Главные вкладки

    Презентация "Моя Биосфера"
    презентация к уроку по биологии (11 класс) по теме

    Комарова Мария Дмитриевна

    Презентация к уроку биологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon moya_biosfera.ppt2.48 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Составила Комарова Мария Дмитриевна учитель биологии МБОУ «Михайловская РВ(с)ОШ»

    Слайд 2

    Биосфе́ра (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.

    Слайд 3

    Границы биосферы Термин "биосфера" (от греч. bios — жизнь, sphaira — пленка) был предложен австралийским ученым Э.Зюссом (1831 — 1914), который понимал под биосферой совокупность живых организмов Земли. Учение о биосфере разработано российским ученым, академиком В.И.Вернадским (1863 — 1945). В.И.Вернадский распространил понятие биосферы не только на живые организмы, но и на геологические оболочки, заселенные ими. В 1926 году вышла его книга "Биосфера", в которой он показал, что деятельность живых организмов изменяет геологические оболочки Земли и создает биосферу.

    Слайд 4

    Биосфера располагается на пересечении верхней части литосферы, нижней части атмосферы и занимает всю гидросферу. Верхняя граница (атмосфера): 15÷20 км. Нижняя граница (литосфера): 3,5÷7,5 км. Нижняя граница (гидросфера) : 10÷11 км. Атмосфера (от греч. ατμός — пар и σφαῖρα — сфера) — газовая оболочка небесного тела, удерживаемая около него гравитацией. Литосфера (от греч. λίθος — камень и σφαίρα — сфера) — твёрдая оболочка Земли. Гидросфера (от греч. Yδωρ — вода и σφαῖρα — шар) — совокупность всех водных запасов Земли.

    Слайд 5

    Границы биосферы К неживой природе относятся верхняя часть литосферы, гидросфера, нижняя часть атмосферы. Эти геологические оболочки связаны круговоротом веществ и потоками энергии, которые протекают в различных биогеоценозах. Биогеоценоз является элементарной структурной единицей биосферы, а сама биосфера представляет собой глобальную экологическую систему — экосферу .

    Слайд 6

    Вещества биосферы Все вещества биосферы подразделяются на четыре группы: живое вещество — совокупность живых организмов Земли; косное вещество — вещество неживой природы (песок, глина, гранит, базальт); биокосное вещество — результат взаимодействия живых организмов с неживой природой (вода, почва, ил); биогенное вещество — вещества, создаваемые в результате жизнедеятельности организмов (осадочные породы, каменный уголь, нефть).

    Слайд 7

    Совокупность живых организмов, населяющих нашу планету . Это главная сила, преобразующая поверхность планеты, основа формирования и существования самой биосферы. Во все геологические эпохи живое вещество, преобразуя и аккумулируя солнечную энергию, влияло на химический состав земной коры, было мощной геохимической силой, формирующей лик Земли. Количество живого вещества в биосфере (биомасса) - величина постоянная или мало изменяющаяся с течением времени. Во все геологические эпохи на Земле количество живого вещества было практически одинаковым. Ученый подчеркивал, что современное живое вещество генетически родственно живому веществу прошлых геологических эпох.

    Слайд 8

    энергетическая газовая геохимическая концентрационная деструктивная средообразующая транспортная историческая самовоспроизводящая

    Слайд 9

    Вещества биосферы, в создании которых живые организмы не участвуют . Это, например, газы, твердые частицы и водяные пары, выбрасываемые вулканами, гейзерами.

    Слайд 10

    Образовано живым веществом современной и прошлых геологических эпох (ископаемые остатки организмов, нефть, уголь, газы атмосферы, озерный ил - сапропель, осадочные породы, например, известняки);

    Слайд 11

    Создавалось одновременно и живыми организмами и косным веществом (например, почва, вода обитаемых водоемов, глинистые минералы).

    Слайд 12

    Работа с текстом учебника Задание: закончить предложения Энергетическая функция проявляется в …. Газовая функция живого вещества состоит в …. Концентрационная функция живого вещества проявляется в …. Окислительно-восстановительная функция живого вещества характеризуется ….

    Слайд 13

    Современный человек сформировался около 30 тыс. лет назад. С этого времени в эволюции биосферы стал действовать новый фактор – антропогенный. Первая созданная человеком культура – палеолит. Экономической основой жизни человеческого общества была охота на крупных животных. Интенсивное истребление крупных травоядных животных привело к быстрому сокращению их численности и исчезновению многих видов. В следующую эпоху (неолита) - все большее значение приобретает процесс производства пищи. Делаются первые попытки одомашнивания животных, разведения растений. Широко используется огонь. Рост населения, скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба. С течением времени биосфера становится всё более неустойчивой.

    Слайд 14

    Сейчас человек использует все большую часть территории планеты и все большие количества минеральных ресурсов. Человечество интенсивно потребляет живые и минеральные природные ресурсы. Такое вот использование окружающей среды имеет свои отрицательные последствия. В соответствии с плотностью населения меняется и степень воздействия человека на окружающую среду. При современном уровне развития человечества, деятельность общества очень сильно сказывается на биосфере.

    Слайд 15

    Загрязнение воздуха. Загрязненный воздух вреден для здоровья. Вредные газы, соединяясь с атмосферной влагой выпадают в виде кислых дождей, ухудшает качество почвы и снижают урожай. Основные причины загрязнения атмосферы – сжигание природного топлива и металлургическое производство. Загрязнение пресных вод. Масштабы использования водных ресурсов быстро увеличиваются. Постоянное увеличение водопотребления на планете ведет к опасности «водного голода», что обусловливает необходимость разработки мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов. Загрязнение Мирового океана. С речным стоком, а также от морского транспорта в моря поступают болезнетворные отходы, нефтепродукты, соли тяжелых металлов, ядовитые органические соединения, в том числе пестициды. Радиоактивное загрязнение биосферы. Проблема радиоактивного загрязнения возникла в 1945 г. после взрыва атомных бомб, сброшенных на города Хиросиму и Нагасаки. Испытания ядерного оружия, производимые до 1963 г. в атмосфере, вызывали глобальное радиоактивное загрязнение. При взрыве атомных бомб возникает очень сильное ионизирующее излучение, радиоактивные частицы рассеиваются на большие расстояния, заражая почву, водоемы, живые организмы. Также при ядерном взрыве образуется громадное количество мелкой пыли, которая держится в атмосфере и поглощает значительную часть солнечной радиации. Расчеты ученых различных стран мира показывают, что даже при ограниченном применении ядерного оружия образовавшаяся пыль будет задерживать большую часть солнечного излучения. Наступит длительное похолодание («ядерная зима»), которое неизбежно приведет к гибели всего живого.

    Слайд 16

    В наши дни проблема рационального использования природных ресурсов, охрана природы приобрела огромное значение. Общество принимает необходимые меры для охраны, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей среды человека. Для вредных веществ в атмосфере законодательно установлены предельно допустимые концентрации, не вызывающие у человека ощутимых последствий. С целью предотвращения загрязнения атмосферы разработаны мероприятия, обеспечивающие правильное сжигание топлива, установку на промышленных предприятиях очистных сооружений. Помимо строительства очистных сооружений ведутся поиски технологии, при которой образование отходов было бы сведено к минимуму. Этой же цели служат улучшение конструкции автомобилей, переход на другие виды топлива, при сжигании которого образуется меньше вредных веществ. Бытовые и промышленные сточные воды подвергаются механической, физико-химической и биологической обработке. Очистка сточных вод не решает всех проблем. Поэтому все больше предприятий переходит на новую технологию – замкнутый цикл, при котором очищенная вода вновь поступает в производство. Новые технологические процессы позволяют в десятки раз сократить расход воды. Сохранения животного и растительного мира способствует организации заповедников и заказников. Помимо охраны редких и исчезающих видов служат базой для одомашнивания диких животных, обладающих ценными хозяйственными свойствами. Заповедники служат также центрами по расселению животных, исчезнувших в данной местности, или целям обогащения местной фауны. В России хорошо прижилась североамериканская ондатра, дающая ценный мех. В суровых условиях Арктики успешно размножается овцебык, завезенный из Канады и Аляски. Восстановлена численность бобров, почти исчезнувших в нашей стране в начале века.

    Слайд 17

    Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы. Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Согласно Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного». Основные предпосылки возникновения ноосферы: расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами; развитие всепланетных систем связи, создание единой информационной системы; открытие таких новых источников энергии как атомная. всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

    Слайд 18

    Повторение 1.Термин «биосфера» предложил …. 2.Учение о биосфере разработал …. 3.Вещества биосферы В.И.Вернадский разделил на 4 группы - …. 4. Биокостное вещество - это 5. Функции живого вещества …. 6Почему В.И. Вернадский назвал современную биосферу – ноосферой?

    Слайд 19

    Э.Зюсс 2.Вернадский В.И. 3. Живое, костное, биокостное, биогенное 4.-это вещество, образующееся в результате совместной деятельности организмов и абиогенных процессов 5. Энергетическая, газовая, геохимическая, концентрационная, деструктивная, средообразующая, транспортная, историческая, самовоспроизводящая. 6. Потому что биосфера вступила в новый этап своего развития, предполагающий разумное регулирование отношений человека и природы Ответы для самопроверки.

    Слайд 20

    При составлении презентации были использованы : Ресурсы Интернета http:/www myshared.ru/slide/150420/ http:/www myshared.ru/slide/317240/ http:/www myshared.ru/slide/264106/ 2 .Т.Л. Богданова Биология. Задания и упражнения. М.: Высшая школа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок экологии 9 класс "Экологическое и технологическое влияние на биосферу"

    Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец. ...

    Урок в 11 классе "Химико-экологические проблемы биосферы"

    Урок в 11 классе на тему "Химико-экологические проблемы биосферы" по УМК Н.Е. Кузнецовой. Урок с использованием межпредметных связей и практической работой по группам....

    "Биосфера, её границы", презентация

    .O {color:black; font-size:149%;} a:link {color:#006600 !important;} a:active {color:#8DC6FF !important;} a:visited {color:#00A800 !important;} БИОСФЕРА (от био.....

    Программированный тест по теме Биосфера

    Содержит 23 вопроса: 22- с выбором одного ответа, 1- с выбором трёх....

    Урок Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. 10 класс

    Урок подготовлен для 10 класса. Цель: выяснить за счет каких механизмов биосфера поддерживает свою структуру и характер связей, определить роль человека в биосфере. В урок входит тестовая работа ...

    Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."

    Разработка урока "Общая характеристика биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере."...