Энергетический обмен
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Газизуллина Юлия Искандаровна

Урок биологии в 9 классе на тему «Энергетический обмен» построен в соответствии с программой базового уровня изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях, автором которой является В.Б. Пасечника.

Цель: продолжить формирование знаний об обмене веществ, раскрыв сущность энергетического обмена.

Тип урока: овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.

Урок рассчитан на высокий уровень самостоятельности в учебной деятельности, предусматривает работу с учебником, дополнительным информационным материалом. Урок проходит с использованием компьютерной презентации. Это позволяет провести урок эмоционально, помогают сделать его живым, увлекательным, интересным.

В процессе такого урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний, коллективно обсуждают результаты своей работы. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией.

На уроке используется фронтальная работа с классом (беседа, решение задачи из «С5» по ЕГЭ), индивидуальная (тестирование), в группах (работа с дополнительным материалом и с карточками «Лови ошибку»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon energeticheskiy_obmen_9.doc84 КБ
Office presentation icon energeticheskiy_obmen.ppt1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Энергетический обмен.

Название УМК Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Предмет Введение в общую биологию и экологию 

Класс 9

Место и роль урока в изучаемой теме: Клеточный уровень.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: продолжить формирование знаний об обмене веществ, раскрыв сущность энергетического обмена.

Задачи урока:

Образовательный аспект: сформировать знания о трех этапах энергетического обмена на примере углеводного обмена; подвести обучающихся к выводу о значении АТФ как универсального аккумулятора энергии в клетке;

Развивающий аспект: способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части;

Воспитательный аспект: учащиеся должны понять роль ферментов в реакциях обмена веществ животных в природе, способствовать развитию творческого мышления; способствовать развитию экологического сознания.

Оборудование: таблица “Энергетический обмен в клетке”, ноутбук с тестовым конструктором, компьютер, презентация, набор карточек.

Ход урока.

Этап урока

Время, мин.

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент

1 мин.

Приветствие. Психологический настрой на активную деятельность на уроке.

Определение темы и целей урока.

беседа

фронтальная

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

Способствует формулированию цели урока.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

II. Актуализация знаний

8 мин.

На доске записаны слова:

Аденин, рибоза, энергия, остаток фосфорной кислоты, митохондрия, аккумулятор, макроэргическая связь.

Сообщение темы и целей урока.

Беседа

Частично-поисковыйметод

фронтальная

-Все эти слова можно заменить одним словом, которое играет большую роль в жизнедеятельности клетки?

Как расшифровывается данное слово АТФ? Определите его роль в клетке?

Составьте текст из данных слов.

-Следовательно, запас АТФ должен непрерывно пополняться на основе обратной реакции, идущей с затратой энергии:

АДФ + Н3РО4 + энергия = АТФ + Н2О.

Откуда берется энергия для этой обратной реакции? 

– Откуда организмы ее могут получить?

-Как вы думаете, что сегодня предстоит нам узнать?

- Вспоминают АТФ и ее роль в клетке.

Сообщение ученика:

Известно, что в среднем содержание АТФ в клетках составляет от 0,05% до 0,5% ее массы. Но практически все идущие в клетке биохимические реакции требуют затрат энергии молекул АТФ. Запаса АТФ в мышцах хватает только на 20–30 сокращений. Поэтому в клетках идет постоянный процесс синтеза АТФ.

-Питательные вещества., содержащиеся в наших продуктах)

Формулируют цель урока – познакомиться с сущностью энергетического обмена, рассмотрим этапы энергетического обмена. Выясним, какое значение имеет энергетический обмен?

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать и слушать.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, с одноклассниками.

III. Проблемное объяснение нового знания

18 мин.

Работа по вопросам (табл.№1):

  1. Где происходит расщепление?
  2. Чем активизируется расщепление?
  3. До каких веществ расщепляются соединения клетки?
  4. Сколько выделяется энергии?
  5. Сколько синтезируется энергии в виде АТФ?

работа со слайдами компьютерной презентации.

Своя опора

групповая

- Энергетический обмен в клетках большинства аэробных организмов в присутствии кислорода состоит из последовательных этапов:

  1. подготовительного,
  2. бескислородного (анаэробного),
  3. кислородного (аэробного)

Вопрос: Какой этап энергетического обмена наиболее выгоден и почему?

Вопрос: Сколько всего образуется молекул АТФ в результате окисления одной молекулы глюкозы?

Процесс полного окисления глюкозы в клетке можно выразить общим суммарным уравнением:

С6Н12О6 + 6О2 –> 6СО2 + 38 АТФ.

Делятся на 3 группы по разделам:

  1. подготовительный этап
  2. бескислородный этап
  3. кислородный этап.

По одному выходят к доске и рассказывают текст по данным вопросам.

-Кислородное дыхание гораздо эффективнее гликолиза, так как полное окисление органических веществ приводит к выделению большого количества энергии, причем примерно 60% ее запасается в молекулах АТФ, а 40% рассеивается в виде тепла.

-Всего на трех этапах биологического окисления одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач и др.

Коммуникативные:

Участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Динамическая пауза

1 мин.

Проводит паузу.

Выполняют зарядку.

IV. Закрепление знаний.

5 мин.

Использование заданий из блока «А» и «В».

Термины:

Белки
Жиры
Углеводы
Аминокислоты
Глицерин
Жирные кислоты
Глюкоза
 

Пировиноградная кислота
2 молекулы АТФ
Кислород
36 молекул АТФ
СО
2
Н2О

Работа с карточками

«Лови ошибку»

Тестовый компьютерный контроль

Групповая

Индивидуальная

Анализирует ответы учащихся, оценивает их деятельность.

-Эта тема встречается на ЕГЭ.

Каждой группе предлагается одинаковый набор карточек с названиями исходных веществ и продуктов на каждом этапе энергетического обмена. 1 группа выбирает вещества для подготовительного этапа, 2 группа для бескислородного расщепления, 3 группа для кислородного расщепления.

Один ученик работает с тестовым конструктором на ноутбуке.

Каждая группа проверяет ответы других ребят.

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Коммуникативный: строить небольшие монологические высказывания и др.

V. Применение знаний

5 мин.

Решение задачи из «С5» по ЕГЭ:

Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 70 остатков глюкозы? Ответ поясните.

Повторение с раширением

коллективная

Корректирует ответы учащихся,

Решают.

Схема решения задачи включает:

1.Крахмал под действием гидролитических ферментов расщепляется в лизосоме до менее сложных органических веществ (мономеров) – глюкозы. В данном случае образуется 70 молекул;

2. При полном окислении одной молекулы глюкозы (митохондрии) синтезируется 38 молекул АТФ;

3. При окислении 70 молекул глюкозы синтезируется 70 х 38 = 2660 молекул АТФ.

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Коммуникативный: строить небольшие монологические высказывания и др.

Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности.

Домашнее задание

1 мин.

Прочитать текст на стр.39-42. Заполнить таблицу.

Составить кроссворд к тексту.

Из дополнительных источников подготовить сообщения по теме: «Открытие фотосинтеза».

Обязательный уровень

Творческое задание.

Фронтальная,

индивидуальная

Формулирует задание, комментируя его по необходимости.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

VІ. Рефлексия

1 мин.

Оценки за урок. Формулировка идеи решения проблемной задачи урока.

самооценка

фронтальная

Закончить предложение:

  • “Знания полученные на уроке мне необходимы…”
  • “Я получил полезную информацию о том, что…”

Затем, комментируя, выставляет оценки в журнал.

Делают выводы урока.

Выставляют оценки в дневник.

Личностные: способность к самооценке своих действий, делать обобщения, выводы.

Приложение 2

Таблица №1. Этапы энергетического обмена.

Этапы энергетического обмена

 

Подготовительный этап

Бескислородный этап
Гликолиз

Кислородный этап

Где происходит расщепление?

В органах пищеварения, в клетках под действием ферментов

Внутри клетки

В митохондриях

Чем активизируется расщепление?

Ферментами пищеварительных соков

Ферментами мембран клеток

Ферментами митохондрий

До каких веществ расщепляются соединения клетки?

Белки – аминокислоты
Жиры – глицерин и жирные кислоты
Углеводы – глюкоза

Глюкоза(С6Н12О6)
2 молекулы пировиноградной кислоты (С3Н4О3) + энергия

Пировиноградная кислота до СО2 и Н2О

Сколько выделяется энергии?

Мало, рассеивается в виде тепла.

За счет 40% синтезируется АТФ, 60% рассеивается в виде тепла

Более 60% энергии запасается в виде АТФ

Сколько синтезируется энергии в виде АТФ?

____________

2 молекулы АТФ

36 молекул АТФ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АДЕНИН РИБОЗА ЭНЕРГИЯ ОСТАТОК ФОСФОРНОЙ КИСЛОТЫ МИТОХОНДРИЯ АККУМУЛЯТОР МАКРОЭРГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

Слайд 2

АТФ

Слайд 3

АДЕНИН РИБОЗА ЭНЕРГИЯ ОСТАТОК ФОСФОРНОЙ КИСЛОТЫ МИТОХОНДРИЯ АККУМУЛЯТОР МАКРОЭРГИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ

Слайд 4

Энергетический обмен

Слайд 5

Этапы энергетического обмена Бескислородный этап Гликолиз Подготовительный этап Где происходит расщепление? Чем активизируется расщепление? До каких веществ расщепляются соединения клетки? Сколько выделяется энергии? Сколько синтезируется энергии в виде АТФ? Кислородный этап

Слайд 6

Этапы энергетического обмена Бескислородный этап Гликолиз Подготовительный этап Где происходит расщепление? В органах пищеварения, в клетках под действием ферментов Чем активизируется расщепление? Ферментами пищеварительных соков До каких веществ расщепляются соединения клетки? Белки – аминокислоты Жиры – глицерин и жирные кислоты Углеводы - глюкоза Сколько выделяется энергии? Мало, рассеивается в виде тепла. Сколько синтезируется энергии в виде АТФ? ____________ Кислородный этап

Слайд 7

Этапы энергетического обмена Бескислородный этап Гликолиз Внутри клетки Ферментами мембран клеток Глюкоза(С 6 Н 12 О 6 ) 2 молекулы пировиноградной кислоты (С 3 Н 4 О 3 ) + энергия За счет 40% синтезируется АТФ, 60% рассеивается в виде тепла 2 молекулы АТФ Подготовительный этап Где происходит расщепление? В органах пищеварения, в клетках под действием ферментов Чем активизируется расщепление? Ферментами пищеварительных соков До каких веществ расщепляются соединения клетки? Белки – аминокислоты Жиры – глицерин и жирные кислоты Углеводы - глюкоза Сколько выделяется энергии? Мало, рассеивается в виде тепла. Сколько синтезируется энергии в виде АТФ? ____________ Кислородный этап

Слайд 8

Этапы энергетического обмена Бескислородный этап Гликолиз Внутри клетки Ферментами мембран клеток Глюкоза(С 6 Н 12 О 6 ) 2 молекулы пировиноградной кислоты (С 3 Н 4 О 3 ) + энергия За счет 40% синтезируется АТФ, 60% рассеивается в виде тепла 2 молекулы АТФ Подготовительный этап Где происходит расщепление? В органах пищеварения, в клетках под действием ферментов Чем активизируется расщепление? Ферментами пищеварительных соков До каких веществ расщепляются соединения клетки? Белки – аминокислоты Жиры – глицерин и жирные кислоты Углеводы - глюкоза Сколько выделяется энергии? Мало, рассеивается в виде тепла. Сколько синтезируется энергии в виде АТФ? ____________ Кислородный этап В митохондриях Ферментами митохондрий Пировиноградная кислота до СО 2 и Н 2 О Более 60% энергии запасается в виде АТФ 36 молекул АТФ

Слайд 9

Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 70 остатков глюкозы? Ответ поясните. Решите задачу из блока «С».

Слайд 10

1.Крахмал под действием гидролитических ферментов расщепляется в лизосоме до менее сложных органических веществ (мономеров) – глюкозы. В данном случае образуется 70 молекул (1 б.); 2. При полном окислении одной молекулы глюкозы (митохондрии) синтезируется 38 молекул АТФ (1 б.); 3. При окислении 70 молекул глюкозы синтезируется 70 х 38 = 2660 молекул АТФ (1 б.). Схема решения задачи: Задача из блока «С». Сколько молекул АТФ будет синтезироваться в клетках эукариот при полном окислении фрагмента молекулы крахмала, состоящего из 70 остатков глюкозы? Ответ поясните.

Слайд 11

Рефлексия Закончить предложение: «Знания полученные на уроке мне необходимы…» «Я получил полезную информацию о том, что…»

Слайд 12

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по теме: «Энергетический обмен. Гликолиз. Дыхание».11 класс

Тесты по теме "Энергетический обмен" 11 класс...

презентация к уроку "Энергетический обмен в клетке"

Презентация содержит материал об этапах энергетического обмена в клетке, рисунки способствуют лучшему усвоению материала....

тест по теме Энергетический обмен. Фотосинтез.

тестовая работа по проверке знаний....

Презентация к уроку "Энергетический обмен. Строение АТФ"

Презентация "Энергетический обмен. Строение АТФ" может быть использована на уроке как при изучении нового материала, так и на этапе рефлексии....

«Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен»

Предлагаю вам конспект урока в 8 классе общеобразовательных школ   по биологии «Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен». Данный материал будет полезен при подготовке и проведени...

ТЕМА : "Обмен веществ и энергии". Энергетический обмен.

Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химическ...