Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

 

Целью этой программы является — развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.

Задачи:

- раскрытие биосоциальной природы человека;

- определение места  человека в природе, топографии органов;

- раскрытие предмета и метода анатомии, физиологии и гигиены;

- ознакомление с разноуровневой организацией организма;

-рассматривание клеточного строения, ткани;

- рассматривание основных систем органов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_biologii_8_klass_-_pasechnik.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Константиновская средняя общеобразовательная школа

г. Домодедово

 

                                                      Утверждаю:

                                                     Директор

                                                                                        МАОУ Константиновская СОШ

                                                                                      _____________   Гыбина М.Ю.

                                                                                 «____»____________2013 г.

Рабочая программа по биологии

(базовый уровень)

8 класс

Составитель: Зайцева Людмила Станиславовна

учитель биологии второй категории

2013 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, и  авторской программы  В.В. Пасечника (М. Просвещение – 2009г.), взятой без изменений и   обеспечивается учебником  «Биология»  для  8  класса, авторы: В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Щвецова, М: Изд-во «Просвещение»,  2012 г.,  имеющий гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

          В 8 классе по учебному плану отводится 68  часов в год, 2 часа в неделю.

          Целью этой программы является — развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.

Задачи:

- раскрытие биосоциальной природы человека;

- определение места  человека в природе, топографии органов;

- раскрытие предмета и метода анатомии, физиологии и гигиены;

- ознакомление с разноуровневой организацией организма;

-рассматривание клеточного строения, ткани;

- рассматривание основных систем органов.

 Программа, учебный материал, изложенный в УМК, календарно-тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

      

Основные требования  к знаниям, умениям и навыкам  учащихся к концу 8 класса  

      Учащиеся должны знать:

- особенности строения и основные процессы жизнедеятельности клетки;

- особенности строения и функций тканей, органов, систем органов, их нервно-гуморальную регуляцию, черты сходства и различия в строении и функциях систем органов человека и млекопитающих;

- особенности организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением и социальным образом жизни;

- внутреннюю среду организма, иммунитет, терморегуляцию, обмен веществ и рациональное питание;

- приёмы искусственного дыхания, оказания первой помощи при различных травмах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях;

- причины и приёмы выявления плоскостопия и нарушения осанки;

- развитие человеческого организма;

- влияние физической нагрузки на организм;

- факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

- расположение основных органов в организме человека.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на таблицах органы и системы органов;

- находить связь между строением и функциями органов;

- соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания, гигиены;

- объяснять влияние физического труда и спорта на организм, вред курения и употребления алкоголя и наркотиков;

- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения;

- оказывать первую помощь при кровотечениях и травмах;

- составлять план параграфа, работать с текстом и рисунками учебника, готовить сообщения.

            Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки, СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний; профилактики заболеваний опорно-двигательной системы; оказания первой помощи при травмах, угарным газом и при спасении утопающего.

           Контроль знаний обучающихся будет осуществляться через проведение уроков повторения и закрепления знаний, выполнение  лабораторных практических работ по главам: «Человек как биологический вид», « Общий обзор организма человека», «Опора и движение», «Внутренняя среда организма», «Кровообращение и лимфообращение», «Дыхание», «Питание», «Обмен веществ и превращение энергии», «Выделение продуктов обмена», «Покровы тела человека»,  «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности », «Органы чувств. Анализаторы»,  « Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность», «Размножение и развитие человека», «Человек и окружающая среда»; контрольных работ по главам: «Человек как биологический вид», « Общий обзор организма человека», «Опора и движение», «Внутренняя среда организма», «Кровообращение и лимфообращение», «Дыхание», «Питание», «Обмен веществ и превращение энергии», «Выделение продуктов обмена», «Покровы тела человека»,  «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности », «Органы чувств. Анализаторы»,  « Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность», «Размножение и развитие человека», «Человек и окружающая среда».

Содержание программы

8  класс  (68 часов)

Биология

Введение. Человек как биологический вид (3 ч)

      Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

       Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.

       Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.

Глава 1. Общий обзор организма человека (3 ч)

      Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.

       Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

       

Глава 2. Опора и движение (7 ч)

      Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.

       Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.

       Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

     

Глава 3. Внутренняя среда организма (4 ч)

      Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

       Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.

       Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.

Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 ч)

      Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.

       Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.

       Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

       

Глава 5. Дыхание  (4 ч)

      Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.

       Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.

       Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.

       

Глава 6. Питание  (6 ч)

      Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.

       Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.

       Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

       

Глав 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)

      Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

       Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.

Глава 8. Выделение продуктов обмена  (2 ч)

      Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.

Глава 9. Покровы тела  (4 ч)

      Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.

       Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.

       

Глава 10. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма  (8 ч)

      Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.

       Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.

       Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)

      Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.

Глава 12. Психика и поведение человека (6 ч)

      Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

       Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.

       Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

       Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Глава 13. Размножение и развитие человека (4 ч)

      Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

       Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

       Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.

       

Глава 14. Человек и окружающая среда (4 ч)

      Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

       

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 «А» класса

(68 часов – 2 часа в неделю)

I четверть - 18 часов

Лабораторная работа –  3

Практическая работа –  3

Экскурсия – 0

Контрольная работа – 1 час

№ урока

Тема урока

Сроки

Скорректиро-ванные сроки

Введение. Человек как биологический вид.

1

Науки о человеке и их методы.

02.09-07.09

2

Биологическая природа человека. Расы человека.

02.09-07.09

3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. Обобщение знаний по теме: «Введение. Человек как биологический вид».

09.09-14.09

Глава 1. Общий обзор организма человека.

4

Строение организма человека.                          Лабораторная работа № 1 по теме: «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».

09.09-14.09

5

Строение организма человека.

16.09-21.09

6

Регуляция процессов жизнедеятельности. Обобщение знаний по теме: «Общий обзор организма человека».

16.09-21.09

Глава 2. Опорно-двигательная система

7

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей.

Лабораторная работа № 2 по теме: «Изучение микроскопического строения кости».

23.09-28.09

8

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.

23.09-28.09

9

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.

30.09-05.10

10

Строение и функции скелетных мышц.

30.09-05.10

11

Работа мышц и её регуляция.

Практическая  работа № 1 по теме: «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц».

Практическая работа № 2 по теме: «Значение активного отдыха для восстановления работоспособности мышц».

07.10-12.10

12

Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм.

Практическая работа № 3 по теме: « Выявление плоскостопия».

07.10-12.10

13

Контрольная работа № 1 по теме: «Общий обзор организма человека. Опора и движение».

14.10-19.10

Глава 3. Внутренняя среда организма.

14

Состав внутренней среды организма и её функции.

14.10-19.10

15

Состав крови. Постоянство внутренней среды.

21.10-26.10

16

Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови.

Лабораторная работа № 3 по теме: «Микроскопическое строение крови».

21.10-26.10

17

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация. Обобщение знаний по теме: «Внутренняя среда организма».

28.10-02.11

Глава 4. Кровообращение и лимфообращение.

18

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.

28.10-02.11

II четверть - 14 часов

Лабораторная работа – 0

Практическая работа –5

Экскурсия – 0

Контрольная работа – 2 часа

№ урока

Тема урока

Сроки

Скорректиро-ванные сроки

19

Сосудистая система. Лимфообращение.

Практическая работа № 4 по теме: Измерение кровяного давления».

Практическая работа № 5 по теме: « Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

11.11-16.11

20

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.

11.11-16.11

21

Контрольная работа № 2 по теме: « Внутренняя среда человека. Кровообращение и лимфообращение».

18.11-23.11

Глава 5. Дыхание.

22

Дыхание и его значение. Органы дыхания.

18.11-23.11

23

Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких.

Практическая работа № 6 по теме: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

25.11-30.11

24

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Практическая работа № 7 по теме: « Определение частоты дыхания».

25.11-30.11

25

Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация. Обобщение знаний по теме: «Дыхание».

02.12-07.12

Глава 6. Питание.

26

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

02.12-07.12

27

Пищеварение в ротовой полости глотка и пищевод.

Практическая работа № 8 по теме: « Изучение действия ферментов слюны на крахмал».

09.12-14.12

28

Пищеварение в желудке и кишечнике.

09.12-14.12

29

Всасывание питательных веществ в кровь.

16.12-21.12

30

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

16.12-21.12

31

Контрольная работа № 3 по теме: «Дыхание. Питание».

23.12-28.12

Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии.

32

Пластический и энергетический обмен.

23.12-28.12

III четверть – 20 часов

Лабораторная работа – 0

Практическая работа – 7

Экскурсия – 0

Контрольная работа – 2 часа

№ урока

Тема урока

Сроки

Скорректи-рованные сроки

33

Ферменты и их роль в организме человека.

13.01-18.01

34

Витамины и их роль в организме человека.

13.01-18.01

35

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. Обобщение знаний по теме: « Обмен веществ и превращение энергии».

20.01-25.01

Глава 8. Выделение продуктов обмена.

36

Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

20.01-25.01

37

Заболевания органов мочевыделения. Обобщение по теме: « Выделение продуктов обмена».

27.01-01.02

Глава 9. Покровы тела человека.

38

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.

Практическая работа № 9 по теме: « Рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти».

Практическая работа № 10 по теме: «Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки».

27.01-01.02

39

Болезни и травмы кожи.

03.02-08.02

40

Гигиена кожных покровов.

03.02-08.02

41

Контрольная работа № 4 по теме: « Обмен веществ и превращение энергии. Выделение продуктов обмена. Покровы тела человека».

10.02-15.02

Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

42

Железы внутренней секреции и их функции.

10.02-15.02

43

Работа эндокринной системы и её нарушения.

17.02-22.02

44

Строение нервной системы и её значение.

17.02-22.02

45

Спинной мозг.

24.02-01.03

46

Головной мозг.

Практическая работа № 11 по теме: « Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга».

24.02-01.03

47

Вегетативная нервная система.

Практическая работа № 12 по теме: « Штриховое раздражение кожи».

03.03-08.03

48

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.

03.03-08.03

49

Контрольная работа № 5: по теме: « Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности».

10.03-15.03

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы.

50

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.

Практическая работа №13 по теме: « Изучение строения зрительного анализатора».

10.03-15.03

51

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.

Практическая работа №14 по теме: «Изучение изменения размеров зрачка».

17.03-21.03

52

Слуховой анализатор.

Практическая работа № 15 по теме: « Изучение строения слухового анализатора».

17.03-21.03

IV четверть 16 часов

Лабораторная работа – 0

Практическая работа – 0

Экскурсия – 0

Контрольная работа – 2 часа

№ урока

Тема урока

Сроки

Скорректирова-нные сроки

53

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

31.03-05.04

54

Вкусовой и обонятельный анализатор. Боль. Обобщение знаний по теме: Органы чувств. Анализаторы».

31.03-05.04

Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность.

55

Высшая нервная деятельность. Рефлексы.

07.04-12.04

56

Память и обучение.

07.04-12.04

57

Врождённое и приобретённое поведение.

14.04-19.04

58

Сон и бодрствование.

14.04-19.04

59

Особенности высшей нервной деятельности человека.

21.04-26.04

60

Контрольная работа № 6 по теме: «Органы чувств. Анализаторы. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность».

21.04-26.04

Глава 13. Размножение и развитие человека.

61

Особенности размножения человека.

28.04-03.05

62

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

28.04-03.05

63

Беременность. Роды.

05.05-10.05

64

Рост и развитие ребёнка после рождения. Обобщение знаний по теме: «Размножение и развитие человека».

05.05-10.05

Глава 14. Человек и окружающая среда.

65

Социальная и природная среда человека.

12.05-17.05

66

Окружающая среда и здоровье человека.

12.05-17.05

67

Контрольная работа № 7 по теме: « Размножение и развитие человека. Человек и окружающая среда».

19.05-24.05

68

 Повторение, обобщение по курсу «Биология».

19.05-24.05

Итого- 68 часов

Экскурсия – 0

Лабораторная работа – 3

Практическая работа – 15

Контрольная работа – 7  часов

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 «Б» класса

(68 часов – 2 часа в неделю)

I четверть - 18 часов

Лабораторная работа –  3

Практическая работа –  3

Экскурсия – 0

Контрольная работа – 1 час

№ урока

Тема урока

Сроки

Скорректиро-ванные сроки

Введение. Человек как биологический вид.

1

Науки о человеке и их методы.

02.09-07.09

2

Биологическая природа человека. Расы человека.

02.09-07.09

3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. Обобщение знаний по теме: «Введение. Человек как биологический вид».

09.09-14.09

Глава 1. Общий обзор организма человека.

4

Строение организма человека.                          Лабораторная работа № 1 по теме: «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».

09.09-14.09

5

Строение организма человека.

16.09-21.09

6

Регуляция процессов жизнедеятельности. Обобщение знаний по теме: «Общий обзор организма человека».

16.09-21.09

Глава 2. Опорно-двигательная система

7

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей.

Лабораторная работа № 2 по теме: «Изучение микроскопического строения кости».

23.09-28.09

8

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы.

23.09-28.09

9

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.

30.09-05.10

10

Строение и функции скелетных мышц.

30.09-05.10

11

Работа мышц и её регуляция.

Практическая  работа № 1 по теме: «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц».

Практическая работа № 2 по теме: «Значение активного отдыха для восстановления работоспособности мышц».

07.10-12.10

12

Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм.

Практическая работа № 3 по теме: « Выявление плоскостопия».

07.10-12.10

13

Контрольная работа № 1 по теме: «Общий обзор организма человека. Опора и движение».

14.10-19.10

Глава 3. Внутренняя среда организма.

14

Состав внутренней среды организма и её функции.

14.10-19.10

15

Состав крови. Постоянство внутренней среды.

21.10-26.10

16

Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови.

Лабораторная работа № 3 по теме: «Микроскопическое строение крови».

21.10-26.10

17

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация. Обобщение знаний по теме: «Внутренняя среда организма».

28.10-02.11

Глава 4. Кровообращение и лимфообращение.

18

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.

28.10-02.11

II четверть - 14 часов

Лабораторная работа – 0

Практическая работа –5

Экскурсия – 0

Контрольная работа – 2 часа

№ урока

Тема урока

Сроки

Скорректиро-ванные сроки

19

Сосудистая система. Лимфообращение.

Практическая работа № 4 по теме: Измерение кровяного давления».

Практическая работа № 5 по теме: « Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

11.11-16.11

20

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.

11.11-16.11

21

Контрольная работа № 2 по теме: « Внутренняя среда человека. Кровообращение и лимфообращение».

18.11-23.11

Глава 5. Дыхание.

22

Дыхание и его значение. Органы дыхания.

18.11-23.11

23

Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких.

Практическая работа № 6 по теме: Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

25.11-30.11

24

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Практическая работа № 7 по теме: « Определение частоты дыхания».

25.11-30.11

25

Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация. Обобщение знаний по теме: «Дыхание».

02.12-07.12

Глава 6. Питание.

26

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

02.12-07.12

27

Пищеварение в ротовой полости глотка и пищевод.

Практическая работа № 8 по теме: « Изучение действия ферментов слюны на крахмал».

09.12-14.12

28

Пищеварение в желудке и кишечнике.

09.12-14.12

29

Всасывание питательных веществ в кровь.

16.12-21.12

30

Регуляция пищеварения. Гигиена питания.

16.12-21.12

31

Контрольная работа № 3 по теме: «Дыхание. Питание».

23.12-28.12

Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии.

32

Пластический и энергетический обмен.

23.12-28.12

III четверть – 20 часов

Лабораторная работа – 0

Практическая работа – 7

Экскурсия – 0

Контрольная работа – 2 часа

№ урока

Тема урока

Сроки

Скорректи-рованные сроки

33

Ферменты и их роль в организме человека.

13.01-18.01

34

Витамины и их роль в организме человека.

13.01-18.01

35

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ. Обобщение знаний по теме: « Обмен веществ и превращение энергии».

20.01-25.01

Глава 8. Выделение продуктов обмена.

36

Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

20.01-25.01

37

Заболевания органов мочевыделения. Обобщение по теме: « Выделение продуктов обмена».

27.01-01.02

Глава 9. Покровы тела человека.

38

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.

Практическая работа № 9 по теме: « Рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти».

Практическая работа № 10 по теме: «Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки».

27.01-01.02

39

Болезни и травмы кожи.

03.02-08.02

40

Гигиена кожных покровов.

03.02-08.02

41

Контрольная работа № 4 по теме: « Обмен веществ и превращение энергии. Выделение продуктов обмена. Покровы тела человека».

10.02-15.02

Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.

42

Железы внутренней секреции и их функции.

10.02-15.02

43

Работа эндокринной системы и её нарушения.

17.02-22.02

44

Строение нервной системы и её значение.

17.02-22.02

45

Спинной мозг.

24.02-01.03

46

Головной мозг.

Практическая работа № 11 по теме: « Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга».

24.02-01.03

47

Вегетативная нервная система.

Практическая работа № 12 по теме: « Штриховое раздражение кожи».

03.03-08.03

48

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.

03.03-08.03

49

Контрольная работа № 5: по теме: « Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности».

10.03-15.03

Глава 11. Органы чувств. Анализаторы.

50

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.

Практическая работа №13 по теме: « Изучение строения зрительного анализатора».

10.03-15.03

51

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.

Практическая работа №14 по теме: «Изучение изменения размеров зрачка».

17.03-21.03

52

Слуховой анализатор.

Практическая работа № 15 по теме: « Изучение строения слухового анализатора».

17.03-21.03

IV четверть 16 часов

Лабораторная работа – 0

Практическая работа – 0

Экскурсия – 0

Контрольная работа – 2 часа

№ урока

Тема урока

Сроки

Скорректирова-нные сроки

53

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.

31.03-05.04

54

Вкусовой и обонятельный анализатор. Боль. Обобщение знаний по теме: Органы чувств. Анализаторы».

31.03-05.04

Глава 12. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность.

55

Высшая нервная деятельность. Рефлексы.

07.04-12.04

56

Память и обучение.

07.04-12.04

57

Врождённое и приобретённое поведение.

14.04-19.04

58

Сон и бодрствование.

14.04-19.04

59

Особенности высшей нервной деятельности человека.

21.04-26.04

60

Контрольная работа № 6 по теме: «Органы чувств. Анализаторы. Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность».

21.04-26.04

Глава 13. Размножение и развитие человека.

61

Особенности размножения человека.

28.04-03.05

62

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

28.04-03.05

63

Беременность. Роды.

05.05-10.05

64

Рост и развитие ребёнка после рождения. Обобщение знаний по теме: «Размножение и развитие человека».

05.05-10.05

Глава 14. Человек и окружающая среда.

65

Социальная и природная среда человека.

12.05-17.05

66

Окружающая среда и здоровье человека.

12.05-17.05

67

Контрольная работа № 7 по теме: « Размножение и развитие человека. Человек и окружающая среда».

19.05-24.05

68

 Повторение, обобщение по курсу «Биология».

19.05-24.05

Итого- 68 часов

Экскурсия – 0

Лабораторная работа – 3

Практическая работа – 15

Контрольная работа – 7  часов

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Учебник  «Биология»  для  8  класса, авторы: В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов.  М: Изд-во «Просвещение»,  2012 г.
  2. Рабочая тетрадь по биологии. 8 класс. В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов. Изд: Просвещение, 2011 г.
  3. Биология 6 - 9 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. – М.: Дрофа, 2009.
  4. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях, 6-9 классы, М., «Глобус», 2008 г.
  5.  Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. Сост. М.В. Высоцкая, Волгоград, «Учитель»
  6.  З.В. Борзова, А.М. Дагаев Дидактические материалы по биологии. Методическое пособие.
  7.  Задания для подготовки к олимпиадам. Биология 6-11 классы. Л.М. Кудинова
  8.  Гигиена и здоровье. А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. Пособие для учащихся.
  9. Занимательная физиология. Б. Сергеев

Мультимедийная поддержка курса

      1. Образовательный комплекс (электронное учебное пособие).   Биология: Человек. 8 класс- Дрофа, 2007 г.

      2. Видеокассеты: Анатомия и физиология человека. 8 класс – 3 части

      3. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс   ( электронное учебное пособие).

Оборудование кабинета

       Используемое учебное и лабораторное оборудование, имеющееся в кабинете биологии (смотри паспорт кабинета) и рекомендовано министерством образования РФ.

Согласовано

протокол заседания методического

объединения учителей естественнонаучного цикла

№ 1 от «_____»______________2013 года  

Согласовано

зам. директора по УВР

_________________Семенова Н.В.

«______»_____________2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...