Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектно-исследовательской деятельности. Гуманитарный цикл"
рабочая программа (5, 6 класс)
Курс расчитан на учащихся 5-6 классов с целью создание условий для успешного освоения учениками основ проектной и исследовательской деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 239.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- основной образовательной программы МАОУ«СОШ №4», утвержденной приказом от 31.08.2022 №105-ОД.
Цель курса:создание условий для успешного освоения учениками основ проектной и исследовательской деятельности.
Задачи курса:
- формировать представление об проектном и исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Место курса в плане внеурочной деятельности МАОУ «СОШ №4»: курс предназначен для учащихся 5-6 классов; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год.
Содержаниекурса внеурочной деятельности
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационномпространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метапредметные результаты:
- с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Сформировано представление:об исследовательском обучениии как стать исследователем
Сформировано ценностное отношение:к исследовательскому творчеству.
Сформирован интерес:к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе
Сформированы умения:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Количество часов, отводимых на освоение темы | ЦОР/ЭОР |
Сентябрь | ||||
1 | Что такое исследование? Что такое проект? | Беседа | 1 | researcher.ru |
2 | Как задавать вопросы? Внешний вид проекта | Беседа | 1 | |
3 | Как задавать вопросы? Внешний вид проекта | Беседа | 1 | |
4 | Внешний вид проекта. Как выбрать тему исследования? | Оценивание | 1 | |
Октябрь | ||||
5 | Внешний вид проекта. Как выбрать тему исследования? | Оценивание | 1 | researcher.ru |
6 | Учимся выбирать дополнительную литератур | Экскурсия в библиотеку | 1 | |
7 | «Знакомство с информационными справочниками» | Библиотечное занятие | 1 | |
8 | «Знакомство с информационными справочниками» | Библиотечное занятие | 1 | |
Ноябрь | ||||
9 | Что такое наблюдение? | Беседа | 1 | researcher.ru |
10 | Наблюдение как способ выявления проблем. | Беседа | 1 | |
11 | Совместное планирование выполнения практического задания. | Мини-конференция | 1 | |
12 | Самостоятельное планирование выполнения практического задания. | Самостоятельная работа | 1 | |
Декабрь | ||||
13 | Выдвижение идеи. | Мозговой штурм | 1 | issl.dnttm. ru |
14 | Развитие умения видеть проблемы. | Мозговой штурм | 1 | |
15 | Постановка вопроса (поиск гипотезы). | Практическая работа | 1 | |
16 | Формулировка предположения (гипотезы) | Практическая работа | 1 | |
Январь | ||||
17 | Развитие умения выдвигать гипотезы. | Практическая работа | 1 | issl.dnttm. ru |
18 | Развитие умений задавать вопросы. | Практическая работа | 1 | |
19 | Экскурсия как средство стимулирования исследовательской деятельности детей | Экспресс-исследование | 1 | |
Февраль | ||||
20 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | Дискуссия | 1 | issl.dnttm. ru |
21 | Обоснованный выбор способа выполнения задания | Дискуссия | 1 | |
22 | Составление аннотации к прочитанной книге. | Самостоятельная работа | 1 | |
Март | ||||
23 | Составление картотеки. | Самостоятельная работа | 1 | schools.keldysh.ru/labmro |
24 | Учимся выделять главное и второстепенное. | Практическая работа | 1 | |
25 | Как делать схемы? | Практическая работа | 1 | |
26 | Методика проведения самостоятельных исследований. | Коллективная игра-исследование | 1 | |
Апрель | ||||
27 | Методика проведения самостоятельных исследований. | Коллективная игра-исследование | 1 | schools.keldysh.ru/labmro konkurs.dnttm.ru |
28 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. | Защита исследовательских работ | 1 | |
29 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. | Защита исследовательских работ | 1 | |
30 | Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. | Защита исследовательских работ | 1 | |
Май | ||||
31 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей | Выставка | 1 | konkurs.dnttm.ru researcher.ru |
32 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей | Выставка | 1 | |
33 | Выставки творческих работ – средство стимулирования проектной деятельности детей | Выставка | 1 | |
34 | Анализ исследовательской деятельности | 1 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Проектно-исследовательская деятельность»
Школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Поэтому в настоящее время необходимо учить личность постоянно самостоятельно обнов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Психология" социально-гуманитарной направленности 11класс
Социальный заказ на воспитание подрастающего поколения требует развития у молодых людей важных личностных качеств, таких как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство ...
