Проект на тему: "Стресс"
презентация к уроку по биологии по теме

Солодовник Елена Ивановна

   Даная тема является особо актуальной,  т.к. по данным ВОЗ более 40% соматических заболеваний кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем у детей возникают в результате неблагоприятного воздействия стрессов. В проекте приводятся исследования данных детского отделения районной поликлиники г. Красный Кут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhanie_2.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

1. Введение.

   Даная тема является особо актуальной,  т.к. по данным ВОЗ более 40% соматических заболеваний кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем у детей возникают в результате неблагоприятного воздействия стрессов.

    Исследовав данные детского отделения районной поликлиники г. Красный Кут, мы получили следующие результаты влияния стресса на детский организм:

Вегетососудистая  дистония:

   дошкольники и младшие школьники-22,5%

   подростки-43,9%

Головные боли-20%

Мигрени- 4,6%

Повышенное АД—18%

Бронхиальная асма-2%

Нарушения аппетита-20%

Желудочно-кишечные расстройства-11%

Нет такого человека, который бы никогда не испытывал стресс. В человеке заложен особый биологический механизм, помогающий справляться с эмоциональной перегрузкой. Такое состояние временно и предназначено природой для экстремальных ситуаций. Организм не может пребывать в нем долго, т.к. наносится непоправимый ущерб здоровью. В чем заключается вред стресса?

  В данной работе мы расскажем о природе и причинах стресса, различных аспектах его влияния на организм ребёнка, ознакомим с различными современными методами исследования стрессовых состояний и профилактическими мерами. В результате ознакомления с данным материалом мы узнаем симптомы стресса и научимся правильно выходить из стрессовых ситуаций, а значит сможем сберечь своё здоровье.

  2 Основная часть

       1. История изучения стресса

    Стресс (от английского stress-напряжение) - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий и  мобилизирующее защитные силы организма[1].  Этот термин впервые введён канадским учёным Гансом Селье в 1936 году,  [2]. Вызвать стресс могут воздействия различного рода - радость, испуг, горе, боль, холод, тепло, обезвоживание, отравление, травма, некоторые лекарства, психические потрясения и т. п. Раздражители, вызывающие стресс, были названы Селье стрессорами.

Г.Селье показал, что при действии на организм чрезвычайного (стрессового) раздражителя железа внутренней секреции - гипофиз, расположенная на нижней поверхности головного мозга, увеличивает секрецию адренокортикотропного гормона, стимулирующего деятельность коры надпочечников, в результате чего в кровь поступает в большем количестве гормоны-кортикостероиды. Мозговое вещество надпочечников при стрессе выделяет адреналин. Эти и другие гормоны, в свою очередь, стимулируют механизмы, благодаря которым организм приспосабливается к новым условиям. Механизмы такого приспособления к воздействию физических, химических, эмоциональных и других раздражителей не специфичны и являются общими для любых стрессовых воздействий. Это позволило сформулировать понятие о так называемом общем адаптационном синдроме.

2. Стресс в нашей жизни

1.Общий адаптивный синдром.

        Изменения, возникающие в организме при состоянии стресса, Селье назвал общим адаптационным синдромом. Общим этот синдром назван потому, что его возникновение связано с изменением общего состояния организма; адаптационным -  способствует преодолению, вредного действия раздражителей и повышает на некоторое время неспецифическую резистентность      (устойчивость) организма; синдромом - из-за взаимосвязи наблюдаемых при этом явлений.

К возникновению адаптационного синдрома, кроме гормонов гипофиза и надпочечников, определенную роль играет нервная система. Установлено, что чрезвычайный раздражитель ведет вначале к возбуждению симпатической нервной системы и высших нервных центров, откуда оно передается на гипофиз и надпочечники. Не исключается реакция других эндокринных желез Общий адаптационный синдром, как и всякая реакция, имеет свои закономерности развития.

При этом синдроме различают: 1)реакция тревоги, 2)стадия резистентности (устойчивости), 3)стадию истощения.

          РЕАКЦИЯ ТРЕВОГИ - (иногда обозначается как стадия мобилизации или аварийная) состоит из двух фаз: шока и противошока.

         СТАДИЯ РЕЗИСТЕНТНОСТИ - развивается вслед за реакцией тревоги.

         В первой и второй стадиях организм приводит в действие свои внутренние возможности, позволяющие адаптироваться к внезапным, необычным изменениям среды. Если эти резервы истощаются, а стрессовая ситуация остается, может наступить третья стадия.

СТАДИЯ ИСТОЩЕНИЯ – для  организма трудная, - она расстраивает его функции и не дает возможности адаптироваться. Эта стадия ведет даже к гибели организма и  раннему старению.

Стресс может проявляться по-разному. Одни из симптомов более распространены, другие - менее. Одни проявляются только у женщин, другие - только у мужчин. Одни зависят от предрасположенности организма, другие - нет. Наиболее распространенные симптомы: сердцебиение, боль в груди, затрудненность дыхания, расстройство пищеварения тошнота, понос, частые позывы к мочеиспусканию, слабость, бессонница, конвульсии, усиление болей различного происхождения, раздражительность, чрезмерное беспокойство.

Слишком сильный стресс может угрожать здоровью. При следующих симптомах необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью: приступы головокружения или потери сознания, кровотечение из прямой кишки (может указывать на язву), очень частый пульс, который не унимается, потные ладони, хроническая боль в спине или в шее, хроническая или острая головная боль, дрожь, сыпь, непреодолимое беспокойство, сонливость.

2.Особенности подросткового стресса

В подростковом периоде дети уже не хотят, чтобы их считали детьми, но еще боятся ответственности взрослого человека. Даже при нормальном развитии ребенка в подростковый период происходит "гормональный ураган" В это время происходит самое бурное развитие, т.е. половое созревание, которое означает только физическое взросление, отнюдь не психологическую зрелость. Поэтому необходимо   правильно подойти к периоду взросления, помочь подростку справиться со стрессами. Подростки более подвержены стрессу, более страдают от давления и отчуждения сверстников. Им трудно быть непонятыми, непопулярными, осмеянными. Поэтому подростки чаще всего начинают подстраиваться под друзей.

Виды подросткового стресса разнообразны.

.   Сексуальный стресс появляется в ответ на решение сексуальных проблем. Девочки подвергаются особому риску - увеличивается количество различных сексуальных оскорблений в их адрес, девочки в 2 раза чаще, чем мальчики подвергаются сексуальному насилию. С началом половой жизни появляются проблемы сексуального плана, к решению которых подростки еще не готовы.

Стресс первого свидания - подросток несколько дней проводит в волнении, готовясь к встрече с человеком, которому он не безразличен.

Школьный стресс развивается почти у каждого школьника, который обеспокоен выбором профессии и поступлением в ВУЗ. Стремление быть первым порождает массу проблем психического плана.

Семейный стресс. Нестабильная семейная жизнь, семейные драмы, развод, повторные браки вызывают сильнейшие стрессы у пытающихся осознать свое место в жизни подростков.

Симптомы подросткового стресса.

Многие симптомы стресса, характерные для взрослых, такие, как головная боль, депрессия, расстройство желудка, имеют место и у подростков. Однако подростки чаще подвержены таким серьезным и опасным симптомам, как антисоциальное поведение, злоупотребление наркотиками, несчастные случаи, самоубийства.

Девушки обычно направляют свои тревоги на себя, что часто становится причиной физиологических расстройств, таких как булимия или анорексия. Юноши более склонны к участию в преступлениях, однако в последнее время растет и число девушек-преступниц, что, видимо, связано с употреблением наркотиков. Подростковая преступность связана со стрессом жизненных перемен. Чем больше перемен приходится преодолеть подростку, тем более асоциально его поведение.

Подростковый суицид.

Суицидальные намерения возникают в депрессивном состоянии. Серьезная депрессия возникает у тех, у кого нет взаимопонимания в семье и со сверстниками. (Приложение1 Данные подросткового отделения районной поликлиники по  суициду)

Злоупотребления табакокурением, алкоголем, наркотиками.

Некоторые подростки, чтобы уменьшить стресс, начинают курить, принимать алкоголь или наркотики. Сейчас, когда спиртные напитки и наркотики стали доступными, появилась опасность, что дети могут попасть в зависимость от них. Подростковую наркоманию можно представить как попытку самолечения. Возбужденные подростки ищут седативно-наркотические препараты и другие "успокоители". Разочарованные и в подавленном состоянии будут употреблять галлюциногены, чтобы изменить настроение и достигнуть эйфории. При малейшем стрессе, а часто и за компанию, подростки закуривают. Выкуренная сигарета вызывает спазм кровеносных сосудов и застойные явления в капиллярах пальцев. Алкоголь же резко расширяет сосуды, особенно кожу лица и шеи. Подросток теряет ощущение нормальной температуры, как одной из важных защитно-приспособительных реакций организма. Симптомы злоупотребления алкоголем и наркотиками: Похудение или прибавление в весе. Снижение внимания. Смена настроений, раздражение, депрессия. Проблемы в школе. Новое отношение к музыке, одежде, украшениям. Разрыв старых дружеских отношений, смена друзей. Увеличение денежных затрат. Исчезновение из дома денег и драгоценностей. Суицидные попытки. Появление принадлежностей наркомана.

3 Измерение стрессовой  реакции

Для измерения  стрессовой реакции у человека являются физиологические и психологические критерии.

1.Химические методы изучения. Наиболее часто используемыми «индикаторами» стрессовой реакции является уровень содержание в моче и (или) плазме крови кортикостероидов и катехоламинов – все они являются стрессовыми гормонами.

а) 17-гидроксикортикостероиды

Кортикостероидами называются гормоны, которые выделяются корой надпочечников при стрессовой реакции.

Уровень активности кортикостероидов можно оценить по продукту их утилизации организмом – 17-гидрокси кортикостероидов (17-ГОКС).

            (Приложение2 Таблица1  Содержание 17-гидроксикортикостероидов

                     у     взрослых)

Однако при использовании этого измерительного метода, необходимо измерять уровень 17-ГОКС 6-10 раз в сутки в течение нескольких недель, чтобы действительно получить достоверные средние значения у того или иного индивидуума

б) Катехоламины

Другим важным источником эндокринной активности является мозговой слой надпочечников. Определение уровня катехоламинов может быть использовано для эффективной оценки роли мозгового слоя в стрессовой реакции.

Катехоламинами мозгового слоя надпочечников являются адреналин и норадреналин

(Приложение2 Таблица2 Содержание катехоламинов в моче у взрослых)

2) Электромиографические методы измерения Электромиографическое (ЭМГ) измерение стрессовой реакции включает в себя оценку влияния стрессовой реакции на поперечно-полосатую мускулатуру.

. Большинство клиницистов обычно работает с лобной мускулатурой, но и трапециевидная (верхние отделы), плечелучевая и грудино-ключично-сосковая группы мышц также могут использоваться для измерения стрессовой реакции.

3)Гемодинамические способы измерения Измерение гемодинамических аспектов стрессовой реакции предусматривает оценку влияния стрессовой реакции на сердце и сосудистую систему. Двумя наиболее распространенными гемодинамическими критериями оценки являются, пожалуй, периферический кровоток (ПК) и частота сердечных сокращений (ЧСС).

У большинства людей при стрессовой реакции объем крови в этих местах уменьшается. Это явление обычно рассматривается как следствие прямой нервной импульсации, поступающей к кровеносным сосудам вызывающей сосудосуживающий эффект

4) Психологические методы измерения Психологические методы измерения стрессовой реакции связаны с определением «психологических» эффектов стрессовой реакции.

1) Миннесотский многофакторный личностный тест 

Миннесотский многофакторный личностный тест предназначен для оценки влияния длительного стресса на структуру личности пациента Миннесотский многофакторный личностный тест состоит из 10 основных клинических шкал, разработанных на базе статистических данных: 1. Hs – Ипохондрия 2. D – Депрессия 3. Ну – Конверсионная истерия 4. Pel – Психопатическая девиантность 5. Mf – Мужественность – женственность 6. Pa – Паранойя 7. Pt – Психастения (тревожность как черта) 8. Sc – Шизофрения 9. Ма – Гипомания (проявление энергии) 10. Si – Социальная интроверсия (стремление к одиночеству).

2) 16 личностных факторов.

При помощи теста 16 личностных факторов  можно измеряет шестнадцать психологически значимых параметров Тест состоит из 187 утверждений, распределенных по следующим 16 шкалам: замкнутый – общительный; менее интеллектуальный – более интеллектуальный; эмоционально лабильный – эмоционально стабильный; подчиняемый – независимый; сдержанный – импульсивный; непринужденный – совестливый; робкий – авантюрный и т.д

3) Шкала манифестной тревоги Тейлора 

Шкала манифестной тревоги Тейлора, в отличие от описанных выше тестов, определяет только одну черту – тревожность.

4) Тест «Тревога как черта или состояние» 

Тест «Тревога как черта или состояние»  представляет собой весьма интересную методику, содержащую две шкалы в одной. Посредством первых 20 пунктов определяется тревога как состояние (психическое состояние – это острое, обычно обусловленное ситуационно, состояние психологического функционирования). При помощи остальных 20 пунктов оценивают тревогу как черту.. Тест «Тревога как черта или состояние»   может предъявляться как в полной форме (40 утверждений), так и может использоваться для определения тревоги только как состояния или только как черты.

5) Перечень эмоционально окрашенных имен прилагательных 

Другим необычным измерительным методом является перечень эмоционально окрашенных имен прилагательных. Как и Тест «Тревога как черта или состояние», он может использоваться для оценки психического состояния или черты. Пациент может использовать список прилагательных для описания того, как он или она чувствует себя вообще или же в определенных обстоятельствах, например, в момент обследования.

4. Различные аспекты влияния  стресса

Каковы аспекты влияния стресса ?

/. Влияние на личность

Волнение, агрессия, апатия, скука, депрессия, усталость, разочарование, чувство вины и стыда, раздражительность и плохой характер, угрюмость, низкая самооценка, напряжение, нервозность и чувство одиночества.

2. Влияние на поведение

Высокий процент травматизма, склонность к злоупотреблению наркотиками, эмоциональным взрывам, повышенный аппетит, потеря аппетита, склонность к излишней выпивке и курению, возбудимость, импульсивное поведение, нарушение речи, нервный смех, беспокойство и тремор.

3. Когнитивные эффекты

Неспособность принять решение и сосредоточиться, частая забывчивость, чрезмерная чувствительность к критике и умственная заторможенность.

4. Физиологические эффекты

Повышение уровня катехоламинов и кортикостероидов в крови и моче, повышение уровня глюкозы в крови, тахикардия, повышение артериального давления, сухость во рту, усиленное потоотделение, расширение зрачков, затрудненное дыхание, приступы жара и озноба, ощущение комка в горле, онемение и ощущение «иголок» в конечностях.

5. Влияние на здоровье

Астма, аменорея, боли в спине и груди, ишемическая болезнь сердца, диарея, обмороки и головокружение, учащенное мочеиспускание, головные боли и мигрени, неврозы, ночные кошмары, бессонница, психозы, психосоматические заболевания, сахарный диабет, сыпи, язвы, потеря полового влечения и слабость.

6. Влияние на работоспособность

Рассеянность, плохие отношения на производстве и низкая производительность труда, высокий процент травматизма на производстве, склонность к смене места работы, плохой микроклимат, антагонизм на работе и неудовлетворенность своей работой.

 В ходе изучения влияния стресса на поведение школьников, мы выяснили . что у 20 учащихся 10 класса стресс вызывает:

 эмоциональные срывы(9чел)

импульсивное поведение(3чел)

нервный смех (2чел)

повышается аппетит (1чел)

понижается аппетит(2чел)

курение (3чел)

5) Исследование стрессового состояния у учащихся школы

 С учащимися выпускных 9, 11 классов нашей школы были проведены тесты «Школьной тревожности Филипса»,  «Самооценка тревожности» и диагностика личностной тревожности  на выявление уровня, характера и источников тревожности  Получены следующие результаты исследования в октябре 2011года:

          1 гр. с низкой тревожностью (до 10 баллов) – 40,8% учащихся

2 гр. с умеренной тревожностью (11 – 15 баллов) – 50,2 % учащихся

3гр. высокой  тревожности(16-20бал) -9% учащихся

Были выявлены причина состояния тревожности:

  Ощущают перегрузку-10%

Не хватает времени выполнить работу-22%

Не могут переварить информацию-6%

По причине болезни-19%  Были названы и другие причины, например: смех за спиной, боязнь предстоящих экзаменов .выступление перед аудиторией

Познакомившись с материалами социальной и психологической службы нашей школы, мы выяснили, что 5% учащихся 9б класса из группы с высокой степенью тревожности – из  семей группы риска. С ними в течение ряда лет проводится диагностическая и коррекционная работа по индивидуальной программе комплексной реабилитации.

Им оказывается своевременная помощь по преодолению стрессовых ситуации/Приложение3  Тесты и диагностика на определение тревожности/

6)Возможность жизни без стрессов и преодоление стрессовых симптомов

Стресс сам по себе не приносит вреда, в том случае, если человек адекватно реагирует на него. Поэтому, чтобы избежать неприятных последствий стресса, необходимо принимать меры сразу  же после появления первых симптомов.

Есть три способа управления стрессовым синдромом:

1)Усиление контроля: чем он сильнее, тем меньше стресс

2)Реальная оценка стрессовой ситуации. Одни стрессовые ситуации кратковременны и регулируются минимальными усилиями. Другие - продолжительные или даже хронические, с риском для жизни, - требуют больших усилий. Реальная оценка происходящего не только поможет распознать тип стрессовой ситуации, но и решить, в каких случаях нужно действовать, а в каких - примириться с действительностью.

       3)Учиться умению решать проблемы и вырабатывать правильную стратегию борьбы.

Успешное управление стрессом приносит больше, чем облегчение. В идеале, процесс управления заключается в том, что, получив информацию о своем уязвимом месте, мобилизовать все свои силы.

Беседуя с невропатологом районной поликлиники и жителями г.Красный Кут, мы получили много полезных и простых советов, как преодолеть стресс,  находясь дома, в школе, на работе и даже в транспорте. Мы предлагаем несколько способов преодоления стрессовых ситуаций:

●Пейте чай

●Кушайте орехи!

●Потрите уши!

●Принимайте витамин С!

● Ешьте ягоды!

●Отрабатывайте позы йоги

●Переключайтесь

●Смейтесь вслух

 (Приложение 4  15 способов преодоления стресса   )

3.Заключение

     Работая над проектом, мы узнали, что длительный стресс вреден для многих систем подрастающего организма. С помощью симптомов и тестов научились определять различные состояния стресса, а так же преодолевать стрессовые симптомы, с целью сохранения здоровья.

     Для этого мы ознакомились с материалами психологической и социальной службы школы, с научными статьями в области медицины, биологии и психологии, встречались с врачами. В районной поликлинике для больных ними выпущен санбюллетень «СТРЕСС?» а для учащихся и педагогов нашей школы – буклеты с рекомендациями по коррекции и профилактике стрессовых ситуаций.

     В оформлении работы мы использовали рисунки и схемы, таблицы и диаграммы.

      Считаем, что данный проект содержит богатый информационный материал, необходимый в любой жизненной ситуации.

4.Информационное обеспечение

  1. Наука и жизнь” -№3,1989г.
  2. “Большая Медицинская Энциклопедия”- “Советская Энциклопедия”, Москва,1963г.
  3. “Домашний доктор” – “Крон-Пресс”,Москва,1994г.
  4. сеть Интернет - сайт  WWW.Здоровье человека. ru .

               Содержание:                                              стр                      

  1. Введение                                                                                - 1
  2. Основная часть

           1. История изучения стресса                                             - 1-3

                2. Стресс в нашей жизни

                    1) Общий адаптационный синдром.

               2) Особенности подросткового стресса

            3. Измерение стрессовый реакции                                  - 4-5

1) Химические методы измерения

             а) кортикостероиды

             б) катехоламины

2) Электромиографические методы измерения

3) Гемодинамические способы измерения

4) Психологические  методы измерения

            4. Различные аспекты влияния стресса                            - 6

            5. Исследования  стрессового состояния у  

                учащихся школы                                                                - 7

            6. Возможность жизни без стрессов и преодоление

               стрессовых симптомов                                                       - 7-8

III. Заключение                                                                                    -8

IV. Информационное обеспечение                                                  - 9

.


[1] Популярная медицинская энциклопедия

Гл.ред.Академик Б.В.Петровский, г. Таллинн, 1993г.

Издательство Современная энциклопедия, 1998г.

[2] Популярная медицинская энциклопедия

Гл.ред.Академик Б.В.Петровский, г. Таллинн, 1993г.

Издательство Современная энциклопедия, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему стресс

презентация на тему стресс...

конспект урока в 11 классе по теме "Стресс. Пути преодоления"

Урок проходил в 11 классе. На уроке практиковалась устная речь учащихся (монолог, диалог, аудирование) и письмо. Задачи урока: поиск уч-ся путей выхода из кризиса (развитие аналитических способностей)...

УМК по теме: «Стресс и стрессоустойчивость»

Данный учебно-методический комплекс содержит мультимедийную презентацию и конспект урока учителя.Цель урока: показать важность умения справляться со стрессовыми ситуациями;Задачи урока:знать что...

Практическое занятие "Создание презентации на медицинскую тему: "Стресс, тревога, депрессия""

Данное практическое занятие используется при изучении дисциплины ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности по специальности 34.02.01 "Сестринское дело"...

Конспект урока на тему "Стресс"

The definition, friends, of stress:Your own reaction to a messStress from pains to   pleasures range,The common element is change.Adapt or die, and that’s the fact,And so our bodies mu...

Классный час Тема: Стресс враг или друг? Или как развивать в себе стрессоустойчивость

Цели и задачи: познакомить с понятием стресса, стрессоустойчивости; познакомить с профилактикой стресса и рекомендациями для восстановления....