«Земные жемчужины»
план-конспект занятия по биологии (7 класс) по теме

В ходе учебно-познавательной игры познакомиться с растениями, занесенными в Красную книгу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_meropriyatiya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

Внеклассное мероприятие

«Земные жемчужины»

учебно-познавательная игра

о растениях, занесенных в Красную книгу.

                                                                          Мероприятие для учащихся

                                                                          7-8 класса                                

ст. Воровсколесская, 2013 год

Цель: в ходе учебно-познавательной игры познакомиться с растениями, занесенными в Красную книгу.

Оформление: Помещение оформляется плакатами  и изображениями цветов, выставкой книг.

Ведущий делит участников игры на три команды. Игра состоит из пяти туров. В каждый тур от команд выходит по одному представителю. Ведущий зачитывает описание растения, представители команд должны по описанию угадать его — сразу или по буквам (плакат с соответствующим количеством ячеек ведущий выставляет перед участниками игры). Игроки отвечают по очереди. Но перед тем, как ответить, бросают игральный кубик. Если выпало число «шесть». То игрок — банкрот (очки заработанные им ранее сгорают). Если выпала «единица», то игрок может воспользоваться помощью команды. Остальные числа на кубике означают количество баллов, которые игрок получит в случае правильного ответа. Игрок, назвавший все слово, приносит команде два дополнительных очка. После каждого тура ведущий проводит общую игру, в которой принимают участие команды целиком и зарабатывают дополнительные очки. Во время общей игры очки зарабатывает команда, раньше других ответившая на вопрос.

 

Ведущий: Все вы помните древнегреческую легенду о Прометее, похитившем у богов огонь и подарившем его людям. Но знаете ли вы, что истинные Прометеи находятся рядом с вами? Замечательный русский ученый-физиолог К.А.Тимирязев, оценивая значение растений как первичных накопителей лучистой солнечной энергии, именно их сравнивал с Прометеем.

Наверняка вы помните продолжение этой легенды. Неблагодарные люди предали Прометея, боги разгневались на него и приковали к скале. Здесь к Прометею каждый день прилетал орел и клевал обнаженную печень, причиняя герою невыносимые страдания. Стоит задуматься, не так ли поступаем и мы с нашими зелеными друзьями? За время существования человечества наша планета потеряла более 50 процентов своего растительного покрова. Десятки, сотни растений исчезли навсегда, а над сколькими еще нависла угроза вымирания! Наша игра посвящена редким растениям, вошедшим в Красную книгу. Давайте сегодня хотя бы вспомним,  что это за растения, и узнаем о них побольше.

ТУР 1

Ведущий:

И цветы, опьяненные росами,

Рассказали ветрам сказки

Нежные,-

И распели их ветры мятежные

Над землей, над волной,

Над утесами.

Так писал Константин Феофанов.

 

До нас дошло немало сказок, легенд о растениях. Вот одна из них.

Повадилась всякая нечисть прятаться за одно растение, а архангел возьми да метни туда громовую стрелу и прострелил цветок сверху донизу. С тех пор бесовская сила страшится этого цветка и ближе 12 верст не подходит к нему, а кто носит этот весенний цветок, может навевать сны.

А растет он так. Весной чуть  только сойдет снег, на прогретых солнцем пригорках вдруг появляются серебристо-серые пушистые комочки. Пройдет несколько дней, и появится цветок, щеголяющий в теплой и нарядной шубке. Как только потеплеет, он скинет шубку и станет, похож на крупный колокольчик, поэтому имеет и второе название - коровий колокольчик.

Про героя нашего первого вопроса полезно знать следующее. Сами по себе прострелы - ядовитые растения. Но люди издавна научились использовать их в лечебных целях - как бактерицидное, фунгицидное, успокаивающее и снотворное средство.

Кроме того, сон-трава - незаменимый помощник геологов. Этот цветок накапливает в себе кобальт и никель. Там, где этих металлов в земле больше, чем обычно, он впитывает их настолько энергично, что не может усвоить до конца и становиться уродливым. Это сигнал геологам: значит, в этом месте могут быть залежи редких металлов кобальта и никеля.

К сожалению, этот красивый цветок занесен в Красную книгу. Сбор цветущих растений запрещен.  Вы можете внести посильный вклад в сохранение сон-травы, купив пакетик семян и вырастив этот чудо-цветок у себя на приусадебном участке.

Тур 2

Ведущий: Все вы слышали об иудейском царе Соломоне, который славился необычайной мудростью. В наших краях растет удивительное растение. Каждый год отмершие стебли оставляют на своем толстом, узловатом корневище рубец. Такие следы и дали повод назвать этот цветок соломоновой печатью. Это ценное лекарственное растение. Поможет оно тем, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, ревматизмом и невралгическими болями. Дайте научное название растения.

Общая игра

Ведущий: Подберите растения для второй и третьей пары по аналогии с первой. К слову, скажу, что это лекарственные растения.

1.Копыто-копытень.

2.Наперсток-…(Наперстянка.)

3.Хохол-…(Хохлатка.)

(Ребята выполняют задание.)

Ведущий: На доске в первой колонке даны рисунки растений, во второй -названия. Установите соответствия между названием и рисунком.

(С  данным заданием учащиеся легко справятся, если увидят закономерность в способе образования данных названий. Белокрыльник - его лист похож на белое крыло, окружающее початок; гроздовник - с гроздьями; лунник - растение имеет прозрачно-пленчатые плоды, напоминающие луну, и т.д.).

  • Гроздовник полунный (ключ-трава);
  • Страусник обыкновенный;
  • Белокрыльник болотный;
  • Лунник оживающий;
  • Коротконожка перистая.

Тур 3

Ведущий: На открытых склонах даже при малейшем дуновении ветра эти цветки приходят в движение и, словно белые бабочки, машут своими листьями -крыльями. Поэтому их и величают “дочерьми ветров”. Каково же латинское название этого цветка?(Анемон.)

(Представители команд отгадывают название. Ведущий начисляет очки.)

Ведущий: Ветреницы лютиковые, лесные, дубравные занесены в Красную книгу. Для их сохранения необходимо создавать в местах их произрастания ботанические заказники и запретить сбор этих цветов на букеты.

Общая игра.

Ведущий предлагает несколько литературных заданий.

«Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик, лилово-розовый анемон наклонил свою головку». Назовите автора этих строк и произведение, в котором есть эти слова. (Н.В.Гоголь «Мертвые души») – команды отвечают.

Алексей Константинович Толстой писал:

О чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

Колокольчики звенят! Выйдешь росным утром на луг и опешишь: некоси сплошь подернулись лиловым и голубым. Восстановите из предложенных слогов фразу из стихотворения еще одного известного русского поэта – певца среднерусской природы.

За жар ся тал по ме бой лу вой го. (Заметался пожар голубой).

- команды выполняют задание.

Ведущий: К сожалению, вблизи населенных пунктов крапиволистный, персиколистный и широколистный колокольчики теперь встретить можно редко. Их численность постоянно сокращается. Они занесены в Красную книгу.

Восстановите из разрозненных слов две стихотворные строки поэта А.Н.Майкова.

Цветок чистый подснежник голубенький снежок а сквозистый подле последний. (Голубенький, чистый подснежник цветок, А подле сквозистый последний снежок.)

Тур 4.

Ведущий: В древности, когда фармацевты придерживались учения о сигнатурах, этот цветок признавался за средство от болезней печени, ведь его листья напоминают печень. Так как же этот цветок назывался на Руси? (Печеночница) –  представители команд угадывают слово, Ведущий определяет количество очков.

Ведущий: Есть еще другие прозвища у этой травы: перелеска, ветреница чистая, синий подснежник, троянок (лист печеночницы разделен на три доли). Как все представители семейства лютиковых – ядовит. Берегите эту милую травку, не рвите ее на букеты. Ведь радость от такого букетика мимолетна, через день – два его выбрасывают, а вот потеря в природе может быть невосполнима. Все цветы хороши там, где растут. Желающие могут развести перелеску у себя в палисаднике: есть садовые формы с махровыми цветками, а также с розовой, пурпурной окраской цветков.

Общая игра.

Ведущий показывает иллюстрацию с медуницей. Команды должны назвать цветок. Если же они не знают, Ведущий читает подсказки. Каждая новая подсказка уменьшает цену вопроса на один балл. Максимальная оценка – 7 баллов.

Подсказки.

  1. Цветок полюбился нашему народу с былинных времен. Не зря в подводном царстве о нем тосковал Садко.
  2. Лесное копьецо, медвежья трава – это другие названия того же цветка.
  3. В сказочном Зеленом городе этот цветок знали как лечебный.

- команды отгадывают.

Ведущий: Медуница – ценное лекарственное и декоративное растение. Какими лечебными свойствами она обладает? – препараты из медуницы обладают вяжущим, противовоспалительным, кровоостанавливающим действием. Микроэлементы улучшают кроветворение и регулируют обменные процессы. В народной медицине растение в виде настоя применяют в виде примочек и компрессов, внутрь – при  некоторых заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

                - команды отвечают

Тур 5.

Ведущий: На Руси называли его русалочьим цветком, одолень-травой. Ладанку с лепестками этого цветка брали с собой в дорогу и носили на груди: считалось, она оградит путника от бед. Именно к нему в трудную минуту обращался Константин Бальмонт

Одолень-трава,

Я среди чужих,

 стынут все слова,

замирает стих.

Я среди людей,

Нет житья от них,

Помоги скорей,

Дай мне спеть мой стих…

Что это за растение? (Кувшинка)

Ведущий: Еще совсем недавно этих цветов было сколько угодно, но люди лишенные здравого смысла, на лодках и вплавь забираются в тихие заводи и рвут, рвут… и зря: никогда этот цветок не будет стоять в вазе.

Огромное количество растений включено в Красную книгу. А ведь каждое из них уникально и неповторимо. Именно от нас зависит, оставим ли мы потомкам свою планету зеленой, цветущей и изобильной или опустошенной. Именно от нас зависит, сохраним ли мы Земные жемчужины!

Ведущий подводит итоги игры, награждает победителей.

Основная литература.

СтрижевА. Русское разнотравье. М. Дрофа,1995.

Красная книга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курортная жемчужина Балейского района

Научно - исследовательская работа на районную конференцию " Шаг в науку"...

жемчужины Тверского края

Презентация по музыкальному краеведению...

Урок-викторина - Байкал - жемчужина Сибири

С данной разработкой я принимал участие во Всероссийском фестивале педагогических идей "Открытый урок 2010". Урок-викторина может быть использован как внеурочное мероприятие по биологии, географии, ес...

Презентация на тему: "Планеты земной группы" к открытому уроку :"Планеты земной группы".

Урок способствует хорошей подготовке учащихся к олимпиаде по астрономии и расширению знаний по астрономии....

Урок по лирике А.Блока « Земная из земных» любовь в поэзии А.Блока

Тема любви в лирике А.А. Блока освещена в учебниках, но  не достаточно глубоко. На мой взгляд, до учащихся не донесён сложный  эволюционный путь этой темы в его творчестве.. Ибо Блок н...

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры

География, 5 класс, раздел "Земная кора"...