Главные вкладки

    Конспект урока "Особенности питания растений"
    план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме

    Конспект урока + презентация к уроку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon k_fotosintezu.ppt1.42 МБ
    Файл konspekt_uroka_biologii_v_6_klasse.docx23.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Особенности питания растений Разработала: учитель биологии МБОУ СОШ №12 г.Североморска, Гуликова Е.Н.

    Слайд 2

    Цель урока - сравнить типы питания растений

    Слайд 3

    Проблемные вопросы В каких питательных веществах нуждаются растения? Сколько способов питания существует у растений?

    Слайд 5

    Почвенное питание растений Исключи лишнее: стебель лист корень плод

    Слайд 6

    Зоны корня

    Слайд 7

    Воздушное питание растений Минута мысли Солнце Хлоропласты Синтез Автотрофы Растение Органические вещества

    Слайд 8

    Фотосинтез К.А.Тимирязев писал : «Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зелёных листьях растений »

    Слайд 9

    Строение листа

    Слайд 10

    Хлоропласт

    Слайд 12

    Биологические задачи 1.На поле растёт пшеница. Листья маленькие, бледно-зелёные. Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние растения? 2.Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день слаще. Почему?

    Слайд 13

    Рефлексия Сегодня на уроке я узнал (-а)… Мне было интересно узнать... Для меня самым трудным сегодня было… Я сегодня поняла, что…

    Слайд 14

    СПАСИБО ЗА УРОК!



    Предварительный просмотр:

    Конспект урока биологии в 6 классе

    «Особенности питания растений»

    Цель – сравнить типы питания растений.

    Задачи:

    1.Образовательные:

    - изучить сущность понятий «почвенное» и «воздушное» питание;

    - выявить условия протекания фотосинтеза;

    - показать планетарное значение фотосинтеза.

    2.Воспитательные:

    - формирование научного мировоззрения;

    - формирование бережного отношения к природе;

    - формирование экологической компетентности.

    3.Развивающие:

    - развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

    - развитие критического мышления;

    - развитие коммуникативной культуры;

    - развитие умения использовать раннее приобретённые знания для получения новых знаний.

    Тип урока – урок изучения нового материала.

    Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.

    Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, ЦОР, учебник, доска, рабочие листы.

    Ход урока

    1.Организационный момент

    Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность у уроку. Присаживайтесь.

    2.Домашнее задание

    Запишите, пожалуйста, в дневник домашнее задание.

    Выучить опорный конспект; по желанию – сделать информационную подборку: «Это интересно…»

    3.Проверка домашнего задания

    Итак, прежде чем переходить к новой теме, нам необходимо вытащить из тайников памяти кое-что ценное.

    Фронтальный опрос

    - Для чего необходимо питание всем живым организмам?

    - Закончите определение - питание – это процесс…

    - Назовите, на какие группы делятся организмы по типу питания?

    - Каких организмов называют автотрофами?

    - В чём заключается особенность гетеротрофного типа питания?

    - Как называется смешанный тип питания?

    Молодцы!

    4.Актуализация знаний

    Вступительное слово учителя

    - На предыдущем уроке мы познакомились с сущностью процесса питания, а сегодня мы изучим особенности питания растительного организма. Запишите тему урока в своих рабочих листах – «Особенности питания растений»

    5.Изучение нового материала

    1.Проблемные вопросы для учащихся

    Ребята, для начала, подумайте и постарайтесь ответить на проблемные вопросы:

    - В каких питательных веществах нуждаются растения?

    - Сколько способов питания существует у растений?

    Вы можете воспользоваться текстом учебника – стр.62.

    Выслушиваются мнения учащихся.

    Учитель формулирует вывод: у растений нет пищеварительной системы, питательные вещества образуются в клетках или проникают через клеточную мембрану. У растений существует два способа питания: воздушное и почвенное.

    Итак, способы питания растений мы с Вами выяснили, теперь необходимо с ними познакомиться подробнее и постараться сравнить их между собой.

    2. В рабочих листах записываем

    1.Почвенное питание растений

    Беседа с учащимися

    Ребята, что такое почва? (это верхний плодородный слой земли). Совершенно верно, плодородие - это главное свойство почвы. А как вы думаете, может ли человек каким-то образом влиять на плодородие почвы? Как его можно улучшить? (внесение удобрений, окучивание). Молодцы! А теперь, разберёмся с особенностями почвенного питания растений.

    Выполним следующее задание «Исключи лишнее»: на слайде указаны органы растений. Подумайте, какой орган участвует в почвенном питании растений, а какие будут лишними?

    (Стебель, лист, корень, плод

    Ответ: корень-орган почвенного питания растений.) Хорошо!

    «Корзина идей»

    Ребята, сейчас вы поработаете в парах.

    Вспомните, какие приспособления имеет корень для всасывания питательных веществ. Свои предполагаемые ответы, запишите в рабочий лист в пункт «корзина идей». Приступаем!

    Обсуждение ответов учащихся:

    - вещества поступают в растение в виде растворов, благодаря строению корня и его всасывающей функции;

    - наличие корневого чехлика (защищает зону деления, снижает трение о почву);

    - в зоне всасывания находятся корневые волоски, которые всасывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами;

    - вся всасывающая сила корневых волосков создаёт корневое давление, благодаря которому вода с минеральными солями поднимается вверх по сосудам

    Молодцы! Сформулируйте вывод, что же такое почвенное питание

    Вывод: почвенное питание связано с поглощением неорганических веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания.

    В рабочих листах записываем

    2.Воздушное питание растений

    Беседа с учащимися. Приём «Минута мысли»

    Ребята, у воздушного питания есть синоним. Этот синоним вы сейчас постараетесь назвать мне сами. Для этого я предлагаю вам минуту мысли. У вас в рабочих листах указаны термины (найдите их): солнце, хлоропласты, растение, автотрофы, синтез, органические вещества. Подумайте, как иначе можно назвать воздушное питание растений.

    Ответы учащихся: фотосинтез.

    Совершенно верно! Фотосинтез - это уникальный процесс. Внимательно посмотрите на это определение. Какие главные части в нём можно выделить (фото- свет и синтез – образование….молодцы! а что же образуется в ходе фотосинтеза мы выясним с вами немного позже)

    Приём «Высказывания великих»

    Послушайте, что говорил о фотосинтезе учёный Климент Тимирязев

    «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха…, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно, - он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастичным человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растения».

    Ребята, какую мысль до нас пытался донести Климент Тимирязев?

    (огромная роль  растений в природе и жизни человека; уникальность фотосинтеза)

    Беседа с учащимися

    А теперь давайте подумаем, какой орган из указанных нас лайде бужет участвовать в воздушном питании растения? (ответ- лист).  Верно. В фотосинтезе непосредственное участие принимают лишь клетки основной ткани (столбчатые или палисадные), среди которых располагается особый органоид – хлоропласт. А какое вещество, придающее растению зелёную окраску входит в состав хлоропластов? (хлорофиллы). Молодцы!

    И вот мы с вами переходим к очень важному моменту нашего урока- протекание процесса фотосинтеза.

    Рассказ учителя

    Фабрики по приготовлению пищи растений находятся в листьях.

    Солнечный свет, несущий энергию, через прозрачные бесцветные клетки кожицы проникает в более глубокие слои зелёного листа, а именно в клетки основной ткани. В хлоропластах, содержащих хлорофилл происходит химическая реакция с использованием поглощённой солнечной энергии. Углекислый газ из воздуха проникает в листья через крошечные отверстия (вспомните как они называются? – устьица). По сосудам поступает полученная корневыми волосками из почвы вода. Подается она от корня к листьям благодаря корневому давлению. И только при таких условиях растения, могут приготовить себе своеобразную пищу. Как вы думаете какую? (органическое вещество – глюкоза - разновидность сахара. Которая позже превращается в крахмал. Кислород выделяется в ходе фотосинтеза только как побочный продукт!

    Ребята, а сейчас прочитайте  в рабочих листах текст «Фотосинтез» и выделите карандашом условия протекания этого сложного процесса. Работаем!

    Ответы учащихся: главные условия фотосинтеза- свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.

    Хорошо!

    Таким образом, аналогично, как мы с вами формулировали вывод о почвенном питании растений, письменно в рабочих листах сформулируйте вывод по воздушному питанию растений. Приступаем к работе!

    Вывод: воздушное питание растений связано с образование органических веществ их неорганических при помощи энергии света.

    Рассказ учителя

    Необходимо сказать учащимся о космической (планетарной роль фотосинтеза).

    В ходе фотосинтеза, растения выделяют огромное количество кислорода. Для какого процесса он необходим (дыхание, горение). Растения также поглощают углекислый газ, что препятствует повышению его концентрации в атмосфере.

    6.Закрепление

    1. Ребята, у вас в рабочих листах имеются схемы по воздушном и почвенному питанию растений. Работаем индивидуально- ваша задача – заполнить пропуски в этих схемах. Приступаем к выполнению задания.

    Слайд на экране – озвучиваются правильные ответы.

    Тип питания – почвенное                       Тип питания – воздушное

    Орган – корень                                        Орган – лист

    Ткань – всасывающая                             Ткань – основная

    Клетки- корневые волоски                      Клетки- столбчатые (палисадные)

                                                                       Структуры  - Хлоропласты

    Вещества – неорганические                   Вещества – органические

    7.Обобщение и систематизация знаний

    Решение биологических задач. Ребята, на слайде представлены биологические задачи. Постарайтесь их решить.

    1.На поле растёт пшеница. Листья маленькие, бледно-зелёные. Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние растения?

    2.Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день слаще. Почему?

    8.Подведение итогов урока

    Итак, ребята, а теперь давайте проведём рефлексию (осмысление) нашего урока. На слайде выведены предложения, закончите их.

    1.Сегодня на уроке я узнал (-а)

    2.Мне было интересно узнать…

    3.Для меня самым трудным сегодня было…

    4.Я сегодня поняла, что…

    Выставление оценок. Всем спасибо за работу на уроке! До свиданья!

    Приложение

    Рабочий лист

    Тема   урока –

    Проблемные вопросы: - В каких питательных веществах нуждаются растения?

    - Сколько способов питания существует у растений?

    Вы можете воспользоваться текстом учебника – стр.62.

    Вывод: у растений нет пищеварительной системы, питательные вещества образуются в клетках или проникают через клеточную мембрану. У растений существует два способа питания: воздушное и почвенное.

    1.

    «Корзина идей» (работа в парах)

    Вывод: почвенное питание связано с поглощением неорганических веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания.

    2.

    «Минута мысли»

    Прочитайте указанные термины, подумайте, какой синоним имеется у понятия «воздушное питание растений».

    Солнце, хлоропласты, растение, автотрофы, синтез, органические вещества……………

    3. Прочитайте текст и подчеркните условия протекания фотосинтеза.

    Фотосинтез

    Солнечный свет, несущий энергию, через прозрачные бесцветные клетки кожицы проникает в более глубокие слои зелёного листа, а именно в клетки основной ткани. В хлоропластах, содержащих хлорофилл происходит химическая реакция с использованием поглощённой солнечной энергии. Углекислый газ из воздуха проникает в листья через крошечные отверстия (вспомните как они называются? – устьица). По сосудам поступает полученная корневыми волосками из почвы вода. Подается она от корня к листьям благодаря корневому давлению. И только при таких условиях растения, могут приготовить себе своеобразную пищу. Как вы думаете какую? (органическое вещество – глюкоза - разновидность сахара. Которая позже превращается в крахмал. Кислород выделяется в ходе фотосинтеза только как побочный продукт!

    Вывод: воздушное питание растений связано с образование органических веществ их неорганических при помощи энергии света.

    4.Сравните типы питания растений. Заполните пропуски схеме.

    Тип питания – ……………                    Тип питания – ……………………..

    Орган –………...                                     Орган – …………………………….

    Ткань –……………….                           Ткань – ……………………………..

    Клетки- ……………………..                 Клетки- …………………………….

                                                                      Структуры  - ………………………..

    Вещества – ……………….                   Вещества – ………………………….


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Минеральное питание растений

    В презентации разъясняется механизм процесса, даётся классификация элементов питания растений, наглядно показываются признаки недостатка отдельных элементов питания....

    Воздушное питание растений.

    Биология. 6 класс. Тема: Воздушное питание растений. Презентация. С помощью виртуальной лаборатории доказывается, что растения на свету выделяют кмслород и образуют органические вещества....

    Почвенное питание растений.

    Методическая разработка урока биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина выполнена в технологии развития критического мышления....

    урок в 6 классе "Минеральное питание растений"

    урок по УМК В.В.Пасечника "Минеральное питание растений". представлен подробный конспект урока, презентация к уроку, включен региональный компонент....

    Конспект урока по теме: "Воздушное (углеродное) питание растений" ФГОС

    Конспект урока, занявший 2 место в Международном конкурсе методических разработок "Мой лучший урок 2012-2013 учебного года"...

    Конспект урока "Способы питания растений"

    Данный конспект урока составлен в  соответствии с требованиями ФГОС.При изучении почвенного питания используется мини спектакль.Во время урока учитель вместе собучающимися создает кластер ( схему...

    Презентация Питание. Почвенное питание растений 6 кл ФГОС УМК Пасечник

    Урок изучения новой темы по биологии Почвенное питание растений в 6 классе ФГОС УМК Пасечник...