Урок для 7 класса по теме "Черви-паразиты и меры борьбы с ними".
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Урок для 7 класса по теме "Черви-паразиты и меры борьбы с ними".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Здоровья.

Конспект для 7-го класса.

Место урока в тематическом плане: последний урок в теме «Питание и пищеварение».

Тема урока «Черви-паразиты и меры борьбы с ними».

Задачи урока:

  1. Создать условия для восприятия материала об особенностях строения и жизнедеятельности паразитических червей.
  2. Формировать представления об опасности для здоровья человека этих червей.
  3. Развивать гигиенические навыки.

Оборудование: презентация.

Ход урока. 1. Организация класса.

2. Вступительное слово учителя.

        Тема нашего сегодняшнего урока: «Черви-паразиты и меры борьбы с ними».

        Задачи урока:

  1. Выяснить особенности строения и жизнедеятельность данных организмов.
  2. Их происхождение.
  3. Размножение и развитие.
  4. Пути заражения.
  5. Меры профилактики.

Но урок наш будет проходить в необычной форме. Я предлагаю вам пресс-конференцию по данной теме.

        На ней присутствуют известные в нашем городе ученые и врачи:

- ученый-зоолог, специалист по плоским червям – Усачева Александра;

- ученый-зоолог, специалист по круглым червям – Сигуа Наталья;

- ученый-эволюционист – Григалашвили Анна;

- врач-инфекционист, гельминтолог – Варганов Евгений;

- главный санитарный врач города – Целованьская Лиза;

- с цифровыми данными выступит статистик – Короткова Елена;

- пресс-секретарь Афанасьева Наталья.

- Также на любом важном мероприятии обязательно присутствуют журналисты:

- от журнала «Здоровье» - Якушкин Владимир;

- от журнала «Мурзилка» - Каретина Анна;

- от журнала «Лиза» - Прохорова Кристина;

- от газеты «Петербург-инкогнито» - Федоров Миша;

- журнала «Русский чернозем» - Андреева Ксения.

- Но прежде, чем начнется официальная часть в кулуарах нашего пресс-центра, я хочу вас спросить: «Какие формы взаимоотношений между организмами вам известны?»

- Паразитизм – что это такое? Как называются организмы при таких взаимоотношениях?

3. Основная часть пресс-конференции.

- Приступаем к основной части. Конференцию открывает ученый – специалист по изучению плоских червей – Усачева Александра.

Зоолог: Существует около 10000 видов плоских и круглых паразитических червей.

Журнал «Здоровье»:

 - Где их можно обнаружить?

Зоолог:

 Паразитические черви поселяются в организмах диких и домашних животных, а также в организме человека, живут внутри организма хозяина, питаются за его счет, повреждают его внутренние органы и вызывают отравления, а иногда и гибель.

Журнал «Мурзилка»:

- Какие виды червей паразитируют в организме человека?

Врач-гельминтолог:

- В организме человека могут паразитировать: кошачья двуустка – в печени; широкий лентец, бычий цепень. свиной цепень, аскарида человеческая.

Журнал «Лиза»:

- Как ими можно заразиться?

Врач-гельминтолог:

- Кошачьей двуусткой можно заразиться при употреблении в пищу сырой рыбы; широким лентецом – при употреблении плохо прожаренной или проваренной пресноводной рыбы, или сырой щучьей икры; свиным цепнем человек заражается, съев непроваренное или непрожаренное свиное мясо, а бычьим цепнем – от плохо проваренной или недожаренной говядины. Аскаридами – от немытых овощей и фруктов.

Статистик:

- Кстати, известно, что у нас, в Ладожском озере, каждая третья рыба носит в себе личинок широкого лентеца.

Журнал «Петербург-инкогнито»:

- Что из себя представляет бычий цепень?

Зоолог:

 Тело червя состоит из маленькой головки, короткой шейки и длинного лентовидного тела. На головке находятся круглые мускулистые присоски, с помощью которых взрослый червь прикрепляется к стенкам кишечника хозяина.

Статистик:

 Можно уточнить: тело червя имеет длину от 4 до 10 м и состоит из 1000 члеников.

Зоолог:

 Рост червя и увеличение числа члеников продолжается всю его жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела их размеры увеличиваются. Одна из основных особенностей цепня – отсутствие органов пищеварения.

Журнал «Русский чернозем»:

- Как же они питаются?

Зоолог:

- Взрослый паразит живет в тонком кишечнике человека, где имеется уже переваренная пища. Эту пищу червь и всасывает всей поверхностью тела.

Журнал «Мурзилка»:

- Как они размножаются, в организме человека должно быть 2 червя – самка и самец?

Зоолог:

Цепень – гермафродит. В каждом его членике, кроме самых молодых, имеется 1 яичник и несколько семенников. Яйца созревают только в самых старых, задних члениках. Эти членики отрываются и с калом выходят наружу.

Статистик:

В каждом членике находится до 175000 яиц.  Каждые сутки из кишечника больного человека выделяется наружу до 28 члеников.

Журнал «Лиза»:

- Что с ними происходит дальше, как они попадают в мясо?

Врач-гельминтолог:

- Яйца могут попасть на траву. Рогатый скот, питаясь травой, проглатывает их. В кишечнике животного из яиц выходят шестикрючные личинки. Они проникают в кровеносные сосуды и с током крови попадают в мышцы.  Здесь личинки превращаются в финны (пузырчатые образования, величиной с горошину). Если человек съест недостаточно проваренное или прожаренное финнозное мясо, то в его желудке из финны выворачивается головка цепня, а сами пузырьки перевариваются. Маленький червь попадает в тонкий кишечник, присасывается к его стенке и начинает расти.

Статистик:

- Взрослый червь может прожить в организме человека 15 лет.

Газета «Петербург-инкогнито»:

- А как узнать есть ли этот червь в кишечнике?

Санитарный врач:

- Так как червь продукты своей жизнедеятельности выделяет в организм человека, то человек чувствует недомогания: головную боль, головокружение, тошноту и рвоту, боли в животе. С  такими симптомами необходимо обратиться к врачу, сделать анализы и пройти курс лечения.

Журнал «Здоровье»:

- Каково происхождение этих червей?

Ученый-эволюционист:

- Произошли паразитические черви от древних бескишечных ресничных червей. Некоторые из этих червей стали переходить к паразитическому образу жизни, что привело  к упрощению их организации, упрощению строения нервной системы, к ослаблению и даже исчезновению органов чувств и пищеварительной системы, но к повышению плодовитости.

Журнал «Здоровье»:

- А почему повысилась плодовитость?

Зоолог:

- Каждый организм стремится к продолжению своего рода, а если вспомнить цикл развития, то у червей-паразитов мало шансов к выживанию.

Журнал «Русский чернозем»:

- Какой червь-паразит еще довольно широко распространен и опасен для человека?

Врач-гельминтолог:

- Это человеческая аскарида, которая также поселяется в тонком кишечнике человека. Чаще всего она встречается у детей.

Журнал «Лиза»:

- А почему чаще у детей?

Санитарный врач:

- Потому что дети не всегда моют руки перед едой, после посещения туалета, а также не всегда хорошо моют овощи и фрукты, на которых могут находиться микроскопически маленькие яйца аскарид.

Газета «Петербург- инкогнито»:

- Каковы особенности строения аскарид?

Зоолог:

- Аскариды довольно крупные черви, длина их достигает 20-40см. Тело беловатого или желтоватого цвета, плотное, упругое с сильно развитой мускулатурой, заостренное с обоих концов.

        Питаются аскариды полупереваренной пище кишечника хозяина.

Статистик:

- Самка аскариды в половозрелом возрасте в период размножения каждые сутки производит до 200000 яиц.

Зоолог:

- Оплодотворенные яйца с испражнениями человека попадают в почву. В богатой кислородом среде в каждом яйце через 2-3 недели развивается подвижная личинка.

Журнал «Мурзилка»:

- Как может произойти заражение?

Санитарный врач:

- Заражение человека яйцами аскариды происходит при употреблении в пищу немытых овощей, некипяченой воды из водоемов. Заражению также способствуют мухи, которые на лапках переносят яйца аскарид на продукты питания.

Журнал «Русский чернозем»:

- Какие меры борьбы с червями-паразитами?

Санитарный врач:

- Прежде всего – это просветительская работа. Большое значение придается санитарному контролю за питьевой водой, проверке мяса на бойнях, выявлению и лечению зараженных червями людей и домашних животных.

  1. Заключение:

-Тема нашей пресс-конференции исчерпана.

- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

- Что полезного узнали?

- Что вы уже знали до этого?

- Какие сделали выводы?

  1. Домашнее задание:

Составить и записать правила гигиены, предупреждения от заражения паразитическими червями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стресс, депрессия - способы борьбы с ними.

Формулы для повышения саморегуляции в различных ситуациях. Первая помощь при остром стрессе....

Тема урока "Сорняки, вредители и болезни сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними."

Показать применение игровой технологии, как средства активизации и интенсификации деятельности студентов при изучении и закреплении ноВид занятия: урок Тип занятия: сообщение и закрепление новых знан...

Презентация к уроку ОБЖ 8 класс «Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды, причины возникновения пожаров и способов борьбы с ними»

В презентации представлены понятия и определения, поражающие факторы пожара, правила поведения при пожаре ….. Данный материал  применим  на уроках ОБЖ и во внеклассной работе по теме ...

Разработка урока по химии Загрязнения атмосферы борьба с ними.

Цель данной работы:1. Обобщить и систематизировать знания об атмосфере,как газообразном состоянии вещества, указать источники загрязнения атмосферы и предложить способы решения проблемы.2. Ф...

Методическая разработка урока биологии в 7 классе на тему «Многообразие паразитических червей и борьба с ними».

Форма проведения: конференция.Цель: обобщить знания детей об особенностях строения, жизнедеятельности паразитических червей и мерах борьбы с гельминтами.Предварительная подготовка: учащиеся по желанию...

Методическая разработка урока биологии в 6 классе "Сорные растения и меры борьбы с ними"

В данной методической разработке представлен план урока биологии в 6 классе по теме «Сорные растения». Данный урок является первым в цикле из двух уроков, посвященной этой теме.  В ра...