урок по биологии "Органы цветковых растений. Корень"
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Головнина Татьяна Витальевна

Урок по УМК Н.И.Сонина .

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Конспект урока биологии для 6 класса по теме

                   « Органы цветковых растений. Корень»

         Т.В.Головнина ,учитель биологии  МКОУ «Новобурковская сош»

                              УМК «Биология.6 класс» Н.И. Сонина.

Цель урока: раскрыть понятие об особенностях  строения и функционирования корневых

систем.

Задачи:

Образовательные: 

  • создать условия для усвоения знаний о видах корней
  • Уметь распознавать главные, придаточные и боковые корни;
  • Уметь распознавать, сравнивать типы корневых систем.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования коммуникативных, информационных учебных умений

Развивающие: 

  • создать условия для формирования и развития умений сравнивать биологические объекты, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
  • применять на практике полученные теоретические знания, делать выводы и обобщения.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, живые комнатные растения, компьютер, видеопроектор, презентация.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная.

Ключевые понятия и слова: орган, корень, виды корней(боковые, прицепки, придаточные),типы корневых систем (стержневая, мочковатая),значение корня, видоизменения корней(корнеплоды и т.д.).

Структура урока:

1.Актуализация знаний.(терминологический диктант)

2.Проверка домашнего задания

3.Ход урока. Стадия вызова Постановка проблемного вопроса

4.Стадия осмысления

5.стадия рефлексии

6.Закрепеление  материала

7.Подведение итогов урока, дом.задание.

 1.Актуализация знаний.(терминологический диктант)

       Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит проделать огромную и интересную работу. Но сначала проведем терминологический диктант.(слайд1).

2.Проверка домашнего задания. Устный опрос.

 3.Ход урока. Стадия вызова.

   Учитель: Мы знаем, что клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов. Клетки, сходные по строению, размерам и функциям образуют ткани. Но у каждого многоклеточного организма есть и органы, в том числе и у растений. На Земле огромное разнообразие растений. В современном мире насчитывают около 350тыс.видов растений. И их органы отличаются друг от друга не только степенью сложности, но иногда и их отсутствием у некоторых растений.

Вопрос: Какие органы вы можете назвать у растений? (ответы учащихся)

Учитель: Правильно, в ходе эволюции растений на Земле постепенно, в ходе дифференциации усложнения организации появились стебли, листья, корни, цветки, плоды.

Вопрос: С помощью чего крепится растение?(ответы учащихся)

Значит, мы можем назвать тему нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Органы цветковых растений. Корень».(запись в тетрадь)

Учитель: Ребята ,вы сказали ,что корень-это главный орган растений.

Проблемный вопрос: А почему нет корней у водорослей? Как выживают они без корней?.

                На этот вопрос мы попытаемся ответить в конце урока.

Учитель: Давайте дадим определение, что такое орган?

    Орган-часть тела, выполняющая  определенные функции(запись в тетрадь)

Учитель: Все  органы делятся на вегетативные и генеративные (схема на слайде).

Учитель: Давайте запишем определение вегетативных  и репродуктивных органов.

Вегетативные органы- это те органы, которые выполняют все функции, кроме размножения и распространения.

  Генеративные органы выполняют функции размножения и распространения.

  • НО! Многие растения могут размножаться с помощью вегетативных органов: клубнями, корневыми, листовыми, стеблевыми черешками и др.

Учитель: Посмотрите на схему и дайте определение корня.

    Корень- это вегетативный корень.(запись в тетрадь)

Учитель: Как вы думаете, какие функции выполняет корень?

 А поможет вам определить функции корня стихотворение В.Жака

     Раздается стихотворение и дается время на самостоятельную работу с текстом

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок! (В.Жак)

Учитель: Итак, перечислите функции корня.

Учащиеся перечисляют функции, затем записывают в тетрадь.

Основные функции корня:

-закрепление растения в почве;

-поглощение из почвы неорганических веществ;

-дыхание;

-запасание веществ.

Учитель: Корни одного растения образуют корневую систему. У некоторых растений в такой системе выделяется главный корень, и система носит название- стержневая.(схема на слайде)

  Запись схемы в тетрадь.

                                          Корневая система

                        Стержневая                               мочковатая

            -главный корень                                        - главный корень недоразвит

            -боковые корни

Учитель: Рассмотрите в предложенных  вам гербариях растения с мочковатой и стержневой корневыми системами. Сравните с корневыми системами, которые принесли вы на урок.

Выполнение лабораторной работы:

                                                 

                                               


                                                Лабораторная работа

                                            «Строение корневых систем»

Цель: Определить типы корневых систем.

                                                   Ход работы

1.Рассмотрие корневые системы, принесенные вами на урок.

2.Как называются эти корневые системы, и от каких они растений?

3.Зарисуйте корневые системы. Подпишите их части.

Учитель: Теперь поработайте с текстом и рисунками учебника и выпишите разновидности корней и их функций.

  Составление схемы:

                                                  Корни

        

   корнеплоды    подпорки        прицепки        корнеклубни

                                               дыхательные

Учитель: Обратите внимание  у меня в руках морковь, свекла. Где у них корень?(ответы учащихся).

 Вопрос: А почему корнеплоды такие большие?

Ответ: в нем много питательных веществ.

Учитель: Молодцы! Посмотрите на слайд, там стоят три вопроса. Когда я готовилась к уроку, я вспомнила, что в нашей школе есть растение с дыхательными корнями. Подскажите мне, где оно находится и как называется?

Ответы: Правильно. Стоит в фойе. Это монстера.(физминутка)

Учитель: А теперь давайте ответим на наш вопрос, который был поставлен в начале урока:

                    Почему у водорослей нет корней? И как выживают они без корней?

Учитель: Правильно, вы на верном пути.

Ответ на вопрос: Одним из самых главных предназначений корней у растений является впитывание из более низких слоев почвы питательных веществ и воды. Именно поэтому корни некоторых растений ,особенно пустынных, достигают несколько метров! А водоросли итак находятся в среде с водой и растворенными в ней питательными веществами. Поэтому водорослям не нужны корни- они впитывают питательные вещества всей поверхностью тела.

Учитель: А теперь давайте составим синквейн по нашей теме и вложим в его составление, все то новое, что вы узнали на уроке.

Рефлексия: составление синквейна.

    (один из некоторых)

Корень

Необходимый, главный

Питает, держит, запасает

Корень-главный орган  растений.

Это жизнь.

Закрепление материала:

Объясните следующие  выражения:

-в корень смотреть

-пустить корни

-корень зла

-в корне неправильно

-подрубить под корень

Учитель: Молодцы, поработали сегодня очень продуктивно. Большое спасибо за работу. Запишите дом.задание.:с.38 учебника до слов (побег)

    На выбор:   - написать сочинение от имени корня

                         - составить кроссворд

                         -составить вопросы к тексту параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Органы цветковых растений. Корень

Методика данного учебного занятия основывается на технологии проблемного обучения и направлена на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебни...

Урок "Опыление у цветковых растений"

Урок построен на основе проблемной ситуации и активной работы учащихся по ее разрешению. Удачной на этом уроке будет работа с интерактивной доской....

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Урок биологии в 6 классе Тема "Органы цветкового растения.Корень"

Урок по теме "Органы цветкового растения. Корень" Автор учебника Н.И.Сонин. Урок разработан по ФГОС.  Указаны личностные, предметные и метапредметные результаты. В конспекте урока: содержание дея...

Органы цветкового растения. Корень.

Урок по биологии для 6 класс. Тема: "ОРганы цветкового растения.Корень"Тип урока: комбинированный. Лабораторная работа.Цель урока: Уметь выделять типы корневых систем и называть органы ...

Органы цветковых растений.Корень.

Учебник "Биология 6 класс" Н.И.Сонин...

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: "Органы цветковых растении. Корень."

В разработке представлены цели и задачи урока, сформулированы планируемы результаты, разработан каждый этап урока....