Подготовка к ЕГЭ биология. Животные. Раздел 4.6 Царство животные 4.7 Хордовые животные
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс)

 Животные. Раздел 4.6 Царство животные 4.7 Хордовые животные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_-zadanie_ege.pptx983.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ СОШ №19 г.Улан -Удэ Цыденова И.И. Подготовка к ЕГЭ 2020 по биологии 4.6 Царство животные 4.7 Хордовые животные.

Слайд 2

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по биологии Раздел 3 Организм как биологическая система Раздел 4 (4.1,4.6,4.7) Система и многообразие органического мира Раздел 5 Организм человека и его здоровье ( 5.6 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Раздел 6 Эволюция живой природы (6.3Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов 6.4 Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции) Раздел 7 Экосистемы и присущие им закономерности

Слайд 3

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по биологии Часть 1 №9 Многообразие организмов. Животные Множественный выбор(с рисунком и без рисунка) 4.1–4.7 Б 2б № 10 Многообразие организмов. Животные Установление Соответствия (с рисунком и без рисунка) 4.1–4.7 П 2б № 11 Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость. Установление последовательности 4.1 Б 2б №12 Организм человека. Гигиена человека. ( 5.6 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). №21 Биологические системы и их закономерности. ( Анализ данных, в табличной или графической форме 4.2-4.7) Б 2

Слайд 4

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по биологии Часть 2 № 22 Применение биологических знаний в практических ситуациях ( практико-ориентированное задание) 1.1–7.5 В 2б № 23 Задание с изображением биологического объекта 2.1–6.5 В 3б № 24 Задание на анализ биологической информации 2.1–7.5 В 3б № 25 Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов 4.1–4.7, 5.1–5.6 В 3б

Слайд 5

№9 Многообразие организмов. Животные Множественный выбор(с рисунком и без рисунка) 4.1–4.7 Б 2б 1.У пресноводной гидры, медузы и кораллового полипа 1) тело состоит из двух слоев клеток 2) органы состоят из тканей 3) замкнутая кровеносная система 4) тело имеет лучевую симметрию 5) в наружном слое тела располагаются стрекательные клетки 6) каждая клетка выполняет все функции живого организма

Слайд 6

№9 Многообразие организмов. Животные Множественный выбор(с рисунком и без рисунка) 4.1–4.7 Б 2б 2. Выберите три правильных утверждения из шести. К признакам кольчатых червей относят 1) окологлоточное нервное кольцо и отходящие от него нервные стволы с ответвлениями 2) щетинки на члениках тела 3) окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка 4) слабое развитие или отсутствие органов чувств 5) наличие замкнутой кровеносной системы 6) питание тканями органов тела человека

Слайд 7

№9 Многообразие организмов. Животные Множественный выбор(с рисунком и без рисунка) 4.1–4.7 Б 2б 3. Выберите наиболее существенные эволюционные приобретения млекопитающих. 1) плацента 2) возникновение реакций матричного синтеза 3) теплокровность 4) прикреплённость к месту обитания 5) связь с водой 6) дифференциация зубов

Слайд 8

№9 Многообразие организмов. Животные Множественный выбор(с рисунком и без рисунка) 4.1–4.7 Б 2б 4. Животные, имеющие первичную полость тела, — это 1) бычий цепень 2) аскарида 3) острица 4) ришта 5) свиной солитёр 6) печёночный сосальщик

Слайд 9

№ 10 Многообразие организмов. Животные Установление Соответствия (с рисунком и без рисунка) 4.1–4.7 П 2б 1.Установите соответствие между признаком животных и классом членистоногих, к которому их относят. ПРИЗНАК ЧЛЕНИСТОНОГИХ КЛАСС А) пара усиков Б) органы дыхания — только трахеи В) 3 пары грудных конечностей Г) сложные глаза отсутствуют Д) у большинства видов имеются крылья Е) тело разделено на головогрудь и брюшко 1) паукообразные 2) насекомые

Слайд 10

№ 10 Многообразие организмов. Животные Установление Соответствия (с рисунком и без рисунка) 4.1–4.7 П 2б 2.Установите соответствие между особенностью жизненного цикла и видом паразита, для которого он характерен. ОСОБЕННОСТЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ВИД ПАРАЗИТА А) развитие без смены хозяина Б) промежуточный хозяин — крупный рогатый скот В) промежуточный хозяин — малый прудовик Г) основной хозяин — крупный рогатый скот 1) человеческая аскарида 2) бычий цепень 3) печеночный сосальщик

Слайд 11

№ 10 Многообразие организмов. Животные Установление Соответствия (с рисунком и без рисунка) 4.1–4.7 П 2б 3. Установите соответствие между особенностями кровеносной системы и классами животных. ОСОБЕННОСТИ КЛАСС А) в сердце венозная кровь Б) в сердце четыре камеры В) два круга кровообращения Г) один круг кровообращения Д) венозная кровь из сердца поступает к лёгким Е) в сердце две камеры 1) сельдь атлантическая 2) большой пестрый дятел

Слайд 12

№ 10 Многообразие организмов. Животные Установление Соответствия (с рисунком и без рисунка) 4.1–4.7 П 2б 4.Установите соответствие между названием животного и отрядом. НАЗВАНИЕ ЖИВОТНОГО ОТРЯД А) Лошадь Пржевальского Б) Носорог В) Жираф Г) Корова Д) Тапир Е) Олень 1) непарнокопытные 2) парнокопытные

Слайд 13

№ 11 Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость. Установление последовательности 4.1 Б 2б 1. Установите правильную последовательность фаз развития печеночного сосальщика, начиная с яйца. 1) яйцо 2) брюхоногий моллюск 3) циста 4) ресничная личинка 5) хвостатая личинка 6) окончательный хозяин

Слайд 14

№ 11 Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость. Установление последовательности 4.1 Б 2б 2.Установите правильную последовательность прохождения порции крови по кругам кровообращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца. 1) правое предсердие 2) аорта 3) левый желудочек 4) лёгкие 5) левое предсердие 6) правый желудочек

Слайд 15

№ 11 Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость. Установление последовательности 4.1 Б 2б 3.В какой последовательности происходят процессы в организме у волка, охотящегося на зайца? Ответ запишите буквами без пробелов. А) возбуждение зрительных рецепторов Б) захват жертвы В) передача импульсов к мышцам Г) анализ и синтез сигнала в коре мозга Д) передача импульсов в зрительную зону коры

Слайд 16

№ 11 Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость. Установление последовательности 4.1 Б 2б 4.Установите последовательность возникновения малярии 1) Разрушение эритроцитов крови 2) Рост и бесполое размножение плазмодия 3) Проникновение плазмодия в печень 4) Проникновение плазмодия в кровь человека 5) Укус комара 6) Проникновение паразита в кишечник комара 7) Половое размножение плазмодия 8) Лихорадка

Слайд 17

Последовательность возникновения малярии Жизненный цикл малярийного плазмодия. Он начинается со стадии спорозоита , который представляет собой маленькую веретеновидную клетку, длиной 10−15 микрометров. Спорозоиты попадают в кровь человека при укусе комара. С током крови они разносятся по всему телу, попадают в печень, активно внедряются в нее и начинают расти. Достигшие значительной величины клетки приступают к множественному делению, т. е. бесполому размножению. При этом вокруг каждого из ядер обособляется участок цитоплазмы, и все тело паразита оказывается поделенным на значительное число мелких клеточек. Такое множественное деление называется шизогонией, а образовавшиеся в результате клетки — мерозоитами . Мерозоиты снова внедряются в клетки печени, и цикл повторяется. Однако в определенный момент в печени образуются мерозоиты , дальнейшая судьба которых оказывается совершенно иной. Эти мерозоиты внедряются уже не в клетки печени, а в красные кровяные тельца — эритроциты. В эритроците паразит растет, однако не достигает таких размеров, как в клетках печени. Сначала он имеет форму колечка, потому что центральную часть клетки занимает большая прозрачная вакуоль. Постепенно вакуоль исчезает, а плазмодий превращается в маленькую амебу. Форма ее тела, как у настоящих амеб, непостоянна, и она способна двигаться при помощи псевдоподий внутри эритроцита. Эта маленькая амеба питается за счет содержимого эритроцита, используя, в частности, гемоглобин. Затем паразит снова переходит к множественному делению, в результате которого распадается на определенное количество мерозоитов — мелких овальных клеток диаметром около 2 микрометров. В этот момент оболочка эритроцита лопается, и мерозоиты попадают в плазму крови. Вместе с мерозоитами в кровь попадают и ядовитые продукты обмена веществ паразитов, которые накопились внутри эритроцитов. Попадание в кровь ядовитых веществ вызывает у человека ощущение страшного озноба, а затем приступа лихорадки с высокой температурой. Мерозоиты внедряются в новые эритроциты, растут, делятся, и цикл бесполого размножения повторяется. Время между шизогониями различно у разных видов плазмодиев и всегда постоянно Ответ: 54321867.

Слайд 18

№ 11 Многообразие организмов. Основные систематические категории, их соподчинённость. Установление последовательности 4.1 Б 2б 5.Установите последовательность расположения таксономических названий, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. 1) Катраны 2) Обыкновенный катран 3) Катранообразные 4) Животные 5) Хордовые 6) Хрящевые рыбы

Слайд 19

№12 Организм человека. Гигиена человека. (5.6 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). 1.Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Какие особенности плоских червей-паразитов связаны с условиями жизни в кишечнике человека? органы прикрепления 2) большая плодовитость 3) паренхима 4) развитая нервная система 5) уплощённая форма тела 6) покровы, на которые не действует пищеварительный сок

Слайд 20

№12 Организм человека. Гигиена человека. (5.6 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). 2.Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Какие признаки являются общими для человека и млекопитающих животных? 1) теплокровность 2) непрямое развитие 3) незамкнутая кровеносная система 4) трёхкамерное сердце 5) наличие диафрагмы 6) наличие производных кожи — сальных желёз

Слайд 21

№12 Организм человека. Гигиена человека. (5.6 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). 3. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных? 1) позвоночник имеет пять отделов 2) стопа имеет свод 3) мозговой отдел черепа больше лицевого 4) имеются парные суставные конечности 5) в шейном отделе семь позвонков 6) форма позвоночника S–образная

Слайд 22

№21 Биологические системы и их закономерности. ( Анализ данных, в табличной или графической форме 4.2-4.7) Б 2 1.Проанализируйте данные таблицы: «Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания». Зависимость между числом инфузорий в желудке барана и сроками его голодания Выберите верные утверждения: 1) Чем дольше голодает животное, тем меньше инфузорий содержится в его желудке 2) При голодании животного инфузориям остается неизменным 3) Инфузории и бактерии помогают переварить клетчатку растений 4) Инфузории становятся дополнительной белковой пищей для животного 5) На второй день голодания количество инфузорий уменьшилось почти вчетверо по сравнению с первым днем Сроки голодания Число инфузорий в 1 мм 2 До голодания 1266 1-й день голодания 536 2-й день голодания 128 3-й день голодания 33 4-й день голодания 8

Слайд 23

Часть 2 № 22 Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) 1.1–7.5 В 2б 1.Почему кровеносная система насекомых не выполняет функцию транспорта газов? Элементы ответа 1) Потому что их дыхательные органы — мельчайшие разветвленные трубочки — трахеи доставляют кислород непосредственно к клеткам, 2) из клеток в трахеи поступает и удаляется углекислый газ.

Слайд 24

№ 22 Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) 1.1–7.5 В 2б 2.В чем,на ваш взгляд, состоит преимущество внутреннего оплодотворения у животных по сравнению с наружным? Элементы ответа 1) Увеличивается вероятность оплодотворения. Оплодотворение меньше зависит от внешних факт 2) Уменьшается образование половых клеток, т.е. «рационально» используются ресурсы организма

Слайд 25

№ 22 Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) 1.1–7.5 В 2б 3.Обитающие в пустынях пресмыкающиеся и млекопитающие, как правило, ведут ночной образ жизни. Объясните приспособительное значение такого суточного режима жизни. 1) Высокая дневная температура снижает активность многих животных пустыни; 2) Ночью в условиях пониженной температуры воздуха происходит конденсация влаги и организм животных обеспечивается водой. 3) Жертвы этих животных также более активны ночью, нежели днем . • Примечание: Своеобразие суточной активности, сложившейся на протяжении веков,- важная приспособительная реакция животных к изменениям климатических условий в течение дня и ночи. Существенны и ее сезонные особенности, в частности понижение активности в жаркое время (летняя спячка, ранний отлет, переход от дневного образа жизни к ночному, кормежка в ранние утренние часы и по вечерам и т. д.). Можно привести самые разные примеры.

Слайд 26

№ 22 Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) 1.1–7.5 В 2б 4.В настоящее время нашли широкое применение в птицеводстве гетерозисные бройлерные цыплята. Почему именно их широко используют для решения продовольственных задач? Как их выводят? Элементы ответа: 1) Бройлерные цыплята отличаются интенсивным ростом и быстро набирают массу. 2) Бройлерных цыплят получают при скрещивании чистых линий, а у гибридов первого поколения проявляется эффект гетерозиса. Примечание Для выведения цыплят бройлеров скрещиваются 2 породы кур. Это Белый корниш и Белый плимутрок. Полученное потомство снова скрещивается с Белым корнишем . Важно понимать, что бройлеры — это гибрид, а не порода курицы, поэтому по наследству они не в состоянии передать полностью свои гены

Слайд 27

№ 22 Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) 1.1–7.5 В 2б 5. Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений в специальных лабораториях разводят крошечных насекомых – трихограмм, которые откладывают свои яйца в яйца насекомых-вредителей. Как называется этот способ борьбы с вредителями культурных растений и какие преимущества он имеет по сравнению с другими способами борьбы? Элементы ответа: 1) это биологический способ борьбы с вредителями культурных растений; 2) он не загрязняет окружающую среду, не оказывает отрицательного воздействия на растения

Слайд 28

№ 23 Задание с изображением биологического объекта 2.1–6.5 В 3б 1. Какие из изображенных ротовых аппаратов принадлежат кузнечику, домовой мухе и комару? Назовите типы этих аппаратов? Какой путь эволюции привел к образованию различных по строению ротовых аппаратов Элементы ответа А - кузнечик, грызущий ротовой аппарат Б - комар, колющий ротовой аппарат Д - муха, лижущий ротовой аппарат Путь эволюции – идиоадаптация, возникновение приспособлений к разным условиям среды

Слайд 29

№ 23 Задание с изображением биологического объекта 2.1–6.5 В 3б 2. Укажите, какими буквами на рисунке обозначены плавательная и бегательная конечности насекомого? Объясните, по каким признакам вы отнесли их к соответствующим типам. Приведите по одному примеру насекомых, у которых образовались такие конечности. Элементы ответа 1 ) А – бегательная конечность, имеет удлиненные, стройные, но маломощные отделы: голень, бедро 2) Г – плавательная конечность, имеет расширенные отделы задней конечности и волоски на последнем отделе. 3) Бегательные конечности у таракана, плавательные у жука –плавунца, клопа – гладыша

Слайд 30

№ 23 Задание с изображением биологического объекта 2.1–6.5 В 3б 3. Укажите особенности тела животного, изображенного на рисунке. Что обозначено цифрами 1 и 2 ? Какую функцию выполняют эти органы? Назовите тип этого животного и приведите примеры других представителей этого типа. Элементы ответа 1) Изображена медуза – аурелия . «Медузы имеют два слоя клеток (эктодерму и энтодерму), между которыми находится мезоглея, состоящая на 98% из воды. В эктодерме купола располагаются стрекательные клетки. 2) 1- ротовые лопасти для захвата пищи, 2 – щупальца со стрекательными клетками. 3) К типу Кишечнополостных относят гидру, коралловые полипы, гидроидных и сцифоидных медуз».

Слайд 31

№ 23 Задание с изображением биологического объекта 2.1–6.5 В 3б 4 .Какой процесс изображён на рисунке? Какая стадия обозначена цифрой 3? Каково биологическое значение этого процесса? ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА 1)на рисунке изображён цикл развития земноводных; 2)цифрой 3 обозначена стадия личинки- головастик; 3)такой тип развития (с метаморфозом, или превращением) снижает внутривидовую конкуренцию .

Слайд 32

№ 24 Задание на анализ биологической информации 2.1–7.5 В 3б 1) 1. Основные классы типа Моллюски: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие. 2. Тело брюхоногих и двустворчатых моллюсков разделено на голову, ногу и туловище. 3. Тело брюхоногих и двустворчатых моллюсков покрыто раковиной. 4.Раковина выполняет роль наружного скелета и состоит из двух слоев. 5. У головоногих моллюсков раковина развита лучше, чем у брюхоногих и двустворчатых. Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 2 — у двустворчатых моллюсков голова отсутствует; 2) 4 — раковина выполняет ещё защитную функцию и состоит из трёх слоёв: наружный — органический (роговой), средний — известковый, внутренний — перламутровый (фарфоровый); 3) 5 — у головоногих моллюсков раковина редуцирована

Слайд 33

№ 24 Задание на анализ биологической информации 2.1–7.5 В 3б 2) 1. Членистоногие – это животные с сегментированным телом и лучевой симметрией, имеющие наружный скелет из хитина. 2.У членистоногих тело подразделено на отделы: голову, грудь и брюшко. 3. К типу Членистоногие относятся классы Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. 4. У Ракообразных и Паукообразных тело состоит из головы, груди и брюшка, а у насекомых - из головогруди и брюшка. 5. Представители типа имеют 5 пар членистых ходильных ног. Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях: 1) 1 — у членистоногих двусторонняя симметрия тела; 2) 4 — у ракообразных и паукообразных два отдела тела: головогрудь и брюшко, а у насекомых — три: голова, грудь, брюшко; 3) 5 — членистоногие имеют разное количество ходильных ног: у ракообразных — пять пар, у паукообразных — четыре, у насекомых - три.

Слайд 34

№ 25 Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов 4.1–4.7, 5.1–5.6 В 3б 1.Какие профилактические меры применяются для борьбы с паразитическими червями? Элементы ответа: 1)соблюдение правил личной гигиены; 2)очистка питьевой воды; 3)санитарный контроль на бойнях и правильное приготовление пищи.

Слайд 35

№ 25 Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов 4.1–4.7, 5.1–5.6 В 3б 2.При развитии организмов с метаморфозом существует личиночная стадия. Личинка и взрослая особь приспособлены к разным условиям существования. Какие преимущества даёт развитие с метаморфозом? Элементы ответа: 1)развитие с метаморфозом устраняет конкуренцию между взрослой особью и личинкой; 2)такое развитие увеличивает число экологических ниш вида, так как среда обитания и кормовая база взрослой особи и личинки различны; 3)у сидячих форм (например, беззубка, гидроидные полипы) личинки служат для расселения вида.

Слайд 36

№ 25 Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов 4.1–4.7, 5.1–5.6 В 3б 3.Насекомые – самый распространенный и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трех обоснований. Элементы ответа: •1) Разнообразие ротовых аппаратов обеспечило использование разных видов пищи •2) Развитие крыльев способствовало широкому распространению •3) высокая плодовитость и развитие с полным и неполным превращением способствовали расселению в разных экологических нишах Примечание: Можно написать о разрешении противоречия между генотипом и фенотипом у насекомых, развивающихся с метаморфозом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии "Общая характеристика царства Животные"

Данный урок проводится в 7 классе. Особенностью урока является то, что он проводится с применением технологии развития критического мышления....

Разработка урока по биологии для 7 класса на тему: "Общие признаки хордовых животных. Ланцетник. Подтип Черепные" (с использованием ИКТ).

Тема урока: Общие признаки хордовых животных. Ланцетник. Подтип Черепные Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.Цель урока: изучить общие признаки хордовых животных.Задачи:1) сформиро...

Раздел 1. Биология животных (продолжение). Тема 7. Тип Членистоногие.Общая характеристика типа. Класс Ракообразные.биология-7класс

даю общую характеристику типу Членистоногие; раскрываю особенности внешнего строения членистоногих в связи с их образом жизни и средой обитания;показываю многообразие ракообразных, особенности их...

Тестовые задания для подготовки к ОГЭ по биологии к разделу «Царство Животные.Беспозвоночные»

Предлагаемые тесты можно использовать при повторении темы "Беспозвоночные животные" в процессе подготовки к ОГЭ по биологии...

Дидактическое пособие для подготовки обучающихся 8 классов к урокам биологии по разделу зоологии «Беспозвоночные животные»

Дидактическое пособие предназначено дляповторения и закрепления знаний, полученных на урокахбиологии, а также выработки четкости изложения, уменияанализировать и обобщать явления и факты. Пособиеначин...

Материал для подготовки к ОГЭ по биологии - Характеристика классов хордовых животных

Материал для подготовки к ОГЭ по биологии   "Характеристика классов хордовых животных"...

Конспект урока биологии "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", 7 класс

Методическая разработка конспекта урока биологии "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные"...