Конспект урока биологии "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Зарубина Лариса Александровна

Методическая разработка конспекта урока биологии "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Зарубина Л.А.,         

учитель биологии МОУ «Верхне-Иволгинская СОШ»

Конспект урока.

Тема «Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные»

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Цель урока: сформировать знания о типе Хордовых, общих признаках представителей типа; раскрыть особенности строения Хордовых на примере ланцетника.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с общей характеристикой типа хордовых, подтипа бесчерепных и позвоночных, классов ланцетники и круглоротые, их многообразием, раскрыть особенности строения и жизнедеятельности.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений.

Воспитательные: формирование любознательности, научного мировоззрения; воспитание любви к природе.

Планируемые результаты обучения:

предметные: рассмотреть общие признаки представителей типа Хордовых; сформировать четкое усвоение понятия «хорда»; рассмотреть подтипы, ознакомиться с представителем типа Бесчерепные на примере ланцетника.

метапредметные: анализ, обобщение и структурирование новой информации; умение сравнивать организмы между собой, работать с рисунками;

личностные: воспитание любви к природе, познавательного интереса к изучению биологии.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

        Формы организации учебной деятельности: работа в группах; работа с учебником, текстами; решение познавательных задач.

Оборудование: раздаточный материал, влажные препараты “Ланцетник”, мультимедийная презентация.

План урока:

  1. Приветствие. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся, постановка проблемы, определение целей и темы урока.
  3. Изучение новой темы:

1)   Многообразие хордовых. Их распространение.

2)   Ланцетник – представитель бесчерепных.

  1. Особенности строения Хордовых животных. Общая характеристика Хордовых. Классификация Хордовых животных.
  2.  Значение ланцетника.
  1. Закрепление полученных знаний.

V. Домашнее задание.

Ход урока

  1.     Организационный момент. Приветствие. (2 минуты)
  2. Актуализация знаний и мотивация к уроку. (7 минут) 

Задание-игра:        Распределить предложенные изображения животных на две группы и объяснить, на основании чего сделан подобный выбор.

Предлагаются изображения ранее изученных беспозвоночных животных и различные виды позвоночных.

Беседа. Аргументация учащимися сделанного выбора для классификации животных.

Учитель: Правильно поступили учащиеся, распределившие животных по наличию скелета. У первой группы животных скелет отсутствует или наружный, а у второй – скелет внутренний и образован настоящими костями.

  • Почему природа пошла по пути создания внутреннего скелета?

        (1) Он растет вместе с животным и его не надо сбрасывать, внутренние органы лучше защищены. 2) Он дает большую подвижность и разнообразие движений животному).

Учитель: сегодня мы начинаем изучать животных, которые имеют внутренний скелет. Назовите этих животных (рыбы, лягушки, ящерицы, птицы и звери). Все эти животные относятся к типу Хордовые. Наша задача – выяснить, как такие разные представители царства животных попали в одни тип, то есть найти общие признаки типа.

Запись темы урока в тетрадях.

  1. Изучение новой темы. (28 минут)

Демонстрация презентации «Многообразие хордовых».  Животные – гиганты и животные – карлики.

Учитель: Назовите самых крупных и мелких млекопитающих. Где обитают звери, какие среды жизни они занимают?         

  1. Микрохамелеон

Тед Таунсенд (Ted Townsend) из Университета Сан Диего (San Diego State University) сообщил, что обнаружил представителей нового вида хамелеонов - микроскопических. Похоже, что эти хамелеоны, названные Brookesia micra, самые мелкие рептилии (они же пресмыкающиеся) на нашей планете. Взрослая особь легко умещается на ногте. Микрохамелеоны найдены на острове Мадагаскар. Они обитают лишь на крошечном его участке размером в пару квадратных километров.

  1. Нанолягушка

Наименьшая малютка из всех земных малюток живет в Папуа-Новой Гвинее. Крохотулю отловили еще в 2009 году. И как только ее заметили? Недавно же ловцы – группа исследователей из Университета Луизианы (Louisiana State University in Baton Rouge) под руководством Кристофера Остина (Christopher Austin) доложили о своей находке в научном   журнале   PLoS   One,   описали   ее   и   получили   официальное   признание.    В результате находка, а именно лягушка Paedophryne amauensis теперь считается самым маленьким на Земле позвоночным. Размер взрослой особи-рекордсменки составляет всего 7,7 миллиметра. Крошки-лягушки, как сообщают исследователи, живут во влажном мху и в опавшей листве. Искать их не обязательно с лупой. Можно и по звуку - самцы довольно громко цокают , призывая самок.

  1. Мини-рыбка

Лягушечка Paedophryne amauensis отняла пальму первенства у другой малютки - у рыбки Paedocypris progenetica, обитающей на Суматре. Длина рыбки - 7,9 миллиметра. До 2012 года именно она считалась самым мелким позвоночным.

  1. Этрусская мышь - самое крошечное на планете млекопитающее. Живую этрусскую мышь в 70-е годы прошлого века впервые отловила на острове Сардиния немка Адельгейда Хорте из Университета в Бонне. Бурозубка действительно не больше мизинца
  • длина от1,5 до 2,2 сантиметра. Для поддержания жизни вынуждена есть почти непрерывно, потребляя более 5 граммов пищи в день. Это в два-три раза больше собственного веса. Детеныши рождаются весом в 0,2 грамма. Сердечко этрусской мыши бьется с частотой 1300 ударов в минуту.

Учитель: хордовые занимают господствующее положение на Земле, то есть они распространены по всему земному шару и занимают все среды жизни благодаря своему строению. Познакомимся со строением хордовых.

Учитель: самым простым по строению хордовым животным является ланцетник. Впервые его обнаружил и описал русский зоолог Симон Паллас в 1774 г. Это животное настолько просто устроено по сравнению с птицами или человеком, что сначала ученые- зоологи относили его к моллюскам, затем к рыбам.

Лишь в 1860 году наш соотечественник А.О.Ковалевский открыл новый тип животных, которому дал название «хордовые». Исследуя зародышевое развитие ланцетника, А. О. Ковалевский обнаружил, что образование первичной кишки у зародыша ланцетника совершается, как у беспозвоночных, а развитие нервной системы, - как у позвоночных. Таким образом, как во взрослом, так и в зародышевом состоянии в ланцетнике странно смешиваются признаки как позвоночных (нервная и кровеносная система, жабры, хорда), так и беспозвоночных (сегментарное строение тела, выделительные органы, развитие первичной кишки, бесцветная кровь) животных.  А Э.Геккель в 1874 году выделил в типе два подтипа: позвоночные и бесчерепные (ланцетники).

Учитель: после систематизации знаний о хордовых животных зоологи долго решали, кем являются ланцетники: предками современных рыб, лягушек и птиц или «живой переходной формой» от беспозвоночных к позвоночным?

  • Попробуем и мы прямо на уроке ответить на этот вопрос. Для этого выясним строение ланцетника.

Работа в группах. Определить особенности внешнего строения ланцетника, используя текст. Нарисовать контур ланцетника и обозначить части его внешнего строения.

Описание на слайде презентации: Тело полупрозрачное, заостренное (напоминает ланцет – медицинский инструмент), уплощенное с боков, белёсое до кремово-жёлтого, иногда с оттенком розового. На нижней стороне переднего конца животного располагается окружённая ротовыми щупальцами предротовая воронка (или полость).

Вдоль всей спины тянется плавниковая складка — невысокий спинной плавник. Он прозрачен и поддерживается многочисленными стержневидными плавниковыми лучами. Спинной плавник без видимой границы переходит в хвостовой, копьевидной или ланцетовидной формы. Хвостовой плавник функционирует как движитель.

На брюшной стороне, вдоль нижнего края хвоста, имеется короткий подхвостовой плавник (также ошибочно называемый брюшным). Граница хвостового и подхвостового плавников отмечена анальным отверстием. Все эти плавники, ориентированные в плоскости двусторонней симметрии, выполняют при движении функцию стабилизаторов, то есть не дают животному переворачиваться.

Длина до 4-8см.

Демонстрация результатов работы учащихся на доске. Рисование внешнего строения ланцетника с помощью трафаретов в тетрадях и обозначение хвостового плавника и ротовой воронки со щупальцами. Демонстрация влажного препарата ланцетника.

Учитель: теперь определим особенности внутреннего строения ланцетника. Для этого воспользуемся отрывком из книги Н.Н.Плавильщикова «Гомункулус» (работа с текстом на парте).

Проверка результатов работы учащихся. Корректирование рисунков и подписей.

Учитель: Итак, признаки внутреннего строения ланцетника характерны только для всех представителей хордовых животных. Назовем эти признаки:

 1. Наличие внутреннего скелета – хорды, которая у высших позвоночных заменяется скелетом.

2. Над хордой, на спинной стороне тела расположена нервная система в виде полой нервной трубки.

3. Стенки глотки (переднего отдела пищеварительной системы, находящейся на брюшной стороне) имеют жаберные щели.

4. Кровеносная        система        замкнутая.        Сердце        на        брюшной        стороне тела,        под пищеварительным каналом.

Как и А. О. Ковалевский мы только что пришли к выводу, что ланцетник занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными, то есть связывает два больших раздела животного мира.

Запись схемы классификации позвоночных животных в тетради (слайд в презентации)

Учитель: Ланцетник – очень любопытное и нужное человечеству животное.

Демонстрация слайдов презентации «Значение ланцетников»

Ланцетник питается микроскопическими организмами, втягивая их через ротовое отверстие с током воды. Пища ланцетника составляет главным образом диатомовые водоросли, а также десмидиевые, мелкие корненожки, инфузории, радиолярии, яйца и личинки оболочников, иглокожих, рачков и др. Таким образом это главные биофильтраторы придонного слоя воды.

Азиатский ланцетник служит объектом специального промысла, практикуемого осенью и зимой (август - январь), известного в течение 300 лет. Его промышляют в юго - западной части Восточно - Китайского моря. Ланцетника ловят с лодок в течение 2-4 ч во время отлива, зачерпывая верхний слой песка специальной совковой лопатой на длинной бамбуковой палке. Осторожно поднимая лопату, стряхивают зачерпнутый песок на промывательный поднос, а затем и на сито, отделяя ланцетников от песка и раковин. На одну лодку добывают обычно около 5 кг ланцетника за день. В мясе ланцетника содержится 70 % белка и около 2 % жира.

Местные жители варят из ланцетника суп и жарят его. Часть улова сушат на медленном огне и экспортируют на остров Ява и в Сингапур. Ежегодный улов ланцетника составляет примерно 35 т, что соответствует 280 млн. особей. Иногда используют ланцетника в пищу на острове Сицилия и в Неаполе

На примере ланцетника изучают этапы эмбрионального развития хордовых животных.

  1. Закрепление полученных знаний. (7 минут)

- Определите систематическое положение азиатского ланцетника. Подберите к цифрам из левого столбика буквы из правого.

1) Империя

А. Хордовые

2) Царство

Б. Ланцетниковые

3) Подцарство

В. Клеточные

4) Тип

Г. Бесчерепные

5) Подтип

Д. Ланцетник

6) Семейство

Е. Многоклеточные

7) Род

Ж. Ланцетник азиатский

8) Вид

З.        Животные

Ответы: 1-В, 2-З, 3-Е, 4-А, 5-Г, 6-Б, 7-Д, 8- Ж

  1. Домашнее задание. Инструктаж. (1 минута)

Пользуясь учебником, заполнить пропуски в тексте:

Домашнее задание

Хордовые животные имеют осевой остов - _____________. Центральная нервная система представлена нервной ____________, расположенной над ____________. Органами дыхания у хордовых являются __________ либо ___________. Кровеносная система __________ типа. Сердце расположено на _______________ стороне тела. Симметрия тела ________________, полость тела ____________, в ней расположены внутренние ______________.

Ланцетник принадлежит к классу ____________. Форма тела ланцетника _______________. Складка на спинной стороне тела образует ________________. На брюшной стороне находится _________ плавник. Хвостовой отдел заканчивается ______________ ___________. Большую часть времени ланцетник проводит на _______________, зарывшись в песок. Наружу он выставляет только ____________ конец тела, на котором расположена ____________, окруженная _______________. Опорно-двигательная система представлена ________________ и _______________. Органы дыхания - _____________, он дышит ________________, растворенным в воде. Кровеносная система _______________, сердце _______________. Органы выделения представлены _________________. По характеру питания ланцетник является _______________. Нервная система примитивная, в виде ______________, расположенной на _____________ стороне. Органы чувств развиты _________. В половом отношении ланцетники - ________________ животные. Развитие у них _______________.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.  Организационный момент.

2 мин.

Приветствие учащихся, проверка присутствующих, озвучивание основных этапов урока. Настраивает обучающихся на работу.

Слушают, настраиваются на работу.

2. Актуализация знаний и мотивация к уроку.

7 мин.

Предлагает задание - игру: распределить предложенные изображения животных на две группы и объяснить, на основании чего сделан подобный выбор. Постановка проблемы урока. Определение целей и темы урока совместно с учащимися.

Выполняют задание- игру.

Аргументируют сделанный выбор.

Формулируют тему урока.

Записывают в тетрадь тему урока.

3. Изучение новой темы.

28 мин.

Демонстрирует презентацию «Многообразие хордовых». Используя иллюстрации и фотографии на слайдах, знакомит учащихся с животными-гигантами и животными-карликами. Знакомит с историей открытия ланцетника и систематизацией его как вида. Объясняет особенности строения и жизнедеятельности ланцетника как примитивного хордового.

Организует работу учащихся в группах по определению особенностей внешнего и внутреннего строения ланцетника.

Демонстрирует влажный препарат ланцетника.

Проверяет результаты работы обучающихся, корректирует рисунки и подписи к рисункам.

Совместно с обучающимися называет признаки внутреннего строения представителей хордовых животных.

Демонстрирует презентацию «Значение ланцетников».

Слушают объяснение учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают объяснение учителя, запоминают.

Работают в группах, определяют особенности внешнего строения ланцетника, используя текст и влажный препарат. Делают рисунок внешнего строения ланцетника.

Определяют особенности внутреннего строения ланцетника, работая с текстом.

Делают вывод о промежуточном положении ланцетника между позвоночными и беспозвоночными.

Записывают схему классификации позвоночных животных в тетрадь.

Слушают объяснение учителя, запоминают.

4. Закрепление полученных знаний.

7 мин.

Предлагает выполнить задание и определить систематическое положение азиатского ланцетника.

Слушают объяснение учителя, выполняют задание.

Взаимопроверка в парах.

5. Объяснение домашнего задания

1 мин

Объясняет домашнее задание: пользуясь учебником, заполнить пропуски в тексте (задания на листочках).

Слушают домашнее задание, записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Первый признак равенства треугольников "

План-конспект урока "первый признак равенства треугольников" 7 класс.Урок с использованием ЦОР....

конспект урока "Первый признак равенства треугольников"

В современной системе образования актуальной становится проблема поиска форм объяснения нового материала, которые делают  урок  ярким, понятным, вызывающим активность учащихся. Использ...

Разработка урока по биологии для 7 класса на тему: "Общие признаки хордовых животных. Ланцетник. Подтип Черепные" (с использованием ИКТ).

Тема урока: Общие признаки хордовых животных. Ланцетник. Подтип Черепные Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.Цель урока: изучить общие признаки хордовых животных.Задачи:1) сформиро...

Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».

Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....

ТИП ХОРДОВЫЕ (CHORDATA) ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (ACRANIA) ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (VERTEBRATA) ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ (CRANIATA)

ТИП ХОРДОВЫЕ (CHORDATA) ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (ACRANIA) ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (VERTEBRATA) ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ (CRANIATA)...

Геометрия, 7 класс Конспект урока "Первый признак равенства треугольника"

Геометрия, 7 класс Конспект урока  "Первый признак равенства треугольника"...