Доклад на тему « Особенности научно – практической работы с учащимися общеобразовательной школы».
статья по биологии по теме

Доклад

на тему « Особенности научно – практической работы с учащимися общеобразовательной школы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konf._pech_r.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему « Особенности научно – практической работы с учащимися общеобразовательной школы».

Современное общество ставит перед  школой задачи по воспитанию выпускников способных реализовывать себя в различных жизненных схемах, находить свое место в жизни. Рекомендуемый путь по достижению этих целей – использование системно – деятельностного подхода. Одним из способов реализации данного направления является использование метода проектов как во время уроков, так и во внеурочной работе педагога. Проектная и научно – исследовательская работа приносит ребятам огромную пользу: расширяет их кругозор, развивает интеллект, углубляет и закрепляет знания полученные на уроках, помогает сориентироваться при выборе профессии. Сельская школа имеет свою специфику: если в городе существуют элитные, профильные, специализированные учебные заведения – то на селе одну школу посещают и одаренные дети, и ребята среднего уровня, ну и конечно слабоуспевающие, причем все они оказываются в одном классе. Как раз здесь и проявляется позитивная роль внеурочной работы, которая позволяет в рамках общеобразовательной школы углубить и расширить знания, полученные по курсу, а исследовательская и проектная деятельность т вызвать у учащихся интерес, стремление к познанию.

  Тогда мы сельские ребята имели возможность выйти за рамки привычной среды, сравнить свои достижения с другими, обменяться опытом, пообщаться. Хотя прошло не мало времени, но ребята проявляющие интерес к науке в сельской школе по – прежнему испытывают недостаток очного представления своих работ, поэтому основная цель нашего выступления на областных конференциях, форумах, семинарах является не победа, а как раз возможность участия в самом процессе. Ребята здесь могут оценить свой уровень подготовки, почувствовать дух соревновательности.

Какие же принципы помогают мне  в работе с детьми, их подготовке.

  1. Добровольность – в проекте могут участвовать все желающие независимо от оценок по биологии или наличия в списочном составе кружка.
  2. Выбор интересной детям проблемы
  3. Открытость проекта: все видят работу, могут присоединиться на любом этапе
  4. Практическая значимость проекта

Исследования- это кропотливая, многодневная работа, поэтому она занимает несколько месяцев.

Общий план работы над проектом или научно – исследовательской работы такой:

  1. В начале в течении 7-10 дней ведется сбор литературных данных по поставленной проблеме.
  2. Ребята делятся полученной информацией между собой, выбирают самое нужное
  3. Намечается план дальнейшей работы, обсуждаются и разбираются детально методики работы
  4. Все участники работы делятся на группы и проводят свою часть исследований: некоторые могут входить во все группы, некоторые только в одну, и осуществляют основную часть работы
  5. На общем совещании оглашаются итоги исследований, делаются выводы, разрабатываются рекомендации
  6. По мере возможности рекомендации внедряются

Именно по этому плану мы и работали над исследовательской работой «Анализ воздуха школьных помещений», которая была представлена нами на 18 конференции.

Цель настоящей научно – исследовательской работы: оценить качество воздуха в МБОУ СОШ с. Балтай.

Задачи:

  1. Изучить по литературным источникам значение состава воздуха для организма человека, виды его загрязнений и их ПДК, источники загрязнения воздуха,  способы их обнаружения и пути снижения.
  2. Подобрать методы и инструментарий для проведения исследований воздуха
  3. Оценить результаты исследований
  4. Сделать выводы и дать оценку воздуха в помещении школы
  5. Разработать рекомендации по улучшению воздуха и способах его очистки.  

Методика исследований. Исследование велось по трем направления: микроорганизмы, пыль, углекислый газ. Для определения загрязненности воздуха микроорганизмами использовался метод осаждения микроорганизмов на питательную среду непосредственно из воздуха. Банка выносилась в исследуемое помещение, подписывалась, ее открывали и оставляли по центру помещения на 20 минут, затем  закрывали крышкой и убирали. Через десять дней было произведено их микробиологическое исследование с помощью микроскопа при 200, 400 и 800 кратном увеличении без окрашивания и с окрашиванием метиловым синим, подсчет колоний. Данным методом невозможно точно установить концентрацию микроорганизмов в воздухе, но он дает представление об их составе, и сравнительной концентрации. Для определения   запыленности воздуха, использовался самодельный воздухозаборник. Метод основывается на весовой разнице фильтров до и после протяжки через них воздуха.

Для определения концентрации углекислого газа в воздухе использовался экспресс-метод определения концентрации СО2 в воздухе, основанный на реакции углекислоты с раствором соды.

Результаты.

Микрофлора внутри школы разнообразна (разные виды бактерий, одноклеточные эукариоты, грибы).  В отдельных помещениях она имеет свою специфику. После занятий микроорганизмы накапливаются Наибольшая концентрация микроорганизмов зафиксирована в туалете и столовой.   Запыленность в помещении школы высокая, что объясняется использованием мела, а так же выделением пыли из не очень качественных штукатурок и цементной  заливки пола, а также из трещин на потолке. Она возрастает во время пребывания учащихся в школе и превышает норму в три раза. Концентрация углекислого газа сохраняется во время уроков в пределах нормы, но возрастает на два пункта.

По результатам нашей работы дети сделали следующие выводы:

  1. Чистый воздух  - способствует сохранению здоровья
  2. Воздух в задании школы по количеству пыли превышает ПДК, поэтому нужно чаще проводить влажные уборки, увлажнять его.
  3. Количество углекислого газа в воздухе школьных помещений соответствует нормам, но следует учитывать, что чем дольше в помещении находятся люди, тем выше его концентрация, следовательно следует использовать промежуточное проветривание.
  4. Количество микроорганизмов наибольшее в помещениях где много органических веществ, во время уроков в классе оно возрастает, что следует учитывать и использовать проветривание.

     Следует отметить, что при выполнении  исследования учащиеся охватывают различные грани наук. Так в ходе исследования воздуха они  повторили различный материал из курса биологии: бактерии, грибы, эукариоты, прокариоты, одноклеточные животные. Так же исследовательская деятельность позволяет ребятам увидеть целесообразность изучения биологии, химии, экологии, делает их знания не просто набором информации, а взаимосвязанным материалом, имеющим связь с практическими исследованиями, жизнью.

Хочется выразить огромную благодарность организаторам очных конкурсов, отметить их тактичность, заботу о детях и еще раз подчеркнуть конечно, детям приятно получать дипломы и призы во время таких мероприятий, но самое главное, что они получают при подготовке исследовательских работ и их последующей очной защите – это опыт. Опыт научно - исследовательской деятельности, опыт общения с людьми науки, опыт отстаивания своего мнения, умения преподносить свои знания, чего порой так не хватает сельским школьникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Особенности формирования универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии в основной школе»

   Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, соци...

Доклад на тему « Особенности научно – практической работы с учащимися общеобразовательной школы».

Докладна тему « Особенности научно – практической работы с учащимися общеобразовательной школы»....

С чего начать научно - практическую работу с учащимися

Из опыта научно- практической работы с учащимися...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему: "Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Преобладающее большинст...

Доклад на тему: «Прикладная и практическая направленность уроков математики в школе для детей с ОВЗ»

    Большое значение в процессе обучения математике имеет понимание школьниками практической значимости учебного материала, перспективы его использования. Поэтому при изучении лю...


 

Комментарии

Апрелев Виктор Евгеньевич

Уважаемая Ольга Владимировна! Замечательный доклад! Больше похож на методический материал,который подтверждает суть проектной деятельности научно-исследовательского характера в качестве хорошего примера. Изучая все, что по этому поводу написано, не так часто встретишь материалы, подобные Вашему. Я работаю в направлении совершенствования проектной деятельности с 2002 года и сформулировал Триединую задачу проектной деятельности, без выполнения и решения которой, результаты этой деятельности могут быть и будут обречены. К сожалению, в имеющихся на сегодняшний день методических материалах и рекомендациях, не раскрывается механизм исследования проблемы. Как правило, ставятся две задачи: найти и обосновать проблему, и решить её. А главная, исследование проблемы на природу её возникновения отсутствует.
Приглашаю, Вас, посетить мой сайт. Он организован недавно и научно-методическая разработка, отражающая методологию проектной деятельности, статья "Триединая задача проектной деятельности", пока, первая моя публикация. Выполнена она в кратком формате, так как, из-за рассмотрения и анализа приводимых примеров, материал был бы чрезмерно раздут и уловить логическую связь было бы несколько затруднительно. Все это будет в моих комментариях к статье. Пока веду подготовку материала к публикации. Думаю, что сама статья будет созвучна Вашему пониманию в данной области деятельности и буду очень рад, если окажется чем-то полезной. Найти её можно в разделе "Мои обсуждения и публикации",а скачать в библиотеке сайта полную версию. Успехов и хороших учеников, Вам, побольше!

Виктор Евгеньевич, большое спасибо за добрые слова.