Строение цветка
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Смирнова ЮлияБорисовна

Урок составлен по учебнику Л.Н. Сухорукова .В.С. Кучменко И.Я. Колесникова Биология живой организм 6 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация880.69 КБ
Файл карта урока36.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение цветка Учитель биологии МОУ Молоковская СОШ имени Н.В. Огаркова Смирнова Юлия Борисовна

Слайд 9

Лабораторная работа Рассмотрите цветок. Найдите околоцветник. Как он называется? Подсчитайте листочки околоцветника. Как они расположены? Найдите главные части цветка. Сколько их? Рассмотрите с помощью лупы строение тычинки и пестика, найдите их части. Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части. Определите тип (двойной, простой) Определите тип цветка ( правильный- неправильный)

Слайд 10

Выполним задание Строение цветка. swf

Слайд 11

Соцветия

Слайд 12

trenazhor k teme socvetiya.swf

Слайд 14

Домашнее задание П. 46 Вопросы стр.119

Слайд 15

Всем спасибо за работу



Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ  УРОКА

на основе системно-деятельного метода обучения


урок составлен по учебнику Л.Н. Сухорукова .В.С. Кучменко И.Я. Колесникова Биология живой организм 6 класс ФГОС

Тема урока: Строение цветка           

Тип урока: урок «открытия» нового знания (ОНЗ,)
Цель урока (
для учителя): сформировать представление о  строении цветка , умение пользоваться гербарным материалом , моделями  повторить  работу с ручной лупой

   Планируемый результат: Познакомиться с... (выявить и сформулировать..., сформировать...., научиться...)
личностные: формирование познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы; обмен мнениями с одноклассниками.

Метапредметные: формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, извлекать информацию из  учебника и собственных наблюдений.

 Предметные: научиться наблюдать и описывать биологические объекты, выработать умения пользоваться увеличительными приборами, гербарными препаратами. формировать правила работы в кабинете биологии.

Задачи урока:
Воспитывающая - формирование познавательных интересов направленных на изучение живой природы.
Развивающая  -
развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ.  
Обучающая -
научить пользоваться гербарным материалом для сравнения.
                                         
отражает тему и тип урока

УУД: Личностные :  готовность к самообразованию самовоспитанию.

          Коммуникативные :  умение работать в парах.

          Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

          Регулятивные :  осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Оборудование: гербарный материал,лупы, таблицы, мультимедийная презентация, видеофрагменты

Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержание

*Конспект

1.Мотивирование (самоопределение)
к учебной деятельности:
Данный этап процесса обучения

предполагает осознанное вхождения
учащегося в пространство учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока,
описание методов организации учебной деятельности):
1) Актуализируются требования к нему со сторо-
ны учебной деятельности(надо);
2) Создаются условия для возникновения внутре-
ней потребности включения в учебную деятель-
ность(хочу);
3)устанавливаются тематические рамки (могу).
2.Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения..
На данном этапе организуется подготовка
и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия,его осуществление и фиксация индивидульного затруднения.
Данный этап включает следующие шаги:
1)актуализацию изученных способов действий ,достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксацию;
2)актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3)мотивацию к пробному учебному действию
("надо-могу-хочу") и его самостоятельное
осуществление (на данном этапе фор-
мулирование темы урока детьми)
4)фиксацию индивидуальных затруднений в вы-
полнении пробного учебного действия или его
обоснования.
Обосновывается
выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету
на каждом шаге данного этапа.
На данном этапе учитель организует вы-
явление учащимися места и причины зат-
руднения.
Анализируется и доказывается выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления
учащимися места и причины затруднения.
обосновывает методы мотивирования
для создания успешной ситуации.
Для этого учитель учит учащихся:
1) восстаналивать выполнение операции
и фиксировать (вербально и знаково) ме-
сто-щаг, операцию, где возникло затруд-
нение;
2)соотносить свои действия с используем-
ым способом действий(алгоритмом, поняти-
ем и т.д.)и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруд-
нения-те конкретные знания, умения или
способности, которых не достаёт для решения
исходной задачи.
3.Построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство)
1)ставят цель(целью всегда является устранение возникшего затруднения);
2)согласовывают тему урока;
3)выбирают способ выхода из затруднения;
4)строят план достижения цели
5)определяют средства-алгоритмы, модели.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем-
побуждающего диалога ,а затем и с помощью ис-
следовательских методов.
4.Реализация построенного проекта.
описывает формы и методы организации контроля и корректировки
деятельности учащихся в рамках реализации по-
строенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация
построенного проекта:
1)обсуждаются различные варианты, предложен-
ные учащимися;
2)выбирается оптимальный вариант, которых фиксируется в языке вербально и знаково;
3)построенный способ действия используется для решения
исходной задачи, вызвавший затруднения;

4)уточняется общий характер нового знания и фиксирует-
ся преодоление возникшего ранее затруднения.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально,
в группах, в парах) решают типовые задания на новый
способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу
При поведении данного этапа используется
индивидуальная форма работы:
учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопро-
верку, пошагово сравнивая с эталоном. Организу-
ется рефлексия реализации построенного про-
екта учебных действий. Организуется для уча-
щихся ситуации успешности.


7.Включение в систему знаний повторения.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания
в которых тренируется использование изучен-
ного ранее материала(базовый уровень).

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия
и самооценка учениками собственной учебной
деятельности(цель обучения, способы достижения цели, результат)
Демонстрируются эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте,  я очень рада видеть вас. А как сегодня ваше настроение? У вас есть смайлики, покажите , какой наиболее соответствует вашему настроению?

  1. Учитель: Отгадайте загадку,

-Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух.

-На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт их. Это?..

-Эй, звоночки,
Синий цвет, -
С язычком,
А звону нет!

-Посадили зернышко -
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвем -
Много зерен соберем.
А приедут гости -
Им дадим по горсти.

Нарисуйте ответ . Один ученик на доске.

Учитель: Ребята, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (ответы учащихся).

2.Учитель: Правильно. Познакомимся со строением цветка. Записи вы будете вести в рабочих тетрадях.

Итак, возьмите рабочие тетради,  сформулируйте и запишите  тему урока . (учащиеся самостоятельно записывают  тему)

«Строение цветка». Запись числа и темы урока учителем на доске.

 Учитель: Вы нарисовали рисунок  цветка, покажите их сейчас. У всех  они получились одинаковые?

А почему?

  • как вы думаете, а можно  ли  по вашему рисунку изучить строение ?
  • Почему?
  • А давайте сейчас подумаем, а зачем растению нужен цветок?
  • Каким органом он является?
  • Как он устроен?

Вот на эти вопросы мы с вами и будем отвечать.

Откройте учебник стр.118, прочитайте строение цветка.

Что нарисовано на вашем рисунке?

А чего у вас  нет?

Посмотрим на картинку в учебнике и на доске.

Назовите и покажите соседу по парте части цветка.

Фрагмент-строение цветка Найдите в учебнике для чего нужна  каждая часть цветка.

Венчик – привлечение насекомых

Чашечка – защитная функция

Цветоножка  - прикрепление цветка

Цветоложе – формирование плода

Тычинки – содержат пыльцу

Завязь – содержит семязачатки

Пестик – женская часть цветка (Кадр строение пестика)

На доске - работа соответствие часть цветка- функции на магнитах

Видеоряд разнообразие цветков

Строение семязачатка рисунок в учебнике.

  • Что формируется из семязачатка?
  • Одинаковое ли количество их у растения?
  • Давайте вспомним растения. У которых всего одно семечко? А у которых много?

 Фрагмент.

3. А что же нам с вами понадобится, чтобы изучить цветок?

Модели цветка на партах каждого ученика. А почему мы не взяли живой цветок?

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы ... 

4. Лабораторная работа в парах.

Ход работы

Найдите на своей модели эти части..

  1. Рассмотрите цветок. Найдите околоцветник. Как он называется? Подсчитайте листочки околоцветника. Как они расположены?
  2. Найдите главные части цветка. Сколько их? Рассмотрите с помощью лупы строение тычинки и пестика, найдите их части.
  3. Зарисуйте общий вид цветка и подпишите его основные части.
  4. Определите тип (двойной, простой)
  5. Определите тип цветка ( правильный- неправильный)
  • А все ли они будут у каждого цветка?

Скажите, пожалуйста. А на все ли пункты работы вы сможете  ответить? А что вызвало затруднение?

Предлагаю вам организовать работу следующим образом: на с.118 вы найдете, какие же бывают цветы

Слайд  7-8

Однодомные-двудомные фрагмент

А сколько может быть цветков у растения?

я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять “намек”. Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.

- Что за царство-государство? (Царство растений.)

- Кто его жители? (Цветковые растения.)

- Кто гости заморские? (Насекомые.)

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)

- В чем состоит биологическое значение соцветий? (Сделать мелкие цветки заметными для насекомых-опылителей.)

Что же такое – соцветие? Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

Однодомные-двудомные фрагмент

А сколько может быть цветков у растения?

я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять “намек”. Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто в гости к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.

- Что за царство-государство? (Царство растений.)

- Кто его жители? (Цветковые растения.)

- Кто гости заморские? (Насекомые.)

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)

- В чем состоит биологическое значение соцветий? (Сделать мелкие цветки заметными для насекомых-опылителей.)

Что же такое – соцветие? Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

Соцветия  Тренажер.

Рефлексия

Игра а правда ли что?

1. Цветок – это:

 видоизмененный побег;           

2. Главные части цветка:

            цветоножка и цветоложе;        

3. Часто ярко окрашены:

        тычинки;

4. Раздельнополые цветки, у которых:

 есть только тычинки или только пестик.

5.  Женский  цветок содержит:

                 пестик         

8.Давайте теперь вспомним те вопросы, что мы задали в начале урока. Ответили мы на них?

Сможем рассказать, из чего же состоит цветок?

Сможете ли вы нарисовать строение цветка?

Давайте подумаем, как же вы сегодня поработали, все ли у вас получилось?

 Прочитайте вопросы на стр.119.

Поднимите руки те, кто все задания выполнил сам и помог товарищу по парте?

А кто затруднился ответить на какой то вопрос?

А кому все вопросы не понятны?        Оцениваем

Настроение

Домашнее задание п.46 стр.119 вопросы по желанию найти интересные факты из жизни цветов.

8.Учитель:

Чему мы научились на этом уроке? (ответы учащихся)

Можем ли мы сегодня дать ответ, каково же внешнее строение листа? Что мы с вами использовали для изучения этого вопроса? А на какие вопросы мы не можем пока дать ответ? (внутреннее строение листа). Это тема следующего урока.

Урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.

Домашнее задание:

П.29 вопросы 1-4. Для желающих- найти информацию о необычных листах.

А теперь дайте оценку своей работы на этом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение цветка и соцветия

Раскрыть биологическое значение главных частей цветка,  соцветия;  рассмотреть строение и функции частей цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений показат...

Презентация к уроку "Строение цветка"

В презентации на мой взгляд представлен необходимый к уроку материал в доступной для детей форме, использованы различные формы мотивации обучения....

Методические рекомендации к уроку "Строение цветка"

План -конспект урока "Строение цветка"...

Модульные уроки: Строение цветка. Соцветия.

ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И  НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Конспект урока по теме "Строение цветка, Опыление"

Урок содержит полный материал по строению цветка, видам опыления. На уроке используются различные организации учебгой деятельности: например социоконструкция, социоафиширование. Для повторения рекомен...

Презентация "Самое прекрасное создание природы!"к уроку биологии в 6 классе "Строение цветка"

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает...