Урок "Тип Кишечнополостные. Гидра - пресноводный полип"
план-конспект урока (биология, 7 класс) по теме

Ткаченко Светлана Николаевна

Разработка урока биологии в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_-skhema_kishechnopolostnye.docx40.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

        ФИО (полностью)        Ткаченко Светлана Николаевна

        Место работы        МБОУ СОШ №2  г. Кимовска  Тульской области

        Должность        учитель

        Предмет        биология

        Класс        7

        Тема и номер урока в теме        Общая характеристика типа Кишечнополостные.

Пресноводная гидра, особенности ее строения и жизнедеятельности (урок №1 в теме  «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»)

      7.        Базовый учебник        В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C. Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф,  2013.

8.   Цель  урока:  создать условия для выявления главных признаков типа Кишечнополостные,  раскрытия особенностей внешнего и внутреннего строения кишечнополостных на примере пресноводного полипа гидры в связи с образом жизни и со средой обитания.

9. Задачи:  данный  урок предназначен для учащихся 7 класса, в котором  уровень подготовки обучающихся  и  уровень  сформированности  их познавательного  интереса выше среднего, в связи с чем задачи урока  ставлю следующие:

Обучающие:

  • выявить  место кишечнополостных  в эволюции  животного мира;
  • сформировать знания обучающихся о симметрии тела животных в связи с их образом жизни;
  • сформировать представление  о жизненных формах кишечнополостных на примере полипов и медуз и умение различать эти жизненные формы;
  • раскрыть особенности среды обитания, внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности  гидры как низшего многоклеточного животного;
  • раскрыть особенности размножения и развития гидры;
  • продолжить формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах, конкретизировать основные понятия темы.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию бережного отношения к  кишечнополостным  животным и к природе в целом, выявив роль  кишечнополостных в природе, в цепях питания, в жизни людей;  
  • способствовать развитию творческого отношения   учебной деятельности с помощью дифференцированных заданий, учитывающих способности, индивидуальные особенности, интересы  детей;
  • обеспечить условия для воспитания положительного интереса к предмету (с помощью использования на уроке опережающих заданий, видеофрагментов,  анимаций, учитывая возрастные и индивидуальные особенности и способности  обучающихся);
  • способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности при работе с учебником, выполнении учебных заданий, подготовке индивидуальных заданий;  
  • создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности, внимательности  при выполнении заданий,  чувства  взаимопомощи при изучении трудных участков темы,  навыков самоконтроля, самооценки при выполнении проверочных заданий.

Развивающие:

  • обеспечить ситуации, способствующие развитию  у обучающихся  аналитико-синтетических  умений: сравнивать (простейших и кишечнополостных), обобщать, устанавливать причинно-следственные связи (связь строения гидры со средой обитания, строения клеток тела с их функциями),  делать выводы;
  • способствовать развитию  умений обучающихся работать с учебником, находить главные мысли в тексте параграфа;
  • способствовать развитию  мыслительной  и познавательной  деятельности  обучающихся с помощью ЭОР;
  • обеспечить условия для развития   информационной культуры  учащихся, коммуникативных  умений:   вести диалог с учителем и одноклассниками, грамотно, четко и точно  выражать свои мысли.

  1. Тип урока:  урок усвоения новых знаний

  1. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная (общеклассная).  Данные  формы работы подобраны с учетом индивидуальных  особенностей  обучающихся, специфики взаимоотношений  между ними,  уровня сформированности их познавательного интереса.

  1.  Методы работы: словесные (рассказ, беседа, объяснение,  сообщения), наглядные (демонстрация  видеопособий, изображений), проблемно – поисковые (работа с дополнительными источниками информации, книгой, привлечение знаний из других наук), методы контроля и самоконтроля (обратная связь), метод стимулирования, из нетрадиционных методов  -  метод творческого самовыражения.   Данные методы также учитывают  индивидуальные  особенности  обучающихся, специфику  взаимоотношений    между ними,  уровень сформированности их познавательного интереса.

  1. Технологии обучения: личностно-ориентированное (в том числе развивающее), ИКТ,  здоровьесберегающие, технология развития критического мышления.

  1. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор,   компьютер.

  1.  Информационное и программно – методическое обеспечение урока:

  - рабочая программа учебного предмета «Биология» 7 класс, базовый уровень;

            - учебник: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C. Кучменко. Биология: Животные: учебник для   учащихся 7  

              класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф,  2013.

-  Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс. Универсальные поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2006.

-  Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся.  6-11 класс. – М.: Генжер, 1996.

 - Биология. Электронный учебник (все разделы биологии)  (http://314159.ru/ebio.htm)

-  Мультимедийное  приложение к урокам «Уроки биологи. 7 класс», издательство «Глобус».

-  Мультимедийное учебное пособие по теме «Кишечнополостные» (автор Ткаченко С.Н., учитель биологии).

-  Мифы древней  Греции. – Москва:  «Махаон», 2010.

           - Детская энциклопедия. Я познаю мир. Животные.- М. ТКО "АСТ”, 1995.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового

номера из таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Время (в мин)

1

Организационный этап

-проверка готовности к уроку.  

Подготовка к уроку, организация рабочего места.

О,5 мин.

2

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

схема «Эволюционное древо» (№2)

Ребята, перед вами схема «Эволюционное древо»,  найдите  на  ней  ранее изученных вами животных.

?Кто эти животные?

? Какие потомки произошли от простейших? Кто будет объектом изучения сегодня на уроке?

- Сообщает тему урока:  

Тема урока: Общая характеристика типа Кишечнополостные.

Пресноводная гидра, особенности ее строения и жизнедеятельности.

- вовлекает учащихся в процесс постановки целей урока:

а) какой тип животных мы будем сегодня изучать?

б) что бы вам хотелось узнать о гидре как представителе кишечнополостных?

в) как вы думаете, зачем вам нужны знания об этих животных, как вы сможете на практике применять полученные знания?

- подводит итог обсуждения целей урока, корректирует ответы  и делает вывод:
Основная  цель сегодняшнего урока -  выявить главные признаки типа Кишечнополостные,  раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных в связи с их образом жизни и со средой обитания (заранее записана на обратной  стороне доски)

- создает проблемную ситуацию для мотивации учебной деятельности обучающихся:

 250 лет назад голландский ученый Абрам Трамбле в одном из прудов замка Сонгюлье нашел однажды маленьких животных, которых сначала принял за растения. Это были гидры.

Ваша задача после изучения нового материала дать ответ: почему гидру приняли за растение и по каким признакам она была все-таки отнесена к животным?

-участвуют в беседе:

(простейшие)

(кишечнополостные)

-записывают тему урока в тетрадь;  

-участвуют в беседе,  формулируют свои ответы;  

-слушают учителя, настраиваются на достижение поставленных целей

3,5 мин

3

Актуализация знаний

-организует фронтальную беседу:

  • Какие царства живой природы вы знаете?

  • Назовите главные признаки царства Животные.

  • На эволюционном древе видно, что кишечнополостные – это потомки древних простейших.  Назовите существенные признаки типа простейшие.

-отвечают на поставленные вопросы, участвуют в беседе:

(Царства Вирусов, Бактерий,  Грибов, Растений, Животных)

(гетеротрофное питание, в клетках животных отсутствует клеточная стенка, активно передвигаются, освоили разные среды жизни)

(состоят из одной клетки, которая выполняет все функции живого: перемещается, питается, перерабатывает пищу,  дышит, удаляет ненужные вещества, размножается).

2 мин

4.

 

Усвоение новых знаний

-изображение гидры (№1);

-авторское мультимедийное учебное пособие по теме «Кишечнополостные» (№3)

ЭОР №4

-слово учителя: «Итак, приступим к изучению нового типа животных – типа Кишечнополостные. Представителем этого типа является гидра (на экране изображение гидры)

Впервые описал гидру Левенгук, род гидра ввел К. Линней.

- организует работу учащихся по просмотру видеофрагмента из фильма «Тип Кишечнополостные» (ЭОР№3), представляет план просмотра, заранее написанный на доске, обращает внимание обучающихся на основные моменты фильма:

1. Места обитания гидры.

2. Форма тела гидры.

3. Кишечная полость.

4. Симметрия тела гидры.

5. Слои тела гидры.

6. Клетки тела гидры.

7. Размножение гидры.

8. Регенерация.

- организует проведение физкультминутки для повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением, эффективного переключения обучающихся на другой вид деятельности.

- организует обсуждение фильма, координирует работу обучающихся:
 

а) где обитает гидра?

б) какая форма тела у гидры, с чем связана такая форма?

в) как называется полость тела гидры?

г) какая симметрия у кишечнополостных, с чем она связана? (демонстрирует слайд из ЭОР №3 «Симметрия тела животных»)

д) какие слои выделяют в теле гидры? (слайд из ЭОР №3 «Слои тела гидры»);

е) какие типы клеток находятся в эктодерме и энтодерме? (слайд из ЭОР №3 «Слои тела гидры);

ж) какими способами гидра может размножаться? (анимации из ЭОР №3 «Почкование гидры»,  «Половое размножение гидры»)

з)  что такое регенерация?

- объясняет, что такое жизненная форма животных  на примере полипа и медузы;

- организует самостоятельную работу с учебником:

? Как осуществляется дыхание и выделение у гидры? (стр. 60)

(данная  репродуктивная  работа ориентирована на учащихся с низкой познавательной активностью, на слабоуспевающего ученика)

- предваряет выступление  учащегося  с практикоориентированным опережающим заданием о  роли кишечнополостных в природе, о необходимости  беречь животных этого типа (создает ситуацию успеха в учебной деятельности) (данное задание получает один из учащихся со средним или  выше среднего  уровнем познавательной активности,  интереса к предмету)

 

-слушают учителя,

-слушают учителя, настраиваются на просмотр;

- смотрят видеофрагмент, соотносят увиденное  с планом просмотра;

-выполняют упражнения

-отвечают на вопросы учителя;  

-отвечают на вопрос, работают со слайдом,  записывают в тетрадях типы симметрии;

-отвечают на вопрос, выписывают названия слоев в тетради;

-работают со слайдом, отвечают на вопрос, выписывают в тетради названия клеток эктодермы и энтодермы;

-отвечают на вопрос, смотрят анимации;

-отвечают на вопрос, записывают определение этого понятия в тетради;

-слушают учителя;  

-работают с учебником,

- один из учеников  отвечает на поставленный вопрос;  

- ученик, выполнявший  опережающее задание, кратко рассказывает о роли кишечнополостных в природе, цепях питания, в жизни человека, делает вывод о необходимости беречь природу.

28 мин

5

Закрепление материала

-организует дифференцированную проверочную  работу по вариантам с целью  получения информации об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися;

(листы с заданиями, ключи к ответам  и  оцениванию прилагаются).

 -организует самопроверку и самооценку обучающимися своей работы, предложив им ключ к ответам и к оцениванию работы (заранее записан на обратной стороне доски, можно вывести и на экран)

-отслеживает результаты (получает информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися)

- обучающимся, получившим «3» и «2» предлагает исправить их  на следующем уроке (по желанию учеников).

-выполняют самостоятельно задания в индивидуальных листах;

- учащиеся осуществляют самопроверку, самооценку своей работы;

- поднимают руки сначала ученики, которые получили за выполнение проверочного задания «5», потом- «4» и т.д.;

 

5,5 мин

6

Подведение итогов урока, рефлексия

-подводит итоги урока, соотносит результаты обучения с поставленными целями (цели записаны на доске):

а)  почему же Абрам Трамбле, когда впервые увидел  полипа гидру,  решил, что это растение? На каких основаниях  гидру относят к царству Животных?

в) на основе полученных знаний о гидре,  сделайте вывод об общих признаках типа Кишечнополостные (направляет формулировку вывода по плану:

-из скольких слоев состоит тело,

-какой тип симметрии,

-почему называются «кишечнополостные»,

-где обитают,

-какие имеют жизненные формы)

(задание направлено на учащихся со средним и выше среднего  уровнем познавательной активности и интереса к предмету)

в) достигнуты ли цели сегодняшнего урока?

-настраивает на рефлексию;

-осуществляет педагогическое оценивание: выставляет и комментирует оценки за работу на уроке, отдельно подчеркивает  успехи некоторых  обучающихся, активно работавших на уроке.

-отвечают на вопросы

(благодаря длинным щупальцам и малоподвижности, похожа на маленькое растение. Гидра – это животное, т.к. проявляет все признаки представителей этого царства: движется, питается готовой пищей)

-формулируют  выводы:

1) двухслойные многоклеточные животные,

2) лучевая симметрия тела,

3) кишечная полость,

4) обитают в водной среде;

5) жизненные формы – медуза и полип;

-определяют степень соответствия поставленных целей  и результатов деятельности;  

-отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения: что получилось на уроке, что вызвало затруднения, чтобы еще хотелось узнать об изученных животных, где могут пригодиться полученные знания на практике;

-  подают дневники учителю.

4 мин

7

Домашнее задание

-разъясняет  домашнее задание, записывает его на доске (пар. 13)

- создает ситуацию, обеспечивающую успех в учебной деятельности,  с учетом  индивидуальных  особенностей  детей, их способностей  и интересов,  предлагая  выполнить дома дифференцированные задания:

а) нарисовать схему бесполого и полового размножения гидры;

б) изобразить с помощью пластилина модель способа передвижения гидры,

в) составить «ложный» рассказ о гидре, в котором учащиеся должны будут найти ошибки;

г) составить презентацию об особенностях кишечнополостных,

д) прочитать древнегреческий миф от Геракле, сражавшимся с Гидрой, объяснить, почему же пресноводный полип получил название «гидра».

-записывают домашнее задание в дневники;

-распределяют задания, задают уточняющие вопросы

1,5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией в 7 классе по теме тип Кишечнополостные, пресноводная гидра

На уроке рассматривается особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных на примере пресноводной гидры....

Конструкт учебного занятия по теме: Особенности клеточного строения Кишечнополостных на примере вида Гидра пресноводная.

«Изучение  биологии в свете новых стандартов образования». В данной публикации представлен конструкт  урока по курсу биологии 7 класса  Н.И. Сонина, В.Б.  Захарова «Биология. ...

презентация по биологии "Гидра пресноводная"для 7 класса

презентация для урока Тип Кишечнополостные...

Самоанализ урока биологии "Общая характеристика типа Кишечнополостные. Гидра - пресноводный полип"

САМОАНАЛИ3 УРОКА БИОЛОГИИ  «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. ПРЕСНОВОДНАЯ ГИДРА, ОСОБЕННОСТИ ЕЁ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Конспект открытого урока "Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Клеточное строение гидры пресноводной.

Конспект открытого урока "Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Клеточное строение гидры пресноводной. Урок проводится с использованием тематического модуля по данной тем...

Тип Кишечнополостные. Гидра. на основе современных информационных технологий.

Проектирование урока биологии в 7 классе по теме: Тип Кишечнополостные. Гидра. на основе современных информационных технологий....

Презентация "Тип Кишечнополостные. Гидра".

Презентация может быть использована на уроках биологии в 7 классе....