Главные вкладки

    Самоанализ урока биологии "Общая характеристика типа Кишечнополостные. Гидра - пресноводный полип"
    материал по биологии (7 класс) по теме

    Ткаченко Светлана Николаевна

    САМОАНАЛИ3 УРОКА БИОЛОГИИ  «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. ПРЕСНОВОДНАЯ ГИДРА, ОСОБЕННОСТИ ЕЁ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoanali3_uroka_biologii.docx22.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    САМОАНАЛИ3 УРОКА БИОЛОГИИ

     «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. ПРЕСНОВОДНАЯ ГИДРА, ОСОБЕННОСТИ ЕЁ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    УЧИТЕЛЬ: Ткаченко С.Н.

     КЛАСС: 7  

     ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 10.10.2013

      Тема урока -  «Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная гидра, особенности её строения и жизнедеятельности.

      Этот урок  начинает раздел «Подцарство Многоклеточные животные», является логическим продолжением темы «Подцарство Простейшие», рассматривая многоклеточных животных как потомков древних простейших,  показывая черты усложнения кишечнополостных животных по сравнению с одноклеточными.

      Тема урока достаточно сложная, с её помощью  формируются такие новые  понятия как типы симметрии у животных, жизненные формы животных,  слои тела животных.

      Уровень подготовки обучающихся в данном классе и уровень их познавательного интереса выше среднего, исходя из этого, я определила цели и задачи урока.                        

       Цель урока: создать условия для выявления главных признаков типа Кишечнополостные,  раскрытия особенностей внешнего и внутреннего строения кишечнополостных на примере пресноводного полипа гидры в связи с образом жизни и со средой обитания.  

      Цель соответствует месту урока в учебной теме, требованиям программы и учебному плану для данного класса.

    Доминирующие задачи урока:

    Обучающие:

    • сформировать знания обучающихся о симметрии тела животных в связи с их образом жизни;
    • выявить  место кишечнополостных  в эволюции  животного мира, сформировать представление  о жизненных формах кишечнополостных на примере полипов и медуз и умение различать эти жизненные формы;
    • раскрыть особенности среды обитания, внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности  гидры как низшего многоклеточного животного;

    Воспитательные:

    • способствовать воспитанию бережного отношения к  кишечнополостным  животным и к природе в целом, выявив роль  кишечнополостных в природе, в цепях питания, в жизни людей;  
    • способствовать воспитанию положительного интереса и творческого отношения к  учебной деятельности с помощью дифференцированных и опережающих заданий, учитывающих способности, индивидуальные особенности, интересы  детей.

    Развивающие:

    • обеспечить ситуации, способствующие развитию  у обучающихся  аналитико-синтетических  умений: сравнивать (простейших и кишечнополостных), обобщать, устанавливать причинно-следственные связи (связь строения гидры со средой обитания, строения клеток тела с их функциями),  делать выводы;
    • способствовать развитию  умений обучающихся работать с учебником, находить главные мысли в тексте параграфа;
    • обеспечить условия для развития   информационной культуры  учащихся, коммуникативных  умений:   вести диалог с учителем и одноклассниками, грамотно, четко и точно  выражать свои мысли.

    Задачи  данного урока соответствуют возрастным особенностям и возможностям учащихся, учитывают уровень подготовки обучающихся.

     Содержание учебного материала подобрано в соответствии с темой урока и его целью,   соответствует  государственному стандарту основного общего образования по биологии.

    Тип данного урока - урок усвоения новых знаний.

      Структура урока выбрана рационально, этапы урока логично связаны друг с другом, обеспечивают  успешное решение поставленных задач.

    Этапы урока:

    • Организационный (основная  задача – подготовка обучающихся к работе на уроке).
    •  Мотивация  учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока (мотивация учебной деятельности осуществлялась с помощью проблемной ситуации,  вовлечения обучающихся в процесс постановки целей и задач урока).
    • Актуализация знаний (фронтальная беседа о царствах живой природы, признаках царства Животные,  признаках типа Простейшие).
    • Усвоение новых знаний (основная дидактическая цель данного этапа – обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание  знаний о признаках типа Кишечнополостные, о связи строения и жизнедеятельности  гидры со средой обитания).
    • Закрепление материала и контроль  (основная цель – обеспечить усвоение нового материала при выполнении самостоятельных заданий, выявить качество и уровень овладения учебным материалом различными обучающимися, для чего я провела дифференцированную проверочную  работу по вариантам).
    • Подведение итогов урока, рефлексия (основная задача этапа – совместно с обучающимися соотнести результаты обучения с поставленными целями, для чего я организовала фронтальную беседу.  В ходе рефлексии учащиеся  отметили наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, обсудили, что получилось на уроке, а где возникли трудности).
    • Домашнее задание (инструктаж о выполнении домашнего задания, индивидуальных заданий)

    Для раскрытия нового материала я использовала сочетание  следующих методов  обучения:

    • словесные (рассказ, беседа, объяснение,  сообщения),
    • наглядные (демонстрация  видеопособий, изображений),
    • проблемно – поисковые (работа с дополнительными источниками информации, книгой, для подготовки опережающих заданий, создание проблемной ситуации в начале урока),
    • методы контроля и самоконтроля (обратная связь),
    • метод стимулирования (положительная оценка действий обучающихся одобрение, ободрение, похвала, создание ситуаций успеха для «сильных» и «слабых» учеников)        
    • из нетрадиционных методов  -  метод творческого самовыражения (дифференцированные домашние задания, учитывающие интересы, склонности, творческие возможности обучающихся).    

    Данные методы также учитывают  индивидуальные  особенности  обучающихся, специфику  взаимоотношений  между ними,  уровень сформированности их познавательного интереса.

    Формы работы, использованные на уроке: индивидуальная, фронтальная (общеклассная).  Данные  формы работы подобраны с учетом индивидуальных  особенностей  обучающихся, специфики взаимоотношений  между ними,  уровня сформированности их познавательного интереса.

    На уроке использовались следующие технологии обучения:

    • личностно-ориентированное (учет индивидуальных особенностей детей, типов темперамента, уровня понимания).
    • ИКТ.  
    • Здоровьесберегающие (включение в структуру урока физкультминутки, смена видов деятельности, благоприятный эмоциональный фон)
    • Технология  развития критического мышления (побуждение обучающихся к постановке целей и задач урока, самостоятельное определение основных вопросов, которые предстояло  рассмотреть  на уроке,  осмысление содержания урока, сопоставление целей и результатов урока, рефлексия).

      Хочу отметить высокую работоспособность обучающихся на всем протяжении урока, их заинтересованность в изучении данной темы, активную работу. Этот достигнуто за счет четкого распределения материала, оптимального сочетания методов обучения, осуществления дифференцированного подхода, учитывающего реальные учебные возможности обучающихся.  Положительная психологическая атмосфера урока поддерживалась с помощью доброжелательного тона учителя, подбадривания детей, веры в их силы, поощрения их ответов. Учитель тактично и вежливо обращался к ученикам, выступал на уроке помощником. На уроке соблюдались благоприятные для работы гигиенические и эстетические условия. Урок достиг поставленных цели и задач, удалось создать условия для выявления главных признаков типа Кишечнополостные,  раскрытия особенностей внешнего и внутреннего строения кишечнополостных на примере пресноводного полипа гидры в связи с образом жизни и со средой обитания.

     В дальнейшем, при планировании уроков, следует обратить внимание на  регламентацию времени, особенно при самостоятельном выполнении заданий. Обратить внимание на более четкие и конкретные пояснения к выполнению индивидуальных заданий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конструкт учебного занятия по теме: Особенности клеточного строения Кишечнополостных на примере вида Гидра пресноводная.

    «Изучение  биологии в свете новых стандартов образования». В данной публикации представлен конструкт  урока по курсу биологии 7 класса  Н.И. Сонина, В.Б.  Захарова «Биология. ...

    презентация по биологии "Гидра пресноводная"для 7 класса

    презентация для урока Тип Кишечнополостные...

    Урок "Тип Кишечнополостные. Гидра - пресноводный полип"

    Разработка урока биологии в 7 классе....

    презентация к уроку "Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви"

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цели урока:Образовательные: сформировать представления учащихся об особенностях организации кольчатых червей как наиболее эволюционно про...

    Урок "Общая характеристика типа Хордовые" , биология 7 класс

    Данный материал содержит конспект урока "Общая характеристика типа Хордовые", опорный конспект и презентацию к нему...

    Конспект открытого урока "Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Клеточное строение гидры пресноводной.

    Конспект открытого урока "Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Клеточное строение гидры пресноводной. Урок проводится с использованием тематического модуля по данной тем...