«Животные прошлого»
план-конспект урока по биологии по теме

Сафонова Ольга Викторовна

Задачи:    продолжить формирование представлений  о  развитии жизни на Земле, о древних животных, их ископаемых остатках, по которым можно узнать  историю развития жизни на нашей планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока143.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Урок природоведения на тему: «Животные прошлого».

Задачи:    продолжить формирование представлений  о  развитии жизни на    Земле, о древних животных, их ископаемых остатках, по которым можно узнать  историю развития жизни на нашей планете.

               Оборудование:  таблицы и картины с изображением древних животных,    ископаемые остатки: отпечатки и окаменелости вымерших животных и растений.

                                                       Ход урока: 

I.   Организационный момент (2 мин)

II.  Проверка домашнего задания:

     Фронтальный опрос:

  • Чем отличается наша планета от других планет Солнечной системы?
  • Где и когда появились первые живые организмы? Почему?
  • Как выглядели леса каменноугольного периода?
  • Какие животные в них жили?

III.  Изучение нового материала:

На предыдущем уроке мы постарались выяснить, где и когда появились первые живые организмы и как происходило их постепенное развитие. Из многочисленных животных, обитающих в прошлые геологические эпохи наибольший интерес представляют древние пресмыкающиеся или древние ящеры. Они господствовали на нашей планете в юрский и меловой периоды мезозойской эры и были представлены большим разнообразием форм: одни обитали на суше – динозавры, другие парили в воздухе – летающие ящеры, третьи обитали в воде – морские ящеры. Давайте познакомимся с ними поближе.

И проникли мы в период,

Что зовется МЕЛОВОЙ,

В мир чудовищ и драконов,

Фантастических растений,

Яркий, сочный, ароматный,

Беспощадный, страшный, злой.

Вот видим мы воду морского залива

И пляжи пустые, песчаные,

Туманную душность болот перепрелых

И рядом растения странные.

Застыли без ветра на желтой равнине

То ли деревья, то ли трава

С голым стволом и вихром на вершине,

Как по утрам голова.

А вдали, в белесой дымке

Папоротники и цветы

Для букета великана

Поднебесной высоты.

Тут с плакатов и экрана

Прямо в мир, открытый нами,

Полетел, поплыл, затопал

Странный «меловой» народ.

Он на суше и в болоте,

В океане и в полете…..

И фантасту не придумать

Столько видов и пород.

Вот появляется ТИРАНОЗАВР

по фамилии ЯЩЕРОВ.

Он дробит и убивает,

Он терзает, раздирает

И, конечно, пожирает

Все, что движется

Все, что ползает, летает,

Скачет или бегает,

Даже тех, кто кем – то сам

Уже обедает.

     - Кем был тираннозавр по способу питания?

Ходит он на курьих лапах

Толщиной с бревно большущее,

Пасть, как ковшу экскаватора,

Зубы, как ножи длиннющие.

А умишко у зверюги –

Злой, убогий оттого,

Что коротенькие руки

Не умеют ничего.

Все – таки были такие,

Которые, хоть и боялись,

Но, защищаясь броней костяной,

Отчаянно сопротивлялись.

ТРИЦЕРАТОПСА ему не победить,                              

ТРИЦЕРАТОПСА никак не ухватить,

Потому, что очень злым ТИРАНОЗАВРАМ

Острый рог мешает зубы применить

 

А в сторонке СТЕГОЗАВРЫ                                       

Травку мирно поедают.

СТЕГОЗАВРЫ твердо знают –

Гребень жесткий вдоль спины

И накидка броневая,

И шипастые хвосты

Пренадежно защищают

Их родные животы.

А теперь мы отвлечемся

От кровавых распрей суши

И болотами займемся,

Может, там живется лучше.

БРОНТОЗАВР – гора мясная                                      

По размерам – дом – Обком,

Травоядный, что приятно

При размере при таком.

Но при теле с целый дом

Он обижен был умом;

Хоть три мозга и имел,

Думать вовсе не хотел

БРОНТОЗАВР, не раздражаясь

День и ночь все ест и ест

Двести лет не надоест

Есть ему, не отвлекаясь……

     - Сколько лет жил бронтозавр?

Рядом пасется и брат и дружок

Такой же огромной горой ДИПЛОДОК.                  

Он так же жует и так же живет

И так же лениво за пищей бредет.

И БРОНТОЗАВРЫ и ДИПЛОДОКИ

Жили спокойно, без всякой мороки.

Зачем напрягаться в учебе, в работе?

Ведь сытно, тепло и уютно в болоте.

По мелководью гуляет ребенок

Совсем небольшой бронтозавренок,

Гуляя, конечно, питается,

К прибрежным кустам приближается.

Так он к берегу идет,

А за ним волна встает,

Будто к пристани плывет

Пассажирский теплоход.

Вдруг у берега кусты зашевелились,

Перед грубыми задирами склонились

И оскаленные морды шишконосые

К неразумному ребенку устремились.

Это родственники ТИРАНОЗАВРОВ,

такие же, как они, беспощадные                                    

хищники – ЦИРАТОЗАВРЫ.

Прыжками к нему устремляются,

Сопят и друг друга толкают,

На палубу – спину взбираются

И палубу – спину кусают…..

Но бронтозавренок сражается;

Огромным хвостом отбивается.

От берега не отступает

И ящеров в воду толкает.

Даже в болоте не видно покоя

Кругом кровожадность, что же такое!?

Может быть, в море тихо и гладко?!

Может быть, там жить не надо с оглядкой?

Без бури и шторма поверхность морская

Огромным фонтаном взрывается,

Как будто бы в темных холодных глубинах

Подводный вулкан просыпается.

Но не вулканы в глубинах взрываются,

А ПЛЕЗИОЗАВРЫ насмерть сражаются

Чем так вот друг в друга вгрызаться,

Им лучше бы рыбой питаться.

Ведь фамилия – то у них одна –

ПЛЕЗИОЗАВРОВЫ, только имена разные

Одного зовут ЭЛАСМОЗАВР, другого –                    

ТИЛОЗАВР

И небо жестокого этого времени

Тоже пощады не знает;

ПТЕРАНОДОНЫ и РАМФОРИНХИ

Вокруг вместо птичек порхают,

На кожаных крыльях пикируют

И всех, кто атаку их прозевает,

Зубастые клювы хватают,

Жадно жуют и глотают.

     - Чем образованы крылья летающих ящеров?

ПТЕРАНОДОНЫ и РАМФОРИНХИ,                      

Эти драконы летучие

Сами, хватая и пожирая,

В зубах у других застревают.

Очень страшен МЕЗОВОЙ

Переполненный едой

Чтобы в нем не оказаться,

Будем в школе заниматься.

  1. Закрепление изученного материала:
  1. - Кто такие динозавры?
  2. - Назовите тех из них, которые  вам запомнились?

 V.     Домашнее задание:

      Изучить стр. 104 – 105 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта Тема Калейдоскоп, увиденных животных и птиц. Часть 1 Домашние животные

Проект подготовили учащиеся 1 класса (с тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, имплантированные) совместно с учителем....

Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)

Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...

Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

Мультимедийная презентавция к уроку биологии 5 класса по теме "Животные. Строение животных, их роль в природе и жизни человека"....

Презентация к уроку "Динозавры. Животные прошлого"

Презентация к уроку "Динозавры. Животные прошлого"...

План внеклассного занятия по английскому языку по теме: «Животные. Природа. Большая ответственность перед животными. Как защитить животных?»

Цели и задачи внеклассного занятия: 1. Развитие речевых навыков, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2. Создание на уроке атмосферы взаимодействия, коммуникативной обстановки, вз...

Подготовка к ЕГЭ биология. Животные. Раздел 4.6 Царство животные 4.7 Хордовые животные

Животные. Раздел 4.6 Царство животные 4.7 Хордовые животные...