Календарно - тематическое планирование по биологии. 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме

Татьяна Геннадьевна Иванова

Календарно - тематическое планирование по биологии составлено к учебнику  Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом – школа»

Городской округ Орехово – Зуево

Московская область

Календарно - тематическое планирование

по биологии

8 КЛАСС (уровень – базовый)

                                                        Составитель:  Иванова Татьяна Геннадьевна

                                                                            учитель биологии, химии

Составлено на основе Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов В.В.Пасечника, В.В.Латюшина. В.М.Пакуловой (Сборник. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника /ав.-сост. .М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009. – 92 с. )

Календарно - тематическое планирование ориентировано на использование учебника Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева «Биология. Человек». М.: Дрофа, 2012 г. и предусматривает изучение биологии в объеме 70 часов (2 часа в неделю)

Дата

Тема урока

Домашнее

задание

Введение. Науки, изучающие организм человека (1 час)

1.

1.Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. Становление наук о человеке.

§ 1, 2

 Раздел 1. Происхождение человека (3 часа)

2.

1. Систематическое положение человека.

§ 3, стр. 14-17

3.

2. Историческое прошлое людей.

§ 4, стр. 18-21

4.

3. Расы человека.

§ 5, стр. 21-23

 Раздел 2. Строение и функции организма (57 часов)

Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час)

5.

1. Общий обзор организма человека.

§ 6, стр. 26-27

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани (5 часов)

6.

1.Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клеток

§ 7, стр. 27-30

7.

2. Жизненные процессы клетки

§ 7, стр. 30-33

8.

3. Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная ткань.

§ 8, стр. 33-37

9.

4.Строение и функции нейрона. Синапс.

Л.р.№1 «  Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей»

§ 8, стр. 37-39,

10

5. Обобщающий урок по теме «Клеточное строение организма. Ткани»

§§ 6-8

Тема 2.3. Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

11.

1.Рефлекторная регуляция

Л.р. №2 «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения»

Л.р. №3 «Коленный рефлекс и др.»

§ 9, стр. 40-43

Тема 2.4. Опорно-двигательная система (7 часов)

12.

1. Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Л.р. № 4 «Микроскопическое строение кости».

§ 10, стр. 46-49

13.

2. Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей.

§ 11, стр.50-55

14.

3. Соединение костей.

§ 12, стр. 56-62

15.

4. Строение мышц. Обзор мышц человека. Л.р. № 5 «Мышцы человеческого тела».

§ 13, стр. 62-68

16.

5. Работа скелетных мышц и их регуляция.

 Л.р .№ 6 «Утомление при статической и динамической работе»

§ 14, стр. 69-71

17.

6. Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Л.р. № 7 «Выявление нарушений осанки»

Л.р .№ 8 «Выявление плоскостопия»

§ 15, стр. 73-75

18.

7. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

 Л.р. № 9 «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях рук»

§ 16, стр. 76-79

Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа)

19.

1. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Л.р. № 10 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

§ 17, стр. 82-89

20.

2. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

§ 18, стр. 89-93

21.

3. Иммунология на службе здоровья.

§ 19, стр. 94-99

Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов)

22.

1. Транспортные системы организма.

§ 20, с.102-105

23.

2. Круги кровообращения.

Л.р. №11 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке»

Л.р.№12 «Изменение в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

§ 21, с. 105-110

24.

3. Строение и работа сердца.

§ 22, с. 110-114

25.

4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Л.р. №13 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Л.р. №14 «Опыты, выясняющие природу пульса»

§ 23, стр. 115-120

26.

5. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

 Л.р. № 15 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

§ 24, с. 121-125

27.

6. Первая помощь при кровотечениях.

§ 25, с. 125-129

Тема 2.7. Дыхание (4 часа)

28.

1. Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

§ 26, с. 132-139

29.

2. Лёгкие. Лёгочное и тканевое дыхание.

§ 27, с. 140-141

30.

3. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

§ 28, с. 142-146

31.

4.Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания, их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации.

Л.р. №16 «Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.  Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

§ 29, с. 147-153

Тема 2.8. Пищеварение (6 часов)

32.

1. Питание и пищеварение.

§ 30, с. 156-160

33.

2. Пищеварение в ротовой полости.

§ 31, с. 161-165

34.

3. Пищеварение в желудке и двенадцати перстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока.  Л.р. №17 «Действие слюны на крахмал»

§ 32, с. 166-169

35.

4. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит.

§ 33, с. 171-174

36.

5. Регуляция пищеварения.

§ 34, с. 174-177

37.

6. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

§ 35, с. 177-181  

Тема 2. 9. Обмен веществ и энергии (3 часа)

38.

1. Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

§ 36, с. 181-187

39.

2. Витамины.

§ 37, с. 188-192

40.

3. Энерготраты человека и пищевой рацион.

Л.р. №18 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

Л.р.№19 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат» 

§ 38, с. 193-195

Тема 2.10. Покровные органы. Терморегуляция (3 часа)

41.

1. Кожа – наружный покровный орган.

§ 39, с. 200-204

42.

2. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

§ 40, с. 204-208

43.

3. Терморегуляция организма. Закаливание.

§ 41, с. 209-212

Тема 2.11. Выделительная система (1 час)

44.

1. Выделение.

§ 42, с.213-217

Тема 2.12. Нервная система человека (5 часов)

45.

1. Значение нервной системы.

§ 43, с. 220-221

46.

2. Строение нервной системы. Спинной мозг.

§ 44, с. 222-227

47.

3. Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Л.р. №20 «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

§ 45, с. 227-231

48.

4. Функции переднего мозга.

§ 46, с. 231-234

49.

5. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

Л.р. №21 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи- тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении»

§ 47, с. 235-239

Тема 2.13. Анализаторы (5 часов)

50.

1. Анализаторы.

§ 48, с. 242-244

51.

2. Зрительный анализатор.

Л.р. №22 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

§ 49, с 244-248

52.

3. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

§ 50, с. 249-252

53.

4. Слуховой анализатор.

§ 51, с. 253-257

54.

5. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

§ 52, с. 258-263

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

55.

1. Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности.

§53, с. 266-272

56.

2.Врождённые и приобретённые программы поведения.

Л.р. №23 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа»

§ 54,с.273-278

57.

3. Сон и сновидения.

§ 55, с. 279-280

58.

4. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

§ 56, с.281-287

59.

5. Воля, эмоции, внимание.

Л.р. №24 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и активной работе с объектом»

§ 57, с. 288-293

Тема 2.15. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

60.

1. Роль эндокринной регуляции.

§ 58, с.298-301

61.

2. Функция желез внутренней секреции.

§ 59, с.302-305

 Раздел 3. Индивидуальное развитие организма (5 часов)

62.

1. Жизненные циклы. Размножение.

§ 60, с. 308-312

63.

2. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

§ 61, с. 312-317

64.

3. Наследственные и врождённые заболевания. Болезни передающиеся половым путём.

§ 62,

с. 317-319

65.

4. Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.

§ 63, 64,

с. 320-328

66.

5. Обобщение.

§ 60-64

 Резерв времени -4 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"

В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)

Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)

Количество часов: всего _105  часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...