Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
статья по биологии по теме

Шубина Светлана Григорьевна

Важное внимание в процессе развивающего обучения  нужно уделять выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, рисунками, схемами, таблицами. Приобретение этого умения связано с развитием  навыков логического мышления учащихся. Развитие школьников, получение ими  прочных знаний, а также умение использовать их в практической деятельности находится в прямой зависимости от  приобретения навыков учебного труда. Поэтому важно уметь рационально организовать учебную деятельность школьников, сделать её целенаправленной и продуктивной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.     (из обобщения  опыта)

Важное внимание в процессе развивающего обучения  нужно уделять выработке у школьников умения самостоятельно приобретать знания в процессе работы с учебником, рисунками, схемами, таблицами. Приобретение этого умения связано с развитием  навыков логического мышления учащихся. Развитие школьников, получение ими  прочных знаний, а также умение использовать их в практической деятельности находится в прямой зависимости от  приобретения навыков учебного труда. Поэтому важно уметь рационально организовать учебную деятельность школьников, сделать её целенаправленной и продуктивной.

Учебник - основной, хотя и не единственный, источник систематических знаний школьников. От  умения работать с учебником  в большой степени зависят прочность и осмысленность  усвоения знаний. Умение работать с учебником связано с овладением учениками логических операций, что достигается определёнными методическими  приемами и средствами.  

Для формирования  умения работать с книгой важную роль играют вопросы для самоконтроля. Они включают содержание только отдельных абзацев текста, наиболее сложных  для усвоения, или имеют обобщающий характер. Если тест учебника насыщен фактическим материалом, то учащимся предлагается обобщающие вопросы по содержанию всего параграфа  в целом. Такие вопросы помогают ученикам научиться вычленять главное в тексте. Вопросы  для самоконтроля  требуют проявления самостоятельности мышления, умения обобщать факты и на их основе делать выводы.

Развивающее обучение включает целенаправленные, методически продуманные лабораторные работы. Они позволяют учащимся осуществлять наблюдения  исследовательского характера за различными биологическими объектами  и процессами, провести анализ, сделать вывод или обобщение. Широкое  использование лабораторных работ в учебном процессе повышает качество развивающего обучения, способствует развитию познавательной активности учащихся.

Для активизации познавательной деятельности  учащихся на уроках применяются такие средства обучения как: аналитические, сравнительные и обобщающие текстовые таблицы, гербарные материалы, наборы коллекций, открытки, динамические таблицы и схемы-аппликации.

Повышение мыслительной активности учащихся  способствует использование сравнительных схем. Их построение дает возможность уточнить черты сходства и различия, что содействует развитию мыслительной деятельности учащихся – анализу и синтезу. С целью закрепления, уточнения и ликвидации пробелов в знаниях учащихся, для развития умений использовать знания на практике можно предложить смонтировать сравнительные схемы. Например, для закрепления знаний по морфологии клетки можно  дать задание составить сравнительную схему строения растительной и животной клеток.

Таблица 1

Органоиды

Растительная  клетка

Животная клетка

1 Ядро

2. Плазматическая  мембрана

3. Цитоплазма

5. Митохондрии

6. Рибосомы

7. Пластиды

8.Вакуоль

9.Эндоплазматическая сеть

10. Комплекс Гольджи

Большое   значение  в развитии учащихся имеет использование текстовых таблиц, позволяющих проанализировать изучаемые объекты и явления, определить характерные черты. В случае, когда необходимо коллективное заполнение теста таблицы непосредственно на уроке, её нужно заранее изобразить  на  доске. Затем, по ходу беседы, поочередно привлекать школьников к заполнению текста. Такая  работа позволяет не только выявить уровень знаний по определённому вопросу, но и, комментируя ответы, учить школьников анализировать, сравнивать и обобщать.      

В другом  случае , когда используются  текстовые таблицы как раздаточный материал для индивидуальной работы,  для этого текст заранее  печатается на отдельном листе бумаги.

Небольшие размеры указанных таблиц, а также проблемный характер поставленных в них вопросов требует  чётких и кратких ответов, основанных на умении находить главное в изучаемой теме. Использование на уроках текстовых таблиц, содержащих проблемные вопросы, содержащих  проблемные вопросы, способствует развитию умений знания,  

делать умозаключения.

Текстовые таблицы могут быть аналитические, сравнительные, обобщающие. Аналитические текстовые таблицы способствуют лучшему пониманию учащимися изучаемого объекта, помогают разобраться  в его особенностях, установить наиболее существенные стороны, обратить на них внимание и запомнить. Для систематизации результатов наблюдений в природе целесообразно использовать следующие таблицы:

Таблица 2

Приспособленность позвоночных животных  к образу жизни

Вид

                   Приспособления

к климатическим условиям

к характеру пищи

к добыванию пищи

Травяная лягушка

Прыткая ящерица

Деревенская ласточка

Дельфин -белобочка

Таблица 3

Приспособленность экологических групп птиц  к  местам обитания

Экологическая группа птиц

Виды

Образ жизни и приспособления  к месту обитания

Птицы леса

Птицы открытых пространств

Водоплавающие птицы

Птицы побережий, водоемов и болот

Сравнительные текстовые таблицы используются  почти во всех темах курса биологии. Они включают объекты, с которыми учащиеся уже знакомы, если это целесообразно для изучения текущего материала.

Таблица 4

Особенности внешнего строения пресмыкающихся и млекопитающих

Сравниваемый признак

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

Форма тела

Покровы тела

Отделы  тела

Расположение конечностей

 

Обобщающие таблицы можно заполнять в процессе изучения материала  всей темы. Они несут смысловую  и  дидактическую нагрузку в зависимости от поставленных целей обучения. Такие текстовые таблицы позволяют раскрыть логику обобщения.

Карточки-задания.

Они могут включать вопросы, требующие знания фактического  материала; задания, предполагающие применение ранее полученных знаний для решения конкретной задачи, т.е.способствующие установлению взаимосвязей  понятий курса; задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного.

В развивающем обучении  помогают  обобщающие уроки. Основная цель обобщающих уроков в курсе биологии сводится не только к углублению, обобщению и закреплению  знаний основных биологических закономерностей, но и развитию логических умений  анализировать, конкретизировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования. Обобщающее повторение  осуществляется после логически законченных  тем курса, так как  именно на обобщающих уроках завершается  формирование  и развитие основных понятий, которые служат базой для усвоения материала последующих тем. Перед проведением обобщающих уроков отдельные учащиеся получают задания для подготовки развернутых ответов по основным вопросам изученной темы.

Для развития учащихся, активизации их мыслительной деятельности, возбуждения интереса к уже известному материалу  большое значение имеет элемент нового. Именно на таких   уроках изученный материал  лучше систематизируется, запоминается и  осознаётся учащимися.

Пример обобщающего урока  в разделе «Биология. Растения». Обобщающий урок после изучения вегетативных органов растений (корня, листа, стебля) может быть построен на основе определения основных  функций стебля как органа, осуществляющего связь между всеми  другими  органами растения. Вначале  повторяются функции стебля, а затем обобщаются знания по основным из них. Так, в связи с одной из функций стебля выносить листья к свету  рассматриваются развитие побега из почки, рост стебля, образовательные ткани, формы стеблей как проявление приспособленности растений. Другая содержательная линия обобщения строится  исходя из проводящей функции стебля: рассматриваются поступление воды и минеральных веществ в растение, передвижение их по стеблю, образование крахмала в листьях, превращение органических веществ и  передвижение их по стеблю к местам потребления  и отложения. В связи с этим повторяется материал о корневых волосках, хлорофиллоносных клетках  листа, сосудах древесины и ситовидных клетках  луба, подземные стебли, запасающая ткань сердцевины, клубня, значение для растения отложения органических веществ. При раскрытии этого содержания акцентируется внимание учащихся на многосторонних взаимосвязях корня, листьев и стебля.

Рациональное сочетание приёмов и методов развивающего обучения способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся, практических умений и навыков  по изучаемой теме. Использование на уроках текстовых таблиц, содержащих проблемные вопросы, содержащих  проблемные вопросы, способствует развитию умений знания,  делать умозаключения.

Текстовые таблицы могут быть аналитические, сравнительные, обобщающие. Аналитические текстовые таблицы способствуют лучшему пониманию учащимися изучаемого объекта, помогают разобраться  в его особенностях, установить наиболее существенные стороны, обратить на них внимание и запомнить.

В развивающем обучении  помогают  обобщающие уроки. Основная цель обобщающих уроков в курсе биологии сводится не только к углублению, обобщению и закреплению  знаний основных биологических закономерностей, но и развитию логических умений  анализировать, конкретизировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования. Обобщающее повторение  осуществляется после логически законченных  тем курса, так как  именно на обобщающих уроках завершается  формирование  и развитие основных понятий, которые служат базой для усвоения материала последующих тем. Перед проведением обобщающих уроков отдельные учащиеся получают задания для подготовки развернутых ответов по основным вопросам изученной темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

В последнее время отмечается падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, формируют правильно...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием

стастья по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через задания с экологическим содержанием"...

Тема самообразрвания "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через использование дидактического ресурса личностно-ориентированного образования"

Анализ собственной педагогической деятельности, почти 20-летний опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителем в процессе реформ, внедрения инновац...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

В данной статье описаны основные принципы, методы активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? ...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...