Курортная жемчужина Балейского района
материал (история, 8 класс) по теме

Научно - исследовательская работа на районную конференцию " Шаг в науку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urguchan.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 2

Ургучан –

 курортная жемчужина Балейского района.

                                            Выполнила:             Тимофеева Светлана,                                                                 ученица 8 класса.

                                           Руководитель:    Ларионова Елена Юрьевна,                                                                        учитель русского языка и                                                         литературы.

г. Балей, 2008 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2

Основная часть …………………………………………………………………..4

Заключение ………………………………………………………………………12

Литература         ………………………………………………………………………13

Приложения ………………………………………………………………..........14

Введение

        Забайкалье чрезвычайно богато источниками, вода которых содержит  минеральные соединения и может быть с успехом использована в лечебных целях. По своему химическому составу и бальнеологическим свойствам забайкальские минеральные воды не уступают водам лучших из прославленных курортов Кавказа и западных областей нашей страны.

        Наличие на территории Забайкальского края большого количества источников с углекислыми, углекисло-радоновыми и другими видами вод в сочетании с климатическими особенностями, присущими среднегорной континентальной зоне, создает предпосылки для организации здесь лечебниц самого разнообразного профиля.

        В Забайкалье, наряду с теми немногочисленными курортами, бальнеологические факторы которых более или менее изучены или изучаются в настоящее время, имеется огромное количество почти неисследованных источников, хотя на базе отдельных из них функционируют дома отдыха и санатории. К числу их относится и курорт «Ургучан».

        Что такое «Ургучан»?  Курорт - скажете вы. И будете правы. А знаете ли вы о нем еще что-нибудь, кроме этого? Уверена, очень многим об «Ургучане» больше нечего сказать.

        Исходя из этого, мы поставили перед собой задачи: 

 1. Заново открыть многие стороны из истории этой незаслуженно забытой жемчужины Балейского района.

2.  Представить характеристику исследовательской проблемы.

3. Изучить историю возникновения курорта.

4. Проследить современное состояние курорта «Ургучан».

       

Методы: наблюдение, опрос, эксперимент.

Предмет: изучение целебных свойств курорта «Ургучан».

Объект: история происхождения и современное состояние курорта «Ургучан».  

        

Если Ты еще не сражен  стрелой верных слуг Ургучана,

Ты – Добрый или Злой – ступай в долину.

Увидишь Камень  Великого Духа.

Богатство Несметное, богатство Великое.

В русле познания Вода.

В Воде - новая жизнь.

Сверши омовение.

Если злой – приумножишь Зло, заключенное в воде и свои болезни,

Добрый – освободишь могущество и силу,

Тогда будешь править миром.

                                                                                                    Завещание Лам.

        Вдоль берега реки Шилка там, где стеной вплотную подступает Ундинский хребет, кочевало племя охотников – орочонов. И была у этого племени легенда, дошедшая до нас.

        Это было тогда, когда леса покрывали все, реки несли много вод, зверей, рыбы, птиц не счесть. Великий наров орочонов был хозяином этих мест. Любой охотник мог в единоборстве одолеть медведя, поразить соболя или белку стрелой в глаз, был необычайно вынослив. Всем владело племя, но страдало одной болезнью: каждый, достигший тридцатилетнего возраста, вдруг быстро старился, становился немощным. Лучшие шаманы старались отыскать лекарство, но не было его. И однажды Великий шаман племени поведал, что Духи открыли ему тайну – лекарство скрыто в воде, дарующую молодость и силу, и что скоро народ орочонов обретет эту живую воду. Но луна сменяла  луну, солнце – великий повелитель планет обходило все созвездия, а лекарство все не находилось. У охотников существовал обычай - быстро стареть. Так случилось с охотником Орокто: бесстрашным и смелым, единственным, добывшим белого медведя. Не было равным ему по силе, выносливости. Вот достигнут тридцатилетний рубеж. Орокто быстро увядал, превратившись в немощного старика. Обычай надо соблюдать, и в первую луну он, снаряженный луком с колчаном стрел, палицей, покинул стойбище. Идти он должен был три полных луны на Восток, пока силы его не оставят. Кончился запас мяса, силы быстро иссякали, и тут на склоне Орокто увидел оленя с большой раной на боку. Но добыть не смог: руки не держали палицу, стрела не слушалась. Устало, проводив уходящего оленя, Орокто продолжил свой путь. Ранним утром он спустился в распадок- урочище, окаймленное причудливыми скалами, сил не было. Здесь и решил охотник устроить свой шалаш, чтобы отправиться в Вечное Царство Теней, Царство Вечной Охоты. Кое-как натаскал он веток, огляделся. Он находился в урочище, окруженном высокими хребтами с густой тайгой. Стояла ранняя осень. Ярко святило солнце, голубело небо, зеленая хвоя, красные листья осины, желтые листья березы создавали причудливый колорит. «Чудный уголок», подумалось охотнику и жаль, что он такой немощный. Через урочище протекала река. У Орокто появился интерес, откуда она проистекает. Двигаясь вдоль берега, он вышел на болото и вдруг увидел окруженное осокой озерцо, которое узким протоком вытекало и впадало в речку. И увидел оленя, стоящего на берег источника. «Эй, - сказал охотник, - я видел тебя вчера и снова встретил здесь. Где твоя глубокая рана? И что ты здесь делаешь?» «Не ты встретил меня, а я ждал тебя здесь. Видишь, раны  меня нет. Вода, тайна исцеления скрыта в ней», - сказал олень и, повернувшись огромным прыжком, исчез в дремучей тайге. Удивился охотник, вода, действительно была необычной, кислая на вкус, газы пощипывали рот и нос. Когда охотник решил сварить чай,  она быстро вскипела. Согласно обычаю, Орокто обязан был провести омовение, облачиться в чистую одежду. Вода была необычайно холодна, но на удивление у охотника появилось чувство тепла, вроде все соблюдено. Можно отправляться в Царство Вечной Охоты. Настало утро. Орокто выглянул из шалаша - все то же урочище, те же скалы. И он чувствует в себя очень необычно - появился прилив сил, исчезло чувство вялости, слабости. Немало удивившись, Орокто вернулся к  ключу, где совершал омовение, взглянул на воду и отпрянул, на него смотрел молодец, неизможденный старец, а молодец. Руки могли свободно вращать палицу, стрела слушалась руки. И понял охотник, что вся сила в чудо – воде. О ней, когда-то поведал шаман племени, здесь исцелился олень. И решил Орокто вернуться в стойбище. Но соплеменники не признали в нем «того» Орокто, потому что перед ними стоял молодец. С трудом охотник убедил, что это он. И привел сюда свой народ, который исцелился от недуга ранней старости. Речь идет об Ургучане, урочище, которое известно сейчас всем.

        Несколько сотен лет хранило орочонское племя тайну таинственного урочища и спрятанного в нем святой  воды. Пришедшие сюда, казаки атамана Пашкова и Петра Бекетова прослышали о ней. Они искали воду, но не нашли не урочища, не воды. Правда, позже был человек, который рассказывал, что орочоны показали ему ключ, или только рассказывал, что видел. Сохранилось донесение государю, датированное 1715 годом, где упоминалось, что в Селькари есть речка Ургучан, и в верховьях речки той есть ключ, силы чудесно прибавляющей, раны исцеляющей, и надобно найти эту воду и использовать для государства Российского.

        Первые внятные сведения об Ургучане появились сто лет назад, когда в район Алек и Нерзавода передвигались большие группы каторжан по Екатеринискому тракту (ныне Борзинское шоссе). Когда первые переселенцы пришли в Ургучан орочонского племени уже не было, не сохранилось и следов их пребывания, кроме Шаман-камня, где на Восточной стороне и до сегодняшнего дня можно отчетливо увидеть тибетские письмена-выдержка из одной тибетских мантр. Звучит она следующим образом: «Десять Будд четырем сторонам света заповедуют здесь возрождение светлого духа» (в самом деле, человек, прошедший курс лечения минерально-радоновой водой отмечает в себе перемены в отношении мировоззрения жизненной позиции.)

        Название «Ургучан» долго не переводилось, трактовали по-разному - «Чаша с водой», «Снотворное», «Дающее сон», в 2001 году при помощи компьютера расшифровали, что Ургучан восходит к тибетскому и переводится, как «Ур» - «свет», «Гу» (гуру) - «святой, учитель», «Чан»-«чаша». «Ургучан» - «чаша святого огня».

        Как, когда и кто оставил тибетскую мантру и название - остается загадкой, ясно одно, что пришедшие сюда с Востока были в Ургучане еще до орачон, когда здесь шумело реликтовая тайга.

        До 1936 года Ургучан использовался стихийно, только в теплое время года люди «своим ходом» (на конях) приходили сюда, проводили только прием воды в виде омовения или ванн, выдолбленных сосновых получурках. Вода нагревалась горячими камнями из костра, строили шалашы, рыли землянки. Привлекали сюда необыкновенные климат и вода, заметили, что хорошо лечатся болезни позвоночника и суставов, паломничество в Ургучан росло.

         Как источник для массовых посещений Ургучан стал развиваться с    20-х годов. История курорта гласит, что строительство развернулось, когда директором рудника Балей стал А.И. Мильчаков. При нем в 1927 г. построен трехквартирный дом, строились первые корпуса. Первый корпус для отдыха и лечения горняков был барачного типа, на 70 мест. Второй корпус на 40 мест. Начали строить в 1929 году. До 1936 года на курорт приезжали только балейцы. Как санаторий областного значения Ургучан открыт 1 июля 1936 года. Очевидцы этого события рассказывали, что было очень красиво и весело. Играл духовой оркестр, приезжали военные, женщины устроили ситцевый бал.

        Когда началась война, курорт был закрыт, а в его корпусах разместился детский Дом, просуществовавший до 1944-45 годов. Затем там находилась мужская зона, и лишь в 50-х годах Ургучан снова стал лечебницей.

        Следующий третий корпус на курорте был построен в 1975 году, а четвертый заложен 23 мая  1989 года и 20 ноября 1991 году уже сдан под ключ. Строители его на паях: Кокуйский  судостроительный завод и комбинат «Балейзолото». По бытовым условиям корпус совершенен, построен по ленинградскому проекту: уютный холл, удобные номера, имеется тренажерный зал. Под стать жилым корпусам и поликлиника.

        Физиокабинет один из лучших в области. К услугам больных - общие ванны, вихревые, ножные - ручные, подводный душ - массаж, физиолечение, магнитотерапия, парафинолечение, ручной массаж и многое другое. Но в основном лечебное действие связано с водой, имеющей щелочную реакцию, с высоким содержанием железа, кремниевой кислоты. Радон - это радиоактивный газ, которым насыщается вода в глубинах земли. Его особенность – радиоактивность. Распадаясь во время приема ванны, радон испускает излучения: альфа, бета, гамма. Этот набор излучений дает лечебный эффект (в основном, альфа-излучение).

        Спектр болезней, поддающихся при помощи радоновой воды широк: опорно-двигательной системы (артрозы, артриты, полиартриты, радикулит, переломы); хронические неинфекционные кожные заболевания (нейродермит, язвы трофические, псориаз); заболевания нервной системы, гинекологические, вегетососудистая дистония, заболевание почек и т.д.

        Отдыхающие, приехавшие сюда на лечение, работают. Работа начинается с первой минуты, как они ступят на эту землю. Организм интенсивно воспринимает воздействие климата, который здесь уникален. За 70 млн. лет сложился особый микроклимат Ургучана. Горная местность, до сих пор не тронутая цивилизацией природа. Кроме котельной нет ни одного промышленного предприятия. Чистейший воздух, дышится легко. У некоторых поначалу может возникнуть ощущение нехватки воздуха, небольшая одышка, головные боли. Но это нормальное явление- попадание с равнины в горные условия. Период акклиматизации проходит быстро, и отдыхающих уже можно видеть на терренкурах (специально оборудованных дорожках для лечебной ходьбы) разных групп сложности и туристских маршрутах, направляющихся  к скалам Три брата, в Буториху, на скалу- пирамиду.

        А полюбоваться есть чем. Если зима, то снега в 20-30 см не увидишь, самый маленький - выше колена и изумительной чистоты.

        Осенью прозрачность воздуха дурманит запахом дождя, увядающей листвы. Весна всегда что-то трогает в душе, когда все просыпается к жизни. А уж лето, с его буйством красок, никого не оставит равнодушным. Лечебным эффектом, помимо воды, обладает и природа.

        Как курорт, Ургучан пользуется большой популярностью среди больных, проживающих не только в Забайкалье, но и в других местностях нашей страны.

        В последние годы Ургучан часто посещают шаровые молнии, отмечено свечение склона горы у Шаман-камня, в 2005 году (свечение в виде марева в ночное время отмечалось местными жителями).

        В 2006 году отмечалось два подземных толчка силой около пяти баллов, от которых развалилась скала и около тридцати тонн камня съехали в долину.

        Само урочище находится на границе северного и южного склонов Ундинского хребта. С высоты можно отметить, что распадок слагается из четырех распадков, которые, пересекаясь в районе Ургучана, образуют причудливую букву «Х» или знак «икс». По урочищу протекают две речки:   р. Бочкариха и р. Турчиха, которые, вливаясь одна в другую, образуют речку Ургучан, впадающую в Шилку.

        В окрестностях Ургучана много уголков, интересных с точки зрения туризма. Например, культовый центр «Три брата», «Три сестры», ворота «Ургучан», «Саврасова грива». Кстати, очень интересна особенность рельефа Ургучана, он очень похож на рельеф источника Былыра, расположенного в Кыринском районе, где, по преданию, был великий Чингисхан.

         В семи километрах от Ургучана в южном направлении расположены Ворота, похожие на арку. Но вызывает удивление тот факт, что такие по форме и расположению Ворота (с запада на восток) существуют и на Алханае (Дульдургинский район). Втупаешь в Ургучанские Ворота, тебя обдувает ветерок, шагнул назад - штиль. Алханай («шаг богатырского коня» с бурятского) - это источник, который совсем не исследован. Все три источника: Ургучан, Былыра, Алханай связаны, как будто, неведомой нитью.         На карте они находятся в углах почти равнобедренного треугольника, странная игра природы. Рельеф местности, лечебные факторы - все очень сходно почти 1:1. Загадка?!

        Есть на Ургучане курумняки-каменные речки, которые находятся всегда с северной стороны. Сколько хребтов! Это обломки скал, напоминающих черепицу крыши, медленно сползают в долины. Предположительно, образовались они из-за землетрясений.

 Существует в Ургучане и знаменитый Шаман-камень, молитвенное дерево «Обо», посещаемые бурятами. Породы, слагающие ургучанские скалы, состоят из древних осадочных пород, сформировавшиеся более 70-ти млн. лет назад.

         Установлена одна особенность рек Ургучана - они не образуют пойм, что характерно для разрушающегося хребта. Вместо этого речки Бочкариха, Турчиха, Ургучанка как бы рассекают дно урочища, из чего был сделан вывод, что окрестности Ургучана постепенно растут и через один миллион лет там, где сейчас тайга, будут вечные льды из накопившихся снегов, исчезнет под ледником и само урочище, но это будет через один миллион лет.

        Редкие виды растений есть в Ургучане. Например, курильский чай, который здесь в изобилии, очанка - лекарственная трава, грушанка, Данилова трава, вереск, исландский мох, угрюм, сибирский лимонник.

        Край Ургучана не раскрыл до конца своих тайн. Энергетика в последнее время здесь усиливается, что требует дополнительного исследования. И еще одна особенность - ургучанская тишина. Она необычна, молчалива, всегда чего-то ждет. Не смотря на воздействие человека, дух Ургучана невозмутим. Пока невозмутим…

Заключение

        В недрах  Борщовочного хребта, на его северо-западном склоне, расположен известный своей реликтовой тишиной и источником живой воды  санаторий «Ургучан», который исцелил ни одну тысячу людей, вдохнул надежду на выздоровление в тех, кто её потерял.

        Падь, в которой размещены здания санатория, окружена причудливыми утёсами и скалами, покрытыми хвойно-лиственным лесом, зарослями багульника и черёмухи. В низине протекает речка Ургучан. В окружающей курорт тайге  нередко можно встретить диких коз, рябчиков, косачей, зайцев. Климат, как и везде в Забайкалье, резко континентальный, зима суровая, лето тёплое. Число часов солнечного сияния 2200 в год, что благотворно влияет на общее самочувствие.

        По оздоровительному эффекту лечебными факторами «Ургучан» не уступает ни одному из действующих в стране радоновому санаторию.

Литература

1. Аргунова В. // Это место средь гор Ургучаном зовут. - № 46. – 2007.

2. Боенко И.Д., Зайцев Д.И.  Курорт Ургучан. – Читинское книжное издательство, 1988.

3. Боенко И.Д. Лечение на курортах Забайкалья. – Чита, 1988.

4. Бурксер Е.С. Основы курортологии. – Медгиз, 1980.

5. Вишневский А.С. Курортное дело. – Москва, 1997.

6. Выживал и выжил // С. 6. – Забайкальский Рабочий. - № 120. – 2006.

7. Гробштейн С.С., Васелов С.И. Лечение на курортах Забайкалья. – Чита, 1989.

8. «Горная страна» - Ургучан // С.2. – Балейский Рабочий. - № 45. – 2006.

9. Курцин И.Т., Малахова З.Г., Прокопенко В.Г.  Проблемы бальнеологии. – Медгиз, 1992.

10. Щепотьева Е.С. Искусственные радоновые ванны и методика их применения. – Чита, 1999.

Приложения

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий агитбригады «Озеро Грузское – жемчужина Орловского района»

Агитвыступление - защита экологического проекта "Озеро Грузское".Содержит информацию о географическом положении озера и его бальнеологическом значении....

Музей истории образования г. Балея и Балейского района, Забайкальского края.

Особая образовательная среда – музей истории  педучилища и народного образования Читинской области  ( Г. Балея, Балейского района, Забайкальского края ) есть в Балейском педагогическом колле...

Урок мастер- класса на тему: «Создание маршрута экологической тропы в курортной зоне Абзелиловского района Республики Башкортостан»

Урок мастер- класса на тему:«Создание маршрута экологической тропы в курортной зонеАбзелиловского района Республики Башкортостан» Для учителей биологии, географии, химии средних и основных ...

Проектный метод как способ развития детского общественного движения в Курортном районе Санкт-Петербурга.

Статья рекомендована для прочтения  организаторам по воспитательной работе, социальным педагогам, педагогам дополнительного образования. Статья  описывает и раскрывает методы проектной деяте...

«О системе работы по профориентации в школах Курортного района»

О системе работы по профориентации в школа Курортного района...

Развитие детского движения JuniorSkills в Курортном районе Санкт-Петербурга, как способ профессиональной ориентации подростков

Идея проекта – создание системы профессиональной ориентации подростков, через развитие детского движения JuniorSkills в Курортном районе Санкт-Петербурга...

«Жемчужина Самура» к 73 летию Магарамкентского района

На всем земном шаре нет такой страны, где на небольшой площади помещалось бы столько народов с различными языками, племенными и бытовыми особенностями. Дагестан еще издавна получил название Гора языко...


 

Комментарии

Предлагаю вашему вниманию и обсуждению