Статья "Технология проектирования рабочей программы"
учебно-методическое пособие по биологии по теме

Панкратова Елена Игоревна

 

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования.

В соответствии ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы,  учебные планы и рабочие программы учебных курсов.

           Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются федеральный государственный образовательный стандарт  при изучении конкретного предмета.

В результате возникают противоречия между новыми требованиями к результатам освоения программ общего среднего образования и существующими предметными методиками и УМК.

Профессиональной  проблемой становится проблема необеспеченности рабочими программами общего, среднего образования и новыми требованиями к результатам освоения программ.

          Рабочая программа составляется учителем - предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Рабочая программа по предмету должна коррелироваться с программой по формированию и развитию универсальных учебных действий.

В связи с введением в 2013-2014 учебном году стандартов второго поколения с 5 класса, возникла необходимость создания рабочей программы. Это является основанием для выбора темы итоговой работы.

Цель - создание рабочей программы.

Задачи:

1. Создать модель технологии проектирования рабочей программы по биологии в условиях внедрения ФГОС  ООО.

2.Классифицировать и описать структурные элементы своей  рабочей программы.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_rabochey_programmy.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

на курсах повышения квалификации по ИОЧ

ИБ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте  модернизации российского образования»

(с  14  января  2013 г.   по 18 января 2013 г.)

  (с 28 января 2013 г.   по 01  февраля  2013 г.)

                               

на тему: Технология проектирования рабочей программы

по биологии в условиях внедрения ФГОС

 

 

                             Выполнил (а):Панкратова Е. И.

                                                      учитель биологии

МБОУ СОШ №20

                                                     г. о. Самара

                                     

        2013г.

Содержание.

1. Введение_____________________________________________________стр.3

2.  Основная часть: Описание технологии  проектирования рабочей программы

по биологии:

2.1.  Анализ структуры Фундаментального ядра содержания общего образования ______________________________________________________4-6

2.2. Пошаговый алгоритм  разработки учебной программы по предмету____6-7

2.3.  Структура и содержание  элементов рабочей программы ____________7-10

3.  Заключение_____________________________________________________11

4.  Литература_____________________________________________________ 12 

 

1. Введение.

В настоящее время при переходе на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования.

В соответствии ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение разрабатывает и утверждает образовательные программы,  учебные планы и рабочие программы учебных курсов.

           Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются федеральный государственный образовательный стандарт  при изучении конкретного предмета.

В результате возникают противоречия между новыми требованиями к результатам освоения программ общего среднего образования и существующими предметными методиками и УМК.

Профессиональной  проблемой становится проблема необеспеченности рабочими программами общего, среднего образования и новыми требованиями к результатам освоения программ.

          Рабочая программа составляется учителем - предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения. Рабочая программа по предмету должна коррелироваться с программой по формированию и развитию универсальных учебных действий.

В связи с введением в 2013-2014 учебном году стандартов второго поколения с 5 класса, возникла необходимость создания рабочей программы. Это является основанием для выбора темы итоговой работы.

Цель - создание рабочей программы.

Задачи:

1. Создать модель технологии проектирования рабочей программы по биологии в условиях внедрения ФГОС  ООО.

2.Классифицировать и описать структурные элементы своей  рабочей программы.

 

2.  Основная часть: Описание технологии  проектирования рабочей программы  по биологии.

2.1 Анализ структуры Фундаментального ядра содержания общего образования

      Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов — определить:

  1. систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
  2. состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Для реализации этих функций в Фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются:

  • основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры;
  • универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс. К ним относятся личностные универсальные учебные действия; регулятивные действия; познавательные действия; коммуникативные универсальные учебные действия.

     Структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения на сегодняшний день наиболее полно описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова, В. В. Рубцова. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Концепция универсальных учебных действий также учитывает опыт компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности обучающихся. Это определило необходимость выделить в примерных программах не только содержание знаний, но и содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД, обеспечивающие творческое применение знаний для решения жизненных задач, социального и учебно-исследовательского проектирования. Именно этот аспект примерных программ даёт основание для утверждения гуманистической, личностно и социально ориентированной направленности процесса образования на данной ступени общего образования.

     Каждая ступень общего образования — самоценный, принципиально новый этап в жизни обучающегося, на котором расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, возрастает потребность в самовыражении, самосознании и самоопределении.

      Образование на ступени основного общего образования, с одной стороны, является логическим продолжением обучения в начальной школе, а с другой стороны, является базой для подготовки завершения общего образования на ступени среднего (полного) общего образования, перехода к профильному обучению, профессиональной ориентации и профессиональному образованию.

Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить возможности всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

 

    2.2 Пошаговый алгоритм  разработки учебной программы по предмету.

 Для разработки учебных программ предлагаю  следующий  пошаговый алгоритм:

А) Изучить следующие документы и методические рекомендации:

- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);

- примерную основную образовательную программа основного общего образования;

-   примерные программы по учебным предметам для средней школы;

-   основную образовательную программу конкретного образовательного учреждения

(планируемые результаты, программа формирования УУД конкретного образовательного учреждения, программа оценки достижений планируемых результатов конкретного образовательного учреждения).

Б) Познакомится со структурой рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в пункте 18.2.2 зафиксированы следующие требования к программам  отдельных учебных предметов, курсов:

      - Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

      - Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.

       -Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5)  содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В) Оформить титульный лист и последовательно все пункты, прописанные в требованиях ФГОС ООО к программам отдельных курсов, предметов.

Г) Рассмотреть на методическом совете школы. 

Д) Утвердить за подписью директора школы.

2.3  Структура и содержание  элементов рабочей программы.

Элементы программы по предмету

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

  1. Полное название ОУ, в котором разработана программа
  2. Ф.И.О. директора школы, утвердившего программу с указанием даты утверждения.
  3. Дата и № протокола заседания методического объединения учителей , рекомендовавшего программу к реализации.
  4. Ф.И.О. заместителя директора по УВР,  с указанием даты согласования.
  5. Название программы учебного курса, класс, название УМК, автор учебного курса.
  6. Ф.И.О. разработчика программы, занимаемая должность
  7. Название населенного пункта, в котором расположено ОУ
  8. Год создания программы

1.Пояснительная

 записка

  1. Кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
  2. Указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
  3. Указание на место и роль курса в обучении;
  4. Цели, задачи;
  5. Сроки реализации программы;
  6. Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых), связь с внеурочной деятельностью.
  7. Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
  8. Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана на разных ступенях образования;
  9.  Приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

 2. Общая характеристика

учебного предмета, курса

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

  1. Характеристика места предмета в базисном учебном плане в соответствии с ФГОС ООО.

4. Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса 

Из общего списка планируемых результатов, сформулированных в примерной ООП ООО, точнее в ООП вашего ОУ отобрать соответственно определенному классу, с учетом возможностей предмета и конкретного  УМК по уровням:

  1. Личностные результаты;
  2. Познавательные, регулятивные, коммуникативные результаты;
  3. Икт – компетентности;
  4. Умения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  5. Умения  смыслового чтения и работы с текстом.

Планируемые предметные результаты по конкретному предмету

5.Содержание учебного предмета, курса.

  1. Перечень содержательных линий предмета.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. 

  1. Перечень разделов, тем последовательность их изучения;
  2. Количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
  3. Форма занятия, теоретическое или практическое, количество часов;

Определение основных видов учебной деятельности (характеристика деятельности уч-ся)

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Книгопечатная продукция;
  2. Печатные пособия;
  3. Технические средства обучения;
  4. Цифровые образовательные ресурсы;
  5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
  6. Натуральные объекты;

Оборудование класса.

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

  1. Конкретные предметные результаты по темам;
  2. Система оценки достижений учащихся;
  3. Инструментарий для оценивания результатов.

 

    Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

  • многообразие и эволюция органического мира;
  •  биологическая природа и социальная сущность человека;
  • уровневая организация живой природы.

    Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

3. Заключение.

      Настоящая программа ориентированна  на учащихся пятых  классов и позволяет достичь реальных результатов путём целенаправленного изменения всего уклада школы, включения в этот процесс педагогов, родителей и всего персонала школы, без активного участия которых немыслимы необходимые изменения в обучении и поведении учащихся. Рабочая программа учебного курса по биологии для 5 класса  составлена на основании авторской программы  В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, Г.Г. Швецова и реализуется с использованием учебника В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс».

      Рабочая программа по биологии построена на основе Фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.      

       Основная образовательная программа основного общего образования  будет реализоваться образовательным учреждением МБОУ СОШ №20 через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность  будет организована по направлениям развития личности в таких формах, как кружки, факультативы, краеведческая работа, научно-практические конференции,  олимпиады.

    Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.

    Данный опыт поможет учителям  выстроить свою рабочую программу в условиях внедрения ФГОС ООО.

4. Литература.

  1. Конституция Российской Федерации (ст.43).
  2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011).
  3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897)
  6. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. - М.: Просвещение, 2010.
  7. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2013.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование рабочей программы по музыке 2 класс

Рабочая программа по учебнику Г.П Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной с УУД!...

Проектирование рабочей программы по математике в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивани...

Проектирование рабочей программы по истории

Методические рекомендации по проектированию рабочей программы по истории, в соответствии с требованиями ФГОС....

Проектирование рабочих программ по технологии в соответствии с ФГОС основного общего образования

Представленная презентация окажет методическую помощь учителям технологии при проектировании рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС...

«Проектирование рабочей программы по предмету «Музыка» 5 класс и формирование УУД»

Материал содержит подробную разработку поурочного планирования по ФГОС. Рабочая программа составлена на основе авторской программы Сергеевой, Критской....

«Проектирование рабочей программы внеурочной деятельности в 5 классе «Мы в экомире – экомир вокруг нас»»

В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, отвечающего долгосрочным интересам устойчивого социально-экономического развития страны, одной из важнейших...