Главные вкладки

    Урок биологии по теме "Плод. Разнообразие плодов.
    план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

    Цель:  Сформировать у учащихся знания о плоде, как о  важном  органе     цветкового растения; о его строении и значении; продолжить     экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки  работы  с натуральными объектами и наглядными пособиями;  сформировать умения по классификации   плодов и определении признаков приспособленности к    распространению семян

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plod.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов.

    Цель:  Сформировать у учащихся знания о плоде, как о  важном  органе     цветкового растения; о его строении и значении; продолжить     экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки  работы  с натуральными объектами и наглядными пособиями;  сформировать умения по классификации   плодов и определении признаков приспособленности к    распространению семян

    Тип урока: изучение нового материала.

    Методы:  объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

    Приёмы: объяснение, беседа,  работа с таблицами и  наглядным материалом,  решение проблемных ситуаций,  разгадывание кроссворда, работа со схемами.

    Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками –  «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту; листы самоконтроля  - «Строение цветка» - у каждого ученика.

    Ключевые слова и понятия: цветок,  плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.

    Ход урока.

    1. Организационный момент. Приветствие.

     Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем.

    1. Изучение нового материала.

     

    1.      Загадка:     Весной повис-                        

                           Всё лето кис,

                           А сладок  стал –                    

                           На землю пал.                        

                                                (Плод)                                            

    Как вы думаете, о чём идёт речь?

     

    2. Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос

    «На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»

    Запись вопроса на доске.

     3. Открываем тетради и записываем тему урока.

    Плоды. Разнообразие и значение плодов.

    4 .Решение проблемной ситуации:

    Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен.  Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения.

     Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.

    5. Беседа

    • На месте чего образуется плод?  (На месте цветка)

    .   Как же происходит образование плода?

    Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.

     6. По окончании работы  один ученик выходит к доске и рассказывает о строении цветка по таблице.

    Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием правильно, то на своих листах пишут  МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибку пишут повтори строение цветка.

    7. Запись определения плода в тетради.

    Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.\

    8. Рассказ о разнообразие плодов – демонстрация плодов кокоса, лотоса, чилима – разнообразие плодов по форме, размерам, окраске.

    9. Работа с индивидуальными папками (рисунки сухих и сочных плодов; односемянных и многосемянных) и с таблицами на доске – ученики самостоятельно составляют в тетради схему «Классификация плодов».

    КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ

                       СОЧНЫЕ                                                                СУХИЕ          

    Многосемянные      Односемянные                                      Многосемянные     Односемянные

      Ягода                          Костянка                                                 Коробочка              Зерновка

      Яблоко                                                                                         Боб                          Семянка

    Проверка самостоятельной работы и корректировка.

    Лаб. работа «Многообразие плодов»: 

     Выданы различные плоды. Обучающиеся должны определить к какому виду они относятся. ( Сделать описание согласно классификации и заполнить таблицу).

    Цель: научиться находить признаки сходства и различий плодов, делать описание согласно классификации.

    ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ 

    1. Работать за столом следует аккуратно.
    2. Не делать резких движений.
    3. Осторожно пользоваться режущим и колющим инструментами. Объект держать так, чтобы не порезаться и не уколоться.
    4. В случае пореза, обратиться к учителю.
    5. Запрещается исследовать раздаточный материал на вкус.
    6. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
    7. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

    ПЛАН РАБОТЫ 

    1. Внимательно прочитайте инструкцию по исследованию плодов.
    2. Прослушайте дополнительные пояснения учителя.
    3. Выполните лабораторную работу.
    4. Запишите результаты в бланке отчета.

    ИССЛЕДОВАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ 

    1. Внимательно прочитайте инструкцию по исследованию плодов.
    2. Рассмотрите предложенные вам плоды.
    3. Определите названия этих растений .
    4. Обратите внимание на размеры, цвет и форму плодов.
    5. Осторожно, не нарушая целостности плодов, потрогайте их пальцами.
    6. Аккуратно вскройте плоды и рассмотрите, что внутри.
    7. Определите, на какие группы можно разделить предложенные вам плоды (ориентируйтесь на пункты 4, 5 и 6).
    8. Сгруппируйте плоды в соответствии с выбранными вами признаками.
    9. Оформите отчет по лабораторной работе в таблице.
    10. Сделайте выводы, указав признаки сходства и различия представленных плодов.

    Название плода

    Тип плода

    Какие растения

    Имеют такой плод

    Сочный или сухой

    Односемянной или многосемянной

    10. Обобщение и корректировка  ответов  учащихся; запись вывода в тетрадь

    Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.

    Решение проблемной ситуации

    • Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским  растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

    11. Изучение способов  распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.

     

    • Под забором у края степей

    Сладко спал одинокий репей,

    Спал и видел прекрасные сны,

    Как он вцепится в заячью грудь

    И в далёкий отправится путь.

    Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

    • Летят пушинки чистые

    За луг, за сад, за лес…

    И к нам парашютистами

    Спускаются с небес.

                       (Одуванчик)

    Ветром – лёгкие, имеются крылышки.

    • На сучке -  арканчик

    Держит чемоданчик.

    Крышка открылась –

    Всё развалилось

                  (созревшие семена гороха)

    • Под кустами, у плетня,

    Не смолкает трескотня;

    Пуля слева, пуля справа…

    На кого идёт облава

                    (саморазбрасывание семян у акации)

    Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.

    • Плывёт утица,

    Ныряет, крутится,

    От родного берега

    Далеко очутится.

                    (Кокос)

    Водой – лёгкие, маленькая  плотность.

    • Выпускает он листы

    Широченной  широты.

    Держатся на стеблях крепких

    Сто плодов шершавых, цепких.

    Если их не обойдёшь –

    На себе их все найдёшь!

                      (Лопух)

     Человеком – крючки, липучки.

    Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.

    • «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)
    • «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб
    • «Конёк -  горбунок» - зерновка (П. Ершов)
    • «Золушка» - тыквина (Ш. Перо)
    • «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Родари).

    1. Подведение итогов:

    Рефлексия:

    IV. Д/З.: параграф Плод. Разнообразие. Распространение плодов; написать сказку с плодами в «главных ролях».

                     

    Resource id #3546

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок биологии в 6 классе "Плоды и семена"

    Познакомит учеников с плодами и строением семян, научит выполнять практические работы...

    презентация к уроку биологии "Плоды. Значение и разнообразие плодов".

    Презентация содержит информацию о разнообразии плодов....

    Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"

    Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год.  Урок по...

    Презентация к уроку биологии 6 класс "Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений"

    Биология 6 класс. Учебник Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева. "Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений"...

    Урок биологии. 6 класс. Распространение плодов и семян.

    Урок биологии. 6 класс. Распространение плодов и семян. Учебник: В.В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. ...

    Презентация к уроку биологии 6 класс. Распростанение плодов и семян.

    Презентация к уроку биологии 6 класс. Распростанение плодов и семян....

    Материалы открытого урока в 7 классе «Разнообразие плодов и семян»

    Урок биологии в 7 классе «Разнообразие плодов и семян» был построен как комбинированный с лабораторной работой. Основная задача урока связана с формированием умения у учеников различать су...