Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОНННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ»
    методическая разработка (биология, 7 класс) по теме

    Абанина Диана Петровна

    Данная методическая разработка урока поможет учителям биологии заинтересовать учащихся предметом, творчески разнообразит урок, научит школьников работать с различными источниками информации. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon разработка урока биологии с икт34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОНННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ»

    Абанина Диана Петровна, учитель биологии

    Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 19» города Братска

      Данный урок является одним из системы уроков, проводимых с применением ИКТ. Для его проведения необходимы компьютеры, медиатека, ресурсы Интернет. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет учителю применять информационный и иллюстративный материал, экономит время, развивает интерес учащихся к предмету, учит их коллективно и самостоятельно работать с источниками информации, логически мыслить, делать выводы, т.е. формирует ключевые компетенции.

    Класс 7

    Раздел программы: «Хордовые»

    Тема урока:  «Происхождение и многообразие Земноводных»

    Урок 40 минут

    Тип урока: освоение и закрепление нового материала

    Технология обучения: ИКТ

    Формы работы: индивидуальная, работа в группах

    Цель урока: дать представление о мире Земноводных.

    Задачи урока:

    1. Определить и сформулировать характерные признаки отрядов класса Земноводные, используя различные источники информации.
    2. Изучить роль земноводных в природе и жизни человека.
    3. Через работу в группах формировать чувства взаимопомощи, взаимоконтроля.

    Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация в программе Power Point, таблица «Земноводные», энциклопедия «Жизнь животных», Красная книга, иллюстрации животных, энциклопедия «Библиотека Кирилла и Мефодия», контрольные тесты.

    Оформление доски: на доске тема урока, иллюстрации, таблица, записан проблемный вопрос урока.

    Планируемые результаты: школьники узнают о происхождении, особенностях строения и жизнедеятельности, значении  земноводных, а главное, научатся работать с разными источниками информации, такими как энциклопедия, Красная книга, Интернет.

    Структура и ход урока

    Вводная часть. Учитель приветствует учащихся, сообщает тему и цель урока (2 минуты).

    Проверка домашнего задания: предлагается тест в двух вариантах, которые раздаются на столы каждому ученику.

    Постановка проблемы: учащимся предлагается назвать известных им земноводных. Каковы особенности строения, образ жизни земноводных в связи с условиями обитания? Как приспособлены эти животные к климатическим условиям планеты?

    В беседе выясняются ответы на вопросы. Далее следует демонстрация презентации: (слайд 1).

    Презентация

    Изучение нового материала: (20 минут).

    1. Происхождение земноводных (слайды 2-4).

    Учитель знакомит школьников с происхождением земноводных, демонстрирует слайды презентации.

        В беседе с учащимися решается проблема: как и почему земноводные  приспособились на Земле? Каковы особенности строения и образа жизни земноводных в связи с условиями обитания (слайд5).

    2. Современные земноводные.

    При изучении этого вопроса в процессе беседы обобщаются знания об особенностях строения современных земноводных, полученные на предыдущем уроке темы. Ребята пытаются сформулировать выводы с уточнениями учителя.

    Демонстрация слайдов 6-7.

    Характерные признаки современных земноводных.

    1. есть веки, кожа влажная, голая;
    2. два круга кровообращения, трёхкамерное сердце, головной мозг снабжается      артериальной кровью, а тело – смешанной кровью;
    3. дыхание легочное и кожное;
    4. есть барабанная перепонка, формируется среднее ухо;
    5. появляется пятипалая конечность;
    6. размножение и развитие связано с водой.

    Организация исследовательской работы в группах

    Для этого учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает задания для работы.

    Задание 1 группы

    1. В сети Интернет на сайте http://www.proanimal.ru, найдите информацию о древних земноводных, их происхождении, используя фрагмент ролика «Тайны природы. На волю из икринки».

    2. Охарактеризуйте особенности строения этих животных в связи со средой обитания.

    Задание 2 группы

    1. Найдите информацию на сайте http://www.zooeco.com «Мир животных» или в энциклопедии «Библиотека Кирилла и Мефодия» (CD-диск) о представителях отряда Бесхвостые, их приспособленности к среде обитания.

    2. Отметьте особенность их образа жизни в связи со средой обитания.

    Задание 3 группы

    1. Найдите информацию на сайте http://www.noevkov4eg.ru «Ноев-Ковчег» или в энциклопедии «Жизнь животных» о представителях отряда Хвостатые, приспособленности к условиям обитания.

    2. Сравните образ жизни и особенности строения этих животных в связи со средой обитания.

    Задание 4 группы

    1. В Красной книге найдите информацию о редких и исчезающих видах отряда Безногие.

    2. Как вы считаете, почему возникла проблема исчезновения видов земноводных на Земле.

    Учащиеся всех четырёх групп работают с разными источниками информации на бумажных и электронных носителях, найденные данные об отрядах заносятся в таблицу.

    Общая характеристика земноводных

    Отряд

    Характерные признаки

    Представители

    Значение

    Бесхвостые

    Хвостатые

    Безногие

    Выступления представителей групп учащихся  (15 мин).

    1. Представители групп знакомят с результатами своей работы, школьники заполняют графы таблицы, проверка по слайдам 9-12.

    2. Учащиеся пытаются сформулировать ответ на проблемный вопрос:

    Каковы особенности строения и образа жизни земноводных в связи с условиями обитания? Отмечают приспособленность этих животных к климатическим условиям.

    Закрепление знаний: работа по вопросам презентации (слайд 13).

    Рефлексия:

    Что мы узнали нового на уроке?

    С каким чувством вы уходите с урока?

    Изменили ли вы своё отношение к земноводным животным? Почему?

    Что человек может сделать, чтобы сохранить амфибий на Земле?

    Оцените свою работу на уроке.

    Подведение итогов  (5 минут).

    Учащиеся формулируют проблему, отмечают её значимость в современной жизни. Выставляются оценки.

    Домашнее задание: §24, стр. 115-120, термины, подготовить сообщение об экзотических представителях амфибий.

    Литература и ресурсы Интернет:

    В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, Москва, Дрофа, 2010год.

    Красная книга России, Москва, 2011 год.

    СD Энциклопедия Кирилла и Мефодия

    Энциклопедия Кирилла и Мефодия, Москва, 2010 год.

    Энциклопедия «Мир животных», Москва, 2011 год

    http://www.zooeco.com

    http://www.noevkov4eg.ru

    http://www.proanimal.ru

    Приложение 1.

                                             Тест для проверки знаний

    1 вариант

    1. Амфибии произошли от:

    а) древних кистеперых рыб
    б) древних земноводных

    2. Все амфибии дышат:

    а) только легкими
    б) легкими и кожей
    в) только кожей

    3. Сердце амфибий состоит:

    а) из предсердия и желудочка
    б) из двух предсердий и желудочка 
    в) из двух предсердий и двух желудочков

    4. В шейном отделе земноводных:

    а) 2 позвонка
    б) 4 позвонка
    в) 8 позвонков

    5. Скелет передней конечности состоит из:

    а) бедро, голень, стопа
    б) плечо, предплечье, стопа

    6. Скелет задней конечности состоит из:

    а) бедро, голень, стопа
    б) плечо, предплечье, стопа

    7. Каким образом расположены конечности лягушки:

    а) под туловищем
    б) сбоку под углом к туловищу

    2 вариант

    1. Имеется ли грудная клетка у лягушки:

    а) да; 
    б) нет

    2. Сколько отделов различают в каждой конечности лягушки:

    а) 2
    б) 3
    в) 4

    3. Кровеносная система состоит:

    а) из одного круга кровообращения
    б) из двух кругов кровообращения

    4. Пояс передних конечностей состоит из:

    а) лопатки, ключицы, вороньей кости
    б) плеча, предплечья, кисти
    в) бедра, голени, стопы

    5. Назовите вид оплодотворения, который характерен для ящерицы:

    а) внутреннее оплодотворение
    б) наружное оплодотворение

    6. Назовите тип развития характерный для рептилий

    а) прямое развитие
    б) непрямое развитие

    7. Чем покрыто снаружи яйцо ящерицы:

    а) толстая прозрачная студенистая оболочка
    б) скорлупа 
    в) кожистая оболочка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

    Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

    Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

    урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

    Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"

    Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...

    Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

     Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

    Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"

    Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"  к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...

    Методическая разработка урока биологии в 7 классе на тему: "Многообразие земноводных их значение и охрана»

      Личностные: Принятие социальной роли обучающегося.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстн...


     

    Комментарии

    Носова Марина Владимировна

    Интересная разработка