Толкачева. - Псков: ПГПИ, 2001

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2013. – 80 с.
  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Коммуникативный практикум: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2013. – 64 с.
  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Дневник проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2013. – 48с.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:

  1.     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

    2.     Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

    3.     Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

 

4.   «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

5. Программа «Учусь создавать проект» http://gigabaza.ru/doc/24370.html

6. Программа «Учусь создавать проект» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/02/05/vneurochnaya-deyatelnost-uchus-sozdavat-proekt-2-klass

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс

Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

Программа курса внеурочной деятельности " Основы безопасности и жизнедеятельности". 1-4 класс

Программа курса внеурочной деятельности  «Основы безопасности и жизнедеятельности» предназначена для  обучающихся 1-4 классов с легкой степенью умс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности". 6 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»,  для обучающихся 6 класса, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 11 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 11 класс...