Инструктаж по ТБ
материал по биологии (6 класс) по теме

Виды инструктажа для классного руководителя и учителя биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon instruktsii_klassnogo_rku-lya.doc166 КБ
Microsoft Office document icon instruktsii_po_biologii.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОЖЕНИЕ О

ВЕДЕНИИ ДОКУМЕНТАЦИИ

классного руководителя

по вопросам организации охраны труда и личной безопасности

в работе с учащимися

1 Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет виды, содержание и порядок проведения инструктажей  учащихся школы во внеурочном процессе.

1.2. Данное положение составлено на основе должностных обязанностей классного руководителя по охране труда и здоровьесбережению школьников и в соответствии с системой стандартов безопасности труда ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения»

1.3. Данное положение является частью нормативно-правовой базы школы по охране труда.

1.4. Со д е р ж а н и е:

1. Должностные обязанности по охране труда классного руководителя.

2. Памятка к заполнению журнала инструктажей по охране труда.

3. Виды инструктажей и инструкции.

3.1. Инструкция по охране труда обучающихся (вводный инструктаж).

3.2. Инструкции по проведению первичного (повторного инструктажа):

3.2.1. Инструкция по правилам безопасного поведения па дорогах.

3.2.2. Инструкция по пожарной безопасности.

3.2.3. Инструкция по электробезопасности.

3.2.4.Инструкции по правилам безопасности при обнаружении неразорвавшихся снарядов, мин, гранат и неизвестных пакетов.

3.2.5.Инструкция  по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах, дома и в общественных местах.

3.2.6.Инструкция по безопасному поведению в общественном транспорте.

3.2.7.Инструкция  по правилам безопасного поведения на водоемах в летний, осенне-зимний и весенний периоды.

4. Инструкции по целевым видам инструктажа:

-  Инструкция по охране труда при проведении прогулок, туристских походов, экскурсий.

 5. Инструкция по внеплановому виду инструктажа:

-  Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшему.

1. Должностные обязанности

по охране труда классного руководителя

Классный руководитель:

•         обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;

•         оперативно извещает руководство образовательного учреждения о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

•         вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся, воспитанников;

•         проводит инструктаж обучающихся, воспитанников по безопасности труда на учебных занятия; воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

•         организует изучение обучающимися, воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т. д.;

•         несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса;

•         осуществляет контроль за соблюдением правил (инструкций) по охране труда

2. Оформление и ведение журнала регистрации инструктажей.

1. Оформление

1.1. Титульный лист:

ЖУРНАЛ регистрации инструктажей по охране труда обучающихся 7-8 классов

Ф.И.О. классного руководителя: Имзалиева Гульниса Саифединовна.

1.2. Журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью с указанием количества листов и с подписью директора школы.

2. Требования к заполнению:

- В графе №1 проставляются даты напротив каждой фамилии ученика.

-  В графе 2 проставляются фамилия и инициалы учащихся класса.

- В графе № 3 указывается вид инструктажа напротив каждой фамилии.

- В графе № 4 указывать номер или точное название инструкции.

- В графе № 5 допускается одна общая запись фамилии и должности инструктора.

- В графе № 6  - росписи учащихся (не должно быть пустых мест).

- В графе № 7 напротив каждой фамилии учащегося ставится подпись инструктора.

3. Режим заполнения

- Каждый инструктаж оформляется отдельно (образец см. в приложении1).

3. Виды инструктажей и инструкции

1. Для 5-9 классов:

- повторный инструктаж по семи направлениям;

- внеплановый инструктаж (по поводу несчастных случаев);

- целевой инструктаж (при выходе на каникулы, проведении экскурсий и внеклассных мероприятий).

Инструкция №3.1.1.

Правила безопасного поведения для учащихся в школе

Каждый учащийся средней общеобразовательной школы должен соблюдать:

1 Общие правила поведения:

  1.  Регулярно посещать уроки и обязательные внеурочные мероприятия (классные часы, предметные экскурсии и др.).
  2.  Приходить в школу заблаговременно; до звонка на урок пройти к кабинету, в котором будет проходить очередное занятие.
  3.  В обязательном порядке иметь при себе все необходимые на данный день учебники, тетради, дневник, ручку и другие принадлежности.

1.4. Регулярно готовить домашние задания.

1.5. Соблюдать в школе чистоту и порядок.

1.6. В осенне-весенний период, а также в ненастную погоду иметь при себе сменную обувь, переобуваться перед началом первого урока на I этаже школы.

1.7. Не курить в помещениях и возле территории школы.

1.8. Беречь школьное имущество. Не рисовать на стенах и партах.

1.9.  Не засорять туалеты посторонними предметами, а после пользования питьевой водой закрывать водопроводные краны.

1.10 .Быть аккуратным, носить опрятную одежду, согласно положению школы.

1.11.Иметь спортивную форму для уроков физкультуры и спецодежду для уроков труда.

2. Правила поведения на уроке и перемене:

  1. Соблюдать дисциплину, как на уроках, так и на переменах.
  2.  По окончании уроков выходить из класса с целью проветривания кабинета.
  3.  Быть вежливым и предупредительным с другими учащимися и учителями, уважительно относиться к товарищам.
  4.  Не допускать в помещении школы нецензурную брань, выражения, унижающие достоинство человека.
  5.  Не допускать случаев психического и физического насилия над учащимися, все споры разрешать только мирным путем.

2.6.Выполнять требования дежурных учителей и учащихся.

  1. Соблюдать инструкции по охране труда на уроках химии, физики, информатики, биологии, физкультуры, трудового обучения.
  2. Во время перемен не бегать, не толкаться, не создавать травмоопасных ситуаций.
  3.  Быть предельно внимательным на лестницах: не бегать по ним, не прыгать через ступеньки, не кататься на перилах, не перешагивать и не перегибаться опасно через них. Останавливать нарушителей правил безопасности.

2.10 В случае любых происшествий или травм немедленно сообщить об этом ближайшему учителю, классному руководителю, завучу, директору школы.

3        . Правила поведения в столовой:

  1.  Находясь в школьной столовой, проявлять аккуратность, не оставлять продуктов питания и посуды на столах, не сорить на пол.
  2. Соблюдать дисциплину и терпение, завтраки и обеды получать только в порядке очереди.
  3.  Во время еды вести себя спокойно, не размахивать столовыми приборами, не кричать, не толкаться.
  1.  Перед приемом пищи вымыть руки с мылом.
  1.  Не следует находиться в столовой в верхней одежде и головном уборе.

        3.6 Заходить в посудомоечную и раздатку без разрешения работника столовой не разрешается.

ИНСТРУКЦИЯ № 3.2.1.

по правилам безопасного поведения

на дорогах и на транспорте

  1. При выходе на улицу посмотри сначала налево, потом направо, чтобы не помешать прохожим.
  2. Маршрут в школу выбирай самый безопасный, тот, где надо реже переходить улицу или дорогу.
  3. Когда идешь по улицам города, будь осторожен. Не торопись. Иди только по тротуару или обочине.
  4.  Меньше переходов - меньше опасностей.
  5. Иди не спеша по правой стороне тротуара.
  6. По обочине иди подальше от края дороги.
  7. Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.
  8. Проходя мимо ворот, будь особенно осторожен: из ворот может выехать автомобиль.
  9. Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля: пассажиры могут резко открыть дверь и ударить тебя.
  1.  Переходи улицу только по пешеходным переходам.
  2.  Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Если проезжая часть свободна, - иди. Дойдя до середины дороги, остановись. Если движение транспорта началось, подожди на «остановке безопасности». Теперь посмотри направо. Если проезжая часть свободна, закончи переход.
  3. Улицу, где нет пешеходного перехода, надо переходить от одного угла тротуара к другому: так безопасней.
  4. Если на улице большое движение, попроси взрослого или сотрудника милиции помочь ее перейти.
  1.  Ожидай транспорт на посадочной площадке или тротуаре у указателя остановки.
  2. При посадке в автобус, троллейбус, трамвай соблюдай порядок. Не мешай другим пассажирам.
  3.  В автобус, троллейбус, трамвай входи через задние двери.
  4.  Выходи только через передние двери. Заранее готовься к выходу, пройдя вперед.
  5.  Входя и выходя из транспорта, не спеши и не толкайся.
  6.  Трамвай обходи спереди. Автобус и троллейбус - сзади.
    Выйдя из автобуса, трамвая, нужно по тротуару дойти до пешеходного перехода и только по нему переходить на другую сторону.
  1.  Когда переходишь улицу, следи за сигналом светофора: красный   -   СТОП   -   все   должны    остановиться;   желтый   - ВНИМАНИЕ - жди следующего сигнала; зеленый - ИДИТЕ - можно переходить улицу.
  2.  Находясь в транспорте, не ходи по салону, держись за поручень, не выглядывай из окон, не высовывай руки, не нажимай без надобности на аварийные кнопки.
  3.  Не устраивай игр на проезжей части или вблизи дороги. Не катайся на велосипедах, роликовых коньках и т. п. на проезжей части дороги.

23.        Не перебегай улицу или дорогу перед близко  идущим транспортом.

24.         Не цепляйся за проходящий мимо транспорт.

ИНСТРУКЦИЯ № 3.2.2.

по пожарной безопасности.

Для младших школьников

  1. Нельзя трогать спички и играть с ними.
  2. Опасно играть с игрушками и сушить одежду около печи, нагревательных приборов с открытой спиралью.

3.        Недопустимо без разрешения взрослых включать электроприборы и газовую плиту.

  1. Нельзя разводить костры и играть около них.
  1. Если увидел пожар, необходимо сообщить об этом родителям или взрослым.

Для старших школьников

  1. Следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети, убирайте их в недоступные для малышей места.
  2. Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные упаковки.
  3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра.   Запрещайте   малышам   самостоятельно   включать  телевизор. Уходя из дома, выключайте электроприборы из сети.
  4. Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости, и зажженная спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам.
  1.  Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей (бензин, солярка).
  2. Не оставляйте незатушенных костров.
  3. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух или сухую траву.
  4. При обнаружении пожара сообщите взрослым и вызовите пожарных по телефону 01_.

На территории школы

  1. На территории школы запрещается разводить костры, зажигать факелы, применять фейерверки и петарды, другие горючие составы.
  2. Запрещается курить в здании школы и на ее территории.
  3. Запрещается приносить в школу спички, горючие жидкости (бензин и растворители), легковоспламеняющиеся вещества и материалы. Запрещается пользоваться в классах и кабинетах осветительными и нагревательными приборами с открытым пламенем и спиралью.
  4. Категорически не допускается бросать горящие спички в контейнеры-мусоросборники.

19. В случаях пожарной опасности производится эвакуация школы, сигналом к которой является длительная серия коротких звонков.

ИНСТРУКЦИЯ № 3.2.3.

по электробезопасности.

1.        Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора производится в обратной  последовательности.

  1. Уходя из дома или даже из комнаты, обязательно выключайте электроприборы (утюг, телевизор и т. п.).
  2. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
  3. Никогда не тяните за электрический провод руками – может случиться короткое замыкание.
  4. Ни в коем случае не подходите к оголенному проводу и не дотрагивайтесь до него - может ударить током.
  5. Не пользуйтесь утюгом, чайником, плиткой без специальной подставки.

7.        Не прикасайтесь К нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включенном в сеть нагревателе.

  1. Никогда не протирайте включенные электроприборы влажной тряпкой.
  2. Не вешайте цветочные горшки над электрическими проводами.
  1.  Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.
  2. Не прикасайтесь к провисшим или лежащим на земле проводам.
  3. Опасно влезать на крыши домов и строений, где вблизи проходят линии электропередачи, а также на опоры (столбы) воздушных линий электропередачи.
  4. Не пытайтесь проникнуть в распределительные устройства, трансформаторные подстанции, силовые щитки - это грозит смертью!
  1.  Не используйте бумагу или ткань в качестве абажура электролампочек.
  2. Не пытайтесь проводить ремонт электроприборов при их включенном состоянии (в электросети).
  3. В случае возгорания электроприборов, если вы не можете погасить   вспышку  пожара,  вызывайте  по телефону  пожарную службу.

ИНСТРУКЦИЯ № 3.2.4

по правилам безопасности при обнаружении неразорвавшихся снарядов,

мин, гранат и неизвестных пакетов

  1. Заметив оставленный в транспорте, подъезде дома и т. п. пакет (сумку, коробку и т. п.), ни в коем случае не трогайте его: возможно, в нем находится взрывное устройство.
  2. Сообщите о своей находке дежурному сотруднику милиции.
  3. Если вы заметили пакет, сумку, коробку в городском транспорте, сообщите об этом водителю.
  4.  Если вы все-таки оказались невольным свидетелем террористического акта, не теряйте самообладания. Постарайтесь запомнить людей, убегавших с места события, возможно, это и есть преступники.
  1. Постарайтесь оказать посильную помощь пострадавшим от взрыва или от выстрелов до прибытия машин скорой помощи. Передайте свои сведения сотрудникам спецслужб, прибывшим на место происшествия.
  2.  Не играйте со взрывпакетом, если каким-то образом он оказался у вас: можно получить тяжелые ожоги.
  3. Не бросайте в костер патроны - они могут выстрелить и ранить вас.
  4. Опасайтесь взрыва: кислородных баллонов, сосудов под давлением,   пустых  бочек  из-под  бензина  и   растворителей,   газовоздушных смесей.

9.        Обнаружив подозрительный предмет, похожий на снаряд, мину, гранату, не приближайтесь к нему и не бросайте камни: снаряд может взорваться. Место расположения подозрительного предмета оградите и сообщите о находке в милицию по телефону 02_.

Сообщите о находке ближайшим людям и дождитесь прибытия милиции.

Запрещается:

  1. Сдвигать с места, бросать, поднимать взрывоопасные предметы.
  2. Собирать и хранить боеприпасы; пытаться их разбирать, нагревать и ударять.
  3. Изготовлять из снарядов предметы быта.
  4.  Использовать снаряды для разведения костров, приносить их в помещение.
  5. Собирать и сдавать в металлолом боеприпасы.

ИНСТРУКЦИЯ № 3.2.5

по профилактике негативных ситуаций во дворе,

на улицах, дома и в общественных местах

  1. Прежде чем выйти из квартиры (дома), посмотрите в глазок и убедитесь, что на площадке (около двери) нет посторонних, в противном случае переждите.
  2. Никогда не заходите  с посторонними (незнакомыми) в подъезд, лифт или на лестничную площадку, если там стоят подозрительные люди, особенно группа людей.
  1.  Если на вас все же напали (в лифте), постарайтесь нажать кнопку «Вызов диспетчера», но не кричите, особенно в тех случаях, когда не уверены, что поблизости есть люди, способные помочь.
  2.  Проводя время во дворе, держитесь подальше от компаний подростков, которые старше вас, находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, играют в азартные игры и т. п.
  3.  Никогда не садитесь в машину, мотоцикл и т. п. с незнакомыми людьми.
  4. Не  пользуйтесь дорогими телефонами и  вещи (магнитофон и т. п.), если около дома нет старших.
  5. Не носите с собой ценности, деньги (без особой на то необходимости).
  1. Не лазайте по подвалам, чердакам, крышам.
  1. Гуляя на улице, старайтесь держаться поближе к своему дому, находиться в знакомой компании. Последнее условие обязательно, если вы уходите далеко от дома, особенно в чужой район, на танцы (дискотеку), рынок, в магазин, на концерт и т. п. При этом желательно, чтобы взрослые знали, где вы находитесь.
  1.  Призыв о помощи - это не свидетельство трусости, а необходимое средство самозащиты, иногда - спасение.
  2.  Если вы попали в западню - нападающих больше, они явно сильнее, поблизости нет никого, кто мог бы прийти на помощь, то лучше отдайте деньги или вещь, которую они требуют. Помните, что ваша жизнь и здоровье дороже всего.
  3.  Если вас начинают преследовать, идите (бегите) туда, где много людей, больше света (ночью) и т. д.
  4.  Никогда не играйте в азартные игры, особенно на деньги со старшими ребятами или взрослыми, вообще с незнакомыми людьми.
  5.  В целях личной безопасности (профилактики похищений) необходимо:
  • стараться не оставаться в одиночестве, особенно на улице, по пути в школу и обратно, с места досуга;
  • чаще менять маршруты своего движения в школу, магазин, к друзьям и т. д.;
  • никогда не заговаривать с незнакомыми, а тем более в чем-то подозрительными людьми;

-        не садиться в чужие машины, не ездить с незнакомыми людьми;

- всегда ставить в известность родственников о том, куда и когда вы направляетесь, у кого, сколько и где собираетесь быть, когда и каким путем собираетесь возвращаться (если есть возможность, сообщите номер телефона, иные координаты, по которым вас можно найти).

ИНСТРУКЦИЯ № 3.2.6

по безопасному поведению в общественном транспорте

Необходимо помнить, что общественный транспорт - средство передвижения повышенного риска, поэтому:

  1. Избегайте  в темное  время  суток  пустынных  остановок, а ожидая автобус, трамвай или троллейбус, стойте на хорошо освещенном месте рядом с другими людьми.
  2. Когда подходит автобус, не старайтесь стоять в первом ряду - могут толкнуть под колеса.
  3. Нельзя спать во время движения, так как при резком торможении можно получить травму.
  4. Не прислоняйтесь к дверям, по возможности избегайте езды на ступенях и в переходе.
  5. Избегайте пустых автобусов, троллейбусов и трамваев, а также вагонов электропоездов.
  6. Если вам приходится ехать поздно, то садитесь около водителя и ближе к проходу.
  7. Девушкам рекомендуется садиться рядом с женщинами.
  8. Если в салон вошел пассажир, ведущий себя развязно, отвернитесь от него, не встречайтесь с ним глазами.

9.        Держите на виду свои вещи.

  1. При поездке в электричке в вечернее и ночное время садитесь в первый вагон и вагон, где есть пассажиры.
  2. Нельзя стоять в тамбуре и проходе вагона электропоезда;
    выходя из транспорта, будьте внимательны, так как можно попасть под колеса проезжающего мимо транспорта.

12.        При выходе из вагона держитесь за поручни.
В общественном транспорте запрещается:

  • ходить без необходимости в автобусах, троллейбусах и т. д.;
  • открывать двери с обеих сторон (допускается только справа
    по движению);
  • выглядывать из окон и высовывать руки;
  • отвлекать водителя;
  • включать или выключать какие-либо приборы (дергать стоп-
    кран);
  • нажимать без надобности на аварийную кнопку.

ИНСТРУКЦИЯ № 3.2.7

по правилам безопасного поведения на водоемах в летний, осенне-зимний и весенний периоды

В летнее время

  1. Входите в воду быстро и во время купания не стойте без
    движения. Почувствовав озноб, быстро выходите из воды.
  2. Не купайтесь сразу после приема пищи и большой физической нагрузки (игра в футбол, бег и т. д.). Перерыв между приемом пищи и купанием должен быть не менее 45-50 минут.
  3. В холодную погоду, чтобы согреться, проделайте несколько легких физических упражнений.
  4.  Не купайтесь больше 30 минут; если вода холодная, достаточно 5-6 минут.
  5.  При ушных заболеваниях не прыгайте в воду головой вниз.
  6. Не оставайтесь при нырянии долго под водой.
  7.  Выйдя из воды, вытритесь насухо и сразу оденьтесь.
  8.  Почувствовав усталость, сразу плывите к берегу.
  9.  При судорогах не теряйтесь, старайтесь держаться на воде и зовите на помощь.

10.  При оказании вам помощи не хватайте спасающего, а помогите ему буксировать вас к берегу.

Запрещается:

  1.  Входить в воду разгоряченным  (потным).
  2. Заплывать за установленные знаки (ограждения участка, отведенного для купания).
  3.  Подплывать близко к моторным лодкам, баржам.
  4.  Купаться при высокой волне.
  5.  Прыгать с вышки, если вблизи от нее находятся другие пловцы.
  6. Толкать товарища с вышки или с берега.

Безопасность на льду

  1. Лед зеленоватого оттенка, толщиной 7 см - безопасный, он выдерживает одного человека.
  2.  Непрочный лед - около стока вод (с фабрик, заводов).
  3. Тонкий или рыхлый лед - вблизи камыша, кустов, под сугробами.
  4.  Площадки под снегом следует обойти.
  5.  Ненадежный тонкий лед - в местах, где бьют ключи, быстрое течение или там, где впадают в реку ручьи.
  6.  Нельзя проверять прочность льда ударом ноги.
  7. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.
  8.  При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).
  9. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом:
    крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
  1.  Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо.
  2.  Если вы провалились, необходимо широко раскинуть руки по кромкам льда, удерживаться от погружения с головой.
  3.  Не паникуйте, старайтесь без резких движений выбираться на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверхность ноги.
  4. Выбравшись из пролома, нужно откатиться и ползти в сторону, обратную направлению движения.

Добравшись до берега, идите быстро домой, переодевайтесь в сухую одежду, выпейте горячий чай.

ИНСТРУКЦИЯ № 4

по охране труда при проведении прогулок,

туристских походов, экскурсий, экспедиций

1. Общие требования безопасности:

  1. К прогулкам, туристическим походам, экскурсиям и экспедициям допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
  2. . Опасные факторы:
  • изменения установленного маршрута движения, самовольное оставление места расположения группы;
  • травмирование ног при неправильном подборе обуви, передвижение без обуви, а также без брюк или чулок, укусы ядовитыми животными, пресмыкающимися и насекомыми;
  • отравление ядовитыми растениями, плодами и грибами;
  • заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из непроверенных открытых водоемов.
  1.  При проведении прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции группу учащихся, воспитанников должны сопровождать двое взрослых.
  2.  Для оказания первой медицинской помощи пострадавшим во время прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

2. Требования безопасности перед проведением прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции:

2.1         Пройти соответствующую подготовку, инструктаж, медицинский осмотр и представить справку о состоянии здоровья.

  1.  Надеть удобную одежду и обувь, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде.
  2.  Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

3. Требования безопасности во время прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции:

  1. Соблюдать дисциплину, выполнять все указания руководителя и его заместителя, самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы.
  2.  Общая продолжительность прогулки составляет 1-4 часа, а туристского похода, экскурсии, экспедиции не должна превышать: для учащихся 1-2 классов - 1 дня, 3-4 классов - 3 дней, 5-6 классов - 18 дней, 7-9 классов - 24 дней, 10-11 классов - 30 дней.
  3.  Отправляясь на экскурсию, в поход, надевайте одежду, соответствующую  сезону  и  погоде,   на  ноги  надевайте  прочную обувь, носки, на голову - головной убор. Во время экскурсии не снимайте обувь и не ходите босиком.
  4. Во время привалов во избежание ожогов и лесных пожаров не разводить костры.
  5.  Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.
  6.  Не трогать руками ядовитых и опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения, грибы, а также колючие растения и кустарники.
  7.  Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых водоемов, использовать для этого питьевую воду из фляжки, которую необходимо брать с собой, или кипяченую воду.
  1.  Соблюдать правила личной гигиены, своевременно информировать руководителя группы или его заместителя об ухудшении состояния здоровья или травмах.
  2.  Уважать местные традиции и обычаи, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

4.  Требования безопасности в аварийных ситуациях:

  1. При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего.
  2.  При получении учащимся, воспитанником травмы оказать помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании прогулки, туристского похода, экскурсии, экспедиции:

  1.  Проверить по списку наличие всех учащихся, воспитанников в группе.
  2. Проверить наличие и сдать на хранение туристское снаряжение.

ИНСТРУКЦИЯ № 5

по оказанию первой помощи пострадавшему

Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечки первой помощи находятся:

- в кабинетах физики, химии, информатики, домоводства;

  • в слесарной и столярной мастерских;
  • в спортивном зале;
  • в учительской и приемной.

1.         В случае поражения электрическим током необходимо:

1.1.  Освободить пострадавшего от действия тока:

  • отключить электроэнергию с помощью рубильника или другого выключателя;
  • перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности) инструментом с сухой ручкой из изолирующего материала;
  • отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;
  • при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом рас
    полагаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.
  1.  Вызвать скорую медицинскую помощь.
  2.  Оказать первую медицинскую помощь:
  • уложить пострадавшего на подстилку;
  • распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха;
  • дать нюхать нашатырный спирт;
  • обрызгать лицо и шею холодной водой;
  • растереть грудь и конечности спиртом;
  • при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.

2.         При отравлении угарным газом необходимо:

  • вынести пострадавшего на свежий воздух;
  • поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом;
  • при необходимости применить искусственное дыхание;
  • после восстановления дыхания дать валериановых капель.

3.         При порезах необходимо:

-        при порезах стеклом: тщательно осмотреть рану, очистить ее;

  • промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фурацилином);
  • обработать рану йодом;
  • наложить повязку;

-        при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану положить давящую повязку.

4.         При ушибах:

-        положить на место ушиба холодный компресс;

-        забинтовать ушибленное место.

5.         При термическом ожоге:

  • смочить обожженное место спиртом или раствором соды;
  • наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого калия;
  • забинтовать.

6.         При ожоге едкими щелочами:

  • обильно смочить обожженное место нейтрализующим раствором соляной или лимонной кислоты;
  • смазать борным вазелином;
  • наложить марлю или вату;
  • забинтовать.

7.         При ожоге кислотами:

  • обильно смочить обожженное место раствором соды;
  • наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;
  • покрыть ватой;
  • забинтовать.

Содержание аптечки и назначение лекарственных препаратов

В аптечке должны находиться:

1.        Перевязочные материалы:

  • бинты;
  • вата;
  • индивидуальные перевязочные пакеты;
  • лейкопластырь;
  • пакеты со стерильными медицинскими салфетками.
  1.  Жгут кровоостанавливающий.
  2. Нашатырный спирт (в ампулах) (применяется для возбуждения дыхания, обработки кожи при ожогах кислотами, при укусах насекомых).
  3.  Настойка валерианы (успокаивающее средство).
  4. Пятипроцентный спиртовой раствор йода (для обработки ран).
  5. Перманганат калия, или марганцовка (для промывания желудка, обработки ран).
  6. Питьевая сода (для промывания желудка, обработки кожи при ожогах).
  1. Борный вазелин (для смазывания медицинских салфеток при закрытии проникающих ранений; для смазывания кожи).
  2. Активированный уголь (для лечения различных острых отравлений).
  1.  Борная кислота (для промывания глаз, обработки кожи).
  2.  Нитроглицерин или валидол (при болях в сердце).
  3. Анальгин, амидопирин (при различных болях, ранениях).
  4.  Папаверин (при гипертоническом кризе, болях в сердце).
    Перевязочный материал и лекарственные препараты следует

периодически заменять и пополнять. Их количество должно соответствовать числу работающих в данном подразделении.

 



Предварительный просмотр:

МБОУ «Сеитовская ООШ»

Инструкции

и виды инструктажа

по биологии.

Учитель биологии: Имзалиева Гульниса Саифединовна

Подпись:___________________

2013-2014 учебный год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕИТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА »

Инструкция №1.

По охране труда при работе в кабинете биологии

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

  1. К  работе  в  кабинете биологии допускаются учащиеся МБОУ «Сеитовская ООШ»,  прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
  2. Опасные производственные факторы:
  1. химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;
  2. термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;
  3. порезы  и уколы рук при небрежном обращении' с лабораторной
    посудой, режущим и колющим инструментом;
  4. отравления  ядовитыми  растениями  и  ядовитыми веществами грибов.
  1. Для тушения очага возгорания кабинет биологии должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения: огнетушитель пенный и углекислый ящик с песком;
  2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
  3. После  окончания  работ тщательно вымыть руки с мылом.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

  1. Подготовить к работе необходимое оборудование,  инструменты, препараты, проверить их правильность, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла,
  2. Убедится в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также укомплектованности медицинской аптечки необходимыми  медикаментами и перевязочными средствами.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

  1. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест  для  учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактивов.
  2. В кабинете биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества  (олеандр, молочай и др.), а также колючих растений.
  3. Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в  лаборантской допускается только в присутствии учителя (преподавателя) биологии.

Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки  шкафах  с глухими дверными створками без стекол.

  1. В кабинете на видном месте должны быть  вывешены  инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ,  во время работы на учебно-опытном участке  при  проведении экскурсий биологии.
  2. Запрещается иметь и использовать  в  работе  электронагревательные приборы с открытой спиралью.
  3. При работе с лабораторной посудой,  приборами из стекла соблюдает особую  осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб, брать предметные и покровные стекла за края легко, во избежание порезов пальцев.
  4. При работе с твердыми химреактивами набирать их  из  баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, глаза и одежду.
  5. Запрещается  использование инсектицидов для борьбы с насекомыми-вредителями комнатных растений.
  1. Не  сливать  отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой  вместимостью не менее З л.
  2. Не мыть лабораторную посуду мылом, так  как  она  становится
    скользкой и ее легко уронить и разбить.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4. 1. При разливе легко воспламеняющихся жидкостей или ее воспламенения эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.8. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.3. При получении травмы сообщить оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ.

  1. Привести в порядок рабочее место.  Убрать в лаборантскую  в
    шкаф оборудование, приборы, инструменты, препараты.
  2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся
    стеклянный сосуд вместимостью не менее З л  для последующего уничтожения.
  3. Тщательно вымыть руки с мылом.

 

Инструкция  № 2

 по охране труда для учащихся

при выполнении лабораторных и практических работ

с использованием микроскопа

Общие положения.

       Данная инструкция предназначена для учащихся  при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа. Опасности в работе:

  • уколы частей тела при небрежном обращении с препаравальными иглами;
  • порезы рук при небрежном обращении с предметами и покровными стёклами.

       

Требования безопасности перед началом работы.

  • Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.      
  • Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии  проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.
  • Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
  • Ученик знакомится с устройством микроскопа и в его исправности, с правилами работы с микроскопом.
  • Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.
  • Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы.

  • Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.  
  • Ученик соблюдает осторожность при работе с препаравальными иглами, предметными и покровными стёклами.                  
  • Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.
  • Ученик перед работой с микроскопом знакомится с правилами.
  • Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.
  • Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы и пинцеты.

Требования безопасности после окончания работы.

  • По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого футляры. Затем сдаёт всё учителю биологии на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.                            
  • По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.      
  • После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.
  • Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.
  • Требования безопасности в аварийных ситуациях.
  • В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите

Инструкция №  3

по охране труда для учащихся

при выполнении практических и лабораторных работ, связанных

с гербарным материалом в кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с гербарным материалом.

Опасности в работе:

  1. аллергические реакции на сухой гербарный материал;
  2. уколы шипами, колючками гербарных растений при небрежном обращении с ними;
  3. попадание частичек гербарного материала в глаза и слизистую носоглотки с повреждённых гербариев.

Требования безопасности перед началом работы.

  • Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы и безопасные приёмы её выполнения.      
  • Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии  проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.
  • Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
  • Ученик проверяет наличие и целостность гербарного материала, применяемого в лабораторной работе.
  • Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.
  • Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.
  • Требования безопасности во время работы
  • Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с гербарным материалом.  
  • Ученик заблаговременно сообщает учителю о предрасположенности к аллергии на пыль, на частички сухого гербарного материала.
  • Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в целостности гербарного материала.
  • Учитывая хрупкость сухих растений (гербариев) – ученик соблюдает осторожность в работе с ними во избежание засорения глаз и попадания в дыхательные пути частичек гербария.
  • Не передавать гербарии друг другу. Работать с тем гербарием, который выдал учитель биологии.

Требования безопасности после окончания работы.

  • По окончании работы ученик сдаёт гербарный материал учителю биологии на хранение.                            
  • По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.      
  • После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.
  • Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.
  • Требования безопасности в аварийных ситуациях.
  • В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите их работу, сообщите об этом учителю.

 

Инструкция № 3

 по технике безопасности для учащихся

при проведении лабораторных занятий, практических работ и

демонстрационных опытов в кабинете биологии

Правила по технике безопасности во время лабораторных занятий и демонстрaционных опытов:

Учащиеся должны приобрести прочный навык брать инструменты только за ручки, не направляйте их заострённые части на себя и соседей  (при изготовлении микропрепаратов учащимися 6,8,10 классов; черенковании комнатных растений - 6 классов).

Категорически запрещается иметь в кабинете биологии электронагревательные  приборы с открытой спиралью. При демонстрационных опытах допустимо использование электронагревательных приборов с закрытой спиралью.

Перед выполнением лабораторных работ, в процессe которых проводится нагревание жидкости в пробирках, учитель обязан сообщить правила нагревания пробирки (держать её необходимо отверстием от себя), необходимо показать как правильно закрепляются пробирки в зажимах штативов. Категорически запрещается придерживание пробирок бумажными полосками.

Инструктаж надлежит сопровождать показом правильных приемов работы, (проводится при выполнении лабораторных работ действие слюны на крахмал и желудочного сока на белок).

При выполнении лабораторной работы – сфикированными в формалине материалами его необходимо накануне извлечь и тщательно промыть под струей холодной воды.

При проведении лабораторной работы - получение вытяжки xлорофила из зелёного листа, необходима проинструктировать учащихся как работать с хрупкой стеклянном посудой: химическими стаканами, пробиркой, предметными стеклами и т.д.

При демонстрации опытов, связанных с использованием кислот, щелочей и других химических реактивов, не допускать попадания этих веществ на одежду, необходимо проинструктировать школьников как работать с серной кислотой.

В кабинете биологии запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми- вредителями растений. Допускается обработка растений мыльным раствором, раствором мочевины, табачным настоем.

При использовании технических средств обучения принимаются меры предосторожности, установленные в общем порядке для всех учебных предметов.

Для оказания первой помощи при травмах в кабинете биологии обязательно надо иметь аптечку, в которой должны находиться: бинт, вата, йод, растворы соды, перманганата калия, нашатырный спирт, зелёнка.

Инструкция № 5

по охране труда для учащихся

 при выполнении лабораторных работ с влажными препаратами

в кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся  в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с влажными препаратами.

Опасности в работе:

  • отравление вредными испарениями при небрежном обращении с влажными препаратами и их разгерметизации при этом;
  • порезы рук при небрежном обращении со стеклянной поверхностью влажных препаратов.

Требования безопасности перед началом работы.

  • Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.      
  • Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии  проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.
  • Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
  • Ученик проверяет наличие и целостность влажных препаратов, применяемых в лабораторной работе.
  • Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.
  • Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы.

  • Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с влажными препаратами.  
  • Ученик соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами, без надобности не переставляет с места на место, не передаёт друг другу и не берёт влажные препараты с других столов.  
  • Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в герметичности влажных препаратов.
  • Ученик перед работой с влажными препаратами знакомится с правилами.
  • Учащийся соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами во избежание повреждения, так как можно порезаться осколками стекла или отравиться вредными испарениями формалинового раствора, в котором находится изучаемый объект.

Требования безопасности после окончания работы.

  • По окончании работы ученик сдаёт влажные препараты учителю биологии на хранение.                            
  • По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.      
  • После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.
  • Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

  • В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

  • В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.  

 

  • При возникновении аварийной ситуации:
  1. сообщить администрации, директору;
  2. сообщить пожарной охране;
  3. принять меры по эвакуации учащихся из помещения;
  4. отключить электросеть.

Требования по оказанию первой помощи.

Если произошло повреждение влажного препарата, и при этом произошла утечка вредных испарений и раствора, необходимо, во избежание отравлений и аллергических реакций, вывести учащихся из кабинета, нейтрализовать раствор, убрать его остатки и проветрить кабинет.

Если при этом наблюдается наличие порезов осколками стекла, необходимо смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку, при необходимости отправить учащегося в медицинский пункт.

Инструкция  №6

по правилам безопасности для учащихся

на  пришкольном участке.

I. Общие требования безопасности

  1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех работающих на участке учащихся.
  2. Работать  на учебном участке в халатах или перчатках.
  3. Пользоваться соответствующими возрасту сельскохозяйственными орудиями.
  4. Не переносить тяжести с помощью носилок, вёдер до достижения 15 лет.
  5. Пользоваться лейками вместимостью не более 4-х литров.
  6. Учащиеся 4-5 классов работают на участке 2 часа, через каждые 20 минут работы 10 минутный перерыв, 7-8 классы работают 3-4 часа с 10 минутными перерывами через каждые 30 минут.
  7. Нельзя работать с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.
  8. Все работы выполнять после указания учителя, руководителя трудовой практики.
  9. Не производить прополку руками, только рыхлителями, мотыгами и в перчатках.
  10. Травмоопасность на учебном участке:
  • солнечный удар;
  • порезы и ушибы при работе с инвентарём;
  • отравление ядохимикатами и т.п. веществами.

II. Требования безопасности перед началом занятий

Пройти   инструктаж по ТБ при  выполнении любого вида работ.  

Надеть рабочую одежду и защитные перчатки.

Получить, соответствующие своему росту лопату, мотыгу и др. орудия труда.

Получить конкретное задание на ближайшие 20 - 30  минут  от  учителя -  руководителя  работ.

При наличии порезов кисти, пальцев рук учащийся освобождается от работы с землёй.

III. Требования безопасности во время занятий

Приступить к работе после указания учителя.

Лопату, грабли, вилы, мотыгу переносить только рабочей частью вниз.

Работу по обработке земли производить в защитных перчатках.

Прополку вести только инвентарём, но не руками.

Очищать почву от камней, осколков стекла, обломков металла проводить граблями, лопатой и т.д.

Соблюдать порядок и дисциплину во время работы.

Защитить голову от солнечных лучей платком, косынкой, кепкой.

Проводить 10 минутный отдых в тени.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

В случае возникновения аварийных ситуаций (буря, ураган, пожар и т.п.) покинуть участок по указанию учителя или руководителя работ.

При травматизме обратиться за помощью к учителю.

При плохом самочувствии, внезапном заболевании сообщить учителю.

  V. Требования безопасности по окончании занятий

Сдать рабочий инструмент и инвентарь учителю.

Снять рабочую одежду и защитные перчатки, сдать учителю.

Вымыть тщательно с мылом руки, лицо.

О всех недостатках, замеченных во время работы на участке, сообщить учителю.

Инструкция №7

 по охране труда

при проведении демонстрационных опытов по биологии

1. Общие требования безопасности.

1.К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний  по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов не допускаются.

2. Лица,  допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

3. При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие следующих опасных и вредных поизводственных факторов:

- химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;

- термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;

- порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;

- отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

4.Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.

5. При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать расположение первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.

6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

8.  Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

Требования безопасности перед началом работы.

 Подготовить к работе необходимое оборудование , инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла.

Требования безопасности во время работы.

1. Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя.

2. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактовов.

3. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими створками без стекол.

4. В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ и практических работ, на учебно-опытном участке и при поведении экскурсий по биологии.

5. В кабинете не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества ( олеандр, молочай и др.) а также колючих растений.

6. Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью.

7. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб. Брать предметные и покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.

8. При работе с твердыми химреактивами набирать из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.

9. Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 литров.

10. Не мыть лабораторную посуду с мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.

11. Запрещается использование в кабинете инсектицидов для борьбы с насекомыми – вредителями комнатных  растений.

Требования безопасности по окончании работы.

1. Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 литров с крышкой для их последующего уничтожения.

3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки.

Инструктаж №8

 для учащихся школы по охране труда

при проведении экскурсий по биологии

 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

 1.1. К участию в экскурсиях по биологии допускаются учащиеся с 6-ro класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

 1.2. При проведении экскурсии по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

 - травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;

 - укусы ядовитыми животными и пресмыкающимися (змеи, паукообразные, многоногие и пр.);

 - заражение инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые и пр.);

 - отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;

 - заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из открытых непроверенных водоемов.

 1.3. При проведении экскурсии по биологии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

 1.4. Учащиеся обязаны во время экскурсии по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить костры и не пользоваться открытым огнем в лесу.

 1.5. При проведении экскурсии по биологии группу учащихся должны сопровождать двое взрослых.

 1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии, которому оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить администрации учреждения.

 1.7. Во время экскурсии по биологии учащиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены.

 1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКСКУРСИИ.

 2.1. Перед проведением экскурсии по биологии ее руководитель обязан тщательно обследовать тот участок местности, куда будут выведены учащиеся, выбирая места, где отсутствуют опасности для детей, а также безопасные маршруты передвижения.

 2.2. Ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными, пресмыкающимися, насекомыми, растениями, плодами и грибами.

 2.3. Надеть соответствующую сезону и погоде одежду и обувь. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки. Чтобы избежать натирания ног обувь должна быть подобрана по размеру.

 2.4. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.

 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ.

 3.1. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травм и укусов пресмыкающимися и насекомыми.

 3.2. При изучении флоры и фауны водоема избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоема использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостков не разрешается.

 3.3. Во избежание лесных пожаров и ожогов не разводить костры.

 3.4. Запрещается использовать ядовитые вещества (хлороформ, серный эфир и др.) для замаривания насекомых.

 3.5. Во избежание отравлений не пробовать на вкус какие-либо растения, плода и грибы.

 3.6. Во избежание укусов и травм не трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, насекомых, растений и грибов, а также колючих кустарников и растений.

 3.7. Не выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.

 3.8. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.

 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

 4.1. При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

 4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЭКСКУРСИИ.

 5.1. Проверить по списку наличие всех учащихся.

 5.2. Сдать руководителю экскурсии инвентарь и собранные образцы.

 5.3. Тщательно вымыть руки с мылом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструктаж по технике безопасности в кабинете химии

ВИДЫ ИНСТРУКТАЖАПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ...

Урок №1: "Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе"

Тема урока: "Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе" Первый урок в 5 классе....

Ж.урнал инструктажа по тб

Журнал можно распечатать и использовать...

Виды инструктажа

Виды инструктажа по ТБ при  проведении уроков химии....

Журнал инструктажа

Журнал инструктажа по технике безопасности в кабинете информатики...

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.

Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для  активизации  и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся  по техноло...