Рабочая программа по биологи в 7 классе на 2010 – 2011 учебный год
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Стреколовская Нина Николаевна

Программа по биологии 7 класс раздел «Животные» составлена в полном соответ­ствии с федеральным компонентом государственно­го стандарта основного общего образования (приказ МОиНРФ от 05.03.2004г. № 1089), Примерных программ по биологии (письмоДепартамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 09-1263), с учётом Учебного плана МОУ СОШ №5 на 2009-2010 у.г. по БУП-2004, утверждённого приказом директора  № 190 от 31.08.09г. и тематического планирования предложенного авторами Д.И.Трайтак и С. В.Суматохиным и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3._7_klass_-_rab_progr_po_biologii.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Республика Хакасия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

Рассмотрено на заседании                                        Утверждено

 методического совета 14.09.10г.                             приказом  № 250

протокол № 2                                                              от 15.09.10.г.

председатель совета                                                    Директор МОУ СШ № 5

_________________________                                     ___________Дюкарев А.Ф.

Рабочая программа

 по биологи в 7 классе

на 2010 – 2011 учебный год

                                                                                     Учитель высшей категории

                                                                                      Стреколовская Нина Николаевна

                                               г.Саяногорск – 2010г.

Пояснительная записка.

Программа по биологии 7 класс раздел «Животные» составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиНРФ от 05.03.2004г. № 1089), Примерных программ по биологии (письмоДепартамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 09-1263), с учётом Учебного плана МОУ СОШ №5 на 2009-2010 у.г. по БУП-2004, утверждённого приказом директора  № 190 от 31.08.09г. и тематического планирования предложенного авторами Д.И.Трайтак и С. В.Суматохиным и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • Усвоение учащимися знаний о животных, их строении, жизнедеятельности, многообразии.
  • Развитие знаний об основных методах науки – зоологии.
  • Овладение умениями применять биологические знания в природе.
  • Развитие у учащихся умений проводить наблюдения за животными, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить и ставить простые опыты по изучению жизнедеятельности животных.
  • Развитие  интеллектуальных и творческих способностей у учащихся.
  • Привитие учащимся интереса к познанию животных, к профессиям, связанным с животными.
  • Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, животным.
  • Развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

      Программа представляет собой новый курс биологии – животных, построенный на основе принципов систематичности, обучающего, развивающего и воспитывающего характера обучения, преемственности, дифференциации при минимально необходимом образовательном стандарте.

      Содержание курса отражает систему биологических закономерностей: связь строения органов в организме животных, внешнее строение и взаимосвязь с окружающей средой. Отношение человека к биологическому разнообразию животного мира. Новая ориентация школьной биологии предполагает развитие у учащихся творческих способностей..Этому способствуют разнообразные методы и средства обучения.

      На основании учебного плана МОУ СШ № 5 на 2009-2010 уч.г. по БУП-2004г., утверждённого приказом директора № 190 от 31.08.08г. предусмотрено 70 часов, 2 часа в неделю. Уровень обучения базовый.

     Особенностью преподавания предмета Биология раздел «Животные» является логическая последовательность изложения тем, прослеживается преемственность между изучаемыми явлениями флоры и фауны. Основные биологические и эколого-природоохранительные понятия объединяются общими целями и задачами. В программе предусмотрено проведение РК в темах: «Разнообразие и значение животного мира», «Насекомые – паразиты и распространители болезней человека и животных», «Меры борьбы с клещами», «Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов», «Многообразие земноводных в РХ», «Многообразие пресмыкающихся в РХ», «Многообразие птиц в РХ», «Многообразие млекопитающих в РХ». Запланировано проведение урока ИКТ по теме «Разнообразие и значение животного мира».

      УМК в 7 классе включает в себя учебник «Биология. Раздел Зоология» авторы: Д.И.Трайтак, С.В.Суматохин, изд. «Мнемозина», методическое пособие для учителя «Биология. Животные» Автор – С.В.Суматохин,  рабочая тетрадь «Животные» автор С.В.Суматохин, программа авторов Д.И.Трайтак и С.В.Суматохина, УМК соответствуют Федеральному перечню учебников и списку учебников на 2009-2010 у.г - .приказ МО и НРФ № 379 от 09.12.08г. «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2009-2010 учебный год».

Основное содержание.

БИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ

(70 ч - 2 ч в неделю)

Введение ( 2ч)

Зоология - наука о животных. Животные как составная часть природы. Понятие о фауне. Разнообразие животного мира, чем оно вызвано. Роль растений в жизни животных. Среды обитания животных.

Классификация животного мира: царства, типы, классы, отряды, семейства, роды и виды.

  1. Одноклеточные или простейшие организмы (5 ч)

Общая характеристика одноклеточных животных, их классификация. Среды обитания.

Простейшие: корненожки, радиолярии, споровики, жгутиконосцы, инфузории. Колониальные простейшие. Значение простейших в природе, сельском хозяйстве и жизни человека.

Паразитизм простейших (на примерах дизентерийной амебы, лямблии, малярийного плазмодия). Форма, размеры тела, органоиды прикрепления и движения. Цикл развития одного из одноклеточных. Пути заражения человека простейшими паразитами. Меры профилактики.

Практическая работа

Изучение простейших под микроскопом на фиксированных препаратах.

  1. Многоклеточные животные. Кишечнополостные (Зч)

Общая характеристика многоклеточных животных, их классификация.

Кишечнополостные: пресноводная гидра, медуза, коралловый полип. Среда обитания. Внешнее строение кишечнополостных.

Внутреннее строение, процессы жизнедеятельности (движение, питание, дыхание, размножение) кишечнополостных на примере пресноводной гидры. Значение кишечнополостных в природе.

Практическая работа

Наблюдение за передвижением гидр в условиях аквариума.

  1. Черви (5ч)

Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые и кольчатые. Среды обитания. Внешнее и внутреннее строение плоских, круглых и кольчатых червей. Процессы жизнедеятельности дождевого червя как представителя малощетинковых (питание, дыхание, передвижение, размножение). Раздражимость. Рефлекс. Значение дождевых червей в почвообразовании.

Паразитические черви. Сосальщики (печеночная двуустка). Ленточные черви (цепни свиной и бычий). Круглые черви (аскарида человеческая, острица, свекловичная и стеблевая нематоды). Строение и цикл развития паразитических червей. Пути заражения растений, животных, человека. Меры профилактики.

Меры борьбы с паразитическими червями.

Практическая работа

Изучение внешнего строения дождевых червей. Наблюдение за их передвижением и реакцией на раздражение.

4. Моллюски (4ч)

Общая характеристика типа моллюски. Брюхоногие, двустворчатые и головоногие моллюски. Среды обитания и распространение. Внешнее и внутреннее строение, питание, дыхание, передвижение, размножение моллюсков.

Виноградная улитка и полевой слизень как вредители сельского хозяйства. Их внешнее строение, особенности процессов жизнедеятельности и меры борьбы с ними.

Значение моллюсков в природе и в сельском хозяйстве. Охрана и воспроизведение мидий и устриц.

Практическая работа

Изучение внешнего строения моллюсков по влажным препаратам и натуральным объектам, обитающим в аквариуме.

Обследование культурных растений с целью выявления моллюсков - вредителей сельского хозяйства (в весенне-летний период).

5. Членистоногие (10ч)

Общая характеристика типа членистоногие и деление его на классы.

Ракообразные. Речной рак — представитель класса ракообразных. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение речного рака. Питание, дыхание, передвижение, размножение. Другие представители ракообразных. Значение ракообразных в природе. Охрана речного рака, камчатского краба.

Паукообразные. Общая характеристика класса. Пауки. Скорпионы. Клещи. Паук-крестовик — представитель класса паукообразных. Среды обитания и распространение. Внешнее и внутреннее строение паука-крестовика. Образование паутины. Инстинкты. Питание, дыхание, передвижение, размножение. Значение паукообразных в природе.

Насекомые. Общая характеристика наиболее многочисленного, разнообразного и процветающего класса насекомых. Среды обитания и распространение. Строение, питание, размножение насекомых. Значение в природе и сельском хозяйстве.

Жуки (жесткокрылые). Отряд насекомых с полным превращением. Цикл индивидуального развития колорадского жука. Жуки-вредители и меры борьбы с ними.

Тутовый шелкопряд как представитель отряда чешуекрылых. Внешнее строение, питание, передвижение. Цикл развития. Шелководство как отрасль сельского хозяйства, его связь с тутоводством.

Медоносная пчела как представитель отряда перепончатокрылых. Внешнее строение, питание, передвижение. Цикл развития. Пчелиная семья как биологическая единица. Роль пчел в опылении и повышении урожая культурных растений. Пчеловодство как отрасль сельского хозяйства.

Биологические особенности жизни муравьев, наездников. Их польза для природы и сельского хозяйства. Охрана полезных насекомых.

Насекомые - вредители сельскохозяйственных растений (капустная белянка, боярышница, долгоносик свекловичный и др.). Биологическая защита растений от вредителей.

6. Паразитические членистоногие (2 ч)

Клещи, вызывающие кожное заболевание (чесоточный клещ). Клещи, вши, блохи, комары, мухи как переносчики возбудителей различных заболеваний.

Меры борьбы с паразитическими членистоногими. Профилактика заболеваний.

Практические работы

Изучение внешнего строения речного рака (на препаратах).

Отработка безвредных приемов приготовления настоев из трав для защиты растений от вредителей.

Экскурсия в плодовый сад. Сбор зимующих «гнезд» боярышницы, кольчатого и непарного шелкопрядов.

                                      7.Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1 ч)

Общая характеристика хордовых. Ланцетник - представитель низших хордовых. Строение, среда обитания, питание, передвижение и размножение ланцетника.

  1. Подтип Черепные. Рыбы (7ч)

Общая характеристика класса рыб. Видовое разнообразие рыб. Хрящевые и костные рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб на примере карпа. Функциональное назначение внутренних органов рыбы. Рефлексы. Размножение и развитие. Поведение. Забота о потомстве. Миграции.

Морской промысел рыб. Искусственное разведение рыб. Рыбоводство как отрасль народного хозяйства. Охрана и воспроизведение рыбных запасов страны.

Декоративное (аквариумное) рыбоводство.

Практические работы

Изучение строения рыбы на любом конкретном примере. Описание видового состава рыб местных водоемов. Уход за аквариумными рыбами.

  1. Земноводные (4 ч)

Общая характеристика класса земноводные. Безногие, хвостатые, бесхвостые земноводные. Среда обитания и распространение земноводных. Внешнее и внутреннее строение лягушки, связанное с ее жизнью в воде и на суше. Размножение и развитие лягушки. Охрана земноводных.

Практические работы

Изучение поведения лягушки или других земноводных, обитающих в акватеррариумах уголка живой природы.

Работы по привлечению земноводных на учебно-опытный или приусадебный участок в весенне-летний период.

  1. Пресмыкающиеся (3 ч)

Общая характеристика класса. Происхождение пресмыкающихся. Отряды: чешуйчатые, черепахи, крокодилы. Среда обитания и распространение пресмыкающихся. Внешнее и внутреннее строение ящерицы. Размножение и развитие. Первая помощь при укусе ядовитой змеи.

Практические работы

Уход и наблюдение за поведением черепахи в условиях уголка живой природы.

  1. Птицы (8ч)

Общая характеристика класса птицы. Среда обитания и распространение. Внешнее и внутреннее строение птиц. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Поведение. Сезонные явления в жизни птиц. Миграции. Происхождение птиц.  Привлечение птиц в сады и парки. Промысловые птицы, их воспроизведение.

Происхождение домашних птиц (кур, уток, гусей, индеек). Наиболее распространенные породы домашних птиц. Инкубация. Птицеводство — ведущая отрасль сельского хозяйства.

Практические работы

Изучение различных типов перьев птиц (по коллекционным образцам).

Изготовление искусственных гнездовий для привлечения птиц.

Изучение строения куриного яйца.

Проведение сезонных наблюдений за птицами родного края. Составление фенологических таблиц.

  1. Млекопитающие (10ч)

Общая характеристика класса. Происхождение. Среда обитания и распространение млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения кролика или другого, доступного для изучения, животного. Размножение и развитие. Поведение. Забота о потомстве. Сезонные явления.

Характеристика отрядов млекопитающих. Яйцекладущие. Сумчатые. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие. Копытные. Приматы.

Охрана и воспроизведение ценных видов млекопитающих.

Происхождение домашних животных. Биологические особенности сельскохозяйственных животных: коров, лошадей, свиней, овец, кроликов.

Практические работы

Уход за млекопитающими животными уголка живой природы (хомяки, морские свинки или др.).

Экскурсия на животноводческую ферму.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • с чем связано разнообразие животного мира;
  • роль животных в жизни природы и человека;
  • связь животных с растительным миром;
  • строение и жизнедеятельность изучаемых животных (питание, дыхание, размножение);
  • отличительные особенности позвоночных и беспозвоночных животных;
  • основные систематические категории (таксоны) изучаемых животных;
  • экологические факторы, влияющие на жизнь животных;
  • жизнь животных и их пищевые связи в биоценозах;
  • биологические особенности диких и домашних животных;
  • влияние деятельности человека на животный мир;
  • правила поведения человека в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить наблюдения за животными;
  • ухаживать за животными уголка природы;
  • пользоваться оптическими приборами и лабораторно-экскурсионным оборудованием;
  • определять наиболее распространенных животных родного края (по натуральным образцам, таблицам, микропрепаратам);
  • составлять цепи (сети) питания животных в биоценозах; владеть приемами работы с учебником и другими пособиями;
  • проводить просветительскую работу по охране животных.

Календарно-тематическое планирование

по биологии. Раздел ‘’Животные’’

 

Дата

Глава.

Тема урока.

Кол-во часов

ИКТ

Выполнение практич.части

практич.

к/р

экск.

НРК

Введение.

1.Разнообразие и значение животного мира.

2.Что изучает зоология. Классификация животного мира.

2

1

1

I.Одноклеточные или простейшие организмы.

1.Общая характеристика простейших, их классификация.

2.Тип Саркожгутиконосцы, класс Корненожки или Саркодовые.

3.Класс Жгутиконосцы.

4.Тип Инфузории.

5.Тип Споровики. Паразитизм простейших. Контрольный тест.

5

1

1

II.Многоклеточные животные.

1.Общая характеристика многоклеточных животных.

2.Тип Кишечнополостные.  Гидра – пресноводный полип

3.Медузы. Коралловые полипы. Значение кишечнополостных.

3

III. Черви.

1.Общая характеристика червей. Тип плоские черви.

2.Паразитические черви. Сосальщики.

3.Ленточные черви.

4.Тип Круглые черви.

5 Кольчатые черви.

6.Разнообразие многощетинковых.

6

1

IV.Моллюски.

1.Общая характеристика моллюсков.

2. Класс Брюхоногие моллюски или Улитки.

3.Класс Двустворчатые моллюски.

4.Класс Головоногие моллюски.

4

1

1

V.Членистоногие.

1.Общая характеристика типа членистоногих. 2.Рост, развитие и размножение.

3.Класс Ракообразные. Речной рак  - представитель.

4.Класс  Паукообразные. Пауки, скорпионы, клещи.

5.Класс Насекомые. Общая характеристика.

6.Развитие насекомых.

7.Жуки, или Жесткокрылые.

8. Бабочки, или Чешуекрылые.

9. Общественные насекомые. Пчёлы медоносные.

12

1

1

1

1

1

1

10.Муравьи. Биологические особенности их жизни, польза для природы и с/хозяйства. Охрана полезных насекомых.

11.Значение насекомых в природе и с/хозяйстве. ( в  Хакасии)

12. Насекомые – паразиты и распространители болезней человека и животных. Контрольный тест.

1

1

1

VI. Паразитические членистоногие.

1.Паразитические членистоногие (клещи, вши, блохи, комары, мухи) как переносчики возбудителей различных заболеваний. Меры борьбы с паразитическими членистоногими. Профилактика заболеваний. ( в Хакасии)

1

1

VII.Хордовые. Низшие хордовые.

Общая характеристика хордовых. Ланцетник – представитель низших хордовых.

1

VIII. Рыбы.

1.Внешнее строение рыб, места обитания. 2.Способы движения, форма и окраска рыб.

3.Внутреннее строение рыб.

4.Нервная система и органы чувств рыб.

5. Размножение, развитие и миграция рыб.

6.Происхождение, классификация и значение рыб в природе.

7.Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов (в Хакасии). Контрольный тест.

7

1

1

1

IX. Земноводные.

1.Общая характеристика и внешнее строение земноводных.

2.Внутреннее строение земноводных. 3.Размножение земноводных.

4. Многообразие земноводных, их значение в природе и для человека ( в  Хакасии)

4

1

1

X. Пресмыкающиеся.

1.Общая характеристика и особенности внешнего строения пресмыкающихся.

2.Внутреннее строение и происхождение пресмыкающихся.

3.Многообразие пресмыкающихся. Их значение в природе и для человека. ( в  Хакасии)

3

1

1

XI. Птицы.

1.Общая характеристика и особенности внешнего строения птиц.

2.Особенности строения скелета и мускулатуры птиц.

3.Особенности внутреннего строения птиц.

4.Размножение птиц.

5.Жизнедеятельность птиц  в течение года.

6.Происхождение птиц. Основные систематические группы современных птиц.

7.Экологические группы птиц ( в  Хакасии) Экскурсия  (наблюдение за птицами)

8.Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц. ( в  Хакасии)

9.Одомашнивание птиц. Птицеводство.(в Хакасии). Контрольный тест по т. «Птицы»

9

1

1

1

1

1

1

1

XII. Млекопитающие

1.Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих.

2.Особенности строения скелета и мускулатуры млекопитающих.

3.Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности млекопитающих.

Строение нервной системы и органов чувств млекопитающих

4.Размножение и развитие млекопитающих.

5.Происхождение млекопитающих.

6.Многообразие современных зверей.

7.Экологические группы млекопитающих. Наземные и подземные звери. ( в Хакасии)

8.Летающие и водные звери.

9.Домашние животные. (в Хакасии)

10.Контрольная работа по теме: ‘’Млекопитающие’’.

10

1

1

1

1

1

Резервное время – 3 часа.

67

10

5

1

19

Литература

  1. Д.И.Трайтак, С.В.Суматохин. Биология. Животные: учебник для 7 класса средней школы. М.:Мнемозина, 2004г.
  2. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.
  3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии. Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
  4. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
  5. Одум Ю. Экология. Т 1-2. М.: Мир, 1986.
  6. Сонин Н.И. Биология. Живой организм: М.: Дрофа, 2004.
  7. Флинт Р. Биология в цифрах. М. : Мир, 1992.
  8. Экологические очерки о природе и человеке. (под ред.Б.Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

Научно-популярная литература

  1. Акимушкин И. Мир животных. М.:Мысль, 1992.
  2. Акимушкин И.Невидимые нити природы. М.:  Мысль. 1985.
  3. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М: Мысль, 1982.
  4. Евсюков В.В. Мифы о вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
  5. Уинфри А.Т. Время по биологическим часам. М.: Мир,  1990.
  6. Шпинар З.В. История жизни на Земле (Прага, Атрия. 1997.
  7. Эттенборо Д. Живая планета М.: Мир, 1988.
  8. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы в 8 классе за 2010 - 2011 учебный год

Данная разработка окажет помощь классным руководителям при анализе воспитательной работы за учебный год....

Анализ ГИА в 9-х классах за 2010 - 2011 учебный год

В материалах представлена аналитическая справка зам. директора по УВР...

Анализ воспитательной работы 1 класса за 2010/2011 учебный год.

Представлено описание воспитательной работы  по итогам 2010-2011 учебный год....

Рабочая программа по английскому языку для 1 курса (после 9 класса) для медицинских училищ (2010-2011 учебный год)

Данная рабочая программа по предмету "Английский язык" была составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060109 на ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...