Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

 

Программа рассчитана на 72 часа – 2 часа в неделю.

 

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом, Примерной программой основного общего образования по биологии и Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc311 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                                «Рассмотрено»

Директор школы Лопатина Т.В.                                                  МО естественно-научного цикла

Приказ №      от                 2013г.                                                  Приказ №    от                      2013г.

.                                                                              

                                                           

Рабочая программа по биологии в 8 классе

Учитель I квалификационной категории Сапронова Марина Георгиевна

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Белоярская средняя общеобразовательная школа» Мошковского района


Рабочая программа 8 класс (базовый уровень)

Программа рассчитана на 72 часа – 2 часа в неделю.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом, Примерной программой основного общего образования по биологии и Программой основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина

                       

В течение года:

Контрольных работ – 3

Лабораторных работ - 6

 Практических работ – 5

Методическое обеспечение:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Москва «Дрофа», 2009г.
  2. Новые государственные стандарты школьного образования. «АСТ. Астрель», Москва, 2006г.
  3. Учебник «Биология. Человек» 8 класс. М.: «Дрофа» 2013 г., авт. Н. И. Сонин, М. Р. Саплин.
  4. Методическое пособие к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. М.: «Дрофа» 2002 г., авт. Н. И. Сонин, М. Р. Саплин.
  5. Рабочая тетрадь  к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. М.: «Дрофа» 2002 г., авт. Н. И. Сонин, М. Р. Саплин.
  6. «Уроки анатомии, физиологии, гигиены человека» авт. Е. П. Бруновт. М.: «Просвещение», 1984 г..
  7. Зачеты по биологии «Человек и его здоровье» авт. В. З. Резников и другие.
  8. https://my.1september.ru/

Multimedia – поддержка предмета:

  1. Репетитор «Биология»
  2. Лабораторный практикум «Биология 6-11 класс»

Пояснительная записка

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Цель курса:

  • сформировать представление о строении человеческого тела, о строении органов, систем органов, их тесной взаимосвязи; о координации и регуляции процессов, происходящих в организме; о размножении и развитии человека; о высшей нервной деятельности. Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах,.

Задачи:

  • Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.
  • Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный характер.
  • Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.
  • Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.
  • Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;  роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Организационные формы процесса обучения, используемые при организации УВП в 6 классе, обеспечивают реализацию целей обучения биологии на данной ступени обучения, а также учитывают возрастные особенности учащихся. В связи с этим преобладающей формой работы является комбинированный урок, включающий элементы самостоятельной работы учащихся, индивидуальные, групповые практические работы.

    Для отслеживания динамики результативности учащихся применяются различные формы контроля: тестовый контроль, уроки обобщающего повторения, практические работы.

Тематический план

Название темы

Количество часов

по программе

Количество часов

в рабочей программе

Тема 1. Место человека в системе органического мира

2

2

Тема 2. Происхождение человека

2

2

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма Человека

1

1

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

4

Тема 5. Координация и регуляция

10

11

Тема 6. Опора и движение

8

8

Тема 7. Внутренняя среда организма

3

4

Тема 8. Транспорт веществ

4

5

Тема 9. Дыхание

5

5

Тема 10. Пищеварение

5

5

Тема 11. Обмен веществ и энергии

2

2

Тема 12. Выделение

2

2

Тома 13. Покровы тела

3

3

Тема 14. Размножение и развитие

3

3

Тема 15. Высшая нервная деятельность

5

5

Тема 16. Человек и его здоровье

4

5

ИТОГО

63 + 9 резерв

67+5 резерв

На изучение тем: «Координация и регуляция», «Внутренняя среда организма», «Человек и его здоровье» считаю целесообразным увеличить  время  на 1 час за счет резерва.

   На реализацию содержания краеведческой составляющей использовано 6 часов (интегрировано с часами федерального компонента).

      График выполнения контрольных работ

Раздел

№ контрольной работы

Примерные сроки

«Анализаторы»

№ 1

«Опора и движение»

№ 2

Годовая контрольная работа

№ 3

Содержание программы

Место человека  в системе органического мира (2 часа)

Значение знаний о строении и функционировании организма человека.

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

Происхождение человека  (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. 

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека  (1час)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Общий обзор строения и функций организма человека  (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Лаб. №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

Координация и регуляция (11 часов)

Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.

Строение  функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания,  вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

    Лаб.№2 «Изучение изменения размера зрачка».

                         

Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность.

Пр. №1 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

Внутренняя среда организма  (4 часа)

Понятие «внутренняя среда».  Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.  Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

Лаб. №3 «Изучение микроскопического строения крови».

Транспорт веществ  (4 часа)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.  Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

       Пр. №2 «Измерение кровяного давления».

Пр. №3 «подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

Дыхание  (5 часов)

Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

 Лаб. №4 «Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки».

Пищеварение  (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Лаб. №5 «Воздействие ферментов слюны на крахмал»

Лаб. №6 «Определение норм рационального питания». 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Обмен веществ и энергии  (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Выделение  (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Покровы тела  (3 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

Размножение и развитие  (3 часа)

Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Высшая нервная деятельность  (5 часов)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Человек и его здоровье  (5 часов)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Пр. №4 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье в условиях нашей местности»

Пр. № 5 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения»

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во ч.

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровня подготовки обучающегося

Лабораторные и практические работы

Примечание

Место человека в системе органического мира (2 часа)

1

Место человека в системе органического мира.

1

ИНМ

 Место и роль человека в системе органического мира. Сходства человека с животными и отличия от них.

Определять принадлежность объекта «человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.

Сравнивать человека с представителями класса Млекопитающих и отряда Приматы и делать выводы на основе сравнения.

Характеризовать особенности строения человека , обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

2

Черты сходства человека и животных, отличие от них.

1

Комб.

Происхождение человека (2 часа)

3

Происхождение человека. Этапы его становления.

1

Комб.

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факты становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Знать:

  • этапы становления человека;
  • основные человеческие расы и их отличительные особенности.

4

Расы человека, их происхождение и единство.

1

Комб.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма. (1 час)

6

Науки о человеке. Методы изучения организма человека.

1

ИНМ

Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда, биосоциальная природа человека. Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека: опыт, рентген, УЗИ, моделирование и др. из значение и использование в собственной жизни.

Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Использовать знания о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Общий обзор строения и функций организма (4 часа)

7

Клеточное строение организма.

1

ИНМ

Клеточное строение организма человека. Строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение. Рост и развитие, возбудимость. Роль ферментов в обмене веществ.

Называть органоиды клетки.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.

Сравнивать клетки животных, растений, человека.

8-9

Ткани. Лаб. №1

2

Комб.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечная (поперечно-полосатая, гладкая, сердечная); нервная. Нейрон: тело, дендриты, аксон. Межклеточное вещество.

Давать определение понятию «ткань».

Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека.

Называть основные типы тканей человека.

Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

Лаб. №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

10

Органы. Системы органов.

1

Комб

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Давать определение понятию ткань, орган, система органов.

Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Координация и регуляция (11 часов)

11

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

1

ИНМ

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции.

Называть:

  • особенности строения и работы желез эндокринной системы;
  • ЖВС;
  • Железы внешней секреции.

Различать железы внешней и внутренней секреции.

Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы.

12

Роль гормонов в обменных процессах, росте и развитии организма.

1

Комб.

Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы: базедова болезнь). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом) гормоны надпочечников (их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Давать определение понятию: гормоны.

Называть заболевания, связанные с гиперфункцией и гипофункцией эндокринных желез.

Характеризовать роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии, поведении организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на организм.

13

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический.

1

ИНМ

НС. Значение НС. Отделы НС: центральный и периферический. Спинной мозг. Головной мозг. Нервы, нервные узлы.

Давать определение понятию: рефлекс.

Называть:

  • Особенности строения НС (отделы, органы)
  • Принцип деятельность НС;
  • Функции НС.

Распознавать о описывать на таблицах основные отделы о органы НС человека.

14

Спинной мозг, строение и функции.

1

Комб.

СМ, строение и функции. Серое и белое вещество СМ. рефлекторная и проводниковая функции СМ. нарушения деятельности НС и их предупреждение.

Называть:

  • Особенности строения СМ;
  • Функции СМ.

Распознавать и описывать на таблицах основные части СМ.

Характеризовать: роль СМ в регуляции жизнедеятельности организма.

15-16

Головной мозг. Строение и функции.

2

Комб.

ГМ, строение и функции. Серое и белое вещество ГМ. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус. Большие полушария ГМ (лобная, теменная, затылочная, височные). Аналитико-синтетическая функция коры больших полушарий.

Нарушения деятельности НС и их предупреждения.

Называть:

  • Особенности строения ГМ;
  • Отделы ГМ;
  • Функции отделов ГМ

Распознавать и описывать на таблицах основные части ГМ.

Характеризовать: роль ГМ в регуляции жизнедеятельности и поведения организма.

Изучение головного мозга человека (по муляжам)

17

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

1

ИНМ.

Органы чувств и их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны кбп.

Органы обоняния, осязания, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности  кбп.

Давать определения понятий: орган чувств, рецептор, анализатор.

Называть:

  • Органы чувств человека;
  • Анализаторы;
  • Особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса и их анализаторов.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа обоняния, осязания, вкуса и их анализаторов.

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

18

Орган зрения и зрительный анализатор.

1

ИНМ

Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Зрительный нерв. Зрительный анализатор.

Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

19

Нарушения зрения, их профилактика. Лаб. №2

1

Комб.

Нарушения зрения, их профилактика. Заболевания и повреждения глаз, профилактика.

Дальнозоркость, близорукость, проникающее ранение глаза. Гигиена зрения.

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать:

  • Воздействие факторов риска для здоровья;
  • Влияние собственных поступков на здоровье

Использовать приобретенные знания для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения;
  • Профилактики вредных привычек.

Лаб.№2 «Изучение изменения размера зрачка».

20

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1

Комб.

Орган слуха. Строение и функции наружного. Среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий звуковоспринимающий аппарат уха.. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат – орган равновесия.

Называть особенности строения  органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.

Анализировать и оценивать:

  • Воздействие факторов риска на здоровье;
  • Влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов слуха;
  • Профилактики вредных привычек.

21

Обобщение по теме: «Анализаторы».

1

К

Опора и движение (8 часов)

22-23

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета.

2

Комб.

Строение и функции опорно-двигательной системы. Скелет головы. Отделы черепа (мозговой, лицевой), кости черепа (височная, затылочная, теменная, лобная, скуловая, верхнечелюстная, нижнечелюстная). Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый, грудная клетка (ребра, грудина).

Скелет поясов: плечевой (ключицы, лопатки), тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя (плечо - плечевая кость, предплечье  – локтевая и лучевая, кисть –  запястье, пясти, фаланги пальцев) и нижняя (бедро – бедренная; голень – малая берцовая и большая берцовая; стопа – предплюсна, плюсна, фаланги пальцев).

Приспособление скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности)

Называть:

  • Особенности строения скелета человека;
  • Функции опорно-двигательной системы.

Распознавать на таблицах основные части скелета человека

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями костей; строением и функциями скелета.

24-25

Строение, свойства костей, типы их соединений.

2

Комб.

Строение опорной системы: скелет, кости (длинные. Короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости: компактное вещество. Губчатое вещество, надкостница. Костные клетки, костные пластинки. Костные канальца. Соединения костей ( неподвижное, полуподвижное, подвижное). Строение сустава: суставная головка. Суставная впадина. Связки, суставной хрящ, суставная сумка, суставная жидкость.

Изучение внешнего строения костей.

26

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

Комб.

Профилактика травматизма. Приемы оказания п.п. при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: переломы, вывихи, растяжения связок.

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • Соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки;
  • Оказания п.п. при травмах.

27

Мышцы. Работа мышц. Практич. №1

1

Комб.

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие и скелетные мышцы, жевательные и мимические мышцы головы. Мышцы туловища и конечностей. Дыхательные мышцы (межреберные, диафрагма). Сухожилия. Функция двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Распознавать на таблицах. Основные группы мышц человека.

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Пр. №1 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

28

Значение физических упражнений  для формирования аппарата опоры и движения.

1

Комб.

Укрепление здоровья. Двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта  в развитии организма. Факторы  риска – гиподинамия.

Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.

29

Обобщение по теме «Опора и движение».

1

К

Внутренняя среда организма (4 часа)

30

Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Лаб № 3

1

ИНМ

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Кровь, ее функции. Плазма крови, клетки крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Называть признаки биологических объектов:

  • Составляющие внутренней среды организма;
  • Составляющие крови (форменные элементы);
  • Составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови.

Рассматривать готовые микропрепараты крови человека и лягушки и делать выводы на основе их сравнения.

Лаб. №3 «Изучение микроскопического строения крови».

31-32

Иммунитет. Способы повышения иммунитета в условиях Сибири.

2

Комб.

Иммунитет. Иммунная система человека (косный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань), антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет. Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета (активный и пассивный, естественный и искусственный)

Давать определение понятия иммунитет.

Называть виды иммунитета.

Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать приобретенные знания для профилактики СПИДа, инфекционных и простудных заболеваний.

РК

33

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус – фактор.

1

Комб.

Группы крови. Переливание крови групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей. Резус – фактор.

Называть особенности строения организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Транспорт веществ (4 часа)

34

Транспорт веществ. Кровеносная система.

1

ИНМ

Кровеносная система. Сердце и кровеносные сосуды.. строение сердца (предсердия, желудочки, створчатые и полулунные клапаны) и функции сердца (фазы сердечной деятельности).

Называть:

  • Особенности кровеносной системы;
  • Особенности строения сердца

Распознавать и описывать на таблицах :

  • Систему органов кровообращения;
  • Органы кровеносной системы.

Описывать сущность работы сердца.

35

Большой и малый круги кровообращения.

1

Комб.

Транспорт веществ. Органы кровообращения. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, капилляры, вены большой и малый круги кровообращения. Лимфатическая система, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, грудной проток, лимфатические узлы. Отток лимфы. Функции лимфоузлов.

Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической системы.

Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены.

Называть признаки кровеносных сосудов.

Называть особенности строения лимфатической системы.

Распознавать и описывать на таблицах:

  • Систему органов кровообращения;
  • Органы кровеносной системы;
  • Систему лимфообращения;
  • Органы лимфатической системы.

Характеризовать:

  • Сущность транспорта веществ;
  • Сущность большого и малого кругов кровообращения;
  • Сущность лимфообращения.

Устанавливать взаимосвязь между кровеносной и лимфатической системами.

36-37

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Пр. № 2, 3

Лимфообращение

1

Комб.

Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение артериального давления. Артериальное давление (верхнее, нижнее). Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме.

Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов.

Характеризовать:

  • Движения крови по сосудам;
  • Регуляции жизнедеятельности организма;
  • Автоматизма сердечной мышцы.

Объяснять роль гормонов в организме.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдения за собственным организмом.

Пр. №2 «Измерение кровяного давления».

Пр. №3 «подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

38

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания п.п. при кровотечениях.

1

Ком.

Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Пульс. Частота сердечных сокращений. Соблюдения правил санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Артериальное, венозное и капиллярное кровотечения. Приемы оказания п.п. при кровотечениях.

Жгут, закрутка, давящая повязка.

Анализировать и оценивать факторы риска нВ здоровье , нормальную работу сердечно-сосудистой системы.

Использовать приобретенные знания для:

  • Проведением наблюдений за состоянием собственного организма;
  • Профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании);
  • Оказания п.п. при кровотечениях.

Дыхание (5 часов)

39

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

1

ИНМ

Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань, как орган голосообразования, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы) и ее роль а обмене веществ.

Называть особенности строения  органов дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы.

Характеризовать сущность дыхания.

40

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

Комб.

Система органов дыхания (легкие, пристеночная и  легочная плевра, плевральная полость).

Обмен газов в легких и тканях. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Характеризовать сущность газообмена в легких и тканях.

Лаб. №4 «Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки».

41

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких.

Лаб. № 4

Регуляция дыхания

1

Комб.

Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения. ЖЕЛ. Дыхательная гимнастика. Вред курения.

Нейрогуморальная регуляция дыхания (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга).

Описывать механизмы вдоха и выдоха.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности  организма.

42

Заболевания органов дыхания, их предупреждения. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. Заболевания. Передающиеся воздушно-капельным путем, наиболее характерные для нашей местности.

1

Комб.

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды.

Приемы оказания п.п. при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Называть заболевания органов дыхания. Приемы оказания п.п. при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек (курение); для оказания п.п. при отравлении угарным газом и при спасении утопающего.

Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска  для здоровья.

РК

Пищеварение (5 часов)

43

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращение в организме. Пищеварение.

1

ИНМ

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения: пищеварительный канал (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника, поджелудочная железа, печень).

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность биологического процесса питания и пищеварения.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

44

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Лаб. №5

1

Комб.

Ротовая полость, ее строение и функции, механическая обработка пищи, роль зубов, строение зубов, изменение пищи в ротовой полости, роль слюны и языка, глотание, условное и безусловное слюноотделение.

Давать определение понятий: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

  • Роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Лаб. №5 «Воздействие ферментов слюны на крахмал»

45

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.

1

Комб.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок, пепсин. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Давать определение понятий: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

  • Роль ферментов в пищеварении;
  • Сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

46

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

Комб.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс.

Давать определение понятий: фермент.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать:

  • Сущность биологического процесса питания и пищеварения;
  • Роль ферментов в пищеварении.

Описывать и объяснять результаты опытов.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

47

Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. Заболевания желудочно-кишечного тракта, наиболее характерные для нашей местности. Лаб. №6

1

Комб.

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, пищевых инфекций, гепатита. Симптомы аппендицита.

Использовать приобретенные знания для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения;
  • Профилактики вредных привычек (курения, алкоголизма);
  • Оказание п.п. при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  • Проведения наблюдений за состоянием здоровья собственного организма.

Лаб. №6 «Определение норм рационального питания».

РК

Обмен веществ и энергии (2 часа)

48

Обмен веществ и энергии.

1

ИНМ

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический т энергетический обмен.

Давать определения понятиям: пластический обмен, энергетический обмен.

Характеризовать:

  • Сущность обмена веществ и превращения энергии в организме;
  • Обмен веществ как основа жизнедеятельности организма.

49

Витамины. Содержание витаминов в рационе питания жителей Новосибирской области.

1

Комб.

Витамины, их роль в организме, содержание в пище.

Суточная потребность организма в витаминах. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, Д. проявления авитаминозов («куриная слепота», бери-бери, цинга, рахит) и их предупреждение.

Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся.

Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние ан жизнедеятельность.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний. Связанных с недостатком витаминов в организме.

 

РК

Выделение (2 часа)

50

Органы выделения. Строение и функции почек.

1

ИНМ

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Называть особенности строения мочевыделительной  системы; другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

51

Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.

1

Комб.

Мочеполовые инфекции. Меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Фактор риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на здоровье.

Использовать приобретенные знания для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы:
  • Профилактики вредных привычек.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Покровы тела (3 часа)

52

Покровы тела. Строение и функции кожи.

1

Комб.

Покровы тела. Значение и строение покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти – роговые придатки кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.

Называть особенности строения кожи, функции кожи

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

53

Роль кожи в терморегуляции.

1

Комб.

Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Укрепление здоровья: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний.

54

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви в условиях Сибири.

1

Комб.

Закаливание: факторы, нормы, условия.

Требования к одежде и обуви.

Использовать приобретенные знания для :

  • Проведения закаливания;
  • Соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела.

РК

Размножение и развитие (3 часа)

55-56

Половая система человека.

2

Комб.

Мочеполовая система. Женская половая система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.

Называть особенности строения женской и мужской половой системы.

Объяснять причины наследственности.

Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

57

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

Комб.

Размножение и развитие. Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Использовать приобретенные знания для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции;
  • Вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)

Высшая нервная деятельность (5 часов)

58

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности

1

ИНМ

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Давать определение понятиям: безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Называть принципы работы нервной системы.

Характеризовать:

  • Особенности работы головного мозга;
  • Биологическое значение условных и безусловных рефлексов; сущность регуляции жизнедеятельности организма;
  • Сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

59

Врожденные и приобретенные формы поведения.

1

Комб.

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. ВНД. Психология поведения человека.

Давать определение понятиям: безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Называть принципы работы нервной системы.

Характеризовать:

  • Особенности работы головного мозга;
  • Сущность регуляции жизнедеятельности организма.

Использовать приобретенные знания для:

  • рациональной организации труда и отдыха;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма

60

Биологические ритмы. Сон и его значение.

1

Комб.

Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна.

Характеризовать значение сна для организма человека.

Использовать приобретенные знания для:

  • рациональной организации труда и отдыха;
  • проведений за состоянием собственного организма.

61

Особенности ВНД человека. Познавательные процессы. Речь, мышление.

1

Комб.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и сознательной деятельности.

Мышление. Особенности мышления, его развитие.

Называть особенности ВНД и поведения человека.

Характеризовать особенности ВНД и поведения человека (речь, мышление), их значение.

Использовать приобретенные знания для:

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
  • организации учебной деятельности (формирования и сохранения знаний, умений, навыков)

62

Индивидуальные особенности личности

1

Комб.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

Называть психологические особенности личности.

Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Использовать приобретенные знания для:

  • рациональной организации труда и отдыха;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Человек и его здоровье (5 часов)

63

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.

1

ИНМ

Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Культура отношений к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека.

Объяснять состояние собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания.

64

Правила здорового образа жизни.

1

Комб.

Правила здорового образа жизни: занятие спортом, смена деятельности, активный отдых, правильное питаний, употреблений витаминов, закаливание, личная гигиена.

Использовать приобретенные знания для сохранения собственного здоровья.

65

Практическая работа № 4

1

П

Факторы среды, оказывающие влияние ан здоровье.

Использовать приобретенные знания для сохранения собственного здоровья.

Пр. №4 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье в условиях нашей местности»

РК

66

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

1

Комб.

П.п. при кровотечении (капиллярном, венозном, артериальном),  отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

Уметь использовать полученные знания на практике.

67

Практическая работа № 5

1

П

Приемы п.п. при кровотечениях.

Уметь использовать полученные знания на практике.

Пр. № 5 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения»

Повторение (5 часов)

68

Повторение темы «Опора и движение»

1

Комб.

69

Повторение темы «внутренняя среда организма», «Транспорт веществ»

1

Комб.

70

Повторение темы «Дыхание», «Пищеварении»

1

Комб.

71

Повторение темы «Обмен веществ», «Выделение», «Покровы тела».

1

Комб.

72

Контрольная работа за курс 8 класса

1

К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...