Вопросы для самостоятельной работы по биологии в 6 и 7 классах
учебно-методический материал по биологии (6 класс) по теме

Замечательные вопросы практической направленности, которые можно использоватькак  для самостоятельной работы учащихся  на уроках, так и для домашней работы. Вопросы взяты из книги Е.Демьяненкова "Биология в вопросах и ответах". Ребятам очень нравится в процессе поиска ответов устанавливать причинно-следственные связи, что так необходимо на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_dlya_samost_7_kl.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon voprosy_dlya_samost_otv.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Вопросы для самостоятельных ответов по зоологии

(из книги «БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ» Демьянков Е. Н)

  1. Известно, что простейшие широко распространены в почве и  воде,  однако они  не могут жить в кипяченой  воде.  Почему?
  2. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. Как объяснить это явление?
  3. У гидр в водоемах почти нет врагов. Если рыба схватит гидру, то сейчас же вместо того, чтобы проглотить, выпустит ее. Почему?
  4. Какое значение имеет для медузы-корнерот голубоватая окраска?
  5. Важный продукт питания человека — мясо, однако употребляют его только после специальной кулинарной обработки. Почему необходима такая обработка мяса?
  6. Перед одним дождевым червем положили кусочек булки, смоченной в молоке, а перед другим — зубчик чеснока. Предположите, как поведет себя червь и почему.
  7. В первые годы жизни раки линяют часто, с пятилетнего возраста—не чаще одного раза в год, а потом совсем перестают линять. Чем это можно объяснить?
  8. Паук-крестовик твердую пищу есть не может. Но его жертвы-насекомые имеют твердый хитиновый покров. Каким образом паук все же питается насекомыми?
  9. Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук — листьями деревьев. Какое приспособительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании?
  10. Многие бабочки питаются нектаром цветков, способствуя перекрестному опылению растений, т. е. приносят пользу сельскому хозяйству. Но в то же время бабочки наносят большой ущерб сельскохозяйственным растениям, и их приходится частично уничтожать. Объясните, в чем тут дело.
  11. Гусеницы капустной белянки встречаются в больших количествах на кочанах капусты. Они сильно объедают листья. Их часто называют «капустными червями». Правильно ли их называть «червями»?
  12. Костистые рыбы легко меняют плотность тела за счет изменения объема плавательного пузыря и благодаря этому регулируют глубину погружения. Однако у многих хрящевых рыб, например у некоторых видов акул, его нет. Благодаря чему всплывают и погружаются многие виды акул?
  13. Во многих селах Украины и России был обычай летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу?
  14. К змее приблизили обернутую черной бумагой  холодную электрическую лампочку. Она не обращала на нее никакого внимания, но стоило лампочку включить и начать двигать ею, как змея молниеносно бросилась на нее. Как объяснить это явление?
  15. Часто можно видеть, как птица в холодное время нахохливается, делается более пушистой. Объясните значение этого явления.
  16. При содержании сельскохозяйственных животных в холодных помещениях затрачивается больше кормов, чем в теплых. Объясните почему.
  17. На конвертах и наклейках спичечных коробков иногда печатают призыв «Охраняйте полезных животных и птиц». Что неверно в этом выражении?
  18. У зародышей наземных позвоночных в определенный период эмбрионального развития имеются жаберные щели. Что это доказывает?
  19. Жуки-навозники обладают способностью скатывать громадные шары из навоза (в 20 раз больше себя). Древние египтяне считали их священными животными и называли скарабеями. Что в поведении жука могло вызывать удивление и восхищение египтян?
  20. Любопытную историю рассказал известный натуралист К. Брем про одного араба, уснувшего на скале. Когда он на утро проснулся, то оказался совершенно голым; за ночь насекомые съели всю его одежду. О каких насекомых идет речь, какие биологические   особенности   позволяют   им   перерабатывать   клетчатку?
  21. Насколько справедливо с биологической точки зрения выражение «Проливать крокодиловы слезы»?
  22. Утята и гусята, выведенные в инкубаторе, в первые часы жизни не могут держаться на воде и быстро тонут, а утята, которых вывела   утка,   сразу   начинают   плавать.   Объясните   это   явление.
  23. Оводы из отряда двукрылых ничего не едят; они лишены даже ротового аппарата; живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Объясните, почему оводы являются опасными врагами сельскохозяйственных животных.
  24. Случайно занесенный из Европы в США непарный шелкопряд быстро распространился на огромной территории, оголяя сады  и   леса,   а   в   Европе  эта   бабочка   менее  опасна.   Почему?
  25. Летучие мыши летают ночью, не задевая за ветви. Даже если заклеить им глаза, они не станут ориентироваться хуже. Чем объясняется такая способность ориентироваться? Как используется в технике это явление?



Предварительный просмотр:

6 класс

Вопросы для самостоятельных ответов по биологии

(из книги «БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ» Демьянков Е. Н)

РАСТЕНИЯ

  1. Объектив микроскопа увеличивает в 20 раз, а окуляр — в 15 раз. Подсчитайте, какое увеличение можно получить в микроскопе.

2.        У растений (лука, кукурузы, гороха, фасоли), которые выращиваются в питательном растворе, значительно уменьшается количество корневых волосков или они исчезают совсем.  Почему?

3.        Подземные побеги картофеля и топинамбура (клубни) под действием света зеленеют, а подземные органы георгин нет. Почему?

4.        Двое учащихся решили вырастить герань. Один из них купил глиняный цветочный горшок, положил в него камни, сверху насыпал слой почвы, а затем посадил герань. Второй посадил герань в железную банку с землей. Ухаживали мальчики за цветами одинаково. У первого герань вскоре зацвела, а у второго зачахла. Почему?

  1. Ученица неудачно пересадила комнатное растение и повредила много корешков. Растение стало вянуть, хотя его хорошо поливали. Дайте объяснение, почему стало вянуть растение.
  2. Из почвы растения поглощают воду и минеральные вещества.  Однако такие  вещества,  как  сахар,  белки,  масла,  крахмал, растения не получают из почвы.  Почему в растениях находятся эти вещества.
  3. На двух делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая — на открытом месте. Уход был одинаковый. С какой делянки и почему собрали больший урожай картофеля?
  4. С гектара пшеницы в среднем получается 16 т сухого вещества (4 т зерна и 12 т соломы и корней). Для получения одного килограмма сухого вещества расходуется не менее 300 л воды. Сколько расходуется воды при выращивании пшеницы на 5000 га?
  5. Безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не влияет. Почему?
  6. Вкус ягод зависит от погоды и от времени их сбора. Когда ягоды слаще, в дождливый или ясный солнечный День?
  7. Почему капусту и томаты сажают рассадой, а свеклу и огурцы — семенами?
  8. На 1 га поля растет 500 растений капусты, каждое из которых испаряет за сутки 1 л воды. Пользуясь микрокалькулятором, рассчитайте, сколько потребуется влаги для ухода за капустой на площади 300 га в течение двух летних месяцев (60 дней).
  9. Для повышения урожая используют различные удобрения. На поля, где росли бобовые, не вносили удобрения, но, несмотря на это, с них был получен большой урожай пшеницы и картофеля. Дайте объяснение этому явлению.
  10. На лугу в течение нескольких лет пасли крупный рогатый скот. Изменится ли состав растений на этом лугу?
  11. В березовом и осиновом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление.
  12. По внешнему строению морские водоросли похожи на растения суши, однако, ризоиды морской водоросли — не корни, а тело водоросли — не лист. Почему?
  13. Мох выдерживает большие морозы и сильную жару, растет при сравнительно небольшом количестве света, однако он сильно нуждается в воде. Почему?
  14. В лесном массиве произрастало много папоротников, однако после вырубки леса папоротники погибли. Почему?
  15. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу, где много мха и лишайников, или в березовом. Почему?
  16. Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?

БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ

  1. Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.
  2. В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом — подберезовиков. Почему?
  3. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы (мухомор, бледная поганка и т. д.)?
  4. Лишайники чувствительны к чистому воздуху. Они широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Почему?
  5. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое — на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Интегрирование современных образовательных интернет-ресурсов в практику преподавания английского языка ". (к вопросу организации самостоятельной работы студентов)

В настоящее время основной задачей вуза является формирование личности студента как активного субъекта учебной деятельности, его всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования...

Вопросы для самостоятельной работы по "Слову о полке"

Задания поискового характера для любителей истории, биологии, этнографии разбудят интерес к памятнику....

Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.

Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся....

Вопросы для самостоятельной работы по разделу "Право"

Вопросы для самостоятельной работы по разделу "Право"...

Самостоятельная работа по биологии "Водоросли" 7 класс

Самостоятельная работа по биологии "Водоросли" 7 класс...

самостоятельные работы по биологии для 5 классов

работа по темам процессы жизнедеятельности в 5 классе...