Роль информационно-коммуникативных технологий в изучении биологии и работе классного руководителя
статья по биологии (5 класс) по теме

Зайцева Ольга Аркадьевна

Данная статья может быть полезна учителям-предметникам естественнонаучного цикла. Она ориентирована на Концепцию "Нашей новой школы" (2010г) и обосновывает целесообразность применения ИКТ на уроках биологии. В статье учитель делится свои опытом и достижениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_ped._chteniyam.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №151 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Роль информационно-коммуникативных технологий в изучении биологии и работе классного руководителя

Автор: классный руководитель 7 «б»

класса, учитель биологии  

Зайцева Ольга Аркадьевна

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 2011

Актуальность решаемой проблемы

Исходя из концепции «Нашей новой школы», утверждённой Д.А. Медведевым, можно сказать, что  «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире… Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем…»

        XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Выпускник современной школы должен уметь гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

        Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, в школе необходимо создать и уже создаются условия, способные обеспечить следующие возможности:

- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;

- совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;

 - широкого общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;

 - свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

Желание  как-то оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету привело учителей к использованию информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в своей деятельности.  

                        Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда.

        Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников.

                В соответствии с актуальностью исследуемой проблемы, можно сформулировать цель моего инновационного исследования – показать возможности использования мультимедийных технологий на уроках биологии и в осуществлении воспитательной деятельности классного руководителя.

Задачи исследования:

- повышение эффективности подачи материала;

- повышение интереса  учащихся к изучаемому предмету;

- развитие исследовательской деятельности и творческих способностей учащихся.

Содержание опыта

      Итак,  современная школа старается идти в ногу со временем, интегрироваться в мировую педагогику. Мой предмет очень динамичен с этой точки зрения. Кто же, как не учитель биологии, может рассказать про современные лекарственные препараты, достижения космической отрасли,  вред и пользу искусственной  пищи, генетически модифицированных продуктов, новейших методиках лечения рака? Трудно? Приходится постоянно быть в курсе новых достижений науки.  Где же достать всю эту информацию?

Постоянно слушать новости по телевизору, читать газеты…

        У современного учителя на это часто не хватает времени. А вот Интернет,в этом вопросе  действительно спасает. Как же загораются глаза учащихся, когда я рассказываю им про новый вирус или вакцину, ассоциирую тематику современных голливудских фильмов с уровнем развития науки и судьбой  нашей планеты!

Конечно, моя деятельность не была бы полноценной без использования Интернет-ресурсов: возникает тематический вопрос – можно найти ответ в Интернете, хочется показать своим ученикам яркую красочную презентацию – в помощь придут ресурсы Интернета, появляется необходимость узнать о последних достижениях науки и системы образования – для этого тоже есть ресурсы сети. Что и говорить – Интернет прочно вошёл в нашу жизнь. Пожалуй, сегодня любой специалист не может считать себя достаточно квалифицированным без использования информационных ресурсов.         И моя деятельность стала более успешной именно с тех пор, как в моём кабинете появились компьютер, проектор, экран,  Даже мой авторитет возрос в глазах учащихся, ведь появилась возможность проникнуть в самую глубину биологических процессов, доступно объяснять наиболее сложные темы: создавая собственные анимации, картинки, схемы, а также пользуясь презентациями коллег, я упрощаю восприятие таких, например, тем как «Биосинтез белка» или «Фотосинтез».  На соответствующих слайдах презентации хорошо видно, как происходит сборка белковых молекул в клетке с матрицы ДНК – то самое таинство трансляции наследственной информации. Также сложнейший механизм фотосинтеза можно представить при помощи анимированных слайдов и показать упрощённый ход реального процесса, происходящего в природе. Естественно, даже 5 лет назад, владея только доской и мелом, наглядными таблицами,  учителя биологии об этом не мечтали.

        Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. А в отношении постановки учебных задач вхождение в Интернет мало чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет? Он позволяет реализовать три сценария:

  • во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования разными пользователями. Например, при изучении тем «Селекция» в 9 классе мною было дано задание: найти сведения о современных методах селекции и успехах ученых по выведению новых пород животных и сортов растений. Учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много дополнительной очень интересной информации по данным вопросам.
  • во-вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение. При изучении в 11 классе темы « Генетическая и клеточная инженерия. Биотехнологии» мною было дано задание: найти сведения о последних разработках в области генной инженерии и отношению к вопросу клонирования различных ученых. На уроке при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что вопрос создания клона человека вызывает неоднозначные, а иногда взаимоисключающие точки зрения ученых. Тем более этот материал ценен потому, что его вообще нет в учебниках. В ходе обсуждения учащиеся высказали своё мнение и своё отношение к данной проблеме.
  • в-третьих может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, дайджест, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. В 9  классе при изучении темы «Вирусы» мною было дано задание: сделать дайджест по материалам о СПИДе. Собранный материал учащиеся оформили в виде презентаций.

                Мультимедийные презентации относятся к наиболее эффективным формам представления материала. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

        Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становится возможным благодаря свойствам интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом приспособлены для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.

        Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

        На этапе первичного закрепления и повторения это может быть организация ответов учащихся с использованием мультимедиа компонентов. Например, можно демонстрировать один за другим серию рисунков (изображения ядовитых или лекарственных растений) и просить учащихся давать им названия, а также рассказать о вредном или полезном воздействии этих растений. Учащиеся могут проверить себя посредством анимаций, дающих необходимые сведения об  обсуждаемых объектах. 

        При изучении анатомии человека может быть использован интерактивный атлас, содержащий сведения о строении различных систем органов, которые можно изучать в совокупности или отдельно друг от друга. При помощи специального указателя можно выделять отдельный орган и просить учащегося рассказать о нём.

        Я работаю в школе с углублённым изучением, казалось бы,  далёких от биологии предметов – экономики и истории. Наши дети обладают высокой степенью мотивации к учению, но в старших классах на все предметы у них, порой, ни времени, ни сил не остаётся.        Перед учителями, преподающими  так называемые непрофильные предметы, встаёт ряд довольно сложных задач: создать мотивацию к изучению дисциплины, привить любовь к предмету, связать науку с жизнью и выбранным профилем, а также способствовать гармоничному всестороннему развитию личности. И всё это необходимо реализовать при значительном уменьшении количества часов на непрофильные предметы. Поэтому я перестраиваю учебный процесс по данным предметам в том направлении, чтобы полученные в школе знания воспринимались учащимися как необходимое подспорье в будущей профессии, а также в любой жизненной ситуации и помогают мне в этом, главным образом, информационно-коммуникативные технологии. Например, даю задание к уроку: приготовить презентацию на тему «Роль знаний анатомии и физиологии человека в работе криминалиста», организую со старшеклассниками деловую игру, в процессе которой мы решаем судьбу предприятий-загрязнителей атмосферы, где каждый желающий может почувствовать себя в роли адвоката, прокурора или директора предприятия ( то есть примерить на себя будущие профессии).

                За 2 года использования ТСО сформирована приличная копилка мультимедийных презентаций к урокам, часть из которых создана самими учащимися.

        Создавая презентации для своих уроков, я люблю «закладывать» в их содержание небольшие физкультминутки  (упражнения для глазных мышц, улучшения мозгового кровообращения), музыкальные паузы для релаксации, что удовлетворяет потребности кинестетиков, аудиалов, визуалов. (пример на слайде презентации). Это также способствует реализации здоровьесберегающих технологий в процессе обучения, что важно в режиме дня школьника и учителя, особенно при работе с компьютером. 

        При организации кружковых занятий («Мир растений» для 5-7 классов, «Тайны генетики» для 10 классов), работе с одарёнными детьми, защищающими свои работы на конференциях НОУ,  я активно использую ресурсы сети, обучаю учащихся работе с электронными материалами, электронной почтой. Результаты своей работы мы оформляем в виде компьютерных презентаций, которые представляем на конференциях НОУ, отправляем по электронной почте для участия в различных экологических акциях , олимпиадах и конкурсах (участвуя в акции «Поможем реке», проводимой в октябре 2009 года, мы осуществляли рейд по очищению дворов Советского района от бытового мусора и отправили отчет о нашей работе с фотоматериалами в организацию «Зелёный парус», по окончании работы летнего профильного лагеря «Эрудит» с экологическим содержанием при школе №151 нами был также составлен фотоочет с презентацией о работе лагеря, при участии в конкурсе фантастических проектов и конкурсе социальной рекламы, ежегодно проводимыми в МОУ СОШ №151 результаты нашей работы также были оформлены в виде презентаций и видеороликов и представлены на школьных конкурсах).

        Существует также и ещё одна интересная сторона использования Интернет-ресурсов, которая может быть подспорьем в работе классного руководителя и учителя-предметника. Это использование так называемых социальных сайтов, на которых учащиеся общаются друг с другом, составляют о себе подробные анкеты, размещают свои фотографии. Например, не секрет, что на сайтах «Одноклассники» и «В контакте» подростки проводят львиную долю своего времени, находясь дома и даже в школе. По сути, это пустое времяпровождение, мешающее выполнению уроков, восприятию школьного материала, заменяющее живое общение. Так вот, находясь на данном сайте, учитель может контролировать время порой бесполезных занятий своих школьников, общаться с ними на различные темы, узнавать много нового об их досуге, интересах. Я сама, являясь классным руководителем 7 класса, создала на подобном сайте свою группу, куда привлекаю своих воспитанников, создаю форумы для обсуждения межличностных проблем подростков, форумы научного содержания, размещаю наиболее интересные  фотографии с наших  мероприятий и конкурсов. Таким образом, информация о  нашей  внеклассной ( в том числе и кружковой) деятельности, наших  достижениях и успехах становится доступной учащимся других школ, они проявляют интерес к этому вопросу, делятся своими впечатлениями.

         Однако следует помнить, что  психика подростков, да и взрослых людей, бывает неустойчива, поэтому мы должны оберегать нашу молодёжь от  вредоносных информационных ресурсов,  чрезмерного сетевого общения, использования ресурсов сети как средства приятного времяпровождения, а не самообразования. Сейчас достаточно актуален вопрос, нужен ли Интернет как неотъемлемая часть системы образования, разумно ли его использование в школах. Ответ очевиден – Интернет-технологии образования должны повышать роль учителя как координатора деятельности ученика: учитель занимается воспитанием, вводит ребёнка в информационную среду, прививает культуру поиска, самообразования. Здесь возникает лишь одна проблема – проблема информационного ликбеза педагогических кадров, которая должна решаться повсеместно.

Результативность внедрения инновации

        Реализуя воспитательную систему, в основу которой положены принципы здоровьесберегающих технологий и экологического воспитания, используя информационно-компьютерные технологии в учебной и внеурочной деятельности, я и мои учащиеся за последние 2 года добились следующих результатов.

  1. 3 место в школьном конкурсе социальной рекламы в 2008 году (создание видеороликов о здоровом образе жизни).
  2. Участие в школьном  конкурсе Фантастических проектов  с проектом по системе водоочистных сооружений и получения топлива из растительного сырья (3 место занял Карасёв А., ученик 6 «б» класса) в 2009 году;
  3. 2 место в районном конкурсе НОУ с работой о пищевых добавках в продуктах питания  (Лугинина Н. 11 «б» класс) в 2009 году.
  4. Проведение экологического рейда на территории жилых домов Советского района в рамках акции «Поможем реке». (2009 год).
  5. 1 место в школьном  конкурсе «Классный руководитель»  с созданием презентации и  постановкой визитки с экологическим содержанием;
  6. Участие в районном конкурсе «Классный руководитель-2010» (победа в номинации «Экология планеты»).
  7. 3 место в районном конкурсе НОУ с работой о влиянии спорта и вредных привычек на состояние  сердечно-сосудистой системы современных подростков (Варварская Д. 10 «а» класс) в 2010 году.
  8. 1 место в конкурсе  социальной рекламы  в 2010 году (создание видеороликов об экологических проблемах).
  9. Результаты ЕГЭ 2009-2010 учебного года по биологии выше результатов предыдущего года обучения.

                Подводя итог, следует сказать, что использование ИКТ в обучении обеспечивает повышение мотивации школьников к изучаемому предмету, интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса:

  1. многоаспектное развитие школьника;
  2. подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества;
  3. реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использовать. Отличительной чертой применения ИКТ в процессе об...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Роль информационно-коммуникативных технологий в современном образовательном процессе

Статья посвящена роли информационно- коммуникативных технологий в современном образовательном процессе и использованию их в практике учителя русского языка и литературы...

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

“Роль информационно-коммуникативных технологий в развитии интересов учащихся на уроках обществознания”

Мы живем в такую эпоху, когда человечество вступило в новую стадию своего развития - информационную эру. Сегодня наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Они широко, инт...

«Инновационные воспитательные технологии и их применение в работе классного руководителя»

Познакомить участников с одной из разновидностей форм арт-технологии - коллаж, применяемой для решения  воспитательных задач на основе гармонизации внутреннего мира школьника, развития его личнос...