Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Для самостоятельной работы по предмету: «Анатомия и физиология» Тема: «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ. КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ.»
    методическая разработка (биология) по теме

    Герценбергер Наталья Алексеевна

     

             Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям:

    • 060109 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»,
    • 060101 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»
    • 060102 «АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod._sss_1.doc294.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            -  -

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

    АМУРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    Для самостоятельной работы по предмету:

    «Анатомия и физиология»

    Тема: «ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ. ВИДЫ КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ. КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ.»

    Составила преподаватель: Герценбергер Н.А.

    Рассмотрена на заседании

    Цикловой комиссии

    общепрофессинальных дисциплин

    Протокол №____

    «_____»__________200__г.

    Председатель цикловой комиссии

    г. Благовещенск 2009 год

    Содержание

    1.

    Общая характеристика сердечно-сосудистой системы и ее значение.

    4-5

    2.

    Виды кровеносных сосудов, особенности их строения и функции.

    5-7

    3.

    4.

    Большой и малый круги кровообращения.

    Контрольные вопросы

    7 -8

    9

    4.

    Список литературы

    10

    П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я   З А П И С К А.

             Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям:

    • 060109 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»,
    • 060101 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»
    • 060102 «АКУШЕРСКОЕ ДЕЛО».

    Изучив данное пособие, студент должен:

    Понимать, что:

    • Сердечно-сосудистая система является основной системой жизнеобеспечения;
    • Связана многочисленными нейрогуморальными связями с деятельностью других систем организма,
    • Служит важным звеном гомеостаза и
    • Обеспечивает адекватное текущим локальным потребностям кровоснабжение.

    Студент должен знать:

    • Схему кругов кровообращения, их значение,
    • Виды кровеносных сосудов, особенности их строения и функции;

    Студент должен уметь:

    • Показывать на плакатах и планшетах круги кровообращения.

    • Отвечать на контрольные вопросы.

    П л а н .

    1. Общая характеристика сердечно-сосудистой системы и ее значение.

    2.  Виды кровеносных сосудов, особенности их строения и функции.

    3. Большой и малый круги кровообращения.

    Цель: 

    • знать схему кругов кровообращения, их значение, виды кровеносных сосудов, особенности их строения и функции;
    • уметь показывать на плакатах и планшетах круги кровообращения.

    Сердечно-сосудистая система включает в себя две системы: кровеносную (систему кровообращения) и лимфатическую (систему лимфообращения). Кровеносная система объединяет сердце и сосуды - трубчатые органы, в которых кровь циркулирует по всему телу. Лимфатическая система включает разветвленные в органах и тканях лимфатические капилляры, лимфатические сосуды» лимфатические стволы и лимфатические протоки, по которым лимфа течет по направлению к крупным венозным сосудам. По пути следования лимфатических сосудов от органов и частей тела к стволам и протокам лежат многочисленные лимфатические узлы, относящиеся к органам иммунной системы.

    Учение о сердечно-сосудистой системе называется ангиокардиологией. Кровеносная система - одна из основных систем организма. Она обеспечивает доставку тканям питательных, регуляторных, защитных веществ, кислорода, отвод продуктов обмена, теплообмен. Представляет собой замкнутую сосудистую сеть, пронизывающую все органы и ткани, и имеющую центрально расположенное насосное устройство - сердце.

    Кровеносная система связана многочисленными нейрогуморальными связями с деятельностью других систем организма, служит важным звеном гомеостаза и обеспечивает адекватное текущим локальным потребностям кровоснабжение.

    Впервые точное описание механизма кровообращения и значение сердца дано основоположником экспериментальной физиологии английским врачом В. Гарвеем (1578-1657). В 1628 году он опубликовал известный труд "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных", в котором привел доказательства о движении крови по сосудам большого круга кровообращения.

    Основоположник научной анатомии А. Везалий (1514-1564) в своем труде "О строении человеческого тела" дал правильное описание строения сердца. Испанский врач М. Сервет (1509-1553) в книге "Восстановление христианства" правильно представил малый круг кровообращения, описав путь движения крови из правого желудочка в левое предсердие.

    Кровь заключена в систему трубок, в которых она благодаря работе сердца как «нагнетательного насоса» находится в непрерывном движении. Циркуляция крови является непременным условием обмена веществ. Как только нарушается эта циркуляция, наступает болезнь, а при ее прекращении – гибель человека.

    Анатомически кровеносные сосуды делятся на артерии, артериолы, прекапилляры, капилляры, посткапилляры, венулы и вены. Артерии и вены относят к магистральным сосудам, остальные сосуды формируют микроциркуляторное русло.

    Артерии – это кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца, независимо от того какая кровь: артериальная или венозная в них находится. Представляют собой трубки, стенки  которых состоят из трех оболочек: наружной соединительной (адвентиции), средней  гладкомышечной (медии) и внутренней эндотелиальной (интимы). Кроме того, стенки большинства артерий имеют еще между внутренней и средней оболочками внутреннюю эластическую мембрану, а между наружной и средней оболочками  - наружную эластическую мембрану. Эти эластические мембраны  придают стенкам артерий добавочную прочность, упругость и обеспечивают их постоянное зияние. В зависимости от того, сколько каких элементов находится в стенке, выделяют артерии эластического, мышечного и мышечно-эластического (смешанного) типа. Самые тонкие артериальные сосуды называются артериолами. Они переходят в прекапилляры, а последние  - в капилляры.

    Капилляры – это микроскопические сосуды, которые находятся в тканях и соединяют артериолы с внулами (через пре- и посткапилляры). Посткапилляры образуются из слияния двух или нескольких капилляров. По мере слияния посткапилляров образуются венулы – самые мелкие венозные сосуды. Они вливаются в вены. Диаметр артериол – составляет от 30 до 100 мкм, капилляров – от 5 до 30 мкм, венул – 30-50-100 мкм.

    Вены – это кровеносные сосуды, несущие кровь к сердцу, независимо от того, какая кровь: артериальная или венозная в них находится. Стенки вен гораздо тоньше и слабее артериальных, но состоят из тех же трех оболочек. Однако эластические и мышечные элементы в венах развиты меньше, поэтому стенки вен более податливы и могут спадаться. В отличие от артерий многие вены (нижних, верхних конечностей, туловища и шеи) имеют клапаны (полулунные складки внутренней оболочки), препятствующие обратному току крови в них. Не имеют клапанов только обе полые вены, вены головы, почечные вены, воротная и легочные вены.

    Разветвления артерий и вен могут соединяться между собой соустьями, называемыми анастомозами. Сосуды, обеспечивающие окольный ток крови в обход основного пути, называются коллатеральными (окольными). Роль окольного кровотока убедительно была доказана Б. А. Долго-Сабуровым (1900-1960) в 1930-х годах в экспериментах. При иссечении всех артерий грудной конечности собак у них после этого ни разу не наступала гангрена конечности вследствие того, что происходило максимальное развитие артериального окольного русла преимущественно за счет артерий мышц, которые становились путями тока крови на периферию.

    Функционально различают несколько видов кровеносных сосудов.

    1. Магистральные сосуды - это наиболее крупные артерии, в которых оказывается небольшое сопротивление кровотоку.
    2. Резистивные сосуды (сосуды сопротивления) - это мелкие артерии и артериолы, которые могут изменять кровоснабжение тканей и органов. Артериолы И. М. Сеченов называл "кранами кровеносной системы". Имея хорошо развитую мышечную оболочку, артериолы в зависимости от потребностей органа могут сужаться и расширяться, изменяя тем самым кровоснабжение органа и ткани.
    3. Истинные капилляры (обменные сосуды)  -  сосуды, стенки которых обладают   высокой    проницаемостью,   благодаря    чему происходит обмен веществами между кровью и тканями. Являются важнейшим отделом сердечно-сосудистой системы.
    4. Емкостные сосуды - венозные сосуды, вмещающие 70-30 % всей крови (вены, венулы).
    5. Шунтирующие сосуды - артериоловенулярные анастомозы, обеспечивающие прямую связь между артериолами и венулами в обход капиллярного русла.

    Кровеносные сосуды тела объединяют в большой и малый круги кровообращения. Кроме того, дополнительно выделяют венечный круг кровообращения.

    1. Большой круг кровообращения - телесный начинается от левого желудочка сердца. Он включает аорту, артерии разного калибра, артериолы, капилляры, венулы и вены. Заканчивается большой круг двумя полыми венами, впадающими в правое предсердие. Через стенки капилляров тела происходит обмен веществ между кровью и тканями. Артериальная кровь отдает тканям кислород и, насыщаясь углекислым газом, превращается в венозную. Обычно к капиллярной сети подходит сосуд артериального типа (артериола), а выходит из нее венула. В отношении некоторых органов (почка, печень) имеется отступление от этого правила. Так, к клубочку почечного тельца подходит артерия - приносящий сосуд. Выходит из клубочка также артерия - выносящий сосуд. Капиллярную сеть, вставленную между двумя однотипными сосудами (артериями), называют артериальной чудесной сетью. По типу чудесной сети построена капиллярная сеть, находящаяся между междольковой и центральной венами в дольке печени - венозная чудесная сеть.
    2. Малый круг кровообращения - легочный начинается от правого желудочка. Он включает легочный ствол, ветвящийся на две легочные артерии, более мелкие артерии, артериолы, капилляры, венулы и вены. Заканчивается четырьмя легочными венами, впадающими в левое предсердие. В капиллярах легких венозная кровь, обогащаясь кислородом и освобождаясь от углекислого газа, превращается в артериальную.
    3. Венечный круг кровообращения - сердечный включает сосуды самого сердца для кровоснабжения сердечной мышцы. Он начинается левой и правой венечными артериями, которые отходят от начального отдела аорты - луковицы аорты. Протекая по капиллярам, кровь отдает в сердечную мышцу кислород и питательные вещества, получает продукты распада, включая углекислый газ, и превращается в венозную. Почти все вены сердца впадают в общий венозный сосуд - венечный синус, который открывается в правое предсердие. Лишь небольшое количество так называемых наименьших вен сердца впадает самостоятельно, минуя венечный синус, во все камеры сердца. Необходимо отметить, что сердечная мышца нуждается в постоянной доставке большого количества кислорода и питательных веществ, что обеспечивается богатым кровоснабжением сердца. При массе сердца, составляющей только 1/125-1/250 от массы тела, в венечные артерии поступает 5-10% всей крови, выбрасываемой в аорту.

    К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е    В О П Р О С Ы.

    1. . Общая характеристика сердечно-сосудистой системы и ее значение.
    2. Виды кровеносных сосудов, особенности их строения и функции.
    3. Закономерности движения крови по сосудам
    4. Где начинается, где заканчивается, какими сосудами большой (телесный) круг кровообращения?
    5.  Биологическое значение большого (телесного) круга кровообращения.
    6. Где начинается, где заканчивается, какими сосудами малый (лёгочный) круг кровообращения?
    7. Биологическое значение малого (лёгочного) круга кровообращения.
    8. Венечный (сердечный) круг кровообращения.
    9. Сосуды венечного (сердечного) круга кровообращения.
    10. Значение венечного (сердечного) круга кровообращения.

    Л И Т Е Р А Т У Р А   Д Л Я   П О Д Г О Т О В К И.

    1. Самусев Р.П. Селин Ю.М. «Анатомия человека», Москва, 1990, 1995.
    2. Федюкович Н.И. «Анатомия  и физиология человека», Ростов-на-Дону, 2000 и 2002.
    3. Гаврилов Л.Ф. Татаринов В.Г. «Анатомия», Москва, 1995.
    4. Георгиева С.А. «Физиология», Москва, 1995.
    5. Липченко В.Я. «Атлас нормальной анатомии», Москва, 1985, 1989, 1999, 2002.
    6. Методические пособия кабинета анатомии по данной теме.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка «Самостоятельная работа по русскому языку в 8 классе по теме «Виды связи в словосочетании»» Составлена учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светланой Анатольевной

    Методическая разработка представляет десять вариантов самостоятельной работы для учащихся 8 класса на определение типов связи в словосочетании, а также отработку навыков разграничения словосочетаний о...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

    Данные методические рекомендации помогут педагогам  «Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им.Я.П.Осадчего» и других учреждений СПО организовать самостоятельную деяте...

    Самостоятельная работа 8 класса по биологии на тему: Общий обзор организма человека.

    1. Из названных выделите органы, относящиеся к кровеносной системе:а) кожа   б) легкие   в) сердце 2. Из названных выделите органы, не относящиеся к системе дыхания:а) легкие...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО по дисциплине: «Физика»

    Задания для самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования по дисциплине "Физика"...

    Самостоятельная работа№2 по теме «Профессиональный стандарт педагога – общие положения».

    Задания с учетом вида профессиональной деятельности.Соотнесите внутри каждой трудовой функции трудовые действия с необходимыми для их выполнения умениями и знаниями. Для этого напротив каждого трудово...

    Методическая разработка самостоятельных работ по черчению. Графическая работа по теме «Соединение половины вида и половины разреза» (9 класс)

    Периодический учет ограничивать только текущим учетом успеваемости нельзя, так как в этом случае невозможно проверить, насколько систематизированы знания учащихся, полученные после прохождения определ...

    Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов дисциплины ОУД.04 Математика

    Данные методические рекомендации помогут преподавателям СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению в связи с внедрением Ф...