Главные вкладки

    Разработка урока по биологии на тему:«Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве"
    план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

    «Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений »

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otdel_mokhovidnye._5.docx94.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока «Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений »6 класс

    Тип урока: комбинированный

    Цели урока:

    Образовательные:

    • показать черты усложнения  в организации мхов по сравнению с водорослями.
    • познакомить со средой обитания и распространения мхов.
    • раскрыть их роль в природе и хозяйственное значение.
    • познакомиться с видами мхов занесенных в  Красную книгу
    • познакомиться с многообразием мхов Краснодарского края.

    Развивающие:

    • продолжить формирование умений работать с различными источниками информации, анализировать полученную информации,
    • научить учащихся постановки цели предстоящей работы и формулировать выводы о проделанной работе,
    • Развивать мышление, монологическую и диалогическую речь,
    • Оценивать свои знания и умения.

    Воспитательные:

    • Формировать чувство патриотизма,
    • Формировать умения работать в парах и группах,
    •  Воспитывать ответственного отношения к учебному труду.

    Оборудование: ЭОР (компьютер, проектор), презентация.

    Средства обучения:

    • Гербарии мхов (сфагнум, кукушкин лён, плеурозий, птилиум).
    • Красная книга

    Методы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

    Структура урока:

    1. Организационный момент
    2.  Этап проверки домашнего задания
    3. Этап постановка темы и цели урока
    4. Этап изучения нового материала
    5. Этап обобщения знаний
    6. Этап постановки проблемы
    7. Этап домашнего задания
    8. Этап рефлексии

    Ход урока:

    1. Организационный момент, психологический настрой
    2. Этап проверки домашнего задания
    • Фронтальный опрос по теме «Многообразие пресноводных и морских водорослей»

    Выполнение теста по водорослям

     Тест

    1. К одноклеточным зеленым водорослям относится:

    А. улотрикс

    В. Спирогира

    С. хламидомонада

    2. К многоклеточным зеленым водорослям относится:

    А. улотрикс

    В. носток

    С. хламидомонада

    3. Водоросли относят к низшим растениям потому что у них нет:

    А. корней

    В. стеблей

    С. всего перечисленного

    4. Хроматофор в виде пояска у:

    А. улотрикс

    В. Спирогира

    С. хламидомонада

    5. Водоросль которая вызывает цветение воды в прудах:

    А. улотрикс

    В. Спирогира

    С. хламидомонада

    . К сине-зеленым водорослям относится:

    А. хлорелла

    В. хламидомонада

    С. носток

    7. Водоросли имеющие панцирь из кремнезема:

    А. сине-зеленые

    В. зеленые

    С. диатомовые

    8. Какой признак является видовым

    А. форма хроматофора

    В. наличие жгутиков

    С. место обитание

    9. Водоросль которую можно найти в обыкновенной луже:

    А. носток

    В. вольвокс

    С. хлорелла

    10. Колониальная одноклеточная водоросль:

    А. носток

    В. вольвокс

    С. Хлорелла

    Перекрестная проверка теста Ответ:  САСАСССАСВ

    3. Этап  постановки темы и цели урока

    • Фронтальный опрос

    Чем отличаются высшие растения от низших растений?

    Высшие растения отличаются от низших растений тем, что у высших растений  есть сформированные  органы  (корень, стебель, лист, цветок).

    Кто из высших растений является самым примитивным в своем строении?

    Самым примитивным растением из высших растений являются мхи, потому что у них есть сформированные органы стебель и лист, но нет корня.

    Так какая у нас сегодня тема урока?

    Тема нашего сегодняшнего урока  Отдел Моховидные.  Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печёночники и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.  .Слайд №1

    Какую цель мы сегодня будем преследовать?

    Цель нашей работы  дать общую характеристику мхов как высших споровых растений, изучение видового состава мхов .Слайд №2

    4. Этап изучения нового материала

    • Интерес к новому материалу вызываю несколько необычным для учащихся вступлением — чтением стихотворения В. Рождественского «Мох» (иногда это делает заранее подготовленный ученик).

    Меж клюквы и морошки

     Среди лесных болот

    На кочке мох без ножки

     Куда ни глянь — растет.

    Он снизу — беловатый,

    Повыше — зеленей.

    Коль нужно будет ваты,

    Нарви его скорей.

    На кустиках поляны,

        Подсушен в летний зной,

    Он партизанам раны 

    Лечил в глуши лесной.

    Прочитав стихотворение, я сообщаю ребятам, что в нем говорилось о торфяном мхе — сфагнуме, знакомлю с изображением этого растения Слайд №4,5. Рассказываю о том, что мох обладает многими интересными свойствами, в чем они сами смогут убедиться, если проведут небольшую практическую работу. Раздаю кусочки высохшего мха, предлагаю внимательно рассмотреть их, а потом положить в чашки с водой. После того как учащиеся заложили опыт, предлагаю им посмотреть на классную доску, на которой заранее было написано стихотворение. Перед школьниками вновь возникают уже знакомые строчки, но в каждом четверостишии они видят подчеркнутые словосочетания. Приступая к разбору содержания стихотворения, задаю вопрос: «Как вы считаете: выражения — «без ножки», «снизу беловатый», «лечил» и т. д. — это выдумка поэта, простой подбор слов для рифмы или эти строки имеют биологический смысл и научное объяснение?»

      Как правило, учащиеся не могут ответить на этот вопрос: им не хватает знаний. Возникает проблемная ситуация, способствующая активизации мыслительной деятельности ребят. Для решения проблемы предлагаю послушать мой рассказ, попытаться найти в нем ответы для объяснения смысла подчеркнутых слов.

    Рассказываю учащимся о строении сфагнума, обязательно подчеркиваю, что у мха нет корней («без ножки», как образно сказал об этом поэт), что нижние листья мертвые, и зеленый пигмент — хлорофилл — в них разрушен («снизу — беловатый»), чего нельзя сказать о верхних молодых листьях («повыше — зеленей»).

    После объяснения этой части учебного материала предлагаю шестиклассникам рассмотреть положенный в воду мох и сделать выводы. Учащиеся на основании результатов проделанной работы отмечают, что сухой мох, опущенный в воду, быстро впитывает в себя большое количество влаги и значительно увеличивается в весе. В целях закрепления учебного материала, изученного на этой части урока, учитель заключает, что мох обладает высокой степенью гигроскопичности («коль нужно будет ваты, нарви его скорей»).

    Общая характеристика мхов (рассказ с элементами беседы, необходимая информация записывается в виде краткого конспекта).

    Подцарство:         Высшие (споровые) растения.

    Отдел:                   Моховидные (20 000-25 000 видов).

    Представители:   Мхи.  Слайд №3.

    • Рассказ учителя о количестве видов мхов произрастающих в Краснодарском крае.
    • Фронтальная работа по гербарию мхов (сфагнум, кукушкин лён).
    • Выполнение Лабораторной  работа №14. «Изучение внешнего строения моховидных»

    Выданные  2  первых гербария  вам знакомы. Давайте назовем их и перечислим основные отличительные признаки каждого.

    Сфагнум – прямостоячий, мягкий стебель с пучковидно расположенными ветвями и однослойными листьями. Относиться к белым мхам. Произрастает густыми плотными скоплениями, образуя ковры на болотах. Слайд №10.

    Кукушкин лён – стебель густо покрыт темно зелеными листьями пластиночками. На поверхности гаметофита образуются спороносные колоски. Относится к зеленым мхам. Произрастает крупными подушкообразными дернинами. Слайд №11,7,8,9.

    Озвучивание выводов проделанной работы.

    • Индивидуальная работа по определению видов мхов.     

     «Зелёный мох – кукушкин лен», прошу обратить внимание на особенности строения мха, важнейшие жизненные свойства.

    Для закрепления изученного материала детям даются вопросы.

    1.На слайде «Зелёный мох кукушкин – лён» найти главные части мха.

    2. Рассмотрите верхушки растений, найдите женские и мужские растения (спорофит, гаметофит).

    3. Рассмотрите коробочку со спорами, вспомните ещё раз термин «спора» и каково значение спор в жизни растений? Слайд №11

    4. Цикл развития зеленого мха записываем в виде краткого конспекта.

    Слайд №12,13.

    • Фронтальное составление таблицы

    • Показ учащимся видов мхов Занесенных в Красную книгу.
    • Групповая работа по заполнению таблицы положительное и отрицательное значение мхов для природы и жизни человека.

    Слайд №14,15.

    Положительное значение

    Отрицательное значение

    • Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.
    • Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.
    • Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).
    • Мхи (сфагнум) используются в строительстве
    • Ухудшают продуктивность пахотных земель, вызывая их заболачивание.
    • Вытесняют на лугах ценные кормовые травы.

    5. Этап обобщения знаний

    Индивидуальное прогнозирование оценки знаний

    Спрогнозируйте, на какую отметку вы усвоили материал урока.

    (прогнозируют отметку «3», «4», «5»)

    Диалог вопрос – ответ

    1. Сколько видов мхов занесено в Красную книгу? (56 видов)

    2. Самые распространенные мхи в Краснодарском  крае? (сфагнум, кукушкин лён).

    3. Какое положительное значение имеют мхи?

    Заселяют бедные почвы и предохраняют их от эрозии.

    Являются накопителями влаги и регуляторами водного баланса прилегающих территорий.

    Торф – топливо, удобрение и ценное сырье для промышленности (картон, бумага).

    Мхи (сфагнум) используются в строительстве

        4. Как называются леса, в которых произрастает кукушкин лен?Леса - зеленомошники

    5. Почему мхи относятся к высшим растениям?У них есть сформированные органы стебель и лист, но нет корня.

    Какие отметки вы поставили бы себе за  изученный материал?(дети отвечают, аргументируя почему)

         6. Этап обобщения знаний. Обсуждение проблемных вопросов урока .

    Подведение итогов. (выставление оценок)

    7. Этап домашнего задания

    Записи в тетради.

         §38(с.139-142),

         отв. на в: с. 143.

         Приготовить дополнительный материал по теме

     «Мох – сфагнум» в виде презентации. Слайд №16

    8. Этап рефлексии Слайд №17.

    Ответы на вопросы:

    Понравился ли вам урок?

    Что вы узнали нового?

    Чем на уроке вам было интересно заниматься?

    Какие виды работ вы хотели бы проводить на последующих уроках?

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Энциклопедия растения М. «Дрофа», 2005

    Красная книга РФ, М. «Промиздат»,1994

    www/ briofita.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по биологии по теме "Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Общая характеристика".

    Данный урок помогает расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых,  выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразн...

    Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Высшие споровые растения. Мхи"

    Презентация к уроку биологии в 6 классе на тему "Высшие споровые растения. Мхи"...

    Конспект и презентация к уроку биологии в 6 классе. Мхи - высшие споровые растения.

    Разработка и презентация к уроку биологии в 6 классе по теме: Мхи - высшие споровые растения. Строение и значение....

    Презентация по биологии на тему "Отдел Моховидные" 6 класс

    Презентация разработана по теме "Отдел Моховидные" по учебнику Пономаревой И.Н....

    Интернет – урок по биологии в 7 классе Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».

    Тема «Класс Птицы. Общая характеристика. Среда обитания и внешнее строение».Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.Задачи:1.Обеспечить усвоение учащимис...

    Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

    Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...