Профилактика употребления ПАВ «Твоя жизнь - твой выбор».
проект по биологии на тему

Брыкина Елена Васильевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_brykina.docx65.37 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3 г.Усмани Липецкой области

                                     

                                               Проект

                   Профилактика употребления ПАВ

                          «Твоя жизнь - твой выбор».

        

                                                                           Автор:

                                                               Руководитель МО классных                  

                                                              руководителей МБОУ СОШ №3

                                                              Брыкина Елена Васильевна

                             

                                        2013г.

                           

 

                    Содержание

  1. Введение
  2. Актуальность темы
  3. Цели и задачи
  4. Теоретические основы педагогической профилактики
  5. Технологии профилактики употребления ПАВ в школе.
  6. Педагогическая профилактика как основной структурный и содержательный компонент системы профилактики
  7. Мероприятия по осуществлению программы
  8. Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ в школе
  9. Ожидаемые результаты
  10. Литература

 

                           

                                  Введение.

                                   

                                «Будущее должно быть  заложено в настоящем …»

                                                   /Г. Лихтенберг/

В последние годы практически во всех регионах Российской Федерации употребление психоактивных веществ (ПАВ) приняло характер эпидемии. Исследователи отмечают, что повышение интереса к ПАВ напрямую связано с изменениями, происходящими в обществе (В.В. Гульдман, С.А. Караганова, Г.Ф. Карпова, Д.В. Колесов, Г.В. Латышев, Г.Г. Силласте, В.М. Сорокин, Б.Е. Спрангер, Е.А. Чернов и др.). Чем глобальнее изменения в обычном ритме жизни, устоях, традициях, тем больше вероятность того, что часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Как правило, уровень наркотизации все больше захватывает детско-подростковую популяцию со сдвигом показателей употребления ПАВ в младшие возрастные группы. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании: средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек (Т.Н. Дудко, Н.В. Вострокнутов, А.А. Гирни, A.M. Басов  др.). Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в нашей стране 8 % молодежи периодически употребляют наркотики, которые становятся частью молодежной субкультуры, привычным элементом досуга (С.Г. Косарецкий, СВ. Егоршев, Е.Е. Чепурных,Е.Н. Сорочинская, В.М. Сорокин, Е.П. Омельченко и др.). Следует отметить, что на первый план в настоящее время выходит употребление синтетических препаратов с высокой наркогенной активностью (героин, амфетамины). Подростки быстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость. Это определяет резкое укорочение периода возможных эффективных предупреждающих мер после начала употребления наркотических средств и "запущенность" наркологических проблем при первичном обращении детей и подростков за помощью. Все эти факторы определяют объективную необходимость существенной перестройки и активизации системы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ.

                      Актуальность проблемы:

Проект по профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде  является основой системного подхода к организации работы по предупреждению детской зависимости. Основная цель проекта – недопущение употребления школьниками психоактивных веществ. Профилактика употребления ПАВ – это не только обсуждение вредности и печальных последствий курения, алкоголизма, наркомании, не запугивание их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации – умения общаться, строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Особое значение имеет формирование культуры здоровья – понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами.  

     Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы   живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях,

соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психоэмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 40% подростков, средовой адаптации учащихся. В реализации данного проекта ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями  и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

Перед образовательными учреждениями  стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Учащиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально – психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества учащихся, подвергающихся вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании.  

         Данный проект направлен на то, чтобы уберечь учащихся от вредных привычек, ведь статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 10 до 18 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %.

   Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите,  ставлю в своем проекте

         следующие цели:

  • Создание в школьной среде условий, препятствующих                             распространению ПАВ, становлению активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ у большинства учащихся.
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, повышения качества их жизни;
  • формирование потребности вести здоровый образ жизни;
  • содействие воспитанию нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;
  • выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития  и поиска своего места в жизни.

                     

             

             Задачи,  решаемые данным проектом:

1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению правам человека.

2. Формировать у учащихся устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.

3. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива.

5. Содействовать формированию морально-волевых качеств школьников.

6. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.

7. Создать условия для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на жизнь человека.

8. Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.

9. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.

10. Обучать детей эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.

11. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.

12. Обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

       

Теоретические основы педагогической профилактики

         Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, активные профилактические мероприятия должны опираться прежде всего на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию и формирование у детей и молодежи умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность. Как гласит русская народная мудрость, «Учись доброму, так худое и на ум не пойдет».

Целями первичной профилактической деятельности в школе является:

  • Изменение ценностного отношения детей и молодежи к ПАВ и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
  • Сдерживание вовлечения детей и молодежи в использование ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

         Таким образом, стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья -  освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:

  • Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
  • Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения;
  • Внедрение в школе инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
  • Развитие социально-поддерживающей инфраструктуры.

При организации педагогической профилактики должны быть учтены следующие методические принципы:

  • комплексный характер педагогической профилактики, т.е. вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы воспитательного процесса;
  • актуальность - содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма; содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопление знаний о ПАВ  и формирование отношения к ним;
  • опережающий характер - целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребенка становится реальным; приоритетным в ее структуре является направление, связанное с предотвращением первичного обращения ребенка к одурманиванию;
  • конструктивно-позитивный характер, предполагающий не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и, главным образом, развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих ребенку успешную социальную адаптацию - важно не только сформировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но и показать ему, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
  • при организации педагогической профилактики должен соблюдаться принцип запретной информации - полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о специфических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их применения).

         Общая логика построения данного проекта требует, прежде всего, формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков. Результатом этой работы и должно стать принятие данного проекта, выделение специальных групп, активно действующих в ее рамках, координирующих ее и оценивающих ее эффективность.

Цель проекта - создание в школьной среде условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства учащихся.

Технологии профилактики употребления ПАВ в школе.

         Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды технологий - социальные, педагогические, психологические.

Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.

Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:

Информационно-просветительское направление

 (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие Интернет-ресурсы);

Социально-поддерживающее направление 

(деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);

Организационно – досуговое направление

(деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).

Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся, воспитанников) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.

В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.

         Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента  профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.

Педагогическая профилактика как основной структурный и содержательный компонент системы профилактики

Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет- формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения ко леем формам употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

Выделяются два основных направления педагогической профилактики:

непосредственное педагогическое воздействие на несовершеннолетних и молодежь с целью формирования у них желаемых свойств и качеств;

   создание благоприятных условий для эффективной социальной адаптации.

Основой содержания педагогической профилактики является система представлений об употреблении ПАВ как многоаспектном социально- психологическом явлении, имеющем социокультурные кории. Исходя из этого, воспитание и обучение опираются на ценности отечественной и мировой культуры, способные выступать в качестве альтернативы идеологии субкультур, проповедующих использование ПАВ.

         Для реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные технологии и формы организации воздействия на адресные группы. К ним относятся:

  • интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы,
  • воспитательная внеурочная работа (гренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная
  • работа с обучающимися, воспитанниками,
  • разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей).

         Такие формы деятельности педагогов, воспитателей, школьных психологов, включенные в систему профилактики употребления ПАВ, обуславливают необходимость организации их систематической подготовки к участию в превентивной деятельности.

Основными условиями организации педагогической профилактики являются:

интеграция: реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных

в их повседневной жизни;

       целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи - образовательного учреждения, семьи, ближайшего окружения;

         системность: педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;

комплексность: задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса и сформированного в образовательной сфере профилактического пространства;

безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения провоцирования интереса к ПАВ;

       возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики строится с учетом особенностей социального, психологического развития в

конкретном возрасте, а также с учетом реальных для того или иного возраста рисков возможного вовлечения в употребление ПAB.

Условия успешной реализации данной образовательной программы  следующие.

1.  На начальном этапе освоения образовательной программы необходимо определить и сформировать референтную группу, в которой  происходит обсуждение тематических материалов программы

2. Оптимальный позиционный состав группы для обсуждения следующий:

  • представители администрации школы: завуч по ВР Шалимова Н,А., директор Шарапова Н.И.- осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении в целом.

  • педагоги (учителя и классные воспитатели): руководитель МО классных руководителей Брыкина Е.В., руководитель кружка «Здоровый Я- здоровая Россия»,классный руководитель 10 класса Алтухова А.В.- все прошли обучение в Приоритетном Национальном Проекте «Здоровье»2012 года по направлению «Реализация мероприятий первичной профилактики ВИЧ-инфекции и наркомании в образовательной среде. - благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, медико-психолого-педагогической службой школы), обеспечивают организацию профилактической работы на уроке.

  • Психолог – Терновых Р.А. - обеспечивает:

- психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение конфликтных ситуаций);

- психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;

- организационно целостную психологическую помощь детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

  • медицинский работник: Леденева Л.А. - : обеспечивает работу медицинского кабинета– одного из важных звеньев профилактики, консультативного пункта для педагогов, детей, родителей.

  • родители прошедшие обучение по программе «Здоровье»
  • попечители образовательного  учреждения:

- Библиотечно-информационный центр: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.

-Учреждения дополнительного образования: организуют информационно-просветительскую, работу с родителями, совместное творчество детей, педагогов и родителей, создают условия для активного участия родителей в организации досуга детей.

-СМИ, в том числе Интернет формируют общественное мнение.

Правоохранительные органы:

  • работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных веществ;
  • осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
  • обеспечивают взаимодействие школы с районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  • организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотиков.

Инспектор по делам несовершеннолетних органов внутренних дел,

закреплённый за школой профилактическую деятельность строит по  

трем основным направлениям: работа с учащимися, родителями и

педагогическими коллективами. Среди основных задач школьного

инспектора – профилактика правонарушений.

  • учащиеся, прошедшие обучение по программе»Здоровье» -  создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в мероприятиях по профилактике употребления ПАВ.

                     Мероприятия по осуществлению программы

Мероприятия

Срок выполнения

Ответственные

        Методическая работа

1. Выступления на педсоветах по вопросам профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних.

2. Создание сектора по профилактике ПАВ.

3. Создание банка данных передового опыта педагогов школы по профилактике ПАВ.

4. Проведение ежегодных профилактических медосмотров.

5. Составление социального паспорта класса и школы.

6.  Выступление на совещаниях при директоре школы.

7. Контроль за работой классных руководителей по профилактике вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.

8. Создание библиотеки методической литературы по данной теме

9. Рассмотрение вопросов по профилактике вредных привычек на заседаниях МО классных руководителей.

 

10. Проведение открытых уроков и мероприятий по данной теме.

Диагностика

1. Диагностика по проблеме «Уровень здоровья и здорового образа жизни учащихся»

2. Анкетирование учащихся на приверженность к вредным привычкам.

3. Определение уровня воспитанности учащихся

4. Тестирование на определение валеологической  грамотности родителей

Курс классных часов

1. Общечеловеческие ценности

2. Личная гигиена – основа профилактики инфекционных заболеваний

3. Определение здорового образа жизни.

4. Определение химической зависимости.

5. Традиции и табакокурение.

6. «Вредные привычки» (общешкольное мероприятие).

7. Курение. Влияние на организм.

8. Правда об алкоголизме.

9. «Сказка о вредных привычках» (общешкольное мероприятие)

10. Что такое ВИЧ?

11. Формирование ответственности у подростка за свои действия как фактор защиты от вовлечения в наркотизацию.

12.Алкоголь и алкогольная зависимость.

13.Пресс-конференция «Курение – «За» и «Против»

14. «По ком звонят колокола?»

15. Есть повод подумать

16. ПАВ и последствия их употребления

17. Цикл занятий по психолого-педагогическому просвещению детей по «Стандартам профилактики».

Внеклассные мероприятия

1. Организация и проведение «Всемирного дня здоровья»

2. Организация и проведение «Международного дня борьбы с наркотиками»,  Подготовка   памяток, листовок, обращений по профилактике вредных привычек.

3.Общешкольное мероприятие по профилактике ПАВ «Скажи «НЕТ».

3. Организация и проведение   театрализованного представления

4.  Проведения цикла бесед «Наше здоровье в наших руках»

5. Проведение первенства школы по лёгкой атлетике ««Спорт против курения»

6. Проведение конкурса стенных газет «Здоровым быть здорово!»

7. Организация пропаганды правовых знаний среди учащихся «Подросток и закон»

Семейное здоровье

1. Рассмотрение вопросов  профилактики вредных привычек на заседаниях родительского комитета и родительских собраний

2. Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек у детей

3. Создание лектория для родителей «Сохранения физического и психического здоровья учащихся».

4. Организация пропаганды правовых знаний среди родителей на тему «Подросток и закон»

В течение учебного года

В течение учебного года

В течение учебного года

Ноябрь-декабрь

Сентябрь-октябрь

В течение учебного года

В течение учебного года

В течение учебного года

По планам работы МО

 

       

Апрель

 

Сентябрь

        Октябрь

Март

 

ноябрь

Классные часы проводится один раз в месяц

   

         

 

Сентябрь

Октябрь

Сентябрь

Ноябрь

Постоянно

Март

Постоянно

Постоянно

 

 

Психолог

Зам. директора

Зам. директора

ЦРБ

Кл. руководители

Зам. директора

Зам. директора

Зам. директора

 

Библиотекарь

Руководители МО

 

Зам. директора

Психолог

Кл. руководители

Психолог

 

Кл. руководители

Кл.руководители

 

Учителя физкультуры

Психолог

Волонтеры

Кл. рук.

Зам. директора

Учителя физкультуры

Учитель ИЗО

Администрация школы.

Психолог

Кл. руководители.

Администрация школы.

Психолог

5. Проведение родительских собраний на правовую тематику.

6. Проведение цикла собраний по программе «Путь к успеху»

В течение года

В течение года

Администрация школы.

Психолог

Кл. руководители.

Администрация школы.

Психолог

Кл. руководители.

Тематика занятий по психолого-педагогическому просвещению детей по «Стандартам профилактики»

1 класс

№1 «Давайте познакомимся!»

праздник

№2 «Равенство людей в своих правах»

практическое занятие с элементами рисования

№3 «Путешествие со Светофориком»

Игра-путешествие

№4  «Как себя вести»

практикум по культуре поведения

2 класс

№1 «Права и обязанности школьника»

  час общения

№2 «Митинг сказочных героев»

(20 ноября - Всемирный день прав ребёнка)

представление-митинг

№3 «Здоровым быть модно!»

беседа-диалог

№4 «Право на семью»

игровое занятие

3 класс

№1 «Конвенция прав ребенка»

игровое занятие

№2 «Мое право на образование»

практическое занятие

№3 «Путешествие на Планету ЗиП (Закон и Право) на космическом корабле»

игра

№4 «Правовая Ассамблея сказочных героев»

игра – ассамблея, на которую приехали жители государств.

4 класс

№1 «Мы жители своего района…»

игра-путешествие

№2 «Я имею право» (12 декабря – День Конституции России)

литературный час

№3 «Государственные символы РФ и РТ»

классный час-путешествие

№4 «Турнир знатоков права»

турнир

5 класс

Законы школы – наши законы

Детско-родительская гостиная

«Культура поведения на переменах»

Диспут

Внимание: опасная компания!

Путешествие в сказку

Права человека через призму русской народной сказки

Беседа

6 класс

Человек. Личность. Гражданин

Мозговой штурм

Изучаем «Конвенцию о правах ребёнка»

Беседа-тренинг

Наши права

Диспут

Права человека в современном мире

Диспут

7 класс

Конституция – основной закон государства

Беседа-практикум

Мы – граждане России

Классный час - размышление

Как себя защитить?

Практикум

8 класс

Каждый правый имеет право

Классный час- деловая игра

Преступление и наказание

Диспут

Свой путь мы выбираем сами

Беседа - практикум

«Знатоки права»

Брейн-ринг

9 класс

 №1 «Семья: взаимоотношения и конфликты»

Диспут

 №2 «Мы все такие разные»

Ролевая игра, беседа- диалог

 №3 «Преступление и наказание»

Диспут

 №4 «Сквернословие и здоровье»

Круглый стол

10 класс

 №1 «Противостоять агрессии»

Диспут

 №2 «Кодекс чести»

Круглый стол

 №3 «Свой путь мы выбираем сами»

Беседа

 №4 «Я среди людей и я сам строю свою жизнь»

Диспут

11 класс

 №1 «Права человека в современном мире»

Круглый стол

 №2 «Самодисциплина и самовоспитание школьника»

Дискуссия

 №3 «Агрессия и стресс»

Беседа

 №4 «Честь и Закон»

 Игра «Брейн – ринг»

.

Родительские собрания на правовую тематику

1 класс

Давайте познакомимся. Особенности современной школы и современных требований к школьникам

лекция-информация, беседа.

Отношения в семье как основа  взаимопонимания

мини-лекция, практическое занятие

Режим дня в жизни школьника

семинар-практикум

Поощрения и наказания детей в семье: за и против

родительский ринг

2 класс

Законы жизни семьи, законы жизни класса

лекция-информация.

У здоровых родителей здоровые дети

практикум.

Права и обязанности  детей. Права и ответственность родителей

консультация со специалистом, беседа

Семейные традиции в воспитании детей

ток-шоу с приглашением специалистов, знающих проблему, журналистов, историков, этнографов.

3 класс

Детско-родительские конфликты в семье

обмен опытом

Законодательство о браке и семье

мини-лекция, с приглашением специалиста в этой области в качестве консультанта.

Досуг и здоровье детей

презентация проектов родителей

Праздники и будни нашей жизни

Родительско-ученический капустник

4 класс

Особенности современной школы и современных требований к школьникам

лекция-информация, беседа

У нас такие дети, каких мы заслуживаем

мини-лекция, дискуссия

Выбор ЗОЖ – выбор счастливой жизни

Обсуждение результатов работы проблемных групп

Досуг родителей с детьми

деловая игра 

5

класс

Права человека и права ребенка

Деловая игра

Нормы жизни в обществе

Круглый стол

От чего зависят поступки человека

Деловая игра

Поощрение и наказание  детей в семье

Круглый стол

6

класс

Нравственные законы нашей семьи

Деловая игра

Права и обязанности человека

Деловая игра

Правонарушения и преступления

Беседа

Человек в обществе. Достоинства и недостатки человека

Практикум

7

класс

Декларация прав человека. Конституция РФ о правах человека

Лекция, с элементами беседы

Правовая культура человека

Деловая игра

Правовой статус ребенка: права, обязанности и ответственность от рождения до совершеннолетия

Беседа

Проблемы прав человека в России

Деловая игра

8

класс

Молодежные субкультуры

Лекция с элементами беседы

Преступления и наказания

Лекция  представителя правоохранительных органов

Психолого-педагогические основы проявления агрессии у детей и профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде

Лекция с элементами беседы

Уважение и понимание – основа терпимости

Деловая игра

9 класс

Роль самооценки в формировании личности.

лекция.

Профилактика агрессивности в подростковой среде.

социально-психологический тренинг

Международные документы о правах ребенка

правовой тренинг

Уголовная ответственность несовершеннолетних

лекция + практикум

10 класс

Пока не поздно! – права и обязанности родителей, права и обязанности подростка.

вечер вопросов и ответов

Терроризм и экстремизм

лекция

Подросток и закон

лекторий (рассчитан на несколько занятий)

Правомерное поведение. Правонарушение, юридическая ответственность.

правовой тренинг

11 класс

Закон и ответственность

вечер вопросов и ответов

Защита отечества – священный долг каждого гражданина России.

диспут

Об ответственности

беседа

Причины преступности

лекция, тренинг

Тематика родительского лектория по проблеме

 «Сохранения физического и психического здоровья учащихся»

Заседание №1 (сентябрь)

1кл. Давайте познакомимся.

2кл. Здоровье нашего ребенка: как его сохранить?

3 кл. Труд в школе и семье.

4 кл. Развитие личностных качеств ребенка.

5 кл. «Первые проблемы». Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе.

6 кл. Физические проблемы взросления детей.

7 кл. Мальчик не девочка. Девочка не мальчик… Проблемы и решения.

8 кл. Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни.

9 кл. Выбор дальнейшего пути: за и против.

10 кл. Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?

11 кл. Ваш ребенок вырос: «Правила поведения для родителей».

Заседание №2 (ноябрь – декабрь)

1кл. Трудности адаптации первоклассников к школе.

2 кл.  Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

3 кл. Семейные праздники и народные традиции.

4 кл. Игры общения в семье.

5 кл. Как помочь детям учиться.

6 кл. Воля и пути её формирования у учащихся.

7 кл. Семья – это…

8 кл. Психологические и возрастные особенности развития подростка.

9 кл. Трудный ребенок. Какой он?

10 кл. Друзья и компания моего ребенка.

Заседание №3 (январь – апрель)

1кл. Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться?

2 кл. Музыка и телевизор в жизни ребенка.

3 кл. Родительская конференция «Искусство любить детей».

4 кл. Развитие самостоятельности у детей и его роль в дальнейшем обучении детей.

5 кл.  Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.

6 кл. Педагогический такт…родителей.

7 кл. Вредные привычки. Как им противостоять? Наркотики: как от них уберечься?

8 кл. Человек, которому я доверяю.

9 кл. Взаимодействие семьи и школы по профилактике вредных привычек.

10 кл. Погода в доме. (Как избежать конфликта в семье?)

11 кл. Психическая подготовка учащихся к экзаменам.

Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ

в школе

Эффективность является важной интегральной характеристикой достигнутых результатов профилактики в образовательной среде и отражает их социальную значимость: вклад в решение государственной задачи предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.

Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом деятельности, связанной с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними. Оценка эффективности выполняет важные для практики функции:

диагностики - определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;

отбора - выявление эффективных мероприятий, проведенных классными руководителями, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними для дальнейшего широкого и повсеместного внедрения в практику;

коррекции - внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;

прогноза - определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого.

Общая оценка эффективности профилактики формируется из оценки организации процесса профилактики и оценки результатов профилактики.

При оценке организации процесса профилактики выявляется степень его соответствия положениям программы, определяющим цели, задачи, принципы профилактики употребления ПАВ, минимальный уровень и объем профилактических мер.

         При оценке результатов профилактики определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, воспитанников, связанных с риском употребления ПАВ, а также   изменения    характеристик    ситуации    их    социального    развития,

определяющих риск употребления ПАВ: степень специального контроля, препятствующего употреблению ПАВ; наличие возможности для организации содержательного досуга, а также форм специальной психологической и социальной поддержки для групп риска; изменения в динамике численности обучающихся, воспитанников, употребляющих ПАВ.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от ПАВ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

г) осознанного и уверенного умения сказать  ПАВ «Нет».

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

 Документы

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Приказ от 28 декабря 2010 г. N 2106 об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников

 

Литература

 Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский «Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения» для 9-11 классов

  1. М.М.Безруких, А.Г.Макеева,  Т.А.Филиппова  «Все цвета, кроме черного»  для начальных классов
  2. «Мой выбор» под ред. П.Г.Половожец,
  3. «Педагогика здоровья» под ред. В.Н.Касаткиной,  
  4. А.Л.Соловова  «Навыки жизни» (программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет)
  5.  «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе» под ред. В.Н.Касаткиной,
  6.  «Программа профилактики курения в школе» под ред. В.Н.Касаткиной
  7.  А.Г. Жиляев, Т.И. Палачёва «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся» 5-6,7-9 классов
  8.  Учебно-методическое пособие для учителей «Здоровье» для 1-11 классов под ред. В.Н.Касаткиной

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Анкета

«Изучение рисков  формирования девиантного поведения среди учащихся»

---------------------------------------------------------------------------------------------

Уважаемые ребята,

вы стали участниками опроса, который проводится в целях изучения условий обучения и воспитания учащихся школ. Этот опрос анонимный - в нем не надо указывать свою фамилию или любую другую информацию личного порядка. Чтобы анкетирование было успешным, важно отвечать на вопросы предельно откровенно.

Помни, что конфиденциальность (секретность) твоих ответов будет сохранена.

Мы  надеемся, что ты сочтешь этот опрос интересным.

Если у тебя возникнет вопрос, то, пожалуйста, подними руку, и ответственный за проведение опроса тебе окажет помощь.

Вопросы этого раздела касаются общей информации о тебе не личного характера.

Ответы на вопросы отмечай  галочкой   или  крестиком

Тебе будет указано - в одних вопросах необходимо выбирать один вариант ответа из перечисленных, в других - можно выбрать несколько вариантов ответа.

1. Сколько тебе лет?

12        13        14        15        16        17

2. Укажи свой пол

 Женский

 Мужской

3. Устраивают ли тебя  отношения со сверстниками?

 Да

 Нет

 Не всегда

а  Имеется конфликт со сверстниками

б  Испытываю давление со стороны старших сверстников

4. Беспокоит ли тебя сейчас какая-то трудная и неразрешимая проблема?

 Да

 Нет

Если да то с чем она связана?

(На этот вопрос можно выбрать несколько вариантов ответа)

 с трудностями обучения

 с чувством одиночества

 с неудовлетворенностью своей внешностью

 с неудовлетворенностью своим характером

 Другое, (впиши) _________________________________

5. В сложной ситуации ты обычно:   (Выбери один вариант ответа)

 Теряешься

 Обвиняешь других

 Ругаешь себя

 Ждешь, когда проблему решат другие

 Ждешь, когда проблема решится сама

 Самостоятельно ищешь варианты решения проблемы

6. Ваш семейный климат можно отметить как:   (Выбери один вариант ответа)

 Дружелюбный

 Напряженный

 Часто бывают конфликты

7. Какое отношение к себе со стороны родителей ты наблюдаешь в Вашей семье?

(Внимательно прочитай и выбери один вариант ответа)

 Я, преимущественно, предоставлен сам себе, мои желания и поступки мало контролируются.

 Как правило, за проступки меня не наказывают.

 Почти все мои желания стремятся удовлетворять и при каждом удобном случае подчеркивают мою индивидуальность.

 Мои любые действия и поступки излишне контролируются.

 Родители требуют, чтобы я отвечал(а) за свои проступки в полной мере.

 За проступки я могу  быть серьезно наказан, иногда даже с применением физической силы.

 В нашей семье имеются разные точки зрения на стиль моего воспитания.

 Другое, (впиши) _______________________________________________________________

8. Кто уделяет тебе наибольшее внимание?

 Мать

 Отец

 Брат, сестра

 Бабушка, дедушка

 Другие родственники

 Руководитель кружка, тренер секции

 Никто

9. Имеются ли в Вашей семье семейные традиции 

 Да

 Нет

Если да, то они  связаны с

 Совместным летним отдыхом, отдыхом в выходные дни

 Совместной подготовкой семейных праздников

 Походами на природу, путешествиями в другие города, посещением памятников истории, музеев, спортивных соревнований

 Совместной помощью по дому, участие в ремонте квартиры, машины, работа на дачном участке

 Совместное чтение книг

 Совместный просмотр и обсуждение фильмов

 Традиций нет

10. Имеются ли у тебя трудности со школьным обучением?

 Да

 Нет

Если да, то они  связаны с

 Трудностями в учебе

 Конфликтом с учителями

 Другое, (впиши) _______________________________________________________________

11. Как чаще всего ты проводишь свободное время?

(На этот вопрос можно выбрать несколько вариантов ответа)

 Занимаюсь в спортивной секции

 Занимаюсь в музыкальной школе

 Занимаюсь в художественной школе

 Посещаю кружки

 Чаще всего с друзьями на улице

 Помогаю дома, занимаюсь домашним хозяйством

 Сижу преимущественно за компьютером

 Читаю книги

 Хожу на дискотеки, вечеринки

 Ни чем не занят

12. Где провел эти летние каникулы?

 У себя дома

 На даче

 В летнем лагере

 В санатории, в доме отдыха

 У родственников

 Другое, (впиши) _________________________________

13. От кого ты ждешь помощи, если у тебя возникли проблемы?

(На этот вопрос можно выбрать несколько вариантов ответа)

 Друзей

 Родителей

 Родственников

 Руководителя кружка, тренера секции

 Педагогов

 Психологов

 Классного руководителя

 Надеюсь только на себя

 Помощи не жду

14. В каких школьных или внешкольных мероприятиях ты принимаешь участие

(На этот вопрос можно выбрать несколько вариантов ответа)

 Диспуты

 Дискуссионные клубы

 Агитбригады

 Ток-шоу

 Тренинги

 Акции

 КВН

 Волонтерские мероприятия

 Спортивные соревнования

 Другое, (впиши) _________________________________

 Не принимаю участие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Твоя жизнь – твой выбор»

Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)...

Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"

Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....

Модуль "Твоя жизнь - твой выбор"

Предлагаемый модуль включает комплекс материалов для занятий, направленных на приобретение воспитанниками знаний, умений и навыков реализации здорового образа жизни и предупреждения употребления нарко...

Комплексная психолого-педагогическая программа первичной профилактики немедицинского потребления наркотиков «Твоя жизнь – твой выбор»

Создание системы информационно - пропагандистской работы с обучающимися  по формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков...

Классный час "Твоя жизнь - твой выбор"

Цели: воспитание нравственной культуры учащихся как основы нравственного здоровья; расширение знаний по вопросам психических и физических возможностей человека....

Программа превентивного воспитания "твоя жизнь - твой выбор"

Данная программа способствует формированию правового мировоззрения подростков, предупреждению правонарушений среди учащихся...