Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектно-исследовательской деятельности. Гуманитарный цикл"
рабочая программа (5, 6 класс)

Курс расчитан на учащихся 5-6 классов с целью создание условий для успешного освоения учениками основ проектной и исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Staffroom\Desktop\1.jpeg 

Пояснительная записка

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
  • СП 2.4.3648-20;
  • СанПиН 1.2.3685-21;
  • основной образовательной программы МАОУ«СОШ №4», утвержденной приказом от 31.08.2022 №105-ОД.

Цель курса:создание условий для успешного освоения учениками основ проектной и исследовательской деятельности.

Задачи курса:

  • формировать представление об проектном и исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Место курса в плане внеурочной деятельности МАОУ «СОШ №4»: курс предназначен для учащихся 5-6 классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.

Содержаниекурса внеурочной деятельности

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационномпространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты:

  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
  • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • умение координировать свои усилия с усилиями других;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты

Сформировано представление:об исследовательском обучениии как стать исследователем

Сформировано ценностное отношение:к исследовательскому творчеству.

Сформирован интерес:к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе

Сформированы умения:

  • иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Количество часов, отводимых на освоение темы

ЦОР/ЭОР

Сентябрь

1

Что такое исследование? Что такое проект?

Беседа

1

researcher.ru

2

Как задавать вопросы? Внешний вид проекта

Беседа

1

3

Как задавать вопросы? Внешний вид проекта

Беседа

1

4

Внешний вид проекта.

Как выбрать тему исследования?

Оценивание

1

Октябрь

5

Внешний вид проекта.

Как выбрать тему исследования?

Оценивание

1

researcher.ru

6

Учимся выбирать дополнительную литератур

Экскурсия в библиотеку

1

7

«Знакомство с информационными справочниками»

Библиотечное занятие

1

8

«Знакомство с информационными справочниками»

Библиотечное занятие

1

Ноябрь

9

Что такое наблюдение?

Беседа

1

researcher.ru

10

Наблюдение как способ выявления проблем.

Беседа

1

11

Совместное планирование выполнения практического задания.

Мини-конференция

1

12

Самостоятельное планирование выполнения практического задания.

Самостоятельная работа

1

Декабрь

13

Выдвижение идеи.  

Мозговой штурм

1

issl.dnttm. ru

14

Развитие умения видеть проблемы.

Мозговой штурм

1

15

Постановка вопроса (поиск гипотезы).  

Практическая работа

1

16

Формулировка предположения (гипотезы)

Практическая работа

1

Январь

17

Развитие умения выдвигать гипотезы.  

Практическая работа

1

issl.dnttm. ru

18

Развитие умений задавать вопросы.

Практическая работа

1

19

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей

Экспресс-исследование

1

Февраль

20

Обоснованный выбор способа выполнения задания

Дискуссия

1

issl.dnttm. ru

21

Обоснованный выбор способа выполнения задания

Дискуссия

1

22

Составление аннотации к прочитанной книге.

Самостоятельная работа

1

Март

23

Составление картотеки.

Самостоятельная работа

1

schools.keldysh.ru/labmro

24

Учимся выделять главное и второстепенное.

Практическая работа

1

25

Как делать схемы?

Практическая работа

1

26

Методика проведения самостоятельных исследований.

Коллективная игра-исследование

1

Апрель

27

Методика проведения самостоятельных исследований.

Коллективная игра-исследование

1

schools.keldysh.ru/labmro

konkurs.dnttm.ru

28

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике.

Защита исследовательских работ

1

29

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике.

Защита исследовательских работ

1

30

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике.

Защита исследовательских работ

1

Май

31

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей

Выставка

1

konkurs.dnttm.ru

researcher.ru

32

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей

Выставка

1

33

Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей

Выставка

1

34

Анализ исследовательской деятельности

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Проектно-исследовательская деятельность»

Школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Поэтому в настоящее время необходимо учить личность  постоянно самостоятельно обнов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Психология" социально-гуманитарной направленности 11класс

Социальный заказ на воспитание подрастающего поколения требует развития у молодых людей важных личностных качеств, таких как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство ...