«Контроль и анализ работ, определяющих уровень сформированности у учащихся системного мышления»
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Молчанова Любовь Дмитриевна

При использовании системного подхода в обучении биологии обеспечивается, прежде всего, преемственностью, логической последовательностью и дифференциацией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мужевская средняя общеобразовательная школа

 им. Н.В.Архангельского»

МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В.Архангельского»

«Контроль и анализ работ, определяющих уровень

сформированности у учащихся системного мышления»

(из опыта работы)

 

Автор учитель биологии

Молчанова

Любовь Дмитриевна

с.Мужи, 2013

«Контроль и анализ работ, определяющих уровень

сформированности у учащихся системного мышления»

При использовании системного подхода в обучении биологии обеспечивается, прежде всего, преемственностью, логической последовательностью и дифференциацией.

Учащимся 7,8,9,10,11 классам (в 6 классах  педагог не преподает) были предложены схемы № 1 «Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма» и № 2 «Запас питательных веществ». К данным схемам учащиеся  должны были составить краткий план ответа. Данные задания были предложены учащимся с различным уровнем обучения: общеобразовательным, профильным и коррекционным.

До предложенных заданий было проведено ряд уроков, которые способствовали развить у детей системное мышление,  сделать обучение системным. Например, при изучении темы «Пищеварительная система» в разделе «Животные», учащиеся самостоятельно составляли схему: ротовая полость –глотка-пищевод-желудок-12-перстная кишка-тонкий кишечник-толстый-кишечник-прямая кишка. На основе опорных схем определяли усложнение или упрощение схемы, проводили сравнительный анализ и т.д.

Задачи решались на уровне доступном возрастной группе учащихся и уровне подготовки, на уроках раскрывались общебиологические понятия, которые являются фундаментальными для всего курса биологии. При использовании системного метода  формируется своеобразный «стержень», который выстраивает процесс обучения  в стройную систему, и учебный материал выстраивается таки образом «опираясь на пройденное», независимо от возрастной группы. Кроме того, проводились уроки с использованием тестовых технологий. Тестовые технологии позволили учащимся свободно формулировать понятия, которые несли в себе общеразвивающую нагрузку и могли использоваться в системе.

Системный подход в обучении  позволяет делать опору на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только  к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и более высоким результатам в обучении (по результатам итоговой аттестации выпускников школы сдача экзаменов в форме ЕГЭ по биологии за последние три года составляет качество в обучении 50%-100%).

При выполнении заданий  работы со схемами использовались разделы биологии: «Животные»; «Человек и его здоровье»; «Общая биология»;

Итоговая таблица

Общебиологические понятия или закономерности, которые ученик должен отразить в плане-ответе

Оценка выполнения заданий (+или-)

Классы по выбору учителя

7-8-е

9-й

10-11-е

Схема 1

  1. Признаки живой клетки.

+

(7а,б,8а,б – общеобр., 7в,8в –кор.кл)

+

(9а,б,в-общеобр.)

+

(10а,б,11а –профил.)

  1.  Одноклеточный организм –самостоятельной существо.

+

+

+

  1. Взаимосвязь клеток в многоклеточном организме.

+

+

+

  1. Клеточное строение –доказательство единства живой природы.

+

+

+

Схема 2

  1. Пища – источник энергии.

+

+

+

  1. Энергия необходимая для движения, роста, развития, работы органов.

+

+

+

  1. Процессы получения энергии, необходимой организму, происходят в каждой клетке.

+

+

+

  1. Рост организма происходит за счет деления клеток.

+

+

+

  1. Работа органов и организма в целом зависит от работы клеток.

+

+

+

        Использовались темы: «Клетка, ее строение и функции», «Свойства живых организмов», «Одноклеточные или простейшие», «Кишечнополостные - представители   многоклеточных организмов», «Размножение» (систематика животных), «Системы органов человека, их взаимосвязь и функции», «Обмен веществ и энергии», «Значение физических упражнений на организм человека», «Фотосинтез». «Энергетический и пластический обмен».

        С работой справились успешно 72% учащихся. Коррекционные классы справились на  47—50% (уровень нормы).

Системный подход, используемый в обучении, действительно является условием развивающего обучения. Данный подход в обучении повышает общую и качественную успеваемость по предмету, способствует развитию у школьника логического мышления, очень важного при итоговой аттестации в форме ЕГЭ (задание С).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, в условиях модернизации образовани...

Карта инновации "формирование у учащихся экологического мышления как инструмента системно-деятельностного подхода к здоровью человека в единстве с окружающей его средой."

Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. Анализ причин эколог...

Бланк: Анализ работы классного руководителя с учащимся состоящим на контроле

Анализ работы классного руководителя с учащимся состоящим на контроле. Бланк для заполнения и предоставлении сведений в отчетный период....

Анализ работы по профилактике правонарушений учащихся МБОУ СОШ №2 п.Добринка в 2016-2017 учебном году социального педагога Григоровой Е.В.

Анализ работы по профилактике правонарушений учащихся МБОУ СОШ №2 п.Добринка в 2016-2017 учебном году  социального педагога Григоровой  Е.В....

Практическая работа. Анализ факторов, определяющих климат Австралии. Влияние климата на расселение и хозяйственную деятельность страны. 7-класс. Страноведение.

Климат Австралии отличается в разных частях материка.Какие факторы определяют это различие?Как разные природные условия влияют на расселение и хозяйственную деятельность страны?Закрепление навыка анал...

Анализ работы школьного научного общества учащихся "Поиск" за 2018-2023 учебный год

Научное общество учащихся (НОУ) – добровольное объединение школьников, которое стремится к более глубокому изучению достижений в различных областях знаний, к развитию творческого мышления, интел...