Раздел 1. Биология животных (продолжение). Тема 7. Тип Членистоногие.Общая характеристика типа. Класс Ракообразные.биология-7класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
- даю общую характеристику типу Членистоногие;
- раскрываю особенности внешнего строения членистоногих в связи с их образом жизни и средой обитания;
- показываю многообразие ракообразных, особенности их строения, обусловленные водным образом жизни;
- формирую умения семиклассников работать с текстом и рисунками учебника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biolog53.docx | 70.13 КБ |
Предварительный просмотр:
биология – 7 класс
Раздел 1. Биология животных (продолжение).
Тема 7. Тип Членистоногие.
Урок на тему Общая характеристика типа. Класс Ракообразные.
Задачи урока: а) дать общую характеристику типу Членистоногие; б) раскрыть особенности внешнего строения членистоногих в связи с их образом жизни и средой обитания; в) показать многообразие ракообразных, особенности их строения, обусловленные водным образом жизни; г) сформировать умения семиклассников работать с текстом и рисунками учебника.
Оборудование урока: коллекции «Расчлененный речной рак», таблицы «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные»; видеофильм «Членистоногие».
Содержание урока:
- Организация учащихся на урок.
- Изучение нового материала:
- Общие сведения о членистоногих (рассказ учителя с использованием таблицы «Тип Членистоногие» и кадров видеофильма «Членистоногие»)
- Краткая характеристика ракообразных.
- Образ жизни и особенности внешнего строения речного рака (беседа с использованием экспонатов коллекции. Выполнение школьниками задания 7 § 24 в рабочей тетради).
- Рассмотрите внешнее строение речного рака. Обратите внимание на прочность и окраску его покровов. Каково значение покровов в жизни рака?
- Определите части тела рака. Обратите внимание на толщину хитинового покрова в разных местах. Почему она неодинакова?
- Отыщите органы чувств: усики, глаза. Объясните значение подвижности глаз.
- Найдите у фиксированных раков челюсти, ногочелюсти, ротовое отверстие.
- Найдите брюшные ноги рака. Обратите внимание на различие в их строении.
- Рассмотрите брюшко, убедитесь, что оно состоит из члеников. Подсчитайте, сколько их. На конце брюшка найдите плавниковые пластинки. Какое значение они имеют в жизни рака?
- Основываясь на особенностях внешнего строения речного рака, сделайте выводы о среде обитания, способах передвижения рака по дну и в толще воды, о питании, о защите от врагов.
- Внутреннее строение и черты усложнения (рассказ учителя с использованием рис.88 к §24 учебника.)
- Органы чувств (работа учащихся в рабочих тетрадях с использованием текста § 24 учебника.)
- Заполните таблицу
Приспособленность речного рака к водному образу жизни.
Части тела и органы | Приспособленность к образу жизни | |
Органы чувств | ||
Органы дыхания | ||
Покров тела | прочность | |
окраска | ||
Части тела, обеспечивающие передвижение | по дну | |
в толще воды |
- Роль ракообразных в природе (рассказ учителя с элементами беседы.)
- Закрепление знаний.
Заполните схему, вписав в нее названия животных
- Обобщение знаний по теме урока.
Ключевой вопрос
Характерные особенности внешнего строения ракообразных в связи с образом жизни.
- Домашнее задание: изучить §24 учебника, ответить на вопрос 2.
Тип Членистоногие (около 1 млн. видов)
Общая характеристика
- Тело покрыто плотным хитинизированным покровом – наружным скелетом.
- Членистые конечности, могут иметь крылья.
- Полость тела смешанная (миксоцель).
- Кровеносная система незамкнутая (сердце на спинной стороне).
- Органы чувств разнообразны и хорошо развиты.
- Членистоногие произошли от древних малощетинковых червей. У предков членистоногих появился жесткий наружный хитинизированный скелет, тело подразделялось на сегменты, а ноги стали суставчатыми.
- У членистоногих предротовая лопасть слилась с двумя передними сегментами тела – возник головной отдел. Он отвечал за ориентацию в среде и за передвижение тела с помощью ног, задний отдел выполнял функцию пищеварения и размножения.
- Первоначально это были водные животные, от них произошли современные ракообразные, паукообразные и насекомые.
Класс Ракообразные (20 тысяч видов)
Общая характеристика класса.
- Водные членистоногие или обитатели влажных мест.
- Размеры тела от одного миллиметра до одного метра.
- Распространены повсеместно: ведут свободный или прикрепленный образ жизни.
- Тело расчленено на сегменты и состоит из 3-х отделов: головы, груди и брюшка, или головогруди и брюшка. Покровы тела состоят из хитина; у некоторых они пропитаны известью.
- Кровеносная система незамкнутая.
- Две пары усиков выполняют роль органов осязания и обоняния.
- Выделительная система представляет собой остатки целомической полости, наружные отверстия которой открываются у основания усиков.
- Нервная система представляет собой нервную брюшную цепочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии животных на тему: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие»
Тема: «Особенности строения, жизнедеятельности класса рыб и их многообразие» Цели урока: повторить и систематизировать знания школьников о строении и жиз...
Тип членистоногие. Общая характеристика (семинарское занятие)
Цель урока: систематизация и обобщение знаний по теме: «Тип членистоногие»...
Самоанализ урока биологии "Общая характеристика типа Кишечнополостные. Гидра - пресноводный полип"
САМОАНАЛИ3 УРОКА БИОЛОГИИ «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. ПРЕСНОВОДНАЯ ГИДРА, ОСОБЕННОСТИ ЕЁ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...
Урок чтения во 2 классе коррекционной школы VIII вида из раздела "Рассказы о животных" по теме: "Медвежата".
В данном материале представлен подробный конспект урока чтения во 2 классе С(к)ОУ VIII вида из раздела "Рассказы о животных" по теме: "Медвежата"....
Урок "Общая характеристика типа Хордовые" , биология 7 класс
Данный материал содержит конспект урока "Общая характеристика типа Хордовые", опорный конспект и презентацию к нему...
Подготовка к ЕГЭ биология. Животные. Раздел 4.6 Царство животные 4.7 Хордовые животные
Животные. Раздел 4.6 Царство животные 4.7 Хордовые животные...
Разработка урока биологии в 7 классе "Тип Моллюски. Общая характеристика типа"
Формирование представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.Устанавливать причинно- следственные связи, выделять глав...