Главные вкладки

    Вопросы для самостоятельной работы по "Слову о полке"
    методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

    Задания поискового характера для любителей истории, биологии, этнографии разбудят интерес к памятнику.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл slovo_o_polku.docx20.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эвристические вопросы по «Слову о полке Игореве».

    Любителям биологии.

    1. В степи половецкой «свист зверин встал». Что за зверьки свистеть умеют? Какое время дня наступило?

    2. Почему лисицы «брешут на червленые щиты» русских воинов? Могут ли так вести себя они в мае?

    3. « Щекот соловьиный уснул. Говор галок пробудился». О каком времени суток идет речь?

    4. Ночью орлы «клекотом на кости звери зовут» Оправданно ли такое поведение птиц?

    Знатокам оружия.

    1. Слово «полк» в древнерусском языке означало войско, поход, сражение, народ. В каком значении оно употреблено в названии «Слово о полку Игореве»?

    2. Флаг, знамя в древности называли «стягом». Это слово сохранилось в украинском языке. Что общего между стягом и глаголом «стягивать»?

    3. Стрела может пролететь 150 метров. Русские воины стояли, а половцы нападали с расстояния почти полкилометра. « Дождь шел стрелами с Дону великого», от половцев. Куда дул ветер? Кто успел занять выгодное положение?

    4. Объясните связь слова «шелом» и глагола «ошеломить» - сбить с толку, удивить. Чем могли ошеломить врага?

    5. Меч – священный предмет, а меч князя – объект поклонения. Его никогда не поднимали на холопов. Для этого существовал топор. Объясните применение слова  «меч» в следующей фразе: «Олег мечем крамолу ковал».

    6. Меч – древнее оружие русичей, оборонявшихся от степняков. У «сведомых кметей» - курских воинов были «сабли изострены», а не мечи. Почему? Что лучше – сабля или меч?

    7. В «Слове неоднократно упомянуты «железные полки» - Ярослав Осмомысл «подпер горы Венгерские своими железными полками», «есть ведь у нас железные молодцы под шлемами латинскими». Что это за «железные молодцы» в «железных полках?

    8. В русской армии времен «Слова о полку» уже были самострелы-арбалеты. Воин упирал самострел в землю и зацеплял тетиву поясным крючком. Натягивали тетиву специальным рычагом или блоком. Стрелы летели намного дальше. Почему в войске Игоря нет самострелов?

    9. Великий князь Всеволод мог «посуху живыми шереширами стрелять». Как вы думаете, что это за неведомое оружие?

    10. Русское казачество до конца 19 века сохраняло ряд черт, роднивших их с воинами Древней Руси. С раннего детства знали воинскую службу, с юности владели оружием, не знали парадов и муштры, но были самой лучшей кавалерией. Кого в «Слове» можно уподобить будущему казачеству? Докажите текстом.

    11. Участвовали ли в походе Игоря «черные люди»? Был ли поход всеобщим? Конница проходит за день 32-35 км (19 – 20 век), при ускоренной езде – 80 км, форсированным маршем – 100-200 км. Игорь за 16 дней прошел 480 км. Запасные кони только у «лучших людей».

    12. Зачем русские воины «червлеными щитами поля перегородили»?

    13. «Изломить копье» - значит первым начать бой. Почему именно копье. А не меч или стрелу? Вспомните бой Руслана с Рогдаем.

    14. «Долго ночь меркнет. Заря свет уронила. Щекот соловьиный уснул. Говор галок пробудился». Спали ли воины Игоря перед битвой?

    15. В покаянном монологе Игоря есть слова: «Где теперь мой любимый брат? Где теперь мой племянник? Где мой сын? Где бояре – советники? Где храбрые мужи? Где кони и оружие многоценное?». Почему Игорь идет каяться не в Софийский собор, не в княжеский храм, а в небольшую купеческую церковь Пирогощую?

    Любителям этнографии.

    1. Объясните название реки Каяла. Найдите в русском языке однокоренные слова.

    2. В Новгородской летописи упоминается зимний праздник Корочун. Что это за день? Как называли его зороастрийцы?

    3. Вятичи – внуки легендарного  Вятко, радимичи – потомки прославленного Радима, ветры – «Стрибожи внуки». Кто такие «Даждьбожи внуки»? Чем отличаются они от других русичей?

    4. Почему Ярославна обращается к языческим богам, и ее просьба сразу услышана – муж бежит из плена, а сам Игорь идет помолиться в христианскую церковь на Подоле? Как это увязать воедино?

    5. Приведите пример использования образа Ярославны в песне военных лет.

    6. Русская поэтическая традиция различает «голубой» Дон, «синее» море, «серую» мглу, «зеленое» вино, «лиловые» молнии, но  для автора «Слова» — все представляется «синим»: «синий Дон», «синее море», «синее вино», «синяя мгла», «синие молнии». В каком известном вам языке «неразличимы» синий и зеленый цвет?

    7. Есть версия, что слово «трояны» по-украински может означать «три брата», а «троян» — «отец трех сыновей». Кого в таком случае мог бы подразумевать под «троянами» автор «Слова»: летописных основателей Киева — Кия, Щека и Хорива  или Рюрика, Трувора и Синеуса?  «Вечи Трояни»  — времена первоначального единства Полянской земли или времена призвания варягов?

    8. В фольклоре южных славян образ Трояна – отрицательный, он «проклятый царь». По одному преданию, у него ослиные уши, как у фригийского царя Мидаса. По другому сказанию, Троян  ездил только по ночам, боясь солнечного света, от которого он в конце концов погиб. Почему в «Слове о полку Игореве»  автор  восхищается императором Траяном и даже хочет «присвоить» его как «символ» своей истории.

    9. Часто встречающиеся в «Слове» названия сокола (12 раз), волка (9 раз), лебедя (5 раз), быка (4 раза) и ворона (4 раза)  в то же время являются наиболее характерными представителями животного мира Дешти-Кипчака, а названия волка, быка и лебедя — тотемами древнетюркских племен. Что вам говорят слова «кумане», «Гзак»? Кто назван соколом?

    10. Отрывок «А самъ въ ночь влъком рыскаше из Кыева дорискаше до куръ Тъмутороканя»  ранее переводился: «…из Киева дорыскивал до петухов (т. е. ранее утреннего пения петухов) до Тьмуторокани». Можно ли за ночь, до петухов,  добраться из Киева до современной  Тамани?  Нет ли соответствия в тюркских словах «курень», «курувчи»?

    11. Найдите в «Слове» фразы со словом «солнце». Каким членом предложения оно является? Есть ли сравнения солнца с чем-нибудь? Как по-вашему,  солнце – знак божественной воли или действует произвольно, само по себе?

    12. Когда побег Игоря из плена благополучно завершается, его «княжеская судьба» снова встречается с солнцем, «Солнцѣ свѣтится на небесѣ — Игорь князь въ Руской земли». Кто просил заступничества у Солнца?

    13. «Знамение» (полное затмение солнца 1 мая 1185 г., 16 ч. 48 м.) произошло в 13-й раз в княжеской родовой истории. Отец князя Игоря Святослав Олегович был единственным в роду, кто  умер (1165 г.) без солнечного знамения. Игорь отправился в поход на половцев 23 апреля, в день памяти святого Георгия Победоносца,  на свои именины и, казалось бы, предвещала удачу похода. Почему  Игорь пренебрег знамением?

    Любителям истории.

    Что вы знаете об этих людях и событиях? Есть ли связь между ними и «Словом о полку Игореве»?

    - Поход русских князей против половцев и их поражение. Пленение нескольких князей (включая Игоря Святославича). Поход описан в Ипатьевской летописи и «Слове о полку Игореве».

    1. Солнечное затмение 1 мая 1185 года — полное солнечное затмение, которое наблюдалось на территориях Центральной Америки, Северной Европы, Древней Руси, современного Казахстана.

    2. 1185—1211 — Король Португалии Санчо I.

    3. 1185—1187 — Папа римский Урбан III.

    4. Восстание братьев Петра, Асеня и Калояна восстановило Болгарскую государственность приблизительно с 1185 года.

    5. Кончак хан пришёл на Русь с большой половецкой ордой, но потерпел поражение на Хороле от русских князей, во главе с великим князем Святославом

    6. 1185—1204 — Династия Ангелов в Византии.

    1185—1195 — Император Византии Исаак II Ангел (ок. 1156 — январь 1204). Свергнутый Андроник Комнин  бежал в Азию, но его захватили. Толпа в Константинополе зверски с ним расправилась. Ангел вернул многих людей из ссылок и тюрем, но повысил налоги.

    7. 7 ноября — византийский полководец Алексей Врана разбил норманнов при Дмитровице и заставил их уйти из империи.

    8. Борьба между домами Минамото и Тайра в Японии заканчивается полным разгромом дома Тайра.  Закончился период Хэйан (794—1185). Начался период Камакура (1185—1333).

    9. Брак Юрия Андреевича, сына Андрея Боголюбского, и грузинской царицы Тамары.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему:"Интегрирование современных образовательных интернет-ресурсов в практику преподавания английского языка ". (к вопросу организации самостоятельной работы студентов)

    В настоящее время основной задачей вуза является формирование личности студента как активного субъекта учебной деятельности, его всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования...

    Вопросы для самостоятельной работы по биологии в 6 и 7 классах

    Замечательные вопросы практической направленности, которые можно использоватькак  для самостоятельной работы учащихся  на уроках, так и для домашней работы. Вопросы взяты из книги Е.Демьянен...

    Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений

    Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений предназначены  для студентов профессионального колледжа. Необходимо учесть специфику уроков  в образ...

    Вопросы для самостоятельной работы по разделу "Право"

    Вопросы для самостоятельной работы по разделу "Право"...


     

    Комментарии

    Андреева Алла Юрьевна

    Уважаемая Юлия Юрьевна, меня заинтересовали вопросы по "Слову", побуждают глубже вникнуть в текст. Но не могли бы Вы сделать Приложение с искомым вариантом ответов?
    Алла Юрьевна

    Я выложила старую разработку: карточки давно лежали в папке, мы "Слово" не проходим. С удовольствием вернусь к нему летом и восстановлю ответы.

    Андреева Алла Юрьевна

    Заранее спасибо!

    Матюшкина Галина Андреевна

    Юлия Юрьевна!
    Не надо ответов! Это будет нечестно и неинтересно!
    Вопросы замечательные!
    Прощай, репродуктивный подход!
    Могу ли я несколькими Вашими вопросами дополнить свой вопросник по "Слову"?
    Моим шестиклашкам будет полезно покопаться в тексте и в "копилках знаний".
    С уважением, Матюшкина Г. А.