МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОНННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ»
методическая разработка (биология, 7 класс) по теме

Абанина Диана Петровна

Данная методическая разработка урока поможет учителям биологии заинтересовать учащихся предметом, творчески разнообразит урок, научит школьников работать с различными источниками информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока биологии с икт34.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОНННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ»

Абанина Диана Петровна, учитель биологии

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 19» города Братска

  Данный урок является одним из системы уроков, проводимых с применением ИКТ. Для его проведения необходимы компьютеры, медиатека, ресурсы Интернет. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет учителю применять информационный и иллюстративный материал, экономит время, развивает интерес учащихся к предмету, учит их коллективно и самостоятельно работать с источниками информации, логически мыслить, делать выводы, т.е. формирует ключевые компетенции.

Класс 7

Раздел программы: «Хордовые»

Тема урока:  «Происхождение и многообразие Земноводных»

Урок 40 минут

Тип урока: освоение и закрепление нового материала

Технология обучения: ИКТ

Формы работы: индивидуальная, работа в группах

Цель урока: дать представление о мире Земноводных.

Задачи урока:

  1. Определить и сформулировать характерные признаки отрядов класса Земноводные, используя различные источники информации.
  2. Изучить роль земноводных в природе и жизни человека.
  3. Через работу в группах формировать чувства взаимопомощи, взаимоконтроля.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация в программе Power Point, таблица «Земноводные», энциклопедия «Жизнь животных», Красная книга, иллюстрации животных, энциклопедия «Библиотека Кирилла и Мефодия», контрольные тесты.

Оформление доски: на доске тема урока, иллюстрации, таблица, записан проблемный вопрос урока.

Планируемые результаты: школьники узнают о происхождении, особенностях строения и жизнедеятельности, значении  земноводных, а главное, научатся работать с разными источниками информации, такими как энциклопедия, Красная книга, Интернет.

Структура и ход урока

Вводная часть. Учитель приветствует учащихся, сообщает тему и цель урока (2 минуты).

Проверка домашнего задания: предлагается тест в двух вариантах, которые раздаются на столы каждому ученику.

Постановка проблемы: учащимся предлагается назвать известных им земноводных. Каковы особенности строения, образ жизни земноводных в связи с условиями обитания? Как приспособлены эти животные к климатическим условиям планеты?

В беседе выясняются ответы на вопросы. Далее следует демонстрация презентации: (слайд 1).

Презентация

Изучение нового материала: (20 минут).

1. Происхождение земноводных (слайды 2-4).

Учитель знакомит школьников с происхождением земноводных, демонстрирует слайды презентации.

    В беседе с учащимися решается проблема: как и почему земноводные  приспособились на Земле? Каковы особенности строения и образа жизни земноводных в связи с условиями обитания (слайд5).

2. Современные земноводные.

При изучении этого вопроса в процессе беседы обобщаются знания об особенностях строения современных земноводных, полученные на предыдущем уроке темы. Ребята пытаются сформулировать выводы с уточнениями учителя.

Демонстрация слайдов 6-7.

Характерные признаки современных земноводных.

  1. есть веки, кожа влажная, голая;
  2. два круга кровообращения, трёхкамерное сердце, головной мозг снабжается      артериальной кровью, а тело – смешанной кровью;
  3. дыхание легочное и кожное;
  4. есть барабанная перепонка, формируется среднее ухо;
  5. появляется пятипалая конечность;
  6. размножение и развитие связано с водой.

Организация исследовательской работы в группах

Для этого учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает задания для работы.

Задание 1 группы

1. В сети Интернет на сайте http://www.proanimal.ru, найдите информацию о древних земноводных, их происхождении, используя фрагмент ролика «Тайны природы. На волю из икринки».

2. Охарактеризуйте особенности строения этих животных в связи со средой обитания.

Задание 2 группы

1. Найдите информацию на сайте http://www.zooeco.com «Мир животных» или в энциклопедии «Библиотека Кирилла и Мефодия» (CD-диск) о представителях отряда Бесхвостые, их приспособленности к среде обитания.

2. Отметьте особенность их образа жизни в связи со средой обитания.

Задание 3 группы

1. Найдите информацию на сайте http://www.noevkov4eg.ru «Ноев-Ковчег» или в энциклопедии «Жизнь животных» о представителях отряда Хвостатые, приспособленности к условиям обитания.

2. Сравните образ жизни и особенности строения этих животных в связи со средой обитания.

Задание 4 группы

1. В Красной книге найдите информацию о редких и исчезающих видах отряда Безногие.

2. Как вы считаете, почему возникла проблема исчезновения видов земноводных на Земле.

Учащиеся всех четырёх групп работают с разными источниками информации на бумажных и электронных носителях, найденные данные об отрядах заносятся в таблицу.

Общая характеристика земноводных

Отряд

Характерные признаки

Представители

Значение

Бесхвостые

Хвостатые

Безногие

Выступления представителей групп учащихся  (15 мин).

1. Представители групп знакомят с результатами своей работы, школьники заполняют графы таблицы, проверка по слайдам 9-12.

2. Учащиеся пытаются сформулировать ответ на проблемный вопрос:

Каковы особенности строения и образа жизни земноводных в связи с условиями обитания? Отмечают приспособленность этих животных к климатическим условиям.

Закрепление знаний: работа по вопросам презентации (слайд 13).

Рефлексия:

Что мы узнали нового на уроке?

С каким чувством вы уходите с урока?

Изменили ли вы своё отношение к земноводным животным? Почему?

Что человек может сделать, чтобы сохранить амфибий на Земле?

Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов  (5 минут).

Учащиеся формулируют проблему, отмечают её значимость в современной жизни. Выставляются оценки.

Домашнее задание: §24, стр. 115-120, термины, подготовить сообщение об экзотических представителях амфибий.

Литература и ресурсы Интернет:

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, Москва, Дрофа, 2010год.

Красная книга России, Москва, 2011 год.

СD Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Энциклопедия Кирилла и Мефодия, Москва, 2010 год.

Энциклопедия «Мир животных», Москва, 2011 год

http://www.zooeco.com

http://www.noevkov4eg.ru

http://www.proanimal.ru

Приложение 1.

                                         Тест для проверки знаний

1 вариант

1. Амфибии произошли от:

а) древних кистеперых рыб
б) древних земноводных

2. Все амфибии дышат:

а) только легкими
б) легкими и кожей
в) только кожей

3. Сердце амфибий состоит:

а) из предсердия и желудочка
б) из двух предсердий и желудочка 
в) из двух предсердий и двух желудочков

4. В шейном отделе земноводных:

а) 2 позвонка
б) 4 позвонка
в) 8 позвонков

5. Скелет передней конечности состоит из:

а) бедро, голень, стопа
б) плечо, предплечье, стопа

6. Скелет задней конечности состоит из:

а) бедро, голень, стопа
б) плечо, предплечье, стопа

7. Каким образом расположены конечности лягушки:

а) под туловищем
б) сбоку под углом к туловищу

2 вариант

1. Имеется ли грудная клетка у лягушки:

а) да; 
б) нет

2. Сколько отделов различают в каждой конечности лягушки:

а) 2
б) 3
в) 4

3. Кровеносная система состоит:

а) из одного круга кровообращения
б) из двух кругов кровообращения

4. Пояс передних конечностей состоит из:

а) лопатки, ключицы, вороньей кости
б) плеча, предплечья, кисти
в) бедра, голени, стопы

5. Назовите вид оплодотворения, который характерен для ящерицы:

а) внутреннее оплодотворение
б) наружное оплодотворение

6. Назовите тип развития характерный для рептилий

а) прямое развитие
б) непрямое развитие

7. Чем покрыто снаружи яйцо ящерицы:

а) толстая прозрачная студенистая оболочка
б) скорлупа 
в) кожистая оболочка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....

Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных"

Разработка урока биологии для 7 класса по теме «Размножение, развитие и происхождение земноводных. Годовой цикл жизни земноводных» может быть использована учителями, работающими по программе «Жи...

Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"

 Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"

Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"  к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...

Методическая разработка урока биологии в 7 классе на тему: "Многообразие земноводных их значение и охрана»

  Личностные: Принятие социальной роли обучающегося.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстн...


 

Комментарии

Носова Марина Владимировна

Интересная разработка