Занятие элективного курса "Профессия и образ жизни"
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

Татьяна Геннадьевна Иванова

На занятии раскрываются важнейшие характеристики здоровья человека, рассматривается взаимосвязь профессии и здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon professiya_i_obraz_zhizni.ppt481.5 КБ
Microsoft Office document icon professiya_i_obraz_zhizni.doc87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессия и образ жизни Занятие элективного курса Автор: Иванова Татьяна Геннадьевна учитель биологии МОУ «Детский дом – школа» г. Орехово - Зуево

Слайд 2

Назовите профессии, начинающиеся на выделенные буквы З Д О Р О В Ь Е

Слайд 3

Расставьте по порядку личной значимости ценности: Друзья Труд Знания Родина Деньги Школа Человек Природа Здоровье Семья Успех Творчество

Слайд 4

Факторы влияющие на здоровье человека: - условия и образ жизни людей - состояние окружающей среды - генетические факторы - медицинское обеспечение

Слайд 5

Правила здорового образа жизни, укрепляющие иммунитет. Занимайтесь спортом Правильно питайтесь Избавляйтесь от стрессов Соблюдайте режим дня Закаливайтесь Откажитесь от пагубных привычек

Слайд 6

Соедини слова правого и левого столбика и получишь специальности врачей: Невро хиатр Оку певт Пси колог Хи патолог Нар голог Тера рург Отоларин лист

Слайд 7

УСЛОВИЯ ТРУДА — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье работника. Условия труда существуют: Безопасные Вредные

Слайд 8

Определите, какие факторы производственной сферы влияют на человека в следующих условиях труда: В обычном микроклимате; На открытом воздухе; Под землей, в воздухе; Повышенная моральная ответственность за здоровье людей

Слайд 9

Группы вредных производственных факторов: Физические факторы; Химические факторы; Биологические факторы; Факторы трудового процесса.

Слайд 10

Нарушения в органах, системах организма Противопоказания условий труда Органы зрения Физическое напряжение, работа с мелкими деталями, запыленность Органы слуха Физическое напряжение, шум, вибрация Органы дыхания Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, Физическое напряжение Органы пищеварения контакт с токсическими веществами, Физическое и нервное напряжение, нарушение режима питания, рабочая поза , связанная с напряжением мышц живота Сердечно-сосудистая система контакт с токсическими веществами, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, Нервная система Нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация, Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами Опорно-двигательный аппарат Статичная рабочая поза, Физическое напряжение, работа на высоте Почек и мочевых путей Контакт с токсическими веществами, неблагоприятный микроклимат, вынужденная рабочая поза, нарушение режима питания.

Слайд 11

Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. А. Шопенгауэр



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом – школа»

Городской округ Орехово – Зуево

Московская область

Занятие по элективному курсу "Медицинская экология"

Учитель биологии                                                                                                                                          МОУ "Детский дом - школа"                                                                                                                      Иванова Татьяна Геннадьевна

февраль, 2011 г.

ЦЕЛЬ: раскрыть взаимосвязь профессии и образа жизни, познакомить с важнейшими характеристиками здоровья человека

ЗАДАЧИ:

  • Дать определение понятиям «здоровье», условия труда
  • Раскрыть  взаимосвязь  здоровья и выбора  профессии,  карьеры
  • Сформировать  готовность  учащихся  к  обоснованному  выбору  профессии,  карьеры
  • Показать влияние профессии на образ жизни и здоровье

ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ: здоровье, профессиональная карьера

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: компьютер, презентация, тестовый материал

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Использование здоровьесберегающей технологии,  ИКТ ,  технологии ТРИЗ, игровой технологии.

Время: 45 минут.

ХОД УРОКА

I. Организация начала занятия:

  • Приветствие
  • Проверка присутствующих
  • Проверка готовности учащихся к занятию

II. Постановка целей

  • Тема занятия
  • Определить цель занятия

     «Для того чтобы люди находили счастье в своей работе, необходимы три условия: работа должна быть им по силам, она не должна быть изнуряющей, и ей, обязательно, должен сопутствовать успех», — отмечал английский писатель Дж. Рескин.

III. Изложение нового материала

     Несмотря на все достижения цивилизации, а может быть – благодаря им, врачи отмечают рост числа психосоматических заболеваний: расстройства сердечно-сосудистой системы, поражения желудочно-кишечного тракта, неврозы, психозы и т. д. Очень часто эти заболевания профессионально обусловлены.

      Подходя к выбору будущей профессии серьезно и ответственно, следует не забывать, что будущая профессия должна быть, не только интересна и увлекательна для Вас, пользоваться спросом на рынке труда, соответствовать Вашим способностям, и быть безопасной для Вашего здоровья. Выбор  профессии  сложный  и  ответственный  шаг  в  жизни  каждого  человека.  Правильно  выбрать  профессию  -  значит  найти  свое  место  в  жизни;  поспешность  легкомысленность  может  расстроить  жизненные  устремления  и  сделать  человека  несчастным.

Итак, тема нашего занятия называется “ Профессия и образ жизни”. (Слайд 1)                                        

     Вначале занятия предлагаю провести разминку “Мир профессий". Назовите как можно больше профессий, начинающихся на буквы “З, Д, О, Р, В, Е”(Слайд 2)

     Давайте с вами вспомним, что такое "здоровье". Здоровье – « состояние полного физического, душевного и социального благополучия» или на бытовом уровне  - нормальное состояние организма человека, при котором правильно действуют все его органы. 

IV. Основная часть.

      Расставьте по порядку личной значимости предпочитаемые для вас ценности. (Слайд 3)

  • Назовите ценности, вошедшие в пятерку первых.
  • На какое место каждый из Вас поставил такую ценность как здоровье?
  • Определяя место здоровью, задумывались ли Вы о реальном состоянии Вашего организма?

     (В результате обсуждения подвожу  к выводу)  Здоровье изначально принадлежит человеку и управляется им самим, независимо от того, осознает он это или нет.

А знаете ли вы о состоянии Вашего здоровья? Ответьте на вопросы методики "Моё здоровье".

     Давайте обсудим результаты. Чем больше у вас ответов “нет”, тем меньше у вас поводов для беспокойства о своем здоровье. Больше половины положительных ответов — сигнал о неблагополучии. Если больше чем в десяти утверждениях говорится о знакомых вам ощущениях, уделите внимание своему самочувствию.  Необходимо прислушиваться к этим сигналам, в противном случае неминуемо ждут серьезные проблемы со здоровьем. Чтобы укреплять и сохранять здоровье, то есть управлять им, необходимо знать, что влияет на его формирование от чего же мы заболеваем? В ответах подчеркиваются высказывания о наследственных заболеваниях, инфекционных, заболеваниях вызванных образом жизни.

      По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) существуют факторы, влияющие на формирование здоровья человека.  (Слайд 4)

Данные факторы могут оказывать различное влияние на наше здоровье.

Давайте заполним таблицу с указанием факторов, способствующие укреплению и ухудшению здоровья человека.

Сфера влияния факторов

Факторы

Укрепляющие здоровье

Ухудшающие здоровье

Генетические

 

 

Состояние окружающей среды

 

 

Медицинское обеспечение

 

 

Условия и образ жизни

 

 

Одна из народных пословиц гласит: “Здоровье – это вершина, на которую постоянно нужно взбираться самому" Как вы объясните эту пословицу?

Как помочь организму бороться с болезнями?  Перечислите правила здорового образа жизни. Человек сам несет ответственность за свое здоровье, используя принятые во всем мире меры профилактики (прививки, гигиена питания, своевременное обращение за медицинской помощью, здоровый образ жизни). (Слайд 5)

Вы учитесь в девятом классе. Скоро станете студентами  профессиональных лицеев и колледжей.  Сумеете ли вы успешно работать по выбранной профессии с точки зрения состояния здоровья. Каким  же  образом  то  или  иное  заболевание  может  помешать  успешной  профессиональной  деятельности.  Существуют  два  варианта:

  • Первый  вариант-  невозможность  из-за  физического  недостатка  или  болезни  выполнять  трудовые  функции.
  • Второй  вариант-  необходимость  исключить  те  влияния  на  организм,  которые  могут  вызвать  усугубление  имеющихся  нарушений  здоровья.  

Где можно выяснить о соответствии уровня здоровья выбранной профессии?

     Законом нашего государства предусмотрено, что подростки должны проходить медицинский осмотр перед поступлением на любую работу, независимо от степени ее вредности и тяжести.

     Перечислите специальности посещаемых врачей (невропатолог, окулист, психиатр, хирург, нарколог, терапевт). Для чего нужны различные врачебные специальности? (Слайд 6)

     В ходе проведения медицинских осмотров решается вопрос о годности подростка для обучения или работы в избранной им профессии, и на основании данных о состоянии здоровья даются рекомендации профессионального труда. От того какой образ жизни вёл человек определяется его здоровье и возможность выбора профессии.  Образ жизни - социологическая категория, характеризующая особенности и условия жизнедеятельности людей в обществе.                                                                                                                                                                                          

     По результатам медицинских осмотров довольно значительное число подростков из-за отклонений в состоянии здоровья, в той или иной степени ограничены в выборе профессии, а связано это с тем, что многие из осваиваемых подростками профессий предъявляют повышенные требования к органам зрения, слуха, сердечно-сосудистой системе, опорно-двигательному аппарату.

      При выборе профессии следует учитывать условия, в которых необходимо трудиться, а также требования, предъявляемые профессиональным трудом к организму человека. Отдав предпочтение какой-либо специальности, человек не просто находит то, чем ему предстоит заниматься в рабочее время (что уже немало). Он выбирает и образ жизни, весь ее уклад. Поэтому возникает много вопросов. Хочешь ли ты жить в городе или в деревне, в том месте, где ты родился или где-то ещё? Каким должен быть твой достаток? Нравится тебе быстрый ритм жизни и общение с людьми, или избыток общения утомляет тебя? Хочешь ли ты стать предпринимателем, рисковать и держать ответ за свои решения, или тебе больше подойдёт определённая зарплата и стабильное положение, работая у кого-то в подчинении? Как достичь желаемого тобой уклада жизни, какие специальности сделают его возможным?

      Не правильно выбранная профессия будет резко подрывать ваше здоровье. Образ жизни, который диктует вести выбранная профессия может сократить жизнь.

      Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье работника. (Слайд 7)

По условиям труда врачи делят профессии на четыре группы:

  1. бытовые условия;
  2. умеренное или непостоянное неблагоприятное воздействие;
  3. одновременное воздействие нескольких неблагоприятных факторов;
  4. тяжелые и вредные условия труда.

Чтобы условия труда не сказывались отрицательно  на здоровье администрация многих  предприятий и учреждений  вводит производственную гимнастику. Давайте с вами проведём такую гимнастику.

Физкультминутка (видео) "Производственная гимнастика"

     Безопасными условиями труда считают такие условия, при которых воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают гигиенических нормативов.  

     Вредным производственным фактором называют фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение трудоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.  

     Предприниматели, менеджеры, администраторы, руководители наиболее часто испытывают стрессовые ситуации, вызванные необходимостью принимать решения и брать ответственность на себя, обострением конкуренции и боязнью потерять свой статус. В последние годы резко возросло число менеджеров (управляющих). В их обязанности входит чёткая организация работы на вверенном объекте. Они отвечают за качество работы других людей.  Профессия стала модной. И сразу появился новый диагноз – «синдром менеджера». Его симптомы – хроническая усталость, снижения иммунитета, плохое настроение, рассеянность, забывчивость – наблюдается у ответственных людей, которые занимаются не своим делом. Их организм так сигнализирует, что надо снизить нагрузки.

     Группу риска составляют и люди с завышенным уровнем притязания — те, которые стремятся занять место, не соответствующее их возможностям.  

     Давайте определим, какие факторы производственной сферы влияют на человека в определенных условиях труда.  (Слайд 8)

      Влияют физические факторы (температура, влажность, шум, пыль, вибрация), химические факторы, биологические факторы (микроорганизмы, клетки), факторы трудового процесса (напряженность и физическая тяжесть труда). (Слайд 9)

     Выбирая профессию, задумайтесь, как она повлияет на ваше здоровье: не вызовет ли обострения хронических заболеваний или возникновения новых?

     Одни профессии связаны со значительным напряжением зрения (оператор, часовщик, ювелир), длительным стоянием на ногах (продавец, зубной врач, парикмахер), высоким нервно-психическим напряжением (учитель, администратор). Другие профессии требуют специального отбора (профотбора), который включает определение годности кандидата по состоянию здоровья, на основе социально-психологического и психофизиологического изучения личности кандидата. Профотбор абитуриентов проводят многие военные учебные заведения, учреждения МЧС, ФСБ и других федеральных служб.

 Ознакомить учащихся  с медицинскими противопоказаниями. (Слайд 10)

Органы дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение

Сердечно-сосудистая система

Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте, у движущихся механизмов

Органы зрения

Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность

Нервная система

Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами

Опорно-двигательный аппарат

Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте, у движущихся механизмов

Органы пищеварения

Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, нарушение режима питания

Почки

Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания

     Проблемы со здоровьем могут осложнить профессиональную деятельность, но и нелюбимая работа может привести человека к нервному срыву, заболеваниям психосоматического характера, потере интереса к жизни, если, конечно, у человека нет других ценностей, кроме карьеры и материального благополучия. А вот любимая работа по силам сохраняет и укрепляет здоровье.

IV. Заключительная часть

     Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или станок. Наш организм – больше, чем инструмент. И самое главное, он дается нам один раз на всю жизнь. Ваше здоровье – этот один из факторов успешной профессиональной карьеры.

  • Даже беглое знакомство с миром профессий убеждает в том, что не только человек предъявляет свои требования к будущей работе, но и работа диктует свои условия

Творческая задача

Немецкие медики обратили внимание на странное явление: эпидемия гриппа, которая охватывает население в декабре, не затрагивает почтальонов. Почему? Да потому что им некогда болеть: накануне Рождества и Нового года почта едва справляется с потоком поздравительных писем и телеграмм.

  • 1.Приведите  примеры  медицинских  противопоказаний.
  • 2.Какие  профессии  предъявляют  повышенные  требования  к  состоянию  здоровья ?  Почему?
  • 3.Какое  значение  имеет  учет   состояния  здоровья  при  выборе  профессии?

V. Задание на дом

 -  Составьте  план  физической  подготовки  к  предполагаемой  профессии.                                  -  Изучите,  какие  требования  предъявляет  выбранная  вами  профессия  к  состоянию  здоровья                                                                                                                                                                         -  Проанализируйте  уровень  вашего  здоровья,  с  помощью  врачей  выявите  имеющиеся  заболевания.                                                                                                                                                 - Определите  соответствие  состояния  вашего  здоровья  и  выбранной  профессии.                                                                                                                                      - Совместно  с  родителями  и  врачом  составьте   режим   и  мероприятия  по  подготовке   организма  к  вашей  будущей   профессии.

Литература:

  1. Бендюков М., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации, СПб, 1997.
  2. Резапкина Г.В., Психилогия и выбор профессии: программа предпрофильной учебной подготовки. М.: Генезис,2009.
  3. Родионов В.а. и др.Я и другие, Тренинги профессиональных навыков для учащихся 1-11 классов-Ярославль:Академия развития: Академия Холдинг:2003.
  4. Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во НЦ ЭНАС,2007

Приложение  1

Тест «Твое здоровье».
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.
За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму.
Результаты.
1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия.
3-6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно.
7-10 баллов. Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно свои привычки, иначе…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Здоровый образ жизни"

Представлена программа элективного курса на 17 часов  "Мы за здоровый образ жизни"....

Элективный курс "Здоровый образ жизни"

Рабочая программа элективного курса "Здоровый образ жизни" предназначена для учащихся 8 класса....

План-конспект урока по элективному курсу "Здоровый образ жизни" в 8 классе "Суточный пищевой рацион школьника"

Форма урока: практическое заниятие. Цели урока: научиться рассчитывать приход энергии в организм школьника и расход энергии в зависимости от энергетических затрат, а также научиться определять примерн...

Программа элективного курса «Здоровый образ жизни»

Содержание элективного курса: курс позволяет в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы,содержание курса, форма его организации по...

Элективный курс "Здоровый образ жизни"

Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессияммедико - биологического профиля (врач, медицинская сестра, эколог-гигиенист и т.д.)За основу  взят    курс...

Программа элективного кружка здоровый образ жизни

Курс предназначен для учащихся 9 класса....

Программа элективного курса «Здоровый образ жизни» для 9 класса (8 часов)

Элективный курс "Здоровый образ жизни" интересен и нужен подросткам. Он включает вопросы правильного питания, гигиены и культуры питания. Изучается материал об инфекционных и функциональных заболевани...