«Твоя жизнь – твой выбор»
методическая разработка (7 класс) по теме

Школкин Александр Владимирович

 

Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)

Цели:

- повысить уровень знаний родителей по вопросам употребления психоактивных веществ (ПАВ) детьми и подростками;
- развивать терпимое отношение к проблемам подростков и формирование плодотворных навыков взаимодействия с детьми.

Задачи:

                

  1. Обобщить знания о последствиях употребления ПАВ .
  2. Развивать ценности здорового образа и уменьшать количество поведенческих рисков, опасных для здоровья несовершеннолетних (через выделение основных мер профилактики последствий никотиновой и алкогольной зависимостей).
  3. Создать условия для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки.
  4. Развивать гибкость ума и способность к нестандартным решениям.
  5. Показать необходимость активного обсуждения этой проблемы в семье.

Продолжительность – 50 минут.

Структура всеобуча:

1.Знакомство с проблемой злоупотребления психоактивными веществами современными подростками.- 1 мин
2. Результаты общенационального мониторинга и мониторинга, проведенного в соответствующей школе по проблеме употребления ПАВ подростками.- 5 мин

3. Притча (проблема «тонущих» детей).- 2 мин

4. Игра-активатор «Выбери соседа».-5 мин

5. Упражнение «Неоконченное предложение».- 3 мин

6. Работа в подгруппах (определение причин, мифов и последствий употребления ПАВ. «Портрет» подростка, склонного к их употреблению.)

 В течении подготовки групп – интеллектуальная игра-викторина по профилактике вредных привычек для гостей всеобуча.- 10 мин

7. Мозговой штурм «меры для предупреждения и средства профилактики употребления ПАВ». -5 мин

8. Ролевая игра «Как отстоять свою точку зрения».- 6 мин

9. Упражнение «Отказ от нежелательного действия».- 5 мин

10. Пять строчек по правилам (синквейн).- 5 мин

11. Решение родительского всеобуча: принципы поддержки подростка. – 2 мин
12. Заключение. «Дневник родителя».-1 мин

Методики и технологии, используемые на родительском всеобуче:

Работа в группах, игра-активатор, упражнения, мозговой штурм, ролевая игра, дискуссия, синквейн.

К ожидаемым результатам можно отнести:

- у родителей сформируется представление о глубине данной проблемы;

- взрослые узнают больше друг о друге, о своих детях, что будет способствовать сплочению коллектива;

- родители поймут значимость умения общаться и делиться своими переживаниями.

Ход всеобуча:

1. Здравствуйте уважаемые родители и  гости!  Тема нашей встречи «Твоя жизнь – твой выбор» (См. приложение 1, презентация: слайд № 1).   Мы не случайно собрались сегодня с вами за «круглым столом», то есть все участники разговора равны друг перед другом и вправе высказывать свое мнение, спорить, доказывать и т.п.

Сначала давайте установим правила, которыми мы все будем пользоваться в течении следующих 50 минут.(слайд № 2).

Я предлагаю начать с того, что каждый из вас по очереди представится и назовет свое самое лучшее качество, начинающиеся на ту же букву, что и имя..
Пример: Анна – артистичная.
Безусловно, в каждом из нас и наших детях есть много хорошего! Часто мы и сами не догадываемся на что мы и наши дети способны, чего по-настоящему стоим…. Так, почему же многие из нас так часто идут в другом направлении? А другие, с безразличием смотрят, думая, что это их никогда не коснется ?
Сегодня мы с вами постараемся понять причины, почему наши дети могут идти в другом направлении, постараемся найти выход из многих сложных ситуаций.

(слайд № 3).

Наступил ХХI век. Меняются  времена, меняется и человечество, но наши вредные привычки мы упорно несем за собой из века в век. Более того приобретаем новые: наркомания, токсикомания. Причем это приняло такие масштабы, что приходится констатировать факт почти полного отсутствия инстинкта самосохранения у человека.

Все прекрасно осведомлены о последствиях и курения, и алкоголизма, и наркомании, и тем не менее, множество людей бросаются в эту бездну, даже не пытаясь понять, что гибнут сами и тянут за собою других, не оставляя шансов будущим поколениям.

2. I. (слайд № 4) Это говорит о том, что подростковое курение стремительно молодеет. Свою первую сигарету мальчики выкуривают в возрасте до 10 лет, девочки – в 13-14.

К 15 годам каждый десятый курящий подросток уже страдает никотиновой зависимостью (слайд № 5).

Россия считается самой «курящей» в мире. Из 100 ребят в возрасте 14-17 лет 20 уже заядлые курильщики.

Результаты мониторинга, проведенного в соответствующей школе.

 II. По данным общенационального мониторинга, проведенного в России около 78% детей младшего школьного возраста пробовали алкоголь у себя дома, 45% сделали это с разрешения взрослых (слайд № 6).

Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. (слайд № 7).

 Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

III. По данным общенационального мониторинга, проведенного в России, к окончанию школы 40% детей пробовали наркотики, «сидят на игле» - 9% мальчиков, 5% девочек.(слайд № 8,9,10).

3. Как  вы, родители, можете повлиять на выбор своих детей? Нужно ли пробовать алкоголь, табак и наркотики? Предлагаю вам послушать притчу.

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел тонущих в реке детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего спутника, они позвали его на помощь. Но тот, не обращая внимание на призывы, ускорил шаги.

«Разве тебе безразлична судьба детей?,- спросили спасатели. А путник ответил: «Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. А я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в воду и постараюсь это предотвратить.»

Эта притча говорит о том, что к решению проблемы «тонущих» детей существует 2 подхода:

  1. предотвратить
  2. спасать.

Наша с вами задача (задача родителей и педагогов) – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», т.е. заниматься профилактикой.

4. Игра-активатор «Выбери соседа»

Представьте следующую ситуацию: вы приехали на конференцию, посвященную проблемам молодежи. Перед началом работы вам необходимо поселиться в гостинице с другими участниками – по три человека. Вашими соседями могут быть врачи, педагоги, представители родительских комитетов, наркоманы, бывшие заключенные, больные гепатитом или ВИЧ-инфицированные, то есть все те, кто способен повлиять на разрешение вопросов употребления ПАВ. Вы должны себе выбрать соседа по комнате, но есть одно условие, которое нужно выполнить: на спине каждого из вас будет бейдж с информацией, кем вы являетесь. Вы не знаете, кто вы такой, но по бейджу вам известно, кто ваш сосед. Ваша задача – объединиться с теми людьми, с которыми вы хотите прожить в одной комнате, пока идет конференция. Вы должны проявить мастерство, чтобы убедить их в том, что вы хороший сосед.
Итак, с вашего позволения я прикрепляю бейджи к вашим спинам, и мы начинаем искать соседей.
(В течение 2-3 минут группы объединяются, и начинается обсуждение).

Вопросы:

  1. Что было самым сложным в начале поиска «соседей»? Какие чувства вы испытывали?
    2. Какие методы вы использовали для убеждения «соседей», что вам нужно объединиться?
    3. Получали ли вы отказы и какие ощущения вы испытали в это время?

Вывод: неизвестность, страх быть отвергнутым из-за того, что у тебя проблема, неудовольствие из-за непривычной обстановки, предвзятое отношение к отрицательной роли некоторых «соседей» привело к смешению чувств, неуверенности, неудовлетворенности и раздражению. Подобные ощущения испытывают и наши дети в период своего взросления: страх быть непринятым, комплексы из-за внешности и социального положения, непонимание в семье, чувство своей незащищенности и ненужности. Родители часто не видят, что ребенку как никогда необходимо их внимание и дружеская поддержка, и именно в этот период могут найтись «внимательные люди», которые помогут ему«снять» напряжение с помощью ПАВ.

5.Упражнение «неоконченное предложение».

Вредные привычки –это…

Зависимость – это…

Когда мне предлагают закурить или выпить, я говорю…

Для того, чтобы бросить вредную привычку, нужно…

Многие подростки начинают употребление ПАВ, потому что …

(Родители зачитывают свои предложения, а учитель зачитывает информацию о вредных привычках и зависимости из толковых словарей).

6.Работа в подгруппах.

Давайте с вами попробуем определить причины, приводящие к приему психоактивных веществ(1 группа), мифы (2группа) и последствия употребления ПАВ (3 группа). В итоге у нас получится «портрет» подростка, склонного к их употреблению.

Обсуждение ведется по очереди, приветствуется дискуссия.

Возможные варианты ответов:

I. Причины употребления ПАВ (слайд № 11).

II. Мифы (слайд № 12).

Родители дают опровержение.

III. Последствия употребления пав( слайд № 13).

 «Портрет» подростка, употребляющего ПАВ( слайд № 14).

Итак, мы определили, как может выглядеть подросток, употребляющий психоактивные вещества, и какие причины его к этому толкают. Сегодня ПАВ распространены слишком широко, чтобы успокаивать себя соображениями вроде «моего ребенка это никогда не коснется».
Данная информация может своевременно помочь вам увидеть надвигающуюся опасность и предотвратить беду.

В перерыве (пока группы готовятся)-интеллектуальная игра-викторина по профилактике вредных привычек (приложение 2).

7. Мозговой штурм «меры для предупреждения и средства профилактики употребления ПАВ».

Правила  мозгового штурма(слайд № 15 ).

 Меры для предупреждения (слайд № 16):

 (См. приложение 3 – рисунок).

Средства профилактики употребления ПАВ (слайд № 17).

8. Что же делать, если ребенок закурил?

Ролевая игра «Как отстоять свою точку зрения» ( ситуации для обсуждения – приложение 4).

 Ну что, интересно было? Я хотела бы задать вам несколько вопросов.

  1. Почему окружающие хотели заставить главных героев употреблять опасные вещества?
  2. Какие чувства испытывали главные герои?
  3. Какие чувства испытывали их окружающие?
  4. Что могло бы случиться потом, если бы главные герои отказались употреблять ПАВ?
  5. Что могло бы случиться потом, если бы главные герои согласились употреблять ПАВ?
  6. Как могли еще поступить главные герои, чтобы избежать приема ПАВ?

  1. Упражнение «Отказ от нежелательного действия».

Всем нам известно, что употребление ПАВ может быть вредным и опасным для здоровья человека. Однако в жизни у многих людей был случай, когда им предложили закурить или выпить и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о возможных последствиях. Поэтому становится понятно, что, кроме убеждения не курить или не пить, необходимо еще наличие умения отказываться от него. Умение разными способами отказываться от чего-то ненужного т нежелательного крайне важно для человека.

Давайте теперь подумаем, какие способы отказа от употребления ПАВ существуют (мнения родителей)..

Способы отказа ниже представлены, начиная наиболее мягкой и заканчивая наиболее жесткой (слайд №18).

Давайте перечислим правила, следуя которым, вы сможете убедить других в своей правоте (слайд № 19).

  1. Пять строчек по правилам (синквейн).

 Сейчас я познакомлю вас с правилами написания синквейна. Слово «синквейн» произошло от французского числительного «пять». Это стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам. Одновременно мы будем писать один коллективный синквейн.

Первая строчка – это название темы одним словом. Например, ОТКАЗ.

Вторая строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях. Например, БЫСТРЫЙ, УВЕРЕННЫЙ, СЕРЬЕЗНЫЙ. Затем предлагаю выбрать из этого лексического ряда любые два прилагательных, соответствующие индивидуальному восприятию.

Третья строчка – это три глагола, показывающие  действия в рамках темы.

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме. (фразу из четырех слов предлагают все желающие и любая может быть записана на доске.)

Пятая строчка – это завершение темы. Как правило, это синоним первого слова, выраженный любой частью речи.

В результате работы получилось следующее:

ОТКАЗ

УВЕРЕННЫЙ БЫСТРЫЙ

УБЕЖДАЕТ, ОБЕРЕГАЕТ, ЗАСТАВЛЯЕТ МОИХ МНОГИХ ДРУЗЕЙ И ТОВАРИЩЕЙ НЕПРИЯТИЕ.

(Ведущий предлагает родителям написать второй синквейн. Желающие зачитывают то, что у них получилось).

  1. Решение родительского всеобуча.

Однако быть внимательным к ребенку – это не значит пристально следить за каждым его шагом и подозревать во всем плохом. Это значит – любить и поддерживать его. Очень давно известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: «Тверже пола под ногами, когда я была маленькой. Тверже скалы, когда нужна поддержка, и много тверже скалы в тот момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову».

Давайте в решении нашего родительского всеобуча сформулируем принципы поддержки ребенка (слайд № 20).

Уважаемые родители! Давайте напишем на листочках предложение «Я не хочу, чтобы мой ребенок …» (родители дописывают пороки). Затем сжигаем все пороки, которые могут появиться или уже существуют у наших детей.

12.Заключение (слайд № 21).

В заключении хотелось бы сказать, что прибегая к употреблению ПАВ, ребенок получает возможность «покупать счастье, как товар». Это кажется желанным и соблазнительным тем ребятам, которые не чувствуют себя счастливыми. Мы не можем, к сожалению, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребенку тыл – сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Поддержка в семье и любовь более всего помогают воспитывать чувство ценности жизни.

И для вашей воспитательной копилки, я предлагаю «дневник родителя», который содержит в себе советы, что делать при выявлении девиантного поведения детей. (приложение 5).

Я благодарю всех участников. Спасибо за общение, работу и сотрудничество!    

 

Список литературы:

  1. Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. 5-9 классы. Метод. пособие / Л.И. Саляхова. – М.: Глобус, 2006
  2. Ходосова А.П., Егорова Н.А., Гришина Д.В. Переходный возраст. – М.: Мой мир ГмбХ& Ко. КГ, 2007
  3. Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозвисимости / Под ред. А.Н. Гаранского. - М. - СПб., 2000.
  4. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. № 1.
  5. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М., 2000.
  6. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. - СПб., 2003.
  7. Белогуров С. Б., Климович В. Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании. Наглядно-методическое пособие для проведения занятий с подростками. Центр “Планитариум”. Москва. 2003.
  8. Белогуров С. Б., Климович В. Ю. Профилактика подростковой наркомании. Наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей. Центр “Планитариум”. Москва. 2003.
  9. Н. И. Дереклеева. Родительские собрания. 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2004. - 240 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
  10. Макеева А. Г. Не допустить беды. М.: Просвещение, 2003.
  11. Маюров А. Н. , Маюров Я. А. Алкоголь – шаг в пропасть. Кн. 3. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  12. Маюров А. Н., Маюров Я.А. Наркотики, выход из наркотического круга. Кн. 4. М.: Педагогическое общество России, 2004.
  13. Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана. М.: Просвещение, 1989.
  14. Учебное пособие по профилактике ВИЧ/СПИДа “Полезная прививка” под общей ред. О.Л. Романовой. М.: 2004.я. Управление).

Интернет – ресурсы:

a href='http://www.liveinternet.ru/photo/32923/post19012394/' title='Смертность от курения среди женщин...'>

a href='http://www.liveinternet.ru/photo/32923/post19012131/' title='Новое поколение'>

http://900igr.net/

http://best-dem.ru/category/demotivatory/demy_o_tom_chto_nas_gubit/page/2

http://beta.3-51.ru/blog_post.php?p=492333

http://pedsovet.su/ Интернет-сообщество учителей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"

Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....

Модуль "Твоя жизнь - твой выбор"

Предлагаемый модуль включает комплекс материалов для занятий, направленных на приобретение воспитанниками знаний, умений и навыков реализации здорового образа жизни и предупреждения употребления нарко...

Комплексная психолого-педагогическая программа первичной профилактики немедицинского потребления наркотиков «Твоя жизнь – твой выбор»

Создание системы информационно - пропагандистской работы с обучающимися  по формированию здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков...

Классный час "Твоя жизнь - твой выбор"

Цели: воспитание нравственной культуры учащихся как основы нравственного здоровья; расширение знаний по вопросам психических и физических возможностей человека....

Программа превентивного воспитания "твоя жизнь - твой выбор"

Данная программа способствует формированию правового мировоззрения подростков, предупреждению правонарушений среди учащихся...