Раздел 1. Биология животных (продолжение). Тема 7. Тип Членистоногие.Общая характеристика типа. Класс Ракообразные.биология-7класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

купреев михаил никитович
  • даю общую характеристику типу Членистоногие; 
  • раскрываю особенности внешнего строения членистоногих в связи с их образом жизни и средой обитания;
  • показываю многообразие ракообразных, особенности их строения, обусловленные водным образом жизни;
  • формирую умения семиклассников работать  с текстом и рисунками учебника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biolog53.docx70.13 КБ

Предварительный просмотр:

биология – 7 класс

Раздел 1. Биология животных (продолжение).

Тема 7. Тип Членистоногие.

Урок  на тему Общая характеристика типа. Класс Ракообразные.

Задачи урока: а) дать общую характеристику типу Членистоногие; б) раскрыть особенности внешнего строения членистоногих в связи с их образом жизни и средой обитания; в) показать многообразие ракообразных, особенности их строения, обусловленные водным образом жизни; г) сформировать умения семиклассников работать  с текстом и рисунками учебника.

                                                      Оборудование урока: коллекции «Расчлененный   речной рак», таблицы «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные»; видеофильм «Членистоногие».

                                                      Содержание урока:

  1. Организация учащихся на урок.
  2. Изучение нового материала:

  1. Общие сведения о членистоногих (рассказ учителя с использованием таблицы «Тип Членистоногие» и кадров видеофильма «Членистоногие»)
  2. Краткая характеристика ракообразных.
  3. Образ жизни и особенности внешнего строения речного рака (беседа с использованием экспонатов коллекции. Выполнение школьниками задания 7 § 24 в рабочей тетради).
  • Рассмотрите внешнее строение речного рака. Обратите внимание на прочность и окраску его покровов. Каково значение покровов в жизни рака?
  • Определите части тела рака. Обратите внимание на толщину хитинового покрова в разных местах. Почему она неодинакова?
  • Отыщите органы чувств: усики, глаза. Объясните значение подвижности глаз.
  • Найдите у фиксированных раков челюсти, ногочелюсти, ротовое отверстие.
  • Найдите брюшные ноги рака. Обратите внимание на различие в их строении.
  • Рассмотрите брюшко, убедитесь, что оно состоит из члеников. Подсчитайте, сколько их. На конце брюшка найдите плавниковые пластинки. Какое значение они имеют в жизни рака?
  • Основываясь на особенностях внешнего строения речного рака, сделайте выводы о среде обитания, способах передвижения рака по дну и в толще воды, о питании, о защите от врагов.
  1. Внутреннее строение и черты усложнения (рассказ учителя с использованием рис.88 к §24 учебника.)
  2. Органы чувств (работа учащихся в рабочих тетрадях с использованием текста § 24 учебника.)
  • Заполните таблицу

Приспособленность речного рака к водному образу жизни.

Части тела и органы

Приспособленность к образу жизни

Органы чувств

Органы дыхания

Покров тела

прочность

окраска

Части тела, обеспечивающие передвижение

по дну

в толще воды

  1. Роль ракообразных в природе (рассказ учителя с элементами беседы.)
  1. Закрепление знаний.

Заполните схему, вписав в нее названия животных

  1. Обобщение знаний по теме урока.

Ключевой вопрос

Характерные особенности внешнего строения ракообразных в связи с образом жизни.

  1. Домашнее задание: изучить  §24 учебника, ответить на вопрос 2.

Тип Членистоногие (около 1 млн. видов)

Общая характеристика

  • Тело покрыто плотным хитинизированным покровом – наружным скелетом.
  • Членистые конечности, могут иметь крылья.
  • Полость тела смешанная (миксоцель).
  • Кровеносная система незамкнутая (сердце на спинной стороне).
  • Органы чувств разнообразны и хорошо развиты.
  • Членистоногие произошли от древних малощетинковых червей. У предков членистоногих появился жесткий наружный хитинизированный скелет, тело подразделялось на сегменты, а ноги стали суставчатыми.
  • У членистоногих предротовая лопасть слилась с двумя передними сегментами тела – возник головной отдел. Он отвечал за ориентацию в среде и за передвижение тела с помощью ног, задний отдел выполнял функцию пищеварения и размножения.
  • Первоначально это были водные животные, от них произошли современные ракообразные, паукообразные и насекомые.

Класс Ракообразные (20 тысяч видов)

Общая характеристика класса.

  1. Водные членистоногие или обитатели влажных мест.
  2. Размеры тела от одного миллиметра до одного метра.
  3. Распространены повсеместно: ведут свободный или прикрепленный образ жизни.
  4. Тело расчленено на сегменты и состоит из 3-х отделов: головы, груди и брюшка, или головогруди и брюшка. Покровы тела состоят из хитина; у некоторых они пропитаны известью.
  5. Кровеносная система незамкнутая.
  6. Две пары усиков выполняют роль органов осязания и обоняния.
  7. Выделительная система представляет собой остатки целомической полости, наружные отверстия которой открываются у основания усиков.
  8. Нервная система представляет собой нервную брюшную цепочку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии животных на тему: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие»

Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока:        повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз...

Тип членистоногие. Общая характеристика (семинарское занятие)

Цель урока: систематизация и обобщение знаний по теме: «Тип членистоногие»...

Урок чтения во 2 классе коррекционной школы VIII вида из раздела "Рассказы о животных" по теме: "Медвежата".

В данном материале представлен подробный конспект урока чтения во 2 классе С(к)ОУ VIII вида из раздела "Рассказы о животных" по теме: "Медвежата"....

Урок "Общая характеристика типа Хордовые" , биология 7 класс

Данный материал содержит конспект урока "Общая характеристика типа Хордовые", опорный конспект и презентацию к нему...

Дидактическое пособие для подготовки обучающихся 8 классов к урокам биологии по разделу зоологии «Беспозвоночные животные»

Дидактическое пособие предназначено дляповторения и закрепления знаний, полученных на урокахбиологии, а также выработки четкости изложения, уменияанализировать и обобщать явления и факты. Пособиеначин...

Подготовка к ЕГЭ биология. Животные. Раздел 4.6 Царство животные 4.7 Хордовые животные

Животные. Раздел 4.6 Царство животные 4.7 Хордовые животные...

Разработка урока биологии в 7 классе "Тип Моллюски. Общая характеристика типа"

Формирование представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.Устанавливать причинно- следственные связи, выделять глав...