Рабочие программы по биологии (6,8,9 классы)
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Полом Фаленского района Кировской области
Принято на заседании педсовета Протокол № _____ от «___»___________2013г. | Утверждаю Директор школы __________________/З.В.Авдулова/ Протокол № ____ от «___»_____________ 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Биология
8 класс
Базовый уровень
на 2013-2014 учебный год
Учитель: Шумилова Наталья Леонидовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
8 класс
Базовый уровень (2 часа в неделю, 68 часов)
УМК И.Н.Пономаревой
Рабочая программа соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования. Рабочая программ составлена на основе:
- Учебник « Биология. Человек. 8 класс» А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Москва, «Вентана-Граф» 2010г.
- Авторская программа « Природоведение. Биология. Экология. 5-11 Авторы: Т.С.Сухова, В.С. Строганов, И.Н. Пономарева и др.». Издательский центр «Вентана- Граф, 2010 г.» к учебникам биологии И.Н.Пономаревой общеобразовательных учреждений (базовый уровень).
Нормативно-правовая основа рабочей программы:
1.Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3.Федеральный базисный учебный план для начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 1312».
6.Приказ Минобрнауки от 19.12.2012 г.№ 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».
7. Приказ департамента образования Кировской области от 13.06.2012г. №5-1204 «О региональном компоненте в структуре федерального базисного учебного плана».
8.Учебный план муниципальной казённого общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с.Полом Фаленского района Кировской области на 2013-2014 учебный год.
9.Годовой календарный учебный график муниципальной казённого общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с.Полом Фаленского района Кировской области на 2013-2014 учебный год.
Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии от 21.03.2011 года 43 № 000268 (рег. № 0094), свидетельства о государственной аккредитации от 12.03.2013 года серия 43 А01 № 0000138 (рег. № 686).
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, т.е. 2 часа в неделю, в том числе лабораторных работ 6, практических работ-12.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с разными источниками информации.
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим ; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрывается предмет и методы изучения анатомии, физиологии, гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В завершающей части рассматривается индивидуальное развитие человека. Количество часов на изучение учебного материала соответствует программе.
В программе предусмотрены лабораторные и практические работы. Среди практических работ уделяется внимание функциональным пробам, позволяющим каждому учащемуся оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными.
Учебный материал, изложенный в стандарте образования, выделен «жирным подчеркнутым шрифтом».
Цели и задачи курса:
- Развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.
- Изучение места и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
- Изучение строения и процессов жизнедеятельности организма человека.
Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением разделов курса с 5 – 9 классы. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими ценностями. Изучение биологического материала позволяет решить задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственность за ее сохранность. Учащие должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы и его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранять ее для себя и последующих поколений.
Основными задачами данного раздела являются следующие:
- Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития.
- Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека.
- Раскрыть роль человека в природе.
- Продолжить формировать представление о единстве живой природы.
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать / понимать:
- сущность биологических процессов:
- обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность, изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
- место и роль человека в системе органического мира;
- сходства и отличия человека от животных;
- уровни организации организма человека;
- процессы жизнедеятельности организма человека;
- взаимосвязь строения и функций органов человека;
- особенности второй сигнальной системы;
- особенности обмена веществ, причины нарушений и их последствия;
- предотвращение болезней ЗОЖ;
- основные меры профилактики здоровья человека.
Учащиеся должны уметь:
• объяснять: роль различных организмов в жизни человека; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе их сравнения;
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, определения норм рационального питания, анализа и оценки влияния факторов окружающей среды, определения факторов риска на здоровье, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания).
Учебно-тематический план | ||||
№ п/п | Тема | Количество часов | Лабораторные работы | Практические работы |
1 | Введение. Организм человека: общий обзор. | 5 | 2 | 1 |
2 | Опорно-двигательная система. | 7 | 1 | 3 |
3 | Кровь. Кровообращение | 9 | 1 | 4 |
4 | Дыхание | 6 | 1 | 2 |
5 | Пищеварение. | 7 | 1 | 2 |
6 | Обмен веществ и энергии | 3 | - | 1 |
7 | Выделение. Кожа | 5 | - | 1 |
8 | Эндокринная система | 2 | - | - |
9 | Нервная система .Органы чувств | 9 | - | 6 |
10 | Поведение и психика | 7 | - | 3 |
11 | Индивидуальное развитие организма | 4 | - | - |
12 | Повторение изученного за курс 8 класса | 4 | - | - |
14 | Итого: | 68 | 6 | 23 |
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Тип урока | Элементы содержания, ФГОС | Дата проведения | ||
план | факт | |||||
ВВЕДЕНИЕ. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА. ОБЩИЙ ОБЗОР. 5 часов | ||||||
1. | Введение. Биосоциальная природа человека. Науки об организме человека. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Вводный инструктаж по ТБ. Биологическая природа и социальная сущность человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно-гигиеническая служба. Функции СЭЦ. Ответственность людей, нарушающих санитарные нормы общежития. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. | |||
2. | Структура тела. Место человека в живой природе. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни. | |||
3. | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. | Комбинированный | Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Л.р. № 1. «Действие фермента каталазы на пероксид водорода» | |||
4. | Ткани. | Комбинированный | Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона. Распознавание на готовых микропрепаратах разных видов тканей, описание их, обоснование взаимосвязи строения и функций тканей. Исследование тканей на готовых микропрепаратах и их описание. Л.р. № 2. «Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных, мышечных тканей». | |||
5. | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. | Комбинированный | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекс, рефлекторная дуга. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека П.р. № 1. «Получение мигательного рефлекса и его торможение». | |||
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 7 часов | ||||||
6. | Скелет. Строение и состав костей. Соединение костей. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Опора и движение. Опорно-двигательная система. Строение, состав и соединение костей. Демонстрация скелета, распилов костей, позвонков, строение става, мышц. Л.р. № 3 . «Исследование свойств нормальной, жженой, декальцинированной кости. Просмотр микропрепаратов костей и поперечно-полосатой мышечной ткани». | |||
7. | Скелет головы и туловища. Скелет конечностей. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. П.р. № 2. «Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти». | |||
8. | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | Урок комплексного применения знаний. | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. | |||
9. | Мышцы. Типы мышц, их строение и значение. Работа мышц. | комбинированный | Мышцы: их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений. П.р. № 3. «Утомление при динамической и статической работе. Функции основных мышечных групп». | |||
10. | Нарушения осанки и плоскостопие. | комбинированный | Нарушения осанки и плоскостопие. П.р. № 4. «Определение нарушения осанки и плоскостопия». | |||
11. | Развитие опорно-двигательной системы. | комбинированный | Развитие опорно-двигательной системы. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Наблюдение за состоянием своего организма ( определение массы, роста). | |||
12. | Обобщение знаний по теме «Опорно-двигательная система». | Урок контроля | Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Наблюдение за состоянием своего организма (определение массы, роста). | |||
КРОВЬ. КРОВООБРАЩЕНИЕ. 9 часов | ||||||
13. | Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. | комбинированный | Транспорт веществ. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа, их круговорот. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Значение крови и ее состав. Л.р. № 4. «Сравнение крови человека с кровью лягушки». | |||
14. | Иммунитет. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Органы иммунной системы. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. | |||
15. | Тканевая совместимость и переливание крови. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Свертываемость крови. Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови. Резус-фактор. | |||
16. | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Демонстрация торса человека, модели сердца. Пр.р. № 5. «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение». | |||
17. | Движение крови по сосудам. | комбинированный | Движение крови по сосудам. Кровеносная и лимфатическая система. Наблюдение за состоянием своего организма (определение частоты пульса, кровяного давления) Демонстрация прибора для измерения артериального давления и способ его использования. Пр.р. № 6. «Опыты, выясняющие природу пульса». Пр.р. № 7. «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». | |||
18. | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | комбинированный | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | |||
19. | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | комбинированный | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Оценка и анализ факторов окружающей среды, отрицательно влияющих на сердечно – сосудистую систему. Наблюдение за состоянием своего организма (частота дыхания). Пр.р. № 8. «Реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку – функциональная проба». | |||
20. | Первая помощь при кровотечениях. | Урок комплексного применения знаний, умений и навыков | Артериальное и венозное кровотечение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | |||
21 | Обобщение знаний по теме «Кровь. Кровообращение». | Урок контроля | Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь | |||
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 6 часов | ||||||
22. | Значение дыхания. Органы дыхания. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Дыхание. Значение дыхания. Дыхательная система. Органы дыхания: верхние дыхательные пути, гортань, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево. Демонстрация торса человека, модели гортани и легких | |||
23. | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | комбинированный | Альвеолы, легкие, пристеночные и легочные плевры, плевральная полость. Газообмен в легких и тканях. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Л.р. № 5. «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Изготовление самодельной модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха». | |||
24. | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | комбинированный | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Наблюдение за состоянием своего организма (определение частоты пульса и дыхания). П.р. № 9. «Измерение обхвата грудной клетки». | |||
25. | Болезни органов дыхания и их предупреждение. Гигиена дыхания. | комбинированный | Заболевания органов дыхания, их профилактика. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. Значение работ Р.Коха. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. П.р. № 10. «Определение запыленности воздуха в зимних условиях». | |||
26. | Первая помощь при поражении органов дыхания. | Урок комплексного применения знаний, умений и навыков | Приемы оказания первой помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | |||
27. | Обобщение знаний по теме «Дыхательная система». | Урок контроля | Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания, их профилактика. Меры профилактики заболеваний, вызываемых вирусами. Значение работ Р.Коха. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. | |||
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. 7 часов | ||||||
28. | Значение пищи и ее состав. . | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Питание. Пища как биологическая основа жизни. Значение пищи и ее состав. | |||
29. | Органы пищеварения. Строение и значение зубов. | комбинированный | Пищеварительная система. Органы пищеварения. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Демонстрация торса человека Форма и функции зубов. | |||
30. | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. | комбинированный | Пищеварение в ротовой полости и желудке. Роль ферментов в пищеварении. Л.р. № 6. «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал». П.р. № 11. (д/з). «Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка». П.р. № 12. (д/з). «Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка». | |||
31. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | комбинированный | Изменение питательных веществ в кишечнике. Аппендикс. Симптомы аппендицита. | |||
32. | Регуляция пищеварения. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Регуляция пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. | |||
33. | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения. | Урок комплексного применения знаний, умений и навыков. | Заболевания органов пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Возбудители и переносчики заболеваний человека. Оказание первой помощи при отравлении грибами. | |||
34 | Обобщение знаний по теме «Пищеварительная система». | Урок контроля | Питание. Пища как биологическая основа жизни. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Оказание первой помощи при отравлении грибами. | |||
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ. ВИТАМИНЫ. 3 часа | ||||||
35. | Обменные процессы в организме. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Обмен веществ и превращение энергии. Обменные процессы в организме. П.р. № 13. «Функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки». | |||
36. | Нормы питания. | комбинированный | Нормы питания, энерготраты человека: основной и общий обмен. Обмен и роль белков, углеводов и жиров. Качественный состав пищи. Определение норм рационального питания. | |||
37. | Витамины. | комбинированный | Витамины. Гипо- и гипервитаминозы. А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. | |||
ВЫДЕЛЕНИЕ. КОЖА. 5 часов | ||||||
38. | Строение и функции почек. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выделение. Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Мочеполовая система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон- функциональная единица почки. Образование первичной и вторичной мочи. | |||
39. | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | комбинированный | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. | |||
40. | Значение кожи и ее строение. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Покровы тела. Значение кожи и ее строение. | |||
41. | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. | комбинированный | Уход за кожей, волосами, ногтями. Грибковые заболевания кожи, их предупреждение, меры защиты от заражения. П.р. № 14. «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки». | |||
42. | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах. | Урок комплексного применения знаний, умений, навыков. | Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Роль кожи в терморегуляции. Теплообразование, теплоотдача. Закаливание. Наблюдение за состоянием своего организма (измерение температуры тела). | |||
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА. 2 часа | ||||||
43. | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Демонстрация модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом. | |||
44. | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | Урок усвоения навыков и умений | Гормоны, их роль в обмене веществ, росте и развитии | |||
НЕРВНАЯ СИСТЕМА. ОРГАНЫ ЧУВСТВ. АНАЛИЗАТОРЫ. 9 часов | ||||||
45. | Значение, строение и функционирование нервной системы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Нервная система: значение, строение и функционирование. П.р. № 15. «Действия прямых и обратных связей». | |||
46. | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Вегетативная нервная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. П.р. № 16. «Штриховое раздражение кожи». | |||
47. | Спинной мозг. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Спинной мозг: строение и функции. | |||
48. | Головной мозг: строение и функции. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Головной мозг, его отделы, их строение и функции. П.р. № 17. «Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка». | |||
49 | Обобщение знаний по темам «Эндокринная система. Нервная система». | Урок контроля | Нервная система | |||
50. | Как действуют органы чувств и анализаторы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Органы чувств, их роль в жизни человека. Как действуют органы чувств и анализаторы. | |||
51. | Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевание и повреждения глаз | комбинированный | Орган зрения и зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевания и повреждения глаз. Нарушение зрения, его профилактика. Демонстрация модели глаза. П.р. № 18. «Выявление функции зрачка и хрусталика, нахождение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении». | |||
52. | Орган слуха. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, ОРЗ. Борьба с шумом. Нарушение слуха, его профилактика. Демонстрация модели уха. | |||
53. | Органы равновесия, осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов. Обобщение знаний по теме «Анализаторы». | Урок обобщения и систематизации знаний | Органы осязания, обоняния и вкуса. Взаимосвязь ощущений как результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий. П.р. № 19. «Определение выносливости вестибулярного аппарата». П.р. № 20. «Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек». | |||
ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХИКА. 7 часов | ||||||
54. | Врожденные и приобретенные формы поведения. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Психология и поведение человека. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Условные и безусловные рефлексы. П.р. № 21. «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма». | |||
55. | Закономерности работы головного мозга. | комбинированный | П.р. № 22. «Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений». | |||
56. | Биологические ритмы. Сон и его значение. | комбинированный | Биологические ритмы. Сон и его значение. | |||
57. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Сознание. Труд. Познавательные процессы. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Высшая нервная деятельность человека. Познавательная деятельность мозга. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих, эстетических потребностей. | |||
58. | Воля и эмоции. Внимание. | комбинированный | Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих, эстетических потребностей. П.р. № 23. «Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения». | |||
59. | Динамика работоспособности. Режим дня. | комбинированный | Работоспособность. | |||
60 | Обобщение знаний по теме «Поведение и психика». | Урок контроля знаний | Высшая нервная деятельность человека. Познавательная деятельность головного мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих, эстетических потребностей. | |||
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА. 4 часа | ||||||
61. | Половая система человека. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Размножение и развитие. Половая система человека. Забота о репродуктивном здоровье. Забота о репродуктивном здоровье. Наследование признаков у человека. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Демонстрация модели зародышей человека и животных разных возрастов | |||
62. | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. | комбинированный | Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем ,их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. | |||
63. | О вреде наркогенных веществ. | комбинированный | О вреде наркогенных веществ. | |||
64. | Психологические особенности личности. Обобщение по теме «Индивидуальное развитие организма». | Урок обобщения и систематизации знаний | Индивидуальные особенности личности: темперамент, способности, характер. Цели и мотивы деятельности. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | |||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ЗА КУРС 8 КЛАССА 4 часа | ||||||
65. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | комбинированный | Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание ,двигательная активность. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. | |||
66 | Человек и окружающая среда. | комбинированный | Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. | |||
67. | Итоговая контрольная работа. | Урок контроля | Органы и системы органов. | |||
68 | Подведение итогов года | Урок обобщения и систематизации знаний | Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. |
Учебно-методическое обеспечение:
УМК
- Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.М.Константинов, В.С.Кучменко, А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, Н.М.Чернова, Л.В.Симонова, И.М.Швец, М.З.Федорова, Г.А.Воронина
Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы: Программы.-М.:Вентана-Граф, 2010г.
2.Драгомилов А.Г. ,Маш Р.Д. Биология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2010.
3. Драгомилов А.Г. ,Маш Р.Д. Биология: Человек: Рабочая тетрадь для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений в двух частях.-М.:Вентана-Граф,2009.
4. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс/Сост. Е.В.Мулловская.-М.,2011.
Литература для учащихся:
- Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: человек.- М., издательский центр «Вентана-Граф», 2010.)
- А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь № 1, № - М. – Вентана- Граф, 2011 год.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене.- М., «Просвещение», 1989 г.
- Лебедев А. Биология: Учебно-справочное пособие.-.М.:ООО «Изд-во Астрель»:ООО «изд-во АСТ»,2004.
- Биология: Ботаника: Зоология: Анатомия, физиология, гигиена человека: Общая биология: Справочные материалы. Учебное пособие для уч-ся/Д.И.Трайтак.-М.:Просвещение,1983.
Литература для учителя:
- Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье. Кн. для учителя. М.: Изд-во «1 сентября».,2000.
- Рохлов В.С.Программированные задания по биологии: человек и его здоровье. Пособие для учащихся и учителей., М.,1999.
- Нетрадиционные уроки по биологии 5-11 кл./Авт.-сост.М.В.Высоцкая. -Волгоград,2004.
- Сухова Т.С.Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 кл. Методич. пособие. М.:Дрофа,2001.
- Биология. 8 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/ авт.-сост. С.Б.Циклов.- Ярославль,2010.
- Попова Л.А. Открытые уроки: Природоведение. Биология:5-8 классы.-М.,2009.
- Учебное электронное издание. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс.Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс
- MULTIMEDIA. – поддержка курса «Общая биология» Образовательный комплекс(электронное учебное издание),Фирма «1С», созданный на основе УМК под редакцией И.Н.Пономаревой, по учебнику А.Г.Драгомилова и Р.Д.Маш. Биология. Человек. 8 класс. Вентана-Граф. 2007 г.
- www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по биологии для 6-9 классов по УМК В.В.Пасечника
Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими рекомендациями учебно-методического комплекта В.В.Пасечника. Содержание рабочих программ соответствует Федер...
Рабочая программа по биологии для 10-11 классов.
Вариант рабочей программы, составленной на основе программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В Симоновой. Помимо традиционной расчасовки и содержания программы содержит требования к уровню подготовк...

рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ
Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида
рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...