Антропогенез
презентация к уроку по биологии (10 класс) по теме

Чирик Наталья Аркадьевна

Презентация для урока биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya1_antropogenez.ppt1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар на тему : «Проблемы происхождения человека»

Слайд 2

Две стороны проблемы происхождения человека: Установление общего происхождения человека и животных. 2. Вскрытие движущих сил антропогенеза.

Слайд 3

Движущие силы антропогенеза: Биологические: 1.наследственность 2.изменчивость Социальные: Трудовые Сознание операции Речь Общественный труд и образ жизни Воспитание и образование

Слайд 4

Экологическое сходство потребляют пищу, выделяют продукты физиологического обмена, защищаются от врагов и избегают других опасностей, участвуют в конкуренции за жизненные ресурсы, содействуют полезным для себя видам. Человечеству свойствен весь спектр экологических связей. В этом заключается основное экологическое сходство человечества с популяциями всех других биологических видов.

Слайд 5

Экологические отличия 1. Дисбаланс сил давления человечества на среду и ответного ее сопротивления 2. Человек не способен длительное время поддерживать свое существование вне духовной и материальной культуры, вне цивилизации, вне социума – человеческого общества. Человек – биосоциальный вид

Слайд 6

Использование орудий и энергии

Слайд 7

Орудия охоты и труда у человека Увеличение дистанции поражения цели вооруженным человеком 1 млн. лет назад современность будущее

Слайд 8

СИНАНТРОП С инантроп -такое название получил ископаемый человек, череп которого был найден в Ч. В 1930 г. здесь были найдены останки еще одного черепа. Кроме того, здесь же были обнаружены куски кремня, похожие на каменные орудия, и зола от костров

Слайд 9

СИНАНТРОП Наряду с увеличением массы тела и увеличением мозга у него продолжалась структурная перестройка мозга, в котором уже выпячиваются и увеличиваются зоны, связанные с восприятием зрительных образов, речью, осуществляющие контроль над действиями окружающих.

Слайд 10

СИНАНТРОП Именно этот наш предок научился пользоваться огнем и сохранять его. Правда, добывать огонь он не умел и пользовался готовым - от извержений вулканов или лесных пожаров. Костер помогал преодолеть холод, делал пищу более качественной. Люди использовали пламя не только для обороны от крупных хищников-конкурентов, но с его помощью могли отвоевывать у них удобные жилища - пещеры. Получивший огонь, человек прямоходящий стал меньше зависеть от изменений климата. И он смог уцелеть в начале оледенения.

Слайд 11

НЕАНДЕРТАЛЕЦ Объекты его охоты более никому не были доступны: мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь. Мелкий и хилый по сравнению с ними человек для такой охоты объединился в промысловые группы и придумал себе разные охотничьи подспорья и снасть (ямы, камни, копья, копьеметалки и пр.). Он очень умело организовывал свою групповую охоту, чему способствовали крупный мозг и начальные навыки речи. Он все лучше изготавливал оружие В отличие от человека умелого и от человека прямоходящего он стал из всеядного животного чистым мясоедом. Как уже отмечалось, его жертвы - мамонт, шерстистый носорог, южный слон, собственных хищников до этого не имели, пещерные медведи сами были крупными хищниками Чтобы изготовить одежду из звериной шкуры, нужно было сперва удалить прослойку жира с её внутренней стороны. Для этого шкуру растягивали, приколачивали к земле колышками и очищали её каменными скребками. Вероятно, шкуру высушивали над огнём, чтобы придать ей мягкость и гибкость. Затем проделывали дырки по краям шкуры заострённым каменным сверлом.

Слайд 12

КРОМАНЬОНЕЦ Неоантропы жили в эпоху так называемого верхнего палеотипа. Как и неандертальцы, они использовали для жилья не только пещеры. Из стволов деревьев, мамонтовых костей и шкур, и в Сибири даже из каменных плит они строили хижины. Орудия их становятся более совершенными, кроме камня при их выделке используются рог и кость. Человек современного типа рисовал на стенах пещер великолепные фрески, изображавшие промысловых животных: лошадей, мамонтов, бизонов (вероятно, для каких-то магических обрядов), украшал себя ожерельями, браслетами и кольцами из ракушек и мамонтовой кости; одомашнил первое животное - собаку.

Слайд 13

КРОМАНЬОНЕЦ Кроманьонцы за выделкой орудий. Каменные и костяные орудия позднего палеолита : / — роговой гарпун; 2 — костяные наконечники для дротиков; 3 и 4 — кремневые наконечники для дротиков; 6 — выпрямитель древков; 6 — 1 резец; 7 — скребок; 8 — сверло; 9 — скобель для игл; 10 и 11 — костяные иглы.

Слайд 14

КРОМАНЬОНЕЦ Кроманьонцы научились делать множество новых видов оружия. К своим копьям они привязывали острые наконечники из оленьего рога с направленными назад зубцами, чтобы копьё глубоко застревало в боку раненого животного. Для того чтобы метать копьё как можно дальше, они использовали специальные метательные устройства. Эти устройства изготовлялись из оленьего рога, а некоторые из них украшались разным узором. Эти кроманьонцы разрезали оленьи рога при помощи зубилообразного каменного орудия - резца. Кроманьонцы часто пришивали к своей одежде маленькие бусины из разноцветных камешков, чтобы выглядеть наряднее. Иногда для этих целей они использовали и ракушки с дырочками посередине . По-видимому, кроманьонцы и жившие в то время другие люди по развитию высшей нервной деятельности практически ничем не отличались от нас.

Слайд 15

Энергетика жизнеобеспечения человека Молния Вулкан Кремневый огонь Атомная энергетика

Слайд 16

Особенности пищевых и информационных связей человека 500 га 1 человек 100–200 человек 2–5 тыс. человек

Слайд 17

Информационные связи система сложных сигналов – слов и фраз , технические средства , благодаря которым дальность действия информационных сигналов в пределах Земли стала практически безграничной, а скорость их передачи практически мгновенной фиксирование информации (рисунки, письменность, магнитная и электронная память), накапливать ее (книги, архивы, музеи, фоно- и видеотеки, информационные банки) и передавать в пользование всем последующим поколениям

Слайд 18

Информационные связи Бурый медведь маркирует дерево пахучей меткой Информационные связи в природных популяциях обеспечивают передачу конкретных сигналов на ограниченную дистанцию в течение ограниченного времени. Исключения: пчёлы, осы, шмели, муравьи

Слайд 19

Экосоциальные связи Экосоциальные связи с окружающим миром - способность к взаимодействиям со средой обитания в форме согласованных общественных действий Большие коллективы людей: производственные научные образовательные военные жители городов и поселков население государств

Слайд 21

Агафья Лыкова

Слайд 22

Факторы антропогенеза: 1.Прямохождение. 2.Труд. 3.Открытие и использование огня. 4.Стадный образ жизни. 5.Возникновение речи. 6.Развитие высшей нервной деятельности. 7.Развитие альтруистических наклонностей.

Слайд 23

ВЫВОД Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. Биологическим факторам - наследственной изменчивости, естественному отбору на ранних этапах эволюции человека принадлежала ведущая роль. В дальнейшем главную роль играют социальные факторы - трудовая деятельность, развитое сознание и речь, общественный образ жизни. Только у первых современных людей ведущую роль в эволюции играли социальные факторы. Сходство человека и человекообразных обезьян, палеонтологические находки свидетельствуют о родстве человека и человекообразных обезьян, об их происхождении от общего предка.

Слайд 24

Будущее человечества – какое оно? Два главных процесса определяют историю развития экосоциальных связей человечества: – нарастающая эмансипация человека от среды обитания; – нарастающая его энерговооруженность , влекущая за собой беспрецедентное усиление давления одного вида на среду своего обитания, на биосферу Земли. Человечество развивается с ускорением. Появившись около 50 тыс. лет назад, человек разумный, образно говоря, мчится все стремительнее. Вопрос вопросов: как долго он сможет это делать?

Слайд 25

Современность Основные расы Формирование регулярных транспортных потоков повысило генетическую однородность человеческих популяций

Слайд 26

В настоящее время происходит смешение рас. Смешение рас – метисация – возникновение на границах ареалов представителей различных рас промежуточных типов, сглаживающих различия между расами.

Слайд 27

Исчезнут ли расы? Одно из важнейших условий формирования рас – изоляция. Хотя общественное мнение во многих странах не поддерживает межрасовые браки, почти нет сомнения, что смешение рас неизбежно, и рано или поздно приведет к образованию гибридной популяции людей.

Слайд 28

Вывод: Современный человек – биосоциальное существо, занимающее высокую ступень эволюционного развития, обладающее сознанием, речью, абстрактным мышлением и способное к общественному труду.

Слайд 29

Конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по биологии по теме: "Антропогенез"

Кроссворд содержит 9 общих вопросов по теме Антропогенез- представители рода человек, расы, атавизмы и рудименты, человекообразные обезьяны. Возможно использовать на этапе закрепления при изучении те...

Урок биологии в 9 классе по теме "Антропогенез"

Урок-лекция /имеется презентация/ с элементами диспута и поиска по теме «Антропогенез». Рассматриваются вопросы эволюции (биологической и социальной) австралопитеков, древнейших и древних людей, содер...

Антропогенез

В презентации указаны движущие силы эволюции человека, поэтапное развитие человека, причины,повлиявшие на изменения человека в течении биологической эволюции....

Антропогенез

Данная методическая разработка представляет собой полный урок по биологии, включающий в себя основные этапы урока: проверка домашнего задания, изучение нового, закрепления и развития знаний, уме...

Антропогенез.Основные расы человека.

Интегрированный урок по географии-биологии представлен в виде игры....

Разработка урока по теме "Происхождение человека. Факторы и этапы антропогенеза"

Урок расчитан на 2 академических часа. В качестве иллюстративного материала испольузуется презентация Microsoft Office PowerPoint....

тест по теме "Антропогенез"

тестовые задания по биологии  для обучающихся 11 классов   по теме "Антропогенез" к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечник В.В....