Тема урока "Сорняки, вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними."
методическая разработка (биология) на тему

Показать применение игровой технологии, как средства активизации и интенсификации деятельности студентов при изучении и закреплении ноВид занятия: урок Тип занятия: сообщение и закрепление новых знаний Метод проведения урока: имитационная ролевая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок - игра "суд над сорняками"62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение игры:

Секретарь: Прошу всех  встать. Суд идет.

                     (Входит судья. Все садятся.)

Судья: Здравствуйте, прошу всех садиться. Слушается дело № 6  «Сельское хозяйство против сорняков». Прошу секретаря доложить, обеспечена ли явка свидетелей?

Секретарь: Да, Ваша честь.

Судья: Суд устанавливает личность подсудимого.  В качестве подсудимого находится сорняк – как многочисленная группа дикорастущих растений, обитающих на сельскохозяйственных угодьях и  наносящих вред урожаю, его качеству и сельскому хозяйству в целом. Для удобства определения личности подсудимого все сорные растения классифицируют на группы по способу питания, продолжительности жизни и способу размножения.

                      Демонстрация слайда 2 с пояснением преподавателя (прил. 2)

Преподаватель:  По способу питания сорняки делят на три группы: паразитные, полупаразитные, непаразитные.

  Паразитные сорные растения полностью утратили способность к фотосинтезу и извлекают воду, минеральные и органические вещества из растения – хозяина. Контакт их с растением – хозяином осуществляется с помощью специальных органов – присосок, или гаусторий. В зависимости от места их связи с растением – хозяином их делят на две биогруппы: корневые и стеблевые паразитные сорняки.

  К полупаразитным относят сорняки, которые не только способны к фотосинтезу, но также используют воду и растворенные в ней минеральные и частично органические вещества из растения – хозяина. При отсутствии растения – хозяина эти сорняки наряду с фотосинтетическим аппаратом развивают и свою корневую систему. Среди них выделяют такие же две биогруппы: корневые и стеблевые.

  Непаразитные сорняки – наиболее обширная по флористическому составу и количественному обилию группа растений, имеющих негативное значение для сельскохозяйственного производства. По преобладающему способу размножения и продолжительности жизни их подразделяют на два подтипа: малолетние и многолетние.

  К подтипу малолетние относят сорняки, которые размножаются только семенами, продолжительностью жизни не более двух лет и полностью отмирают после плодоношения. Исходя из продолжительности жизни, выделяют следующие биогруппы этих сорняков: эфемеры, яровые ранние, яровые поздние, зимующие, озимые и двулетние.

  К подтипу многолетние относят растения, которые вегетируют в течение нескольких лет и почти ежегодно плодоносят. В зависимости от способности к семенному и вегетативному размножению выделяют биогруппы: стержнекорневые, мочковатокорневые, ползучие, луковичные, клубневые, корневищные и корнеотпрысковые.

  Некоторые виды сорняков приобрели биологические признаки, которые придают им большое сходство с засоряемой культурой. Эти сорные растения, обычно приуроченные к одной культуре, образуют особую группу специализированных сорняков. Приуроченность сорных растений тесно связана  и с отбором их по физико–механическим признакам. Некоторые сорняки имеют семена сходные по форме, размеру, массе и другим признакам с семенами культурных растений. В результате резко осложняется его очистка от семенных зачатков таких сорняков, которые получили название трудноотделимых.

Судья: Объявляется состав суда: судья –

                                                         прокурор –

                                                         защитник –

                                                         протокол ведет секретарь –

  Есть ли отводы по составу суда? Обвиняемый?

Сорняк: Нет, Ваша честь.

Судья: Адвокат……….

Защитник: Нет, Ваша честь.

Судья:  Начинаем судебное следствие. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор:  Подсудимый сорняк – как многочисленная группа дикорастущих растений, обвиняется в  систематическом нанесении вреда урожаю, его качеству и сельскому хозяйству в целом.

  В земледелии Ставропольского края высокая засоренность является фактором, существенно ограничивающим эффективное плодородие пашни. Сорные растения не только снижают урожай и повышают себестоимость продукции, но и ухудшают ее качество; они служат источником сосредоточения болезней и вредителей культурных растений.

  Установлено, что ежегодные потери от сорняков составляют 20-30 % от потенциального урожая. Эти потери вызваны тем, что сорняки ухудшают условия жизни культурных растений, забирая у них влагу, свет, элементы минерального питания. Кроме того на борьбу с сорняками расходуется 1/3 всех затрат по возделыванию основных продовольственных культур. Снижение ущерба от сорняков обеспечивает прибавку урожая.

  В литературе имеются данные, что ежегодный недобор урожая всех культур от сорняков в нашей стране составляет в среднем не менее 25%, а на сильно засоренных полях значительно больше. Если эту цифру потерь принять для Ставропольского края, то ежегодный недобор зерна выразится в пределах около 880 тыс. тонн. У меня все, Ваша честь.

Судья: Обвиняемый, вы признаете себя виновным?

Сорняк: Нет, ваша честь.

Судья: Будете ли давать показания?

Сорняк: Да.

Судья: Прокурор, можете задавать свои вопросы.

 Прокурор: Сорняк, расскажите суду о себе, своем образе жизни, о  вашем отношении к предъявленному обвинению.

 Сорняк: На территории Ставропольского края я характеризуюсь большим разнообразием. В крае насчитывается около 400 видов меня. Природа создала меня со многими биологическими свойствами и экологической устойчивостью, которые позволяют мне удерживаться в полевых сообществах, несмотря на научно-обоснованную технологию возделываемых культур. Моему широкому и быстрому распространению способствует высокая семенная продуктивность и жизнеспособность семян.

       Демонстрация слайда 3 с пояснением преподавателя (прил.3)

Преподаватель: Если в посевах одно растение озимой ржи способно образовать 120-200 зерен, то одно растение костра ржаного может дать 1420 семян, василька синего – 6821, осота полевого – 19 тыс., мари белой – 100 тыс., а щирицы белой – до 2 млн семян.

  Многие из попавших в почву плодов сорняков оказываются в неблагоприятных условиях и погибают. Значительная же часть из оставшихся плодов способна сохранять жизнеспособность в почве длительное время и этим обусловливает засорение посевов последующих культур на несколько лет вперед. Если семена большинства культурных растений сохраняют жизнеспособность обычно не более 4 – 7 лет и при условии их хранения в помещениях в оптимальных условиях, то семена сорняков не теряют жизнеспособности даже после многих лет пребывания в почве. Опытом, заложенном еще в 1879 году в Мичиганском колледже, установлено, что семена некоторых сорняков способны сохранятся в почве 30, 50 и более лет.

Сорняк: Свои семена и плоды я распространяю с помощью специальных приспособлений, которыми меня одарила природа.

            Демонстрация слайда 4 с пояснением преподавателя (прил. 4)

Преподаватель: Многие сорняки имеют плоды в виде коробочки, которые при созревании в них семян открываются зубчиками, дырочками, крышечкой. При колебании растений, вызываемом порывом ветра, семена из коробочек рассеиваются вокруг растения.

  Семена других сорняков распространяются с помощью ветра. Они снабжены перистыми летучками, благодаря которым могут переноситься на окружающие поля и дальние территории даже при слабом ветре.

  Растения некоторых сорняков сильно ветвятся и к концу вегетации приобретают форму шарообразного куста – «перекати-поле». При порывах ветра высохший стебель обламывается у основания и растения легко перекатываются на дальние расстояния, рассеивая при этом семена.

  Семена многих сорняков распространяются с помощью животных, птиц, насекомых. Они имеют специальные выросты в виде крючков, якорьков, шипиков, щитинок, остей и т.д., с помощью которых они цепляются к шерсти животных, одежде человека, перьям птиц и переносятся на соседние поля и на новые местообитания.

  Плоды и семена других сорных растений достаточно успешно переносятся водой. Чем медленнее смачиваются и погружаются в воду семена, тем у них больше возможности распространятся водой.

  Распространению многих видов сорняков содействует человек в процессе повседневной сельскохозяйственной деятельности. Семена и плоды многих сорняков широко распространяются с недостаточно очищенным посевным зерном и посадочным материалом.

Сорняк: Кроме того, я могу размножаться не только семенами, но и вегетативно и произрастать в различных почвенно-климатических условиях.

Прокурор: Согласны ли вы с тем, что,  для своей жизни,  вам необходимы свет, влага, элементы минерального питания, тепло, которые вы забираете у культурных растений.

Сорняк: Я имею на это право, как и любое другое растение. А в жизни, как известно, побеждает - сильнейший.

Прокурор: У меня больше нет вопросов, Ваша честь.

Судья: Защитник, вы можете задавать вопросы  своему подзащитному.

Защитник: Объясните суду, есть ли от вашей жизни какая-либо польза? Зачем вы живете?

Сорняк: Я обладаю лечебными свойствами, поэтому люди охотно используют меня для лечения различных заболеваний. На лугах и пастбищах меня поедают животные,  человек использует меня для заготовки сена. Я повышаю почвенное плодородие, являясь хорошим сидератом. Да много еще чего…

Защитник: У меня пока все, Ваша честь.

Судья: Суд готов выслушать свидетелей. Секретарь, пригласите свидетеля со стороны обвинения Мурашко Георгия Романовича.

Секретарь: В зал суда приглашается свидетель Мурашко Георгий Романович.

Судья: Вы Мурашко Георгий Романович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Ставропольского аграрного университета.

Свидетель: Да, Ваша честь.

Судья: Прокурор, свидетель ваш, можете задавать вопросы.

Прокурор: Георгий Романович, расскажите, какой вред сорные растения наносят культурным растениям?

Свидетель 1: Негативное влияние сорняков на культурные растения может быть прямым и косвенным. Прямое влияние сорняков заключается в том, что они непосредственно ухудшают условия жизни культурных растений, перехватывая у них влагу, элементы минерального питания и свет. Косвенная роль сорняков выражается в том, что они существенно осложняют производственную и организационную деятельность сельскохозяйственных предприятий.

     Демонстрация слайда 5 с пояснением преподавателя (прил. 5)

Преподаватель: Многие сорные растения в определенные периоды вегетации расходуют влаги в 1,5-2 раза больше, чем культурные растения. Поэтому на засоренных полях влажность почвы в корнеобитаемом слое понижается на 2 -5%, что может привести к снижению урожая, ухудшению  его качества.  

  Помимо влаги сорняки извлекают из почвы и большое количество различных элементов, ухудшая минеральное питание культурных растений.

  В начале вегетационного периода многие сорняки опережают в росте культурные растения и сильно затеняют их.

  Некоторые сорняки оказывают механическое воздействие на растения культуры, вызывая полегания посевов.

  Паразитные и полупаразитные растения извлекают из культурных растений воду, минеральные и пластические вещества.

  Весьма разнообразно и косвенное негативное влияние сорняков на культурные растения. При затенении посевов сорняками температура почвы снижается на 1-4°С. Это ослабляет активность микробиологических процессов в почве и биохимических в растениях, что ухудшает условия жизнедеятельности культурных растений.

   Многие сорные растения служат резерваторами болезней и вредителей, благоприятствуют их развитию, а затем и массовому поражению ими посевов и посадок.

  Сорняки существенно осложняют производственную и организационную деятельность сельскохозяйственных предприятий. На засоренных полях осложняются работы по уборке урожая. Урожай зерна нередко содержит свыше 20 - 30% различных растительных примесей. Это приводит к увеличению затрат как на транспортировку бункерной массы, так и на ее дополнительную очистку. Зерно, содержащее примеси семян куколя посевного , плевела опьяняющего, белены черной и других ядовитых сорняков, непригодно для использования не на продовольственные, не на кормовые цели.

Свидетель 1: С засоренных полей зерно хлебных злаков получают невыполненным и с плохими хлебопекарными качествами. На засоренных полях у картофеля, свеклы и моркови больше образуется мелких клубней и корнеплодов, содержание сухих веществ снижается на 0,1-0,6%, что снижает качество продукции их переработки и сокращает срок хранения.

  Особенно ощутим ущерб от сорняков, который они наносят земледелию в результате снижения урожаев сельскохозяйственных культур. Так, ежегодные потери растениеводческой продукции в мире  от вредителей, сорняков и болезней достигают около 35% потенциального урожая, а в России они составляют в среднем 26%.

  Таким образом, вред, причиняемый сорными растениями, значителен по размеру и разнообразен по форме, и это затрагивает все отрасли сельскохозяйственного производства.

Прокурор: У меня вопросов больше нет. Прошу вызвать следующего свидетеля – специалиста по хранению.

Судья: Секретарь, пригласите Никитинского Сергея Николаевича.

Секретарь: В зал суда приглашается Никитинский Сергей Николаевич.

Судья: Сергей Николаевич, вы работаете на элеваторе, что  можете пояснить нам по разбираемому делу.

Свидетель 2: В процессе своей работы мне часто приходится сталкиваться с сорняками. Если в партии зерна обнаруживаются сорняки, она считается засоренной, принимается со скидкой с закупочной цены и в дальнейшем требует сложной многоступенчатой очистки,  потому что сорняки являются источником усиления физиологической активности зерновой массы при хранении.

Кроме того, использовать засоренную зерновую массу для переработки или посева нельзя. А процесс очистки требует больших затрат рабочего времени, средств и энергии. Поэтому уничтожать сорняки нужно еще в процессе выращивания.

Судья: Свидетель, займите место в зале суда. У обвинения есть еще свидетели?

Прокурор: Нет, ваша честь.

Судья: Сторона защиты, вы можете пригласить своих свидетелей.

Защитник: Защита ходатайствует о допросе свидетеля Зейдин Кана.

Судья: Секретарь, пригласите свидетеля.

Секретарь: В зал суда приглашается свидетель Зейден Канн.

Судья: Зейден Канн, вы кенийский ученый?

Свидетель 3: Да.

Судья: Что вы можете сказать в защиту сорняка?

Свидетель 3: Восточноафриканские фермеры повышают урожай кукурузы, пользуясь вместо пестицидов сорной травой. Урожаям кукурузы  в Восточной Африке угрожают в основном два вида вредителя. Первый – это стрига, паразитическое растение, ежегодно причиняющее ущерб в 10 миллиардов долларов. Я обнаружил, что, если посадить между рядами кукурузы сорное растение, называемое десмодиум,  то стрига не появляется. Второй вредитель – это личинка сверлильщика, обычно уничтожающая до трети урожая. Однако я заметил, что сверлильщику больше по вкусу местная слоновая трава.  Если посадить в поле это растение, можно отвлечь насекомых от кукурузы. В конечном итоге личинки вязнут в липком веществе, выделяемом слоновой травой, и погибают. Эти травы лучше пестицидов и гораздо дешевле. Благодаря им урожай у нас возрос на 60-70 процентов.

Судья: Стороны, у вас есть вопросы к свидетелю?

Защитник: Нет, Ваша честь.

Прокурор: Нет, Ваша честь.

Судья: Свидетель, займите место в зале суда. Еще есть свидетели со стороны защиты?

Защитник: Да, ваша честь.

Секретарь: В зал суда приглашается свидетель Курпатов Михаил Борисович.

Судья: Свидетель, представьтесь.

Свидетель 4: Курпатов Михаил Борисович, врач, гомеопат.

Защитник: Михаил Борисович, скажите, есть ли польза от сорняков?

Свидетель 4: Да, безусловно. Сорные растения обладают целебными свойствами. Например, одуванчик.  Землевладельцы называют его врагом человечества и сорняком, который невозможно истребить. Тем не менее, одуванчик – это одно из наиболее известных в мире  лекарственных растений, которое может стать важной составляющей вашего рациона и внести значительный вклад в улучшение вашего здоровья. Богатый витамином А и калием одуванчик более полезен чем шпинат. В китайской медицине одуванчик считается одним из шести важнейших лекарственных растений.

Судья: Еще есть вопросы к свидетелю?

Защитник: Нет, Ваша честь.

 Прокурор: У меня нет вопросов, Ваша честь.

Судья: Судебное разбирательство закончено, приступаем к прениям сторон.

Прокурор: Обвинение считает, что вина подсудимого доказана. В ходе судебного разбирательства были представлены неопровержимые доказательства того, что сорные растения, произрастая на участках сельскохозяйственного назначения, наносят огромный вред урожаю и его качеству, они затрудняют сельскохозяйственные работы и повышают себестоимость продукции. На засоренных  полях сельхозпроизводители вынуждены увеличить число обработок почвы, что приводит к разрушению структуры,  ее распылению и снижению уровня ее плодородия.

  Все вышеизложенное дает достаточное представление о необходимости решительной борьбы с сорняками с целью ликвидации засоренности полей.

Защитник: Сторона обвинения представила доказательства вредоносности сорняков. Однако сорные растения могут быть использованы и используются во благо человечества. Как подтвердили свидетели защиты, сорняки приносят большую пользу: они используются для приготовления лекарственных препаратов, кормления сельскохозяйственных животных, для борьбы с вредителями. Как и любые другие растения, они имеют право на жизнь, и те блага, которыми их одаривает природа, то есть, свет, воду, элементы минерального питания и  территорию. Поэтому защита считает требования обвинения неправомерными, и просит освободить подсудимого  и снять с него все обвинения.

Судья: Суду понятна точка зрения обеих сторон. Суд удаляется для вынесения решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого бинарного ЛПЗ по дисциплинам "Защита растений", "Ботаника" на тему "Грибы как возбудители болезней сельскохозяйственных культур"

Методическая разработка предназначена для преподавателей специальных дисциплин по специальности "Агрномия"...

Урок для 7 класса по теме "Черви-паразиты и меры борьбы с ними".

Урок для 7 класса по теме "Черви-паразиты и меры борьбы с ними"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии по теме "Экологическое земледелие. Борьба с вредителями сельскохозяйственных культур".

Материал предназначен для использования во внеклассной работе по биологии на ступени старшей школы. Целью внеклассного мероприятия является развитие биологического мышления школьников, умения анализир...

Тема: Борьба с вредителями и болезнями комнатных растений.

Конспект занятия для младших школьников по знакомству с распространенными вредителями и болезнями комнатных растений....

«Вредители сельскохозяйственных культур».

Цель урока: формировать знания обучающихся о вредителях сельскохозяйственных культур....

Вредители и болезни ягодных кустарников

Материал для учителя технологии(Сельскохозяйственный труд) в 7 классе....

Методическая разработка урока биологии в 6 классе "Сорные растения и меры борьбы с ними"

В данной методической разработке представлен план урока биологии в 6 классе по теме «Сорные растения». Данный урок является первым в цикле из двух уроков, посвященной этой теме.  В ра...