Дидактические материалы к зачету по теме: "Эволюция организмов"
методическая разработка по биологии (9 класс) по теме

Голубенко Татьяна Александровна

Материалы к зачету по теме:  "Эволюция организмов", 9 класс, биология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet_po_teme_evolyutsiya_organizmov.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Карточка 1

1.   Перечислите уровни организации живого.

2.  Перечислите критерии вида.

Термины:  орган, движущий отбор

_____________________________________________________________

Карточка 2

  1. Дивергенция.
  2.  В чем смысл искусственного отбора?

Термины:  наследственность, эволюция

____________________________________________________________

Карточка 3

  1. К.Линней, заслуги, плюсы и минусы его учения.
  2. Дать определение и привести примеры движущей форме естественного отбора

Термины:  идиоадаптация, ткань

Карточка 4

  1. Ч.Дарвин. Эволюционная теория, предпосылки возникновения.
  2. Дать определение вид.

Термины: популяция, автотрофы

_____________________________________________________________

Карточка 5

  1. Дать определение ароморфозу, привести примеры.
  2. Заслуги Аристотеля в накоплении биологических знаний.

Термины: биогеоценоз, гетеротрофы

Карточка 6

  1. Ж.Б. Ламарк, предпосылки возникновения теории, плюсы и минусы его учения.
  2. Охарактеризовать и привести примеры морфологической

приспособленности (приспособительная, покровительственная,, предостерегающая окраска).

Термины: биоценоз, изменчивость

Карточка 7

  1. Физиологические адаптации, дать определение и привести два примера.
  2. Как  происходит видообразование?

Термины: клетка, общая дегенерация

Карточка 8

         1.Конвергенция.

     2. Дать определение и привести примеры стабилизирующей формы     естественного отбора

Термины:   ткань, ароморфоз

Карточка 9

1.Назовите два основных пути в макроэволюции, дайте им определение.

2. Дать определение и привести примеры полового отбора.

Термины:   ткань, ароморфоз

        Карточка 10

  1. В чем суть общей дегенерации, привести примеры.

      2. заполните следующую таблицу, указав, в результате кой формы отбора произошли перечисленные ниже виды организмов

Примеры

Виды отбора

1. Дикий кролик.

2. Различные виды кроликов горностаевый, шиншилла, великан и др.)

 3. Клыки у собак.

4. Выносливость собак к морозу.

5. Привязанность собак к человеку.

 6. Чуткость обоняния у собаки.

7. Дикая лошадь Пржевальского.

8. Породы лошадей (тяжеловоз, рысак и др.)

 9. Чуткость органов слуха и обоняния у домашних лошадей.   .

 10. Копыта у лошадей.

11. Большая яйценоскость у домашних кур.

12. Размножение кур яйцами.

13. Половое размножение яблони.

14. Крупный размер и приятный вкус плодов культурной яблони.

 15. Покровительственная окраска зайца-беляка.

16. Порода кролика с чисто — белой шерстью.

___________________________________________________________________________________

Карточка 11

    1. Результаты эволюционной теории Ч. Дарвина, обосновать их, дать определения.

2.Еще сравнительно недавно (40-е годы) применение небольших доз
варфарина приводило через несколько дней к гибели всей обработанной   популяции крыс, то в настоящее время крысы пожирают варфарин без всякоговреда для себя. Как объяснить появление таких «суперкрыс»?

Карточка 12

1.Дать определение идиоадаптации, привести примеры.

2. Дать ответ на вопрос (в тех случаях, когда предлагается несколько ответов, выберите наиболее правильный  из них):

1.        Кетглуэл пришел к выводу, что темные бабочки встречаются в загрязненных районах чаще, чем светлые, потому что:

а)        в промышленных районах темные бабочки откладывают больше
яиц, чем светлые;

б)        темные бабочки более устойчивы к загрязнению;

в)        вследствие загрязнения некоторые бабочки становятся темнее дру
гих;

г)        в загрязненных районах темные бабочки скорее могут избежать на
падения хищников;

д)        птицы «считают» светлых бабочек вкуснее «темных».

2.        Какая птица достигнет большего эволюционного успеха?

а)        откладывает - 9 яиц, вылупляется — 8 птенцов, размножаются — 2;

б)        2 - 2 - 2;

в)        5 -5-3;

г)        9 - 9 - 4.

3.        Какие из перечисленных ниже объектов или признаков не способны
эволюционировать:

а)        мыши в нашем городе;

б)        окраска популяции бабочек;

в)        стадо овец;

       г)        бактерии, обитающие в толстом кишечнике.


Карточка 13

  1. Как  происходит видообразование?
  2. Рыбы - лещ, плотва, щука, окунь почти не изменились за 500 000 лет.
    Растение гинкго заметно не изменилось в течение 180 млн лет. Древними являются некоторые виды дубов, тополей, осин. Как вы объясните такую стабильность видов? Значит ли это, что внутри видов не происходит изменений?

__________________________________________________________

Карточка 14

  1. Физиологические адаптации, охарактеризовать  и показать взаимосвязь с морфологическими приспособлениями.
  2. Проставьте против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции: А — ароморфоз; И — идиоадаптация; Д — дегенерация.

 Возникновение хлорофилла.

 Возникновение фотосинтеза.

 Возникновение ползучего стебля у земляники.

 Возникновение полового процесса.

 Появление проводящей ткани.

 Появление цветка у покрытосеменных.

 Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).

 Появление плода у покрытосеменных.

 Появление семян у голосеменных.

 Появление лазящего стебля у винограда и плюща.

 Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика.

 Появление зацепок на плодах лопуха и череды.

 Утрата корней хлорофилла и листьев у повилики.

 Утрата тычинок и пестика в краевых цветках соцветия подсолнечника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к уроку по теме "Компьютерные сети" и "Моделирование"

Данные дидактические материалы(презентация, тесты) могут быть использованы на уроках информатики в 9 классе при изучении темы "Компьютерные сети" и "Моделирование"...

Материалы к зачету по теме "Синтаксис" 5 класс.

Зачет состоит из 2 блоков: 1-  теоретический, 2 - тест по теме "Синтаксис. Пунктуация"....

Зачет по теме: "Эволюция"

Материал для проведения зачета по теме: "Эволюция"...

Урок – зачет по теме «Приспособленность организмов и ее относительность». 9 класс

Урок - зачет по данной теме проходит в виде Креатив - боя. Это одно из направлений ТРИЗ технологий. Урок включает несколько этапов. Происходит предварительное деление участников зачета на группы. Посл...

Дидактический материал к зачету по теме "Морфология и орфография"

Данный материал представляет собой составленные билеты для проведения урока-зачета по теме "Морфология и орфография" в 11 классе. Каждый билет состоит из двух частей: теоретической и практической. Пре...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-ЗАЧЕТА НА ТЕМУ: "РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ"

Активные формы обучения:конкурсы, викторины, олимпиады - помогают в игровой форме привлечь внимание студентов к биологии, позволяют развивать любознательность, воспитывают интерес к познавательной дея...

Зачет по теме "Эволюция"

вопросы к зачету...